ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 ноября 2018 года N 867

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490

Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" следующие изменения:

1.1. Пункт 2 постановления изложить в следующей редакции:

"2. Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга осуществлять координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий государственной программы".

1.2. Пункты 2.1 и 2.2 постановления исключить.

1.3. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Митянину А.В.

Временно исполняющий обязанности

Губернатора Санкт-Петербурга

А.Д.Беглов


Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга

13 ноября 2018 года

Регистрационный N 24721     

Приложение

к постановлению

Правительства Санкт-Петербурга

от 08.11.2018 N 867

Государственная программа Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге"

1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге"

1

Ответственный исполнитель государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

КТЗН

2

Соисполнители государственной программы

ИОГВ

3

Участники государственной программы

ГИТ,

ГУ РО ФСС РФ,

ЛФП,

РОР СПП

4

Цели государственной программы

Содействие формированию и рациональному использованию трудовых ресурсов Санкт-Петербурга

5

Задачи государственной программы

Сближение спроса и предложения на рынке труда.

Повышение уровня социальной поддержки безработных граждан.

Повышение эффективности государственного регулирования рынка труда. Достижение сбалансированности спроса и предложения трудовых ресурсов.

Формирование целостной системы профессиональной ориентации для обеспечения процесса профессионального самоопределения граждан в соответствии с потребностями рынка труда.

Повышение эффективности системы профессионального образования.

Оптимизация объемов и профессионально-квалификационной структуры привлекаемой в Санкт-Петербург рабочей силы из других регионов Российской Федерации и иностранных государств.

Улучшение условий и охраны труда работающих в Санкт-Петербурге.

Снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Создание в Санкт-Петербурге благоприятных условий, позволяющих инвалидам трудоспособного возраста реализовать свое право на труд

6

Целевые показатели государственной программы

Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ)).

Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет.

Прирост (рост) реальной заработной платы относительно уровня 2011 года.

Доля вакантных рабочих мест в общей численности рабочих мест в организациях Санкт-Петербурга (без субъектов малого предпринимательства).

Удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников.

Численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих.

Доля работающих в отчетном периоде инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста

7

Основания разработки государственной программы

Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 298;

государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297;

постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации"

8

Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы (далее - отдельные мероприятия)

Подпрограммы:

подпрограмма 1 "Государственные гарантии и активная региональная политика в сфере занятости" (далее - подпрограмма 1);

подпрограмма 2 "Профессиональное самоопределение" (далее - подпрограмма 2);

подпрограмма 3 "Трудовая миграция" (далее - подпрограмма 3);

подпрограмма 5 "Улучшение условий и охраны труда" (далее - подпрограмма 5);

подпрограмма 6 "Создание условий для эффективного трудоустройства инвалидов" (далее - подпрограмма 6).

Отдельное мероприятие:

отдельное мероприятие "Обеспечение разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Санкт-Петербурга и прогноза потребности в кадрах на рынке труда Санкт-Петербурга"

9

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования, в том числе по годам реализации

Общий объем финансирования государственной программы в 2018-2023 гг. составляет 10365008,8 тыс.руб.,

в том числе средства бюджета Санкт-Петербурга - 6899549,1 тыс.руб.,

в том числе по годам реализации:

2018 г. - 1104878,6 тыс.руб.;

2019 г. - 986532,1 тыс.руб.;

2020 г. - 1032936,7 тыс.руб.;

2021 г. - 1174918,2 тыс.руб.;

2022 г. - 1258115,2 тыс.руб.;

2023 г. - 1342168,3 тыс.руб.;

средства федерального бюджета - 3465459,7 тыс.руб.,

в том числе по годам реализации:

2018 г. - 538691,9 тыс.руб.;

2019 г. - 576940,6 тыс.руб.;

2020 г. - 587456,8 тыс.руб.;

2021 г. - 587456,8 тыс.руб.;

2022 г. - 587456,8 тыс.руб.;

2023 г. - 587456,8 тыс.руб.

10

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Уровень безработицы в 2-3 раза ниже среднероссийского, но не более 2,0 процента численности рабочей силы.

Поддержание занятости населения на одном из самых высоких уровней в Российской Федерации, но не менее 73,5 процента от численности населения в возрасте 15-72 лет.

Прирост (рост) реальной заработной платы относительно уровня 2011 года - 109,0 процента.

Снижение дефицита кадров в экономике (до 3,3 процента от численности работающих в организациях Санкт-Петербурга).

Удельный вес численности высококвалифицированных работников составит не менее трети в общей численности квалифицированных работников (36,7 процента).

