1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2018 года N 870-пп "Об утверждении государственной программы Оренбургской области "Социальная поддержка граждан в Оренбургской области" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 7 августа 2019 года N 624-пп, от 25 декабря 2019 года N 974-пп, от 24 декабря 2020 года N 1225-пп, от 26 июля 2021 года N 633-пп, от 29 декабря 2021 года N 1325-пп, от 1 декабря 2022 года N 1291-пп, от 27 декабря 2022 года N 1523-пп) следующее изменение:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Постановление вступает в силу после дня его официального опубликования.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР
Государственная программа Оренбургской области "Социальная поддержка граждан в Оренбургской области"
1. Оценка состояния сферы социальной защиты населения
Социальная защита населения представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан.
В Оренбургской области в соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" приняты и реализуются с 2019 года региональные проекты "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" (далее - "Старшее поколение") и "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография".
Численность населения Оренбургской области по итогам 2021 года составляет 1924,6 тысячи человек, в том числе:
около 450,9 тысячи детей, которые воспитываются в 286,0 тысячи семьях;
более 7,6 тысячи ветеранов Великой Отечественной войны, из них 142 - инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
11 Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
более 22 тысяч ветеранов боевых действий;
более 2,5 тысячи членов семей погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
около 900 членов семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Государственной противопожарной службы и уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, погибших при исполнении служебных обязанностей;
более 90 бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами в период Второй мировой войны.
Правительством Оренбургской области регулярно принимаются важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан.
Развивается законодательная база, укрепляются материально-техническая, информационная и кадровая системы.
Социальная защита населения Оренбургской области базируется на принципах добровольности, адресности, нуждаемости, своевременном и полном исполнении принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки и социальных услуг.
Важнейшими качественными характеристиками системы социальной поддержки граждан являются:
распределение полномочий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам между Российской Федерацией и Оренбургской областью;
дифференцированный подход к предоставлению мер социальной поддержки гражданам, учитывающий:
профессионализм, при котором меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям государственных служащих в связи с особыми условиями, ограничениями и рисками осуществления профессиональной деятельности (военнослужащие, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, судебные приставы, сотрудники органов безопасности и другие);
категориальный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются гражданам с учетом особых заслуг перед государством (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица, "Дети войны" и другие), в связи с последствиями политических репрессий, попаданием в трудную жизненную ситуацию (инвалидность, сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства и определенных занятий и другое);
адресный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются гражданам независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности с учетом экономического потенциала (доходы, имущество).
Меры социальной поддержки предоставляются в следующих формах:
денежная (ежемесячные и единовременные выплаты, региональный материнский капитал, социальные доплаты к пенсиям, компенсационные выплаты, помощь на условиях социального контракта, выплаты, приуроченные к знаменательным датам, социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья и другое);
натуральная (обеспечение продуктами питания, одеждой, обувью, лекарственными препаратами, жилыми помещениями отдельных категорий граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и другое);
льготы (внеочередной прием в учреждения социального обслуживания и бесплатное социальное обслуживание отдельных категорий граждан, льготы по транспортному налогу и другое).
Предоставление мер социальной поддержки предусматривает дифференциацию сроков и периодичность (постоянная, на определенный период, разовая).
Важнейшей количественной характеристикой системы социальной поддержки является численность граждан льготных категорий, которым меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме. В 2022 году она составляет более 450 тысяч человек (23,4 процента населения области). При этом один гражданин может являться получателем четырех или пяти мер социальной поддержки. Назначение и перечисление социальных выплат осуществляется государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения".
В области проживают 286,0 тысячи семей, в которых воспитывается 450,9 тысячи детей, около половины из них нуждаются в дополнительном внимании государства. Несмотря на снижение уровня рождаемости, в Оренбуржье наблюдается стабильный рост числа многодетных семей. За последние 10 лет их количество увеличилось в 2 раза и по итогам 2022 года превышает 30,2 тысячи семей.
Система социальной поддержки населения постоянно совершенствуется.
Новые социально-экономические и политические условия в 2022 году внесли коррективы в систему социальной поддержки. Увеличены размеры ряда социальных выплат. Введены меры адресной поддержки лиц, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также членов их семей и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в результате выполнения служебных обязанностей в ходе специальной военной операции.
