(с изменениями на 6 ноября 2024 года)
(в ред. Законов Краснодарского края от 05.05.2019 N 4034-КЗ, от 14.10.2020 N 4342-КЗ, от 09.12.2020 N 4370-КЗ, от 05.10.2021 N 4531-КЗ, от 27.12.2021 N 4627-КЗ, от 08.06.2022 N 4689-КЗ, от 23.12.2022 N 4813-КЗ, от 05.12.2023 N 5010-КЗ, от 06.11.2024 N 5220-КЗ)
Принят
Законодательным Собранием
Краснодарского края
11 декабря 2018 года
Утвердить Стратегию социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года (прилагается).
Признать утратившими силу:
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ
г. Краснодар
21 декабря 2018 года
N 3930-КЗ
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ДО 2030 ГОДА
(в ред. Законов Краснодарского края от 05.05.2019 N 4034-КЗ, от 14.10.2020 N 4342-КЗ, от 09.12.2020 N 4370-КЗ, от 05.10.2021 N 4531-КЗ, от 27.12.2021 N 4627-КЗ, от 08.06.2022 N 4689-КЗ, от 23.12.2022 N 4813-КЗ, от 05.12.2023 N 5010-КЗ, от 06.11.2024 N 5220-КЗ)
Разработка Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года (далее также - Стратегия) осуществляется в рамках единой методики оценки и повышения конкурентоспособности региона - "Живой" системы управления будущим AV Galaxy, разработанной Консорциумом Леонтьевский центр - AV Group на основе развития подходов классиков теории межрегиональной и глобальной конкуренции и территориального развития Ф. Перру, М. Портера, Й. Шумпетера и других и многолетней практики стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (приложение 1 к Стратегии, рисунок 1).
"Живая" система управления будущим AV Galaxy - интегральный методический подход, направленный на оценку и повышение конкурентоспособности региона и его отраслей специализации. Система отражает базовую идею - участие региона в борьбе за позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, создаются условия для привлечения и удержания капиталов. Система применяется на всех фазах разработки и реализации Стратегии:
диагностика текущего состояния: оценка конкурентоспособности по направлениям конкуренции, в разрезе экономических комплексов и экономических зон;
доктрина развития: определение ценностей, приоритетов и целеполагание (формирование дерева: главная стратегическая цель - стратегические цели (для направлений конкуренции, экономических комплексов и экономических зон) - цели - задачи);
план мероприятий по реализации Стратегии: формирование системы мероприятий и ключевых проектов развития, в т.ч. флагманских проектов.
Таким образом, система совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний уровень, отражающий конкурентные позиции рассматриваемого региона относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний уровень, описывающий структуру базовых экономических комплексов (с выделением в увязке с экономическими комплексами кластеров и флагманских проектов) в разрезе экономических зон, учитывающих формирование городских агломераций.
Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к региону, что делает систему удобным инструментом описания взаимосвязанных процессов: конкуренции регионов и предприятий и повышения конкурентоспособности за счет комплексных шагов по всем направлениям конкуренции единовременно (таблица 1).
Поскольку прямое измерение и сравнение регионов по направлениям межрегиональной конкуренции зачастую затруднены, используются соответствующие показатели деятельности экономических комплексов и субъектов бизнеса, исходя из гипотезы, что достижения бизнеса являются следствием созданных в регионе общих условий.
Внутренняя структура социально-экономического развития региона описывается моделью AV Galaxy и отражается набором показателей следующим образом:
регион в целом;
экономические зоны;
базовые экономические комплексы, которые детализируются на подкомплексы и отрасли;
межотраслевые кластеры;
меры и проекты, обеспечивающие реализацию поставленных экономических и социальных целей.