Снижение численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом (до 1,16 человека на 1000 работающих).

Увеличение доли работающих инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Санкт-Петербурге до 50,0 процента

2. Характеристика текущего состояния в сфере содействия занятости населения Санкт-Петербурга с указанием основных проблем

Сферой реализации государственной программы является сфера труда и занятости населения Санкт-Петербурга, охватывающая полный спектр направлений развития рынка труда и процессов управления трудовыми ресурсами.

Координацию реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения Санкт-Петербурга осуществляет КТЗН.

КТЗН является регулятором и крупнейшим в регионе посредником на рынке труда, обеспечивая оказание государственных услуг в области содействия занятости населения Санкт-Петербурга гражданам и работодателям.

КТЗН регулярно осуществляет мониторинг сферы труда и занятости населения Санкт-Петербурга, результаты которого показывают, что функционирование рынка труда Санкт-Петербурга характеризуется как стабильное и устойчивое с низким уровнем безработицы и одним из самых высоких в Российской Федерации уровнем занятости населения (таблица 1).

Кризисные процессы, наступившие в 2014-2015 годах, не отразились на численности занятых в экономике Санкт-Петербурга - динамика занятости осталась положительной. В 2015 году в экономике Санкт-Петербурга были заняты 2905,5 тыс. человек, что составило 72,2 процента от численности населения в возрасте от 15 до 72 лет (в 2016 году - 2970,5 тыс. человек, 73,5 процента; в 2017 - 2990,5 тыс. человек и 73,8 процента соответственно).

В 2016-2017 годах наблюдалось медленное восстановление экономики Санкт-Петербурга, сопровождаемое некоторым улучшением макроэкономической обстановки в стране - укреплением национальной валюты и стабилизацией цен на нефть. Динамика большинства показателей производства товаров и услуг в Санкт-Петербурге была положительной по сравнению с аналогичным периодом 2015 года: индекс промышленного производства составил в 2016 году - 103,8 процента, в 2017 году - 105,5 процента (в 2015 году указанный показатель составлял 92,9 процента относительно предыдущего года); оборот розничной торговли в 2016 году составил 100,1 процента к предыдущему году, в 2017 году - 103,4 процента (в 2015 году только 95,0 процента к уровню 2014 года), оборот оптовой торговли составил в 2016 году 132,0 процента к предыдущему году, в 2017 году - 116,0 процента (в 2015 году он составлял 92 процента относительно 2014 года).

Ряд показателей социального развития указывает на то, что снижение уровня жизни населения, наблюдавшееся в 2015 году, частично улучшилось: индекс потребительских цен в 2015 году составлял 113,3 процента, в 2016 году - 105,2 процента, в 2017 году снизился до 103,7 процента относительно предыдущего года. Средняя начисленная реальная заработная плата в 2015 году составила 92,5 процента к предыдущему году; в 2016 году - 103,0 процента; в 2017 году - 105,4 процента. При этом реальные денежные доходы продолжили снижение: в 2015 году они составили 98,9 процента относительно предыдущего года, в 2016 году - 97,2 процента, в 2017 году - 96,9 процента.

Стабильное функционирование рынка труда Санкт-Петербурга в 2016-2017 годах способствовало снижению социальной напряженности. Уровень безработицы (по МОТ) в Санкт-Петербурге один из самых низких среди регионов Российской Федерации в 2016-2017 годах находился в пределах 1,6-1,7 процента (Северо-Западный федеральный округ Российской Федерации - 4,6-4,2 процента, Российская Федерация - 5,5-5,2 процента).

В 2016-2017 годах в экономике Санкт-Петербурга продолжился рост численности занятых, уровень занятости достиг в 2017 году исторического максимума - 73,8 процента. Высокий уровень занятости обеспечивался за счет гибких форм занятости, дополнительно введенных рабочих мест и увеличения занятости на производственных единицах, функционирующих без образования юридического лица. В 2016-2017 годах было введено 57049 рабочих мест.

В Санкт-Петербурге отмечается повышение миграционного прироста. В 2015 году миграционный прирост в Санкт-Петербурге составил 25,3 тыс. человек, в 2016 году - 44,7 тыс. человек, в 2017 году - 64,6 тыс. человек.

Существенных изменений в структуре занятости в 2015-2016 годах не произошло. В 2016 году по сравнению с 2015 годом наблюдалось увеличение занятых в обрабатывающих производствах, транспорте и связи, операциях с недвижимостью (таблица 2).

Напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах Службы занятости населения (далее - Служба занятости), в расчете на одну вакансию) в конце декабря 2017 года составила 0,62 человека на вакансию (в конце декабря 2016 года - 0,58 человека на вакансию).

Уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения в среднем за 2016 год) на конец декабря 2017 года составил 0,39 процента (на конец декабря 2016 года этот показатель составлял 0,40 процента).

Несмотря на стабильное развитие, основной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, который становится серьезным препятствием для развития городской экономики, приводит к потерям государственного бюджета и недоиспользованию накопленного человеческого капитала. Дефицит кадров со средним профессиональным образованием вынуждает работодателей привлекать трудовых мигрантов и работников, квалификации которых не соответствуют требованиям занимаемых рабочих мест и должностей. Переизбыток кадров с высшим образованием по отдельным специальностям, во-первых, повышает конкуренцию среди работников и снижает потенциальную стоимость их труда и потенциальные доходы государственного бюджета от налогов и взносов, во-вторых, снижает шансы на трудоустройство по полученной специальности и возможность человека реализовать свои образовательные и профессиональные навыки. Низкие шансы трудоустройства или нежелание работать по специальности стимулируют неформальную занятость.

Динамика показателей, характеризующих рынок труда Санкт-Петербурга

Таблица 1

N п/п

Наименование показателя, характеризующего рынок Санкт-Петербурга

Единица измерения

Источник данных

2015 г.

2016 г.

2017 г.

1

2

3

4

5

6

7

1

Численность рабочей силы

тыс.чел.

Росстат.

Итоги выборочного обследования рабочей силы

2967,2

3020,3

3040,8

2

Численность занятых в экономике

тыс.чел.

2905,3

2970,5

2990,5

3

Уровень участия в рабочей силе

%

73,8

74,7

75,0

4

Уровень занятости населения

%

72,2

73,5

73,8

5

Уровень безработицы

%

2,1

1,6

1,7

6

Уровень регистрируемой безработицы

%

КТЗН

0,5

0,4

0,4

7

Численность иностранных трудовых мигрантов

тыс.чел.

Росстат.

Баланс трудовых ресурсов по Санкт-Петербургу

258,4

290,5

-

8

Среднемесячная заработная плата

руб.

Петростат

44187

48684

54353

Распределение занятых по видам экономической деятельности, тыс.чел.

(источник данных: Росстат. Баланс трудовых ресурсов по Санкт-Петербургу)

Таблица 2

N п/п

Наименование показателя

2014 г.

2015 г.

2016 г.

1

2

3

4

5

1

Среднегодовая численность занятых в экономике, в том числе:

2593,1

3164,8

3179,4

2

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

10,1

15,6

14,3

3

Добыча полезных ископаемых

1,3

1,5

1,6

4

Обрабатывающие производства

353,2

435,7

438,2

5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

44,5

47,0

47,7

6

Строительство

265,8

327,7

295,9

7

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

566,8

694,0

681,5

8

Гостиницы и рестораны

60,8

112,0

122,0

9

Транспорт и связь

233,4

283,6

299,5

10

Финансовая деятельность

62,3

71,8

75,5

11

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

403,2

515,2

534,4

12

Образование

227,5

232,1

233,7

13

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

149,5

161,0

162,8

14

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

121,9

169,9

179,9

3. Приоритеты и цели государственной политики, прогноз развития в сфере содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 2018-2023 годы, планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы

3.1. В Санкт-Петербурге наблюдается сокращение основного источника трудовых ресурсов - численности населения в трудоспособном возрасте. По состоянию на 01.01.2018 численность трудоспособного населения в Санкт-Петербурге снизилась ниже уровня 01.01.2013 и составляет 3087,7 тыс. человек. В этой связи возрастает роль участия в трудовой деятельности мигрантов, населения в возрасте старше трудоспособного и ранее неработающего населения - потоков, которые нуждаются в регулировании со стороны государства и повышении мотивации к трудовой деятельности. В этих целях реализуется активная политика занятости и мероприятия по оптимизации объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников, снижению социальной напряженности между иностранными трудовыми мигрантами и жителями Санкт-Петербурга, а также мероприятия по оптимизации объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения работников из других регионов Российской Федерации.

Основным подходом к решению проблемы дефицита и профицита квалифицированных кадров должно стать установление более тесной связи между сферой профессионального образования и потребностями рынка труда. Необходимо ликвидировать сложившиеся диспропорции между средним профессиональным образованием и высшим образованием и повысить авторитет рабочих профессий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»