Для семей с детьми наиболее важными аспектами государственной поддержки стали расширение возможностей использования средств регионального материнского капитала, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ими возраста 3 лет.
В 2021 году введена ежегодная денежная выплата на приобретение школьной формы детям из малообеспеченных многодетных семей в возрасте от 7 до 16 лет, которая предоставляется в проактивном формате. Этот опыт стал одним из первых шагов по переводу региональных мер социальной поддержки в формат "Социального казначейства", который позволит сократить срок предоставления региональных мер социальной поддержки до 5 рабочих дней. Централизация и цифровизация сведений об отнесении граждан к льготным категориям обеспечивают возможность получения мер социальной поддержки без предоставления документов.
Увеличен объем финансирования одной из самых востребованных мер поддержки многодетных семей - единовременной денежной выплаты в целях улучшения жилищных условий взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, почти вдвое сокращены сроки определения права на ее предоставление.
В 2022 году введена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, предоставление которой осуществлялось в том числе за счет субвенции из областного бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации (с 2023 года осуществляется за счет субвенции из областного бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации).
В целях выстраивания единой целостной системы поддержки семей с детьми законодательством Российской Федерации с 1 января 2023 года введено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием детей, которое объединило ряд действующих мер социальной поддержки и осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в том числе за счет субвенции из областного бюджета.
Одной из составляющих социального благополучия семей с детьми является возможность обеспечить детей качественным отдыхом и оздоровлением. В Оренбургской области проживают 208,2 тысячи детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из них более 130 тысяч - дети школьного возраста, которые нуждаются в организованном отдыхе, оздоровлении и досуговых мероприятиях.
По состоянию на 1 января 2023 года в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления включено 966 организаций, в том числе 50 загородных оздоровительных лагерей, 906 лагерей дневного пребывания и 10 палаточных лагерей. С 2022 года муниципальным образованиям Оренбургской области по итогам конкурсного отбора предоставляется субсидия из областного бюджета на модернизацию объектов инфраструктуры, предназначенных для отдыха детей и их оздоровления. В 2022 году организованными формами отдыха охвачено более 82,1 тысячи детей.
Одним из инструментов усиления адресности и эффективности государственной поддержки является расширение практики заключения социального контракта. В 2021 году заключено 5137 социальных контрактов, доля граждан, среднедушевой доход которых увеличился, составила 51,6 процента, что выше плановых показателей на 6,3 процента. В 2022 году увеличены размеры государственной социальной помощи: на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности на 40 процентов (2021 год - 250,0 тысячи рублей, 2022 год - 350,0 тысячи рублей); на ведение личного подсобного хозяйства - в 2 раза (2021 год - 100,0 тысячи рублей, 2022 год - 200,0 тысячи рублей). По направлениям "поиск работы" и "иные мероприятия по преодолению трудной жизненной ситуации" размеры ежемесячных выплат увеличивались в 2022 году дважды в связи с увеличением размера прожиточного минимума. По итогам 2022 года количество заключенных контрактов увеличилось на 3,6 процента по сравнению с уровнем 2021 года.
В Оренбургской области действует 61 разнопрофильная организация социального обслуживания населения, в том числе: 40 комплексных центров социального обслуживания населения; 1 геронтологический центр; 3 дома-интерната для граждан пожилого возраста и инвалидов; 1 дом-интернат для умственно отсталых детей; 4 психоневрологических интерната; 6 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; 3 реабилитационных центра для инвалидов; 2 центра социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий; 1 учебно-методический центр и государственное юридическое бюро.
Учреждения социального обслуживания предоставляют широкий спектр социальных услуг нуждающимся категориям граждан в стационарной, полустационарной формах, на дому.
В стационарных условиях социальные услуги предоставляются при постоянном или временном (сроком до 6 месяцев) круглосуточном проживании. Стационарное социальное обслуживание в 2022 году обеспечивали 28 учреждений (отделений) на 3781 место.
В 2022 году в форме социального обслуживания на дому охвачено свыше 53,0 тыс. человек, в полустационарной форме - около 23 тыс. человек.