Наименование плана | План оздоровления региональных финансов Республики Башкортостан (далее - план) | |||||||
Основания для разработки плана | подпункт "а" пункта 11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 (с последующими изменениями); подпункт "а" пункта 14 Правил проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2015 года N 292 (с последующими изменениями); подпункт "а" пункта 13 Правил проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 1325 "О дополнительных условиях и порядке проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года N 1446); соглашение между Министерством финансов Российской Федерации и Главой Республики Башкортостан "О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Башкортостан" от 5 февраля 2018 года N 01-01-06/06-17; соглашение между Министерством финансов Российской Федерации и Республикой Башкортостан о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Башкортостан от 12 февраля 2019 года N 01-01-06/06-20; дополнительные соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан от 25 декабря 2017 года к соглашениям от 21 мая 2015 года N 01-01-06/-06-64, от 18 сентября 2015 года N 01-01-06/06-130, от 9 марта 2016 года N 01-01-06/06-51, от 30 сентября 2016 года N 01-01-06/06-231, от 5 апреля 2017 года N 01-01-06/06-119, от 2 октября 2017 года N 01-01-06/06-253, от 15 декабря 2017 года N 01-01-06/06-342 о предоставлении бюджету Республики Башкортостан из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Башкортостан; дополнительное соглашение между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан от 7 сентября 2018 года N 3 к соглашению от 14 мая 2010 года N 01-01-06/06-155 о предоставлении бюджету Республики Башкортостан из федерального бюджета бюджетного кредита для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения); дополнительное соглашение между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан от 21 декабря 2012 года N 2 к соглашению от 5 августа 2010 года N 01-01-06/06-278 о предоставлении бюджету Республики Башкортостан из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Башкортостан | |||||||
Срок начала и окончания реализации плана | 2018 - 2024 годы | |||||||
Цели и задачи плана | Цель - оздоровление региональных финансов Республики Башкортостан, сохранение и обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Республики Башкортостан. Задачи: обеспечение устойчивого роста экономического и налогового потенциала Республики Башкортостан при эффективном использовании предоставленных региональных полномочий и сохранении стабильных налоговых условий; стимулирование экономической активности, развитие предпринимательства, эффективное использование предоставленных региональных полномочий и сохранение стабильных налоговых условий; повышение качества администрирования доходов бюджета и совершенствование налогового законодательства Республики Башкортостан; повышение эффективности бюджетных расходов, сокращение неэффективных расходов бюджета, привлечение дополнительных внебюджетных источников; продолжение процессов оптимизации сети и численности работников государственных и муниципальных учреждений республики; повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества; совершенствование механизмов государственной поддержки реального сектора экономики, оценки эффективности предоставления субсидий юридическим лицам; наращивание темпов привлечения негосударственных (немуниципальных) организаций в социально-культурную сферу, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства; повышение эффективности мер социальной поддержки населения; повышение эффективности и результативности предоставления и использования межбюджетных трансфертов между бюджетом Республики Башкортостан и бюджетами муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; осуществление заимствований в объемах, обеспечивающих высокий уровень долговой устойчивости и экономический рост Республики Башкортостан; использование видов заимствований, наиболее оптимальных в складывающейся финансовой ситуации; обеспечение безусловного исполнения принятых обязательств по соглашениям, заключенным между Главой Республики Башкортостан (Правительством Республики Башкортостан) и Министерством финансов Российской Федерации, о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Башкортостан, о предоставлении бюджету Республики Башкортостан из федерального бюджета бюджетных кредитов и их реструктуризации; поддержание кредитных рейтингов Республики Башкортостан, присвоенных кредитными рейтинговыми агентствами | |||||||
