(с изменениями на 5 апреля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 07.08.2019 N 624-пп, от 25.12.2019 N 974-пп, от 24.12.2020 N 1225-пп, от 26.07.2021 N 633-пп, от 29.12.2021 N 1325-пп, от 01.12.2022 N 1291-пп, от 27.12.2022 N 1523-пп, от 31.03.2023 N 268-пп, от 27.06.2023 N 596-пп, от 26.12.2023 N 1379-пп, от 05.04.2024 N 286-пп)
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2011 года N 279-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области", распоряжением Губернатора Оренбургской области от 6 августа 2018 года N 218-р "Об утверждении перечня государственных программ Оренбургской области" Правительство Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить государственную программу Оренбургской области "Социальная поддержка граждан в Оренбургской области" согласно приложению.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Оренбургской области:
(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 07.08.2019 N 624-пп)
от 8 августа 2016 года N 563-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года N 734-пп";
от 30 декабря 2016 года N 1013-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года N 734-пп";
от 13 сентября 2017 года N 667-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года N 734-пп";
от 25 декабря 2017 года N 954-пп "О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года N 734-пп";
от 24 декабря 2018 года N 849-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года N 734-пп".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике - министра здравоохранения Оренбургской области.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 25.12.2019 N 974-пп)
4. Постановление вступает в силу после его официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 года.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ
Государственная программа Оренбургской области "Социальная поддержка граждан в Оренбургской области"
(в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 31.03.2023 N 268-пп, от 27.06.2023 N 596-пп, от 26.12.2023 N 1379-пп, от 05.04.2024 N 286-пп)
1. Оценка состояния сферы социальной защиты населения
Социальная защита населения представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан.
В Оренбургской области в соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" приняты и реализуются с 2019 года региональные проекты "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" (далее - "Старшее поколение") и "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография".
Численность населения Оренбургской области по итогам 2021 года составляет 1924,6 тысячи человек, в том числе:
около 450,9 тысячи детей, которые воспитываются в 286,0 тысячи семьях;
более 7,6 тысячи ветеранов Великой Отечественной войны, из них 142 - инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
11 Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
более 22 тысяч ветеранов боевых действий;
более 2,5 тысячи членов семей погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
около 900 членов семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Государственной противопожарной службы и уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, погибших при исполнении служебных обязанностей;
более 90 бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами в период Второй мировой войны.
Правительством Оренбургской области регулярно принимаются важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан.
Развивается законодательная база, укрепляются материально-техническая, информационная и кадровая системы.
Социальная защита населения Оренбургской области базируется на принципах добровольности, адресности, нуждаемости, своевременном и полном исполнении принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки и социальных услуг.
Важнейшими качественными характеристиками системы социальной поддержки граждан являются:
распределение полномочий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам между Российской Федерацией и Оренбургской областью;
дифференцированный подход к предоставлению мер социальной поддержки гражданам, учитывающий:
профессионализм, при котором меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям государственных служащих в связи с особыми условиями, ограничениями и рисками осуществления профессиональной деятельности (военнослужащие, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, судебные приставы, сотрудники органов безопасности и другие);
категориальный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются гражданам с учетом особых заслуг перед государством (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица, "Дети войны" и другие), в связи с последствиями политических репрессий, попаданием в трудную жизненную ситуацию (инвалидность, сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства и определенных занятий и другое);
адресный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются гражданам независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности с учетом экономического потенциала (доходы, имущество).
Меры социальной поддержки предоставляются в следующих формах:
денежная (ежемесячные и единовременные выплаты, региональный материнский капитал, социальные доплаты к пенсиям, компенсационные выплаты, помощь на условиях социального контракта, выплаты, приуроченные к знаменательным датам, социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья и другое);
натуральная (обеспечение продуктами питания, одеждой, обувью, лекарственными препаратами, жилыми помещениями отдельных категорий граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и другое);