ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2018 года N 31/823-ОС


Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года



В соответствии со статьей 3.1 Закона Орловской области от 24 декабря 2015 года N 1897-ОЗ "О стратегическом планировании на территории Орловской области" Орловский областной Совет народных депутатов постановляет:


утвердить Стратегию социально-экономического развития Орловской области до 2035 года согласно приложению.



Председатель
Орловского областного
Совета народных депутатов
Л.С.МУЗАЛЕВСКИЙ



Приложение
к постановлению
Орловского областного
Совета народных депутатов
от 21 декабря 2018 г. N 31/823-ОС



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2035 ГОДА


I. Общие положения


Стратегия социально-экономического развития Орловской области на период до 2035 года (далее - Стратегия) является документом стратегического планирования Орловской области, разработанным в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития Орловской области, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации.


Стратегия основывается на положениях следующих документов:


Конституция Российской Федерации;


Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";


Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666;


Основы государственной культурной политики, утвержденные указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808;


Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203;


указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года";


указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";


указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";


указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";


указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";


указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";


указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";


указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";


указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 года N 259 "Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию";


указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации";


Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;


Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р;


Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р;


Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р;


Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 1083-р;


Методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2017 года N 132.


Стратегия направлена прежде всего на обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения, а также на развитие реального сектора экономики.


II. Характеристика региона, оценка достигнутых результатов (целей) социально-экономического развития Орловской области


2.1. Экономико-географическая характеристика региона, его место и роль в Российской Федерации и Центральном федеральном округе


Орловская область - один из небольших регионов России. Ее площадь составляет 24,7 тыс. кв. км (71-е место в России). Население области на 1 января 2018 года - 747,2 тыс. человек (64-е место в России).


В отличие от ряда регионов Российской Федерации, располагающих на своих территориях крупными запасами полезных ископаемых, экономика Орловской области базируется на работе отраслей реального сектора.


Социально-экономическое развитие Орловской области, как и других субъектов Российской Федерации, в 2013 - 2017 годах было достаточно сложным, что связано в первую очередь с произошедшей резкой дестабилизацией на валютном рынке и введением западных санкций в отношении Российской Федерации.


За период 2013 - 2015 годов темп роста валового регионального продукта (далее - ВРП) Орловской области ежегодно превышал значение данного показателя по субъектам Российской Федерации (далее - РФ) и в целом по субъектам Центрального федерального округа (далее - ЦФО). Темп роста валового регионального продукта региона в 2016 году к 2012 году в сопоставимых ценах составил 103,5%, данный показатель по субъектам РФ - 103,3%, по субъектам ЦФО - 103,0%. По итогам 2017 года ВРП оценивается в объеме 216132,1 млн. рублей.

Наименование показателя

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год (оценка)

ВРП, млн. руб.

164797,0

178822,5

208237,9

213924,0

216132,1

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,8

101,4

102,4

97,9

99,5

темп роста ВРП по субъектам РФ (в % к предыдущему году в сопоставимых ценах)

101,8

101,3

99,4

100,8

<*>

темп роста ВРП в целом по ЦФО (в % к предыдущему году в сопоставимых ценах)

101,6

100,8

99,3

101,3

<*>

место среди субъектов РФ

46

46

17

69

<*>

место среди субъектов ЦФО

13

10

6

14

<*>


________________


* данные будут опубликованы Росстатом в марте 2019 года


ВРП на душу населения в 2017 году составил по оценочным данным 286,3 тыс. рублей, среднегодовой темп роста за период 2013 - 2017 годов - 101,3% в сопоставимых ценах.


Наибольшую долю в структуре ВРП по оценке 2017 года занимает промышленное производство - 20,3%. Производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий составляет 16,7%. На долю торговли и общественного питания приходится 16,1%, транспорта и связи - 11,4%, строительства - 7,4% общего объема ВРП.


Промышленность


Промышленный комплекс Орловской области выступает базовой составляющей экономики региона. Доля промышленного производства в общих налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней в 2017 году составила более 32%.


В промышленном комплексе области функционирует более тысячи предприятий, из них около 200 - крупные и средние организации. Среднесписочная численность работников составляет 50,4 тыс. человек - это около четверти общей численности работающих в экономике области.


Основная часть промышленного производства региона сконцентрирована в трех промышленных центрах области - городах Орел, Мценск и Ливны. Основу промышленности города Орла представляют предприятия практически всех отраслей, за исключением цветной металлургии. В городе Ливны сосредоточены машиностроительные предприятия, специализирующиеся на производстве насосной продукции, нефтеналивного оборудования и автокомплектующих. Промышленные предприятия города Мценска специализируются на производстве черного и цветного литья, сварочных материалов и коммунальной техники.


В силу специфики Орловской области (область не располагает крупными месторождениями полезных ископаемых общенационального и международного значения и соответствующими мощностями по выпуску производных продуктов) региональная промышленность характеризуется высоким уровнем межотраслевой и межрегиональной кооперации (значительная часть сырья, материалов и комплектующих ввозится из-за пределов Орловской области). Исключение - промышленность строительных материалов, ориентированная прежде всего на использование местной сырьевой базы.


Динамика развития промышленности Орловской области, наблюдаемая в последние годы, в целом соответствовала темпам развития промышленного производства в России. Однако, в 2017 году показатели промышленного производства Орловской области несколько снизили свои позиции относительно общероссийских. По итогам 2017 года индекс промышленного производства в Орловской области составил 96,7% по отношению к предыдущему году. В целом по России и по ЦФО этот показатель составил 102,1%.


Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами за этот период на сумму 120,9 млрд. рублей, темп роста объемов отгрузки в действующих ценах составил 100,9%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»