ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 декабря 2018 года N 457-п


Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие имущественного комплекса" и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов

(с изменениями на 8 апреля 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 17.06.2019 N 187-п, от 30.08.2019 N 296-п, от 06.12.2019 N 455-п, от 19.03.2020 N 129-п, от 07.08.2020 N 500-п, от 24.12.2020 N 806-п, от 04.05.2021 N 244-п, от 05.07.2021 N 383-п, от 13.10.2021 N 623-п, от 20.12.2021 N 860-п, от 20.05.2022 N 306-п, от 30.08.2022 N 622-п, от 08.12.2022 N 916-п, от 16.01.2023 N 9-п, от 13.07.2023 N 432-п, от 08.12.2023 N 796-п, от 28.12.2023 N 924-п, от 08.04.2024 N 206-п)




1. Утвердить государственную программу Тюменской области "Развитие имущественного комплекса" согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Тюменской области:


от 30.12.2015 N 679-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие имущественного комплекса" до 2020 года";


от 03.11.2016 N 487-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2015 N 679-п";


от 18.01.2017 N 24-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2015 N 679-п";


от 08.12.2017 N 624-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2015 N 679-п";


от 20.07.2018 N 277-п "О внесении изменений в постановление от 30.12.2015 N 679-п".


3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2019.



Губернатор области
А.В.МООР



Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 3 декабря 2018 г. N 457-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА"

(в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 08.12.2023 N 796-п, от 08.04.2024 N 206-п)




I. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы Тюменской области "Развитие имущественного комплекса" (далее - Программа)


Политика в сфере управления имуществом и земельными ресурсами в Тюменской области направлена на рациональное использование земельных ресурсов и недвижимости, стимулирование экономического оборота объектов земельно-имущественного комплекса для перераспределения их в пользу конкурентоспособных, эффективно хозяйствующих правообладателей.


Повышение эффективности управления и распоряжения имуществом и земельными участками - важнейшие задачи для устойчивого социально-экономического развития Тюменской области.


Проведение единой государственной политики в указанной сфере в Тюменской области осуществляет департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент). Полномочия Департамента определены постановлением Правительства Тюменской области от 29.09.2006 N 222-п "О департаменте имущественных отношений Тюменской области" и распространяются на имущество и земельные участки, находящиеся в собственности Тюменской области, а также на земли и земельные участки, расположенные на территории г. Тюмени и Тюменского района, государственная собственность на которые не разграничена.


Сфера управления объектами земельно-имущественного комплекса охватывает широкий круг вопросов: осуществление прав владения, пользования и распоряжения; приобретение и отчуждение; учет объектов государственной собственности Тюменской области; разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию федеральных и областных законов, регулирующих отношения в сфере управления недвижимостью, и др.


Ведение единого полного учета объектов собственности региона - важнейшее условие эффективного управления областным имуществом. По состоянию на 01.01.2023 реестр государственного имущества Тюменской области включает:


- 5 448 объектов нежилого фонда общей стоимостью 175,9 млрд рублей;


- 4 473 объекта жилого фонда общей стоимостью 7,2 млрд рублей;


- 6 615 земельных участков общей стоимостью 17,6 млрд рублей.


В течение года в реестр государственного имущества Тюменской области включено 2 892 объекта недвижимости, из них: 719 объектов капитального строительства, 2 173 земельных участка общей площадью 858,5 га.


На регулярной основе осуществляется процедура передачи имущества из государственной собственности Тюменской области на иной уровень публичной собственности, а также приема имущества в собственность Тюменской области из федеральной и муниципальной.


Участие Тюменской области в хозяйственных обществах - один из способов реализации Тюменской областью прав собственника имущества и участия в хозяйственной деятельности.


С 2010 по 2023 год (по состоянию на 01.01.2023) количество хозяйственных субъектов, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в собственности Тюменской области, сократилось с 45 организаций до 16. В областной собственности находятся 2 государственных унитарных предприятия (ГУП).


Сокращение количества хозяйственных обществ, акционером (участником) которых является Тюменская область, утративших значение для решения задач государственного регулирования социально-экономического развития региона, путем приватизации пакетов акций (долей), позволяет пополнить областной бюджет, а ликвидация убыточных и прекративших деятельность обществ - снизить расходы, связанные с управлением. Доход от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей ГУП и доходы от дивидендов, полученных по итогам финансово-хозяйственной деятельности обществ - важные источники пополнения областного бюджета.


В целях приведения структуры и состава имущества в соответствие с исполняемыми государственными полномочиями ежегодно утверждается перечень государственного имущества, подлежащего приватизации. В ходе выполнения программы приватизации Департаментом последовательно решаются задачи, направленные на поэтапное сокращение государственного сектора экономики и пополнение доходов областного бюджета. Реализация неликвидных объектов на выгодных условиях для покупателей значительно сокращает расходную нагрузку бюджета на содержание объектов имущества казны. Увеличению покупательского спроса способствует доступность информации о предлагаемых земельных участках и помещениях для бизнеса на разработанном Департаментом портале delu-dom.72to.ru.


