ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2017 года N 624-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 30.12.2015 N 679-П
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании постановления Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 457-п.
____________________________________________________________________
1. В постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2015 N 679-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие имущественного комплекса" до 2020 года" внести следующие изменения:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2018 года.
Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ
Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 8 декабря 2017 года N 624-п
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА" ДО 2020 ГОДА
Ответственный исполнитель программы | Департамент имущественных отношений Тюменской области |
Соисполнители программы | Главное управление строительства Тюменской области Управление делами Правительства Тюменской области |
Цели программы | Формирование эффективной структуры собственности и системы управления имуществом и земельными ресурсами, позволяющих обеспечить исполнение государственных функций |
Задачи программы | 1. Оптимизация состава, а также повышение эффективности использования государственной собственности Тюменской области |
Сроки реализации программы | 2016 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам) | 6 668 535,5 тыс. руб. за счет областного бюджета, в т.ч.: 2016 год - 2 594 416,9 тыс. рублей; 2017 год - 2 320 869,5 тыс. рублей; 2018 год - 764 116,9 тыс. рублей; 2019 год - 575 706,0 тыс. рублей; 2020 год - 413 426,2 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Выполнение плана по поступлению доходов от управления и распоряжения имуществом и земельными ресурсами Тюменской области (за исключением доходов от приватизации) - 100% |
Раздел 1. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Государственная программа Тюменской области "Развитие имущественного комплекса" до 2020 года (далее - Программа) разработана в соответствии с:
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 25.05.2009 N 652-рп;
- ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, посланиями Губернатора Тюменской области областной Думе.
Программа является документом стратегического планирования Тюменской области, определяющим цели и задачи развития имущественного комплекса Тюменской области.
Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области имущественных и земельных отношений, полномочия которого определены постановлением Правительства Тюменской области от 29.09.2006 N 222-п "О департаменте имущественных отношений Тюменской области".
Государственная политика Тюменской области по управлению имущественным комплексом направлена на формирование эффективной структуры собственности и системы управления имуществом и земельными ресурсами, позволяющих обеспечить исполнение государственных функций. Данная цель одновременно является и целью Программы, и целью деятельности Департамента.
Совершенствование системы управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Тюменской области, является важной стратегической целью проведения государственной политики Тюменской области в сфере земельно-имущественных отношений для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Тюменской области.
Достижение поставленной Программой цели способствует решению задачи "Повышение эффективности использования государственного имущества и бюджетных средств" приоритета "Повышение эффективности государственного управления", обозначенного в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года.
Срок реализации государственной программы Тюменской области: 2016 - 2020 годы.
Раздел 2. СИСТЕМА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Система основных мероприятий является совокупностью взаимосвязанных мер, направленных на достижение поставленной цели и решение задачи Программы.
Мероприятия Программы сформированы с использованием следующих принципов:
- нацеленность мероприятий на повышение качества предоставления государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений;
- соответствие мероприятий требованиям основных стратегических документов Тюменской области, а также основам программных документов Российской Федерации;
- дальнейшее совершенствование системы управления областной собственностью.
В сфере управления областной государственной собственностью создана и постоянно совершенствуется нормативная правовая база. Организован учет областного государственного имущества на основе применения программно-технических средств, осуществляется передача имущества во владение и пользование, безвозмездные прием и передачу имущества на другие уровни собственности и т.д.
Необходимым условием эффективного управления областным имуществом является наличие полных и достоверных сведений о его структуре и состоянии.
В реестре государственного имущества Тюменской области по состоянию на 01.01.2017 содержатся следующие сведения об имуществе:
- 3 959 объектах нежилого фонда, не находящихся в казне Тюменской области;
- 3 084 объектах жилого фонда;
- 1 241 объекте недвижимого имущества казны Тюменской области (за исключением жилого фонда);
- 4 600 земельных участках.
Актуальной задачей является оптимизация состава имущества государственной казны Тюменской области, которое должно использоваться исключительно для обеспечения государственных функций.
Одним из приоритетных направлений является обеспечение государственной регистрации права собственности Тюменской области на объекты недвижимого имущества. Перед Департаментом стоит задача в обеспечении государственной регистрации права собственности Тюменской области всего недвижимого имущества, включая имущество, полученное ранее в порядке разграничения прав на собственность, так и вновь приобретенное по различным основаниям.
Следующим направлением деятельности предусмотрено вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых или используемых не по назначению объектов недвижимости, анализ предложений по возможному использованию, принятие решений по дальнейшему использованию имущества и их исполнение.
Достижение оптимального состава и структуры государственного имущества осуществляется в том числе путем сокращения доли государства в экономике, а также оптимизация состава государственных организаций.
Проведение независимого аудита обеспечивает достоверность и актуальность информации о финансовом состоянии государственных унитарных предприятий Тюменской области (далее - ГУП) и позволяет своевременно принимать решения, направленные на предотвращение убыточности ГУП, своевременно проводить реорганизацию и ликвидацию неэффективно действующих организаций.
