Принят
Законодательным Собранием
Краснодарского края
22 декабря 2021 года
Внести в приложение к Закону Краснодарского края от 21 декабря 2018 года N 3930-КЗ "О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года" (с изменениями от 5 мая 2019 года N 4034-КЗ; 14 октября 2020 года N 4342-КЗ; 9 декабря 2020 года N 4370-КЗ; 5 октября 2021 года N 4531-КЗ) следующие изменения:
1) в подразделах 1.4.9.2 и 3.2.2.3 слова "экономических зон" заменить словами "экономических округов";
2) в подразделе 3.2.6:
а) слова "экономическая зона" в соответствующих числе и падеже заменить словами "экономический округ" в соответствующих числе и падеже;
б) слово "ЭЗ" заменить словом "ЭО";
в) слова "Северная ЭЗ" заменить словами "Северный ЭО";
г) слова "Центральная ЭЗ" заменить словами "Центральный ЭО";
д) слова "Восточная ЭЗ" заменить словами "Восточный ЭО";
е) слова "Предгорная ЭЗ" заменить словами "Предгорный ЭО";
ж) слова "Черноморская ЭЗ" заменить словами "Черноморский ЭО";
з) абзац "Данные системы складываются на территориях с характерными тенденциями к урбанизации - в Центральной, Восточной и Черноморской экономических зонах." изложить в следующей редакции:
"Данные системы складываются на территориях с характерными тенденциями к урбанизации - в Центральном, Восточном и Черноморском экономических округах.";
3) в абзаце "организация работы сети постоянно действующих презентационных площадок (шоурумов) в Краснодаре и центрах экономических зон Краснодарского края." подраздела 3.2.7 слово "зон" заменить словом "округов";
4) подраздел 3.4 изложить в следующей редакции:
"3.4. Развитие экономических округов
3.4.1. Экономическое зонирование территории
Наряду с традиционными единицами административно-территориального деления - муниципальными районами - в Стратегии рассматриваются экономические округа края (ЭО). Экономические округа выделяются исходя из общности целей и задач развития, возможностей рациональной организации территории, базирующейся на экономической специализации и организующей инфраструктуре с учетом природных факторов и специфики землепользования. Краснодарский край условно разделен на семь экономических округов с выделением подзон (приложение 1 к Стратегии, рисунок 31).
Границы экономических округов определяются по границам входящих в их состав муниципальных образований в рамках существующего административно-территориального деления.
Характеристика экономических округов:
I Северный экономический округ включает восемь районов с преобладающей аграрной специализацией: Кущевский, Крыловский, Павловский, Староминский, Ленинградский, Каневской, Щербиновский, Ейский. Северные районы округа тяготеют к одному из опорных центров Юга России - региональному центру соседнего субъекта Российской Федерации - городу Ростову-на-Дону (трудовые и бытовые маятниковые миграции), что способствует активизации межрегионального сотрудничества.
Территории Ейского и Щербиновского районов имеют высокий потенциал для развития туристско-рекреационного субкластера (город Ейск, населенные пункты Глафировка, Должанская, Варенцовка, Ясенская, Копанская).
Территория упраздненной игорной зоны "Азов-Сити" становится привлекательной инвестиционной площадкой при условии усиления прямой связи с Ростовом-на-Дону вдоль Таганрогского залива. Территория существующего комплекса позволяет перепрофилировать и развивать зону под функции делового или производственного назначения.
Основные транспортные коридоры округа - федеральная автодорога М-4 "Дон" и железные дороги Ростов - Краснодар, на Ейск и Камышеватскую. Потенциальными ядрами развития являются город Ейск, станицы Староминская, Ленинградская, Павловская, Каневская, Кущевская. Муниципальные образования Крыловский и Щербиновский районы требуют выравнивания базовых инфраструктур - социальных и инженерных.
