РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 августа 2018 года N 38-рп
В целях совершенствования межведомственного взаимодействия учреждений социального обслуживания и здравоохранения, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, при получении гражданами пожилого возраста медицинской помощи и социальных услуг:
1. Утвердить План мероприятий ("дорожную карту") по созданию системы комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста в Санкт-Петербурге на 2019-2021 годы (далее - "дорожная карта") согласно приложению.
2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, ответственным за реализацию мероприятий "дорожной карты", обеспечить реализацию мероприятий "дорожной карты" в установленные сроки.
3. Внести изменение в распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2017 N 38-рп "О плане мероприятий на 2017-2020 годы по реализации в Санкт-Петербурге первого этапа Стратегии действий в интересах старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года", дополнив раздел 2 приложения к распоряжению пунктом 2.5 следующего содержания:
"
2.5 | Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию системы комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста в Санкт-Петербурге на 2019-2021 годы | 2019-2021 гг. | КСП, КЗ, АР |
".
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Митянину А.В.
Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко
к распоряжению
Правительства Санкт-Петербурга
от 28.08.2018 N 38-рп
План мероприятий ("дорожная карта") по созданию системы комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста в Санкт-Петербурге на 2019-2021 годы
План мероприятий ("дорожная карта") по созданию системы комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста в Санкт-Петербурге на 2019-2021 годы" (далее - "дорожная карта") разработан на основании следующих правовых актов:
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 204);
Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода, утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 14.12.2017 N ОГ-П12-8359;
В соответствии с вышеуказанными правовыми актами "дорожной картой" определены стратегические направления действий в сфере медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста и дальнейшего совершенствования межведомственного взаимодействия органов социального обслуживания и здравоохранения, в том числе:
по оптимизации учреждений социального обслуживания в части развития социально-медицинского обслуживания на дому, полустационарного социального обслуживания и сети стационарных учреждений;
по развитию сети учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь по профилю "гериатрия", включающему открытие и модернизацию гериатрических кабинетов (отделений) в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения;
по оказанию долговременного комплексного медико-социального сопровождения граждан пожилого возраста;
по совершенствованию нормативно-правовой и методической базы при предоставлении комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста;
по проведению мониторинга эффективности оказания социальных и медицинских услуг и мероприятий по социальному сопровождению граждан пожилого возраста;
по совершенствованию межведомственного взаимодействия между Комитетом по здравоохранению и Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга при предоставлении комплексной медико-социальной помощи;
по обеспечению информационного взаимодействия учреждений здравоохранения и социального обслуживания при оказании комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста;
по разработке новых стратегических пилотных проектов по совершенствованию комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста;
по формированию условий для повышения уровня профессионального развития специалистов, обеспечивающих предоставление комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста;
по развитию сектора некоммерческих организаций в сфере оказания социальных и медицинских услуг гражданам пожилого возраста.
Обеспечение комплексного подхода при реализации мероприятий "дорожной карты", направленных на совершенствование системы комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста и ее эффективное развитие, соответствует целевым показателям Указа Президента Российской Федерации N 204 в сфере медико-социальной поддержки граждан: повышению к 2024 году ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет.
С учетом анализа текущего состояния сферы комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста в Санкт-Петербурге можно сделать вывод, что в прогнозируемом периоде (2019-2021 годы) потребность граждан в комплексной социально-медицинской помощи будет возрастать. Это потребует прежде всего увеличения расходов на финансирование деятельности учреждений здравоохранения и социального обслуживания из бюджетной системы Санкт-Петербурга в связи с востребованностью у граждан пожилого возраста социальных услуг и медицинской помощи.
Таким образом, основной задачей "дорожной карты" является системная поддержка и повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге при получении ими социальных услуг и медицинской помощи, что позволит к 2021 году:
создать систему долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающую сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь;
привести стационарные учреждения социального обслуживания в надлежащее состояние в целях безопасности и комфортных условий предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, в том числе для граждан пожилого возраста;
обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование гериатрической службы в Санкт-Петербурге, в том числе в части выполнения мероприятий по профилактике и раннему выявлению нарушений когнитивных функций у граждан пожилого возраста, профилактике падений и переломов, ведению наиболее распространенных возраст-ассоциированных заболеваний и гериатрических синдромов.
Данные перспективные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере социального обслуживания и здравоохранения соответствуют задачам, определенным на федеральном уровне.
"Дорожная карта" включает в себя:
целевые показатели (индикаторы) "дорожной карты";
перечень мероприятий "дорожной карты".
По данным Федеральной службы государственной статистики на 01.01.2017 удельный вес населения Санкт-Петербурга в возрасте старше трудоспособного населения в общей численности населения Санкт-Петербурга составлял 26,7% (1411,5 тыс.чел.), в 2010 году этот показатель был равен 25,4 процента.
Ежегодно растет показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении: относительно 2011 года (73,10 лет) в 2017 году этот показатель увеличился до 75,45 лет, что превышает на 2,25 лет данные по Российской Федерации в целом (72,20 лет).
Вследствие старения населения Санкт-Петербурга, сопровождающегося увеличением ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста и их удельного веса в общей численности населения Санкт-Петербурга, все большую значимость обретает оптимизация имеющихся ресурсов систем социального обслуживания и здравоохранения с учетом потребностей и нужд пожилых петербуржцев.
2.1. Предоставление социального обслуживания гражданам пожилого возраста
По данным автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения" по состоянию на 01.01.2018 в Санкт-Петербурге проживало 1167,3 тыс. граждан старше 60 лет.
Предоставление и развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге осуществляется Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга и администрациями районов Санкт-Петербурга в рамках реализации мероприятий подпрограммы 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" и подпрограммы 5 "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" государственной программы Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 497" (далее - государственная программа "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге").
Социальные услуги гражданам пожилого возраста, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в Санкт-Петербурге предоставляются поставщиками социальных услуг, включенными в Реестр поставщиков социальных услуг в Санкт-Петербурге (далее - Реестр), в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и Законом Санкт-Петербурга от 24.12.2014 N 717-135 "О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге".
Действующим законодательством предусмотрены равные права для всех поставщиков социальных услуг (как государственных, так и негосударственных) и равные возможности доступа к получению социальных услуг для всех категорий граждан. В Реестр могут быть включены организации различных форм собственности, оказывающие социальные услуги жителям Санкт-Петербурга. По данным на 01.01.2018 Реестр содержит информацию о 51 поставщике социальных услуг, предоставляющем социальные услуги гражданам пожилого возраста (37 государственных организаций, 14 негосударственных организаций). Выбор поставщика социальных услуг граждане осуществляют самостоятельно.
Стационарное социальное обслуживание гражданам пожилого возраста и инвалидам в Санкт-Петербурге предоставляется 15 государственными стационарными учреждениями, включенными в Реестр, общей вместимостью 7451 место, в том числе:
три дома-интерната для ветеранов войны и труда вместимостью 560 мест, в которых проживает 526 граждан пожилого возраста (93,9 процента от общей численности проживающих);
три дома-интерната для престарелых и инвалидов, вместимостью 537 мест, в которых проживает 501 чел., из них 424 гражданина пожилого возраста (84,6 процента от общей численности проживающих);
один специнтернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы вместимостью 57 мест, в котором проживает 47 чел., из них 37 граждан пожилого возраста (78,7 процента от общей численности проживающих);