На сегодняшний день с 2010 года количество ГУП Тюменской области сократилось с 23 до 4. В настоящее время все ГУП ведут хозяйственную деятельность.
В рамках Программы предусмотрено осуществление бюджетных инвестиций на участие в формировании уставных капиталов хозяйственных субъектов.
Участие Тюменской области в хозяйственных обществах - один из способов реализации Тюменской областью прав собственника имущества и участия в хозяйственной деятельности. Решение об участии Тюменской области в хозяйственных обществах принимается после обоснования необходимости и целесообразности такого участия.
С 2010 года по сегодняшний день количество хозяйственных субъектов, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в собственности Тюменской области, сократилось с 45 организаций до 19:
- до 25% (включительно) - 3 общества;
- от 25 до 50% (включительно) - 2 общества;
- от 50 до 100% - 5 общества;
- 100% - 9 обществ.
Сокращение количества хозяйственных обществ, акционером (участником) которых является Тюменская область, утративших значение для решения задач государственного регулирования социально-экономического развития Тюменской области, путем приватизации пакетов акций (долей), позволяет пополнить областной бюджет, а ликвидация убыточных и прекративших деятельность обществ - снизить расходы, связанных с управлением.
Прогнозный план приватизации имущества области формируется ежегодно. Документ содержит перечень государственных унитарных предприятий, находящихся в государственной собственности акций хозяйственных обществ и иного государственного имущества, которые планируется приватизировать в соответствующем году.
Деятельность в сфере земельных отношений направлена на использование земельных ресурсов как базового актива, обеспечивающего удовлетворяющего потребности граждан, организаций и области в размещении объектов различного назначения, а также поступление средств в бюджет Тюменской области.
Реализация социального вопроса, обозначенного в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 - обеспечение многодетных семей земельными участками, осуществляется в порядке, установленном Законом Тюменской области от 05.10.2011 N 64 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" и постановлением Правительства Тюменской области от 10.10.2011 N 340-п "Об утверждении Положения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей". Основной проблемой остается отсутствие, преимущественно в границах городских округов, достаточного количества земельных участков для данных целей.
За период действия Закона N 64 по состоянию на 01.01.2017 в Тюменской области многодетным семьям предоставлено 4 775 земельных участка общей площадью 563 га.
Рисунок N 1. Предоставление земельных участков многодетным семьям в Тюменской области (ежегодно, нарастающим итогом)
Управление землей и земельными ресурсами с целью рационализации их использования включает в себя спецификацию прав собственности на землю, разграничение земель по территориальным уровням управления, определение дифференцированного норматива платы за землю, развитие земельного рынка и создание его инфраструктуры. Важной составляющей рационального землепользования является корректная стоимостная оценка земли.
Актуализация государственной кадастровой оценки земель способствует справедливому установлению налогооблагаемой базы с учетом рыночной цены для исчисления земельного налога и иных платежей, а также стимулирует собственников к рациональному использованию своих земельных участков.
Результатом мероприятий станут реальные сведения о стоимости земельных участков, что позволит осуществлять более эффективное управление земельными ресурсами и связанными с ними объектами недвижимости, а также стимулировать развитие инвестиционных процессов и экономики в целом.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению регионального органа государственной власти или по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Данное направление работы требует больших финансовых и трудовых затрат. В 2016 году проведена кадастровая оценка земель населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, а также объектов капитального строительства, сведения о которых содержаться в государственном кадастре недвижимости Тюменской области по состоянию на 01.01.2016.
Эффективной составляющей мероприятий в сфере управления земельными ресурсами является предоставление земельных участков для строительства. Согласно Основам государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 297-р, совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданам и организациям предусматривает в том числе предоставление земельных участков на торгах, проводимых в общем порядке в виде открытых аукционов.
Всего на территории Тюменской области в 2016 году предоставлено для целей строительства 4 097 земельных участков на площади 1 436 га (на торгах 589 земельных участков на площади 356 га), в том числе:
- для жилищного строительства 2 860 земельных участков на площади 487 га (в том числе для ИЖС 2 812 земельных участков площадью 431 га), из них на торгах 467 земельных участков на площади 114 га;
- для иного строительства 1 237 земельных участков площадью 949 га, из них на торгах 122 земельных участка на площади 242 га.
Рациональное управление имуществом и земельными участками способствует выполнению плана по поступлению доходов в областной бюджет.
Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года критерием оценки состояния продовольственной безопасности является продуктивность используемых сельскохозяйственных земельных ресурсов.
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. К примеру, в целях добычи полезных ископаемых; установления или изменения черты населенных пунктов; строительства дорог, линий электропередачи, линий связи, газопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (линейных объектов); размещения объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Процедура перевода земельных участков из одной категории в другую осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Законом Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", постановлением Правительства Тюменской области от 23.05.2005 N 36-п "О процедуре перевода земель из одной категории в другую".