II Центральный экономический округ включает активно развивающиеся аграрно-промышленные районы вокруг города Краснодара, тяготеющие к региональному центру - Красноармейский, Калининский, Брюховецкий, Тимашевский, Кореновский, Выселковский, Усть-Лабинский. Округ насыщен транспортными коридорами и транспортно-пересадочными узлами. Рекреационный потенциал Приморско-Ахтарского и Славянского районов, имеющих выходы к Азовскому морю, позволяет диверсифицировать экономику Центрального округа.
Крымский и Абинский районы, расположенные на левобережье реки Кубани и обладающие одновременно свойствами Предгорного, Черноморского и Центрального округов в части хозяйственной деятельности и природных характеристик, выделены в подзону IIа.
Города Крымск, Славянск-на-Кубани, Тимашевск, Кореновск, Усть-Лабинск (каждый с населением порядка 50 тыс. человек) являются ядрами 1-го и 2-го порядка - региональными транспортными узлами, формирующими внешний пояс Краснодарской агломерации. Располагаясь в полутора - двухчасовой транспортной доступности от регионального центра, данные узлы перераспределяют транспортные потоки, разгружая Краснодар от транзитного грузового и пассажирского транспорта. В свою очередь, сами ядра являются центрами притяжения для населенных пунктов в радиусе получасовой транспортной доступности.
Малодоступный Приморско-Ахтарский район, богатый лиманами (Ахтарские, Бейсугский), обладает уникальными природными характеристиками - климатическими и гидрологическими. Водно-болотные угодья являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Прибрежные территории Приморско-Ахтарского и Славянского районов являются потенциальной активной зоной развития для курортной и рекреационной функций.
III Восточный экономический округ. Основными структурообразующими элементами округа являются планировочная транспортная ось Ростов-на-Дону - Армавир - Невинномысск - Махачкала, река Кубань и важные планировочные узлы региона - Армавир, Кропоткин и Тихорецк. Округ включает территории Белоглинского, Новопокровского, Тихорецкого, Кавказского, Тбилисского, Гулькевичского, Новокубанского, Курганинского, Успенского районов и города Армавира и является третьим по численности населения после Краснодарской агломерации и Черноморской курортной агломерации.
Территория граничит с Ростовской областью и Ставропольским краем. Основной узел экономического округа и ядро развития 1-го порядка края - город Армавир - тяготеет к одному из опорных центров Юга России, региональному центру соседнего субъекта городу Ставрополю, расположенному от него в 60 километрах. Армавир является опорным связующим узлом между региональными центрами - Ставрополем и Майкопом, а также городом Невинномысском. Города Армавир и Новокубанск являются потенциальной территорией инновационного и индустриального развития региона с высокими возможностями энергогенерирующих ресурсов, функциями торгово-транспортно-логистического хаба "восточных ворот Кубани". Город Армавир, сохраняющий историко-культурную идентичность при развитии и разнообразии досуговых функций и креативных индустрий, может стать одним из привлекательных туристских центров.
Вокруг Армавира между транспортным коридором и руслом реки Кубани на протяжении 50 километров формируется Армавирская групповая система расселения численностью 250 тыс. человек. Второй крупный узел расселения (150 тыс. человек) образует группа населенных пунктов - города Кропоткин и Гулькевичи с пригородами и станицей Кавказской. Специализация округа преимущественно промышленная, транспортно-логистическая. Потенциальными районами для развития являются аграрные Белоглинский и Тбилисский районы.
IV Предгорный экономический округ - территория северных предгорий Главного Кавказского хребта с преобладающей специализацией лесоперерабатывающей промышленности, добычи и производства строительных материалов, туристско-рекреационного, санаторно-курортного (бальнеология) и горноклиматического направления. Территорию пересекают земли Республики Адыгея, тем не менее округ является единым в части отношения к охраняемым природным комплексам, связности территории транспортной и инженерной инфраструктурой и отраслевых приоритетов. Здесь формируется горноклиматическая подзона "Кавказский горный ареал". Существующая система расселения, состоящая из малых населенных пунктов, имеет высокий потенциал развития. Регенерация преимущественно сельских поселений возможна при повышении проницаемости и связности территории, развитии меридиональных транспортных коридоров, туристических маршрутов, позволяющих повысить мобильность и комфортность пребывания населения в данной местности. При данном сценарии развития вызовом становится сохранение устойчивости экосистемы Кавказских гор.