Негативным фактором, влияющим на ход реализации программы приватизации, является длительный период реализации имущества в неудовлетворительном состоянии, который влечет необходимость актуализации результатов рыночной стоимости имущества, что затратно для бюджета.


Реализуя полномочия в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами Департамент осуществляет предоставление во владение, пользование земельных участков по важнейшим направлениям:


- для жилищного строительства за 2022 год было предоставлено 1870 земельных участков на площади 302,2 га (по итогам торгов 268 участков на площади 86,8 га, из них 3 земельных участка для комплексного развития незастроенной территории под многоэтажную жилую застройку площадью 44,1 га);


- для иного строительства предоставлено 413 земельных участков площадью 2526,1 га, из них по итогам торгов 107 участков на площади 2082,8 га;


- для реализации масштабных инвестиционных проектов предоставлено 3 земельных участка общей площадью 13,79 га (размещение объектов по обслуживанию общества и государства, объектов складского назначения; объектов нефтехимической промышленности).


Следует отметить, что основной объем доходов (в структуре доходов, администрируемых Департаментом) в бюджет Тюменской области поступает от аренды и продажи земельных участков.


По итогам 2022 года поступления в областной бюджет составили 1 206 178,6 тыс. рублей, что составляет 121,1% от планового значения. Программой предусмотрены мероприятия по пополнению доходов областного бюджета, администрируемых Департаментом, ежегодно до 2030 года не менее 100% от запланированного объема.


С целью поддержания высоких темпов жилищного строительства, а также укрепления инвестиционного потенциала региона и решения социально значимых задач Департамент продолжает сотрудничество с АО "ДОМ.РФ". Взаимодействие с единым институтом жилищного строительства осуществляется с 2008 года в рамках соглашения о сотрудничестве. За это время Тюменской области переданы полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками общей площадью 1 218 га.


Для жилищного строительства и комплексного освоения территории передано 317 га. На этих землях уже появились современные жилые комплексы - "Краснолесье", "Эклипт", "Колумб", "Никольский", "Ново-Комарово" и др. Для поддержки многодетных семей региона переданы участки площадью 717,5 га. За счет данных площадей сформировано 3 687 земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Участки в г. Тюмени и Тюменском районе предоставлены в полном объеме.


Тюменская область стала лидером топ-5 регионов-лидеров за 2021 - 2022 гг. по вводу жилья при участии АО "ДОМ.РФ", обогнав Москву, Краснодарский край, Московскую область и Республику Татарстан.


В 2023 году Тюменской области дополнительно передано в управление 10 земельных участков общей площадью 72 га для строительства индустриального парка. В будущем данная территория позволит разместить резидентов, осуществляющих деятельность в различных отраслях: пищевой и легкой промышленности, строительного комплекса, транспорта и логистики, торговли и др. Также правительством области заключено соглашение с ООО "Вайлдберриз" (первым потенциальным арендатором земельного участка, резидентом индустриального парка) о намерениях строительства в регионе центра обеспечения омниканальной торговли, площадью 100 тыс. кв. м.


Важным направлением деятельности Департамента становится участие в развитии в Тюменской области механизма комплексного развития территорий (КРТ). Такой механизм помогает органам власти и бизнесу в сотрудничестве реализовывать сложные градостроительные решения.


КРТ направлено на предотвращение хаотичной застройки, не обеспеченной необходимой инфраструктурой, помогает сделать городскую среду комфортнее - в таких районах появляется функциональное разнообразие, уменьшается трафик и соблюдается баланс всех видов перемещений, жилье имеет разнообразные планировки и типы жилой среды.


Департаментом в части редевелопмента территорий было выполнено следующее:


- предоставлено в аренду 3 земельных участка для комплексного развития территории:


· в г. Тюмени под многоэтажную жилую застройку (высотная застройка), площадью 7 га;


· в г. Тюмени под блокированную жилую застройку, площадью 11 га;


· в р.п. Боровский Тюменского района, ул. Набережная под многоэтажную жилую застройку (высотная застройка), площадью 27 га.


- заключен договор о комплексном развитии территории по инициативе правообладателя в г. Тюмени (площадь 3,9 га).


- заключены договоры о комплексном развитии территории нежилой застройки в отношении двух территорий:


· в районе улицы Максима Горького города Тюмени для предоставления коммунальных услуг, спорта, площадью 1,0645 га;


· в районе улицы Камчатской г. Тюмени для среднеэтажной жилой застройки, многоэтажной жилой застройки (высотная застройка), хранения автотранспорта и др., площадью 49,59 га.


Дальнейшее использование механизма КРТ поможет активно привлекать внебюджетные источники финансирования, обеспечивать комплексность развития как в части создания комфортной городской среды, так и в части экономической эффективности развития территорий, что приобретает особую важность в продолжающихся экстраординарных условиях.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»