Таблица 1
Цели семи направлений конкуренции регионов/предприятий
Название направления конкуренции (регион/бизнес) | Региональный уровень | Уровень бизнеса |
1 | 2 | 3 |
G1. Рынки (конкуренция за потребителя и рынок) | конкурентоспособность приоритетных региональных экономических комплексов/отраслей (с выделением конкурентоспособных продуктов) специализации на их рынках сбыта. Лучшие условия для продвижения продукции местных предприятий на внешние рынки | объем продаж (экспорта/вывода). Доля рынка |
G2. Институты (конкуренция за предпринимателя, конкуренция за административный ресурс власти) | качество частных, государственных и государственно-частных институтов и механизмов управления и развития. Высокий уровень развития предпринимательства (крупного, среднего и малого). Понятный доступ к административным ресурсам | эффективное управление (финансовый результат, стоимость бизнеса). Качество и доступность институтов |
G3. Человеческий капитал (конкуренция за человека - трудовой ресурс и личность) | лучшие условия для привлечения, удержания и развития носителей человеческого капитала. Высокое качество социальных услуг | производительность труда. Уровень доходов и заработной платы. Качество и доступность социальных инструментов поддержки. Мотивированные, квалифицированные сотрудники |
G4. Инновации и информация (конкуренция за инновации/технологии и за доступ к информации) | лучшая экосистема инноваций. Уровень технологического развития экономики. Высокое качество телекоммуникационной инфраструктуры | разработка и приобретение передовых технологий и новых продуктов. Качество и доступность информации |
G5. Природные ресурсы и устойчивое развитие (ресурсы относительно неизменяемый фактор развития, связанный с территорией, при этом конкуренция за качество моделей устойчивого развития) | обеспечение лучших условий доступа к природным ресурсам при соблюдении принципов устойчивого развития | доступ к сырью, земельным ресурсам. Качество природной среды. Уровень устойчивости развития |
G6. Пространство и реальный капитал (конкуренция за качество пространства, размещение активов/производств; влияющие факторы - инфраструктура, сырье) | высокое качество физической инфраструктуры и пространства, удобные для жизнедеятельности и ведения бизнеса в регионе | обеспеченность и эффективное использование основных фондов. Качество и доступность среды (пространства) |
G7. Инвестиции и финансовый капитал (конкуренция за финансовые ресурсы, инвестиции) | качество и доступность финансовой системы региона. Условия для развития финансовых институтов. Лучшие инструменты привлечения инвестиций. Эффективное вложение федеральных и региональных инвестиций | обеспеченность и эффективное использование финансовых ресурсов. Качество и доступность финансовой системы региона |
Для анализа глобальной конкурентоспособности региона в рамках модели "Галактика" (AV Galaxy) применяется методика AV Regions Competitiveness Index (AV RCI, Индекс конкурентоспособности регионов) Консорциума Леонтьевский центр - AV Group. Результаты исследований публично обсуждались/представлялись на различных мероприятиях и активно применяются в научно-исследовательских работах и при разработке стратегий регионов.
Индекс конкурентоспособности регионов - комплексная оценка, характеризующая фактическую способность территорий конкурировать за ресурсы и рынки сбыта.
Методика акцентирует внимание на необходимости приоритизации региональной политики России. Несколько регионов-лидеров по конкурентоспособности формируют вокруг себя полюса роста, которые предопределяют социально-экономическое развитие страны (данный вывод сделан как на основании изучения вклада российских регионов в развитие отечественной экономики, так и на примере ряда зарубежных развитых и развивающихся экономик).
Индекс конкурентоспособности региона отражает фактическую реализацию факторов конкуренции (на основе оценки индикаторов, отражающих результаты межрегиональной конкуренции). Системная оценка конкуренции регионов проводится по семи ключевым направлениям конкуренции.
В исследовании полюсов роста России в зависимости от полученного рейтинга выделены несколько групп по уровню конкурентоспособности. Краснодарский край входит в группу 1 (регионы-лидеры), которая включает в себя девять регионов. Эти регионы образуют центры полюсов роста, являются ключевыми драйверами развития экономики страны. В число регионов-лидеров входят: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Красноярский край, Ростовская область. Данная группа регионов-лидеров формирует "группу сравнения" для оценки конкурентоспособности (регионы, являющиеся ключевыми конкурентами Краснодарского края за ограниченные ресурсы). На долю регионов-лидеров приходится 48 процентов ВРП, 41 процент инвестиций, 33 процента экономически активного населения (приложение 1 к Стратегии, рисунок 2).
Структурирование полюсов роста и дальнейшая диагностика полюсов роста отражает территориальное и экономическое взаимодействие регионов. Синергетическое развитие полюсов роста позволяет таким территориям быть конкурентоспособными на мировом уровне.
Регионы-лидеры и формируемые ими полюса роста оказывают ключевое влияние на социально-экономическое развитие регионов, входящих в такие полюса. Регионы-лидеры обеспечивают возможности для менее конкурентоспособных регионов, входящих в полюс роста.
Одним из ключевых полюсов роста России является Южный полюс роста, в котором лидерами являются Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край и Волгоградская область и для которого Краснодарский край является "локомотивом" развития.
Уровень конкурентоспособности очень высокий - по Индексу AV RCI Краснодарский край занял пятое место в России (ключевые конкуренты - регионы-лидеры). Краснодарский край постоянно входит в число регионов-лидеров рейтинга. Высокую оценку конкурентоспособности Краснодарский край получил по направлениям "Рынки", "Человеческий капитал", "Природные ресурсы", а ключевой проблемной зоной является низкий уровень конкурентоспособности по направлению "Инновации и информация". По направлениям "Институты" и "Инвестиции и финансовый капитал" Краснодарский край занимает средние относительно группы сравнения позиции (приложение 1 к Стратегии, рисунок 3).
Краснодарский край имеет значительный потенциал роста конкурентных позиций в мировой экономике, однако это требует совместных усилий регионов, входящих в Южный полюс роста. Самостоятельно Краснодарский край, являясь одним из ключевых регионов России, недостаточно конкурентоспособен на мировом уровне, значительно отстает как по ключевым ресурсам (например, по человеческому капиталу), так и по объему экономики (ВРП).