Оценка текущего состояния и обоснование выбора целевых показателей реализации плана | Республикой Башкортостан проводится на постоянной основе работа по повышению качества управления региональными финансами. В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета, повышения бюджетного потенциала как за счет роста собственной доходной базы бюджета, так и за счет эффективного осуществления бюджетных расходов, обеспечения оптимальной долговой нагрузки на бюджет Республики Башкортостан с 2012 года реализуется государственная программа "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Башкортостан". Организована работа по мобилизации доходов в рамках реализуемого с 2007 года и своевременно актуализируемого Комплексного плана мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики до 2024 года. Органами местного самоуправления приняты и реализуются аналогичные комплексные планы мероприятий по повышению собираемости доходов местных бюджетов. Начиная с 2014 года в республике ведется работа по реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов республиканскими органами исполнительной власти, с 2015 года - органами местного самоуправления. В 2017 году во исполнение Соглашения о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 31 марта 2017 года N 255-р утверждена Программа по оптимизации расходов бюджета Республики Башкортостан на 2017 - 2019 годы. Общий бюджетный эффект в 2017 году от реализации мероприятий планов мероприятий ("дорожных карт") по Республике Башкортостан достигнут в объеме 14,6 млрд. рублей (114,5% от утвержденного годового плана), в том числе 4,6 млрд. рублей - привлечение дополнительных доходов в бюджет Республики Башкортостан и бюджеты муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, 10,0 млрд. рублей - эффект от реализации мероприятий, носящих оптимизационный характер. Комплексный подход к сбалансированности бюджета Республики Башкортостан позволил обеспечить планомерное сокращение начиная с 2014 года государственного долга и уровня долговой нагрузки на бюджет. По оценке, к концу 2019 года отношение государственного долга Республики Башкортостан к налоговым и неналоговым доходам бюджета составит менее 10%, что в 2,6 раза ниже уровня 2014 года. Выполняются все обязательства, принятые перед Министерством финансов Российской Федерации при получении федеральных бюджетных кредитов, а также при их реструктуризации. Вместе с тем по среднедушевым бюджетным показателям Республика Башкортостан находится на позициях ниже среднероссийских значений. По объему среднедушевых доходов консолидированного бюджета по итогам 2017 года среди других субъектов РФ республика находится на 56 месте (49423 рубля на 1 человека), среди регионов ПФО - на 6 месте. По объему собственных доходов консолидированного бюджета на душу населения республика находится также в шестом десятке (56 место). По показателю среднедушевых расходов консолидированного бюджета по итогам 2017 года республика занимает 67 место (46547 рублей на человека). В среднесрочной перспективе перед бюджетом Республики Башкортостан Указом Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года N УГ-310 поставлены стратегические задачи и определены направления социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года. В республике проводятся значимые для страны события межнационального и международного уровней: ежегодно проводится Международный форум малого бизнеса регионов стран - участниц ШОС и БРИКС, в 2019 году отпраздновано 100-летие образования Республики Башкортостан (в рамках празднования в республике построено более 100 различных социальных объектов), состоялись крупные международные спортивные мероприятия: 53 Международные детские игры в г. Уфе, запланировано проведение в 2020 году VI Всемирной фольклориады, Международного экологического форума "Экология. Технологии. Жизнь", Международного фестиваля искусств "Сердце Евразии", Международного экспортного форума "Время экспортировать", в 2021 году - XLVII Международного конгресса по пчеловодству "Апимондия", строительство Восточного выезда из города Уфы и другие. В связи с ростом уровня расходных обязательств республики на финансовое обеспечение указанных мероприятий и невозможностью отказа с 2020 года от привлечения средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации целевым ориентиром реализации плана выбраны показатели по достижению объемов расходных обязательств консолидированного бюджета Республики Башкортостан, не превышающих "модельный бюджет" субъекта Российской Федерации | |||||||
Целевые показатели реализации плана | Наименование показателя, млн. рублей | по годам реализации | ||||||
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | ||
расчетный объем расходных обязательств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации") | определяется ежегодно по итогам инвентаризации расходных полномочий Республики Башкортостан и органов местного самоуправления, проводимой Министерством финансов Российской Федерации | |||||||
прогноз объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации (в соответствии со сводным реестром расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований без учета делегированных полномочий) | 213840,5 | 243623,5 | 252628,8 | 258483,8 | 266804,6 | 274708,8 | 282569,5 | |