Юго-восточный предгорный округ включает территории Лабинского, Отрадненского, Мостовского районов. Юго-западный предгорный округ включает территории Белореченского и Апшеронского районов.
Город Белореченск - единственный крупный населенный пункт Предгорного округа - является потенциальным ядром развития 1-го порядка. Это растущий транспортный и промышленный узел региона с устойчивым миграционным приростом населения. Белореченск расположен в 25 километрах от Майкопа, регионального центра Республики Адыгея. Имеющиеся сегодня тенденции межрегионального взаимодействия двух узлов расселения, близость к крупному транспортному хабу "Пашковский" определяют дальнейший экономический рост данной территории.
V Краснодарская агломерация - формирующаяся моноцентрическая агломерация, включающая город Краснодар (с пригородами и входящими в его состав сельскими населенными пунктами), территории Динского и Северского районов, города Адыгейска, Тахтамукайского и Теучежского районов Республики Адыгея, города Горячий Ключ.
Основными предпосылками формирования Краснодарской агломерации являются назревшие проблемы институционального характера: вопросы управления совместными объектами обеспечения жизнедеятельности при существующем административно-территориальном делении, а именно: землепользование на сопредельных территориях, содержание и развитие транспортных систем, инженерных коммуникаций, объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, нерегулируемое расползание территорий жилищного строительства с экспансией земель сельскохозяйственного назначения при рыхлости застроенной части города и тупиковой транспортной ситуации.
Трансформация пространственного развития городов-лидеров Краснодарского края на примере города Краснодара представлена в приложении 1 к Стратегии, рисунок 32.
Краснодарская городская агломерация становится конкурентоспособным центром Российской Федерации при соблюдении основных принципов устойчивого развития урбанизированных территорий:
сохранение баланса застраиваемых территорий, природных рекреационных ресурсов, земель сельскохозяйственного назначения;
формирование локальных самодостаточных подцентров с высоким качеством коммуникационных пространств;
рациональное размещение мест приложения труда и проживания, социально-бытового обслуживания и отдыха;
обеспечение мобильности населения и комфортности среды проживания;
формирование интермодальной системы общественного транспорта;
реализация проекта "Краснодарский транзит".
Основные задачи и приоритетные проекты по развитию Краснодарской агломерации представлены во флагманском проекте "Пространство без границ".
VI Черноморский экономический округ (Черноморский курортный ареал) включает территории городов-курортов Анапы, Геленджика, города Новороссийска, Туапсинского и Темрюкского районов.
Экономический округ характеризуется наличием крупнейших российских морских портов, курортов федерального и регионального значения и уникальным для России природным ландшафтом, при этом имеет недостаточно развитые наземные транспортные связи с основной территорией региона и Российской Федерации, ограниченную емкость для развития и приема сезонного потока туристов. Активно развиваются морские грузовые порты в Туапсе, Новороссийске, Темрюкском районе. Недостаточно используются возможности морских пассажирских перевозок и ресурс морских пассажирских портов Сочи, Геленджика, Анапы.
Общая численность населения причерноморской территории (вместе с Большим Сочи) составляет около миллиона человек. Линейная приморская система расселения, испытывающая значительную антропогенную нагрузку, имеет общие ключевые проблемы и вызовы в части развития экономики и инфраструктуры, природопользования, ресурсных возможностей и ограничений.
Экономический округ выполняет стратегическую функцию в качестве южных ворот Российской Федерации. Во флагманском проекте "Пространство без границ" представлена программа "Южный морской фасад России", определяющая приоритетные проекты по развитию Черноморского побережья.