Ожидаемые результаты реализации плана | Общий запланированный бюджетный эффект на 2018 - 2024 годы ожидается в сумме 102,1 млрд. рублей, в том числе: 41,6 млрд. рублей - по мероприятиям, направленным на рост доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан; 59,3 млрд. рублей - по оптимизационным мероприятиям расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, направленным на сокращение расходов и недопущение дополнительных расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан (привлечение внебюджетных источников финансирования); 1,2 млрд. рублей - в части сокращения расходов по обслуживанию государственного долга Республики Башкортостан | |||||||
Риски реализации плана и механизмы их снижения | Основные риски, которые могут возникнуть в ходе реализации плана, можно сгруппировать по двум блокам: внешние, не зависящие от деятельности республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, и внутренние, являющиеся следствием деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан. В числе внешних рисков следует отметить следующие: противоречия в требованиях к региональной социальной политике, предъявляемых к субъектам Российской Федерации финансовым блоком Правительства Российской Федерации (оптимизация бюджетной сети, оптимизация мер социальной поддержки, включая отказ от индексации социальных выплат) и социальным блоком Правительства Российской Федерации (проведение индексации социальных выплат по аналогии с решениями, принятыми на федеральном уровне, принятие бездефицитных программ государственных гарантий бесплатного оказания населению региона медицинской помощи, принятие дополнительных мер стимулирования в сфере демографической политики); принятие дополнительных решений Правительства Российской Федерации, влекущее возникновение значительного объема расходных полномочий на региональном уровне; изменение норм федерального законодательства, влекущее за собой снижение доходов и (или) увеличение расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан; непредвиденные риски, связанные с ухудшением общей макроэкономической ситуации в стране и мире, приводящие к резким колебаниям на фондовых рынках Российской Федерации, удорожанию привлечения заемных средств, а также с возможными кризисными явлениями в экономике Российской Федерации, природными и техногенными катастрофами, стихийными бедствиями, что может привести к повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и реальных доходов населения, снижению доходов бюджета, потребовать осуществления непредвиденных дополнительных расходов. В целях снижения негативного влияния данных рисков планируются: разработка предложений по внесению изменений в законодательство Республики Башкортостан в сфере налоговых и бюджетных правоотношений; реализация и своевременная актуализация мероприятий Комплексного плана мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан до 2024 года, планов мероприятий ("дорожных карт") по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов и увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов; перераспределение бюджетных расходов для устранения последствий негативных природных явлений и техногенных аварий. К внутренним рискам относятся: невыполнение расходных обязательств Республики Башкортостан по финансовому обеспечению первоочередных расходов; риски недоступности для населения государственных и муниципальных услуг, ухудшения качества их предоставления, усиления социальной напряженности в обществе; организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией плана, в том числе отдельных ее исполнителей, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий плана или задержке в их выполнении. В целях снижения негативного влияния данных рисков необходимо обеспечить: проведение консервативной бюджетной политики; предельность (ограниченность) в проведении оптимизации бюджетной сети, других мероприятий по оптимизации бюджетных расходов; нахождение разумного баланса интересов путем организации со стороны региональной и муниципальной власти общественного обсуждения предлагаемых изменений; координацию деятельности всех исполнителей и соисполнителей, курирующих вопросы реализации мероприятий плана, а также повышение ответственности сотрудников республиканских органов исполнительной власти Республики Башкортостан, являющихся исполнителями и соисполнителями мероприятий плана, за своевременную и эффективную реализацию запланированных мероприятий, в том числе планов мероприятий ("дорожных карт") по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов и увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов. Принятие мер по управлению рисками реализации плана будет осуществляться в процессе мониторинга реализации плана и оценки его результативности и эффективности |