(с изменениями на 17 октября 2023 года)
(в ред. Распоряжений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.12.2019 N 655-рп, от 01.07.2022 N 317-рп, от 17.10.2023 N 509-рп)
1. Утвердить прилагаемую Программу оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Кабардино-Балкарской Республики на 2018 - 2026 годы (далее - Программа).
(в ред. Распоряжений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.12.2019 N 655-рп, от 01.07.2022 N 317-рп, от 17.10.2023 N 509-рп)
2. Исполнительным органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики:
а) обеспечить выполнение Программы в установленные сроки;
б) ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики информацию о результатах выполнения Программы (с учетом информации, полученной от органов местного самоуправления).
3. Рекомендовать органам местного самоуправления:
а) обеспечить выполнение Программы;
б) ежеквартально, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять информацию о результатах выполнения Программы;
в) организовать внесение на рассмотрение соответствующих представительных органов местного самоуправления проектов решений об установлении запрета на увеличение численности муниципальных служащих в очередном финансовом году и представление сведений о результатах их рассмотрения в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики.
4. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики:
от 31 марта 2017 г. N 199-рп (единый портал исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления (www.pravitelstvo.kbr.ru), 4 апреля 2017 г.);
от 28 декабря 2017 г. N 762-рп.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Кунижева М.А.
(в ред. Распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 01.07.2022 N 317-рп)
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ
ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ (ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ) КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2018 - 2026 ГОДЫ
(в ред. Распоряжений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.12.2019 N 655-рп, от 01.07.2022 N 317-рп, от 17.10.2023 N 509-рп)
Программа оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Кабардино-Балкарской Республики на 2018 - 2026 годы (далее - Программа) разработана в целях формирования бюджетной политики Кабардино-Балкарской Республики, ориентированной на социально-экономическое развитие, финансовое оздоровление и укрепление устойчивости бюджетной системы Кабардино-Балкарской Республики.
(в ред. Распоряжений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.12.2019 N 655-рп, от 01.07.2022 N 317-рп, от 17.10.2023 N 509-рп)
Программа определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления в целях создания условий для результативного управления государственными финансами и эффективного использования бюджетных средств путем осуществления мер, направленных на мобилизацию доходов, оптимизацию расходов бюджетов бюджетной системы Кабардино-Балкарской Республики, снижение долговой нагрузки на период до 2025 года.
(в ред. Распоряжений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.12.2019 N 655-рп, от 01.07.2022 N 317-рп)
Цель Программы - сокращение к 2026 году расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики до уровня "модельного" бюджета, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".
(в ред. Распоряжений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.12.2019 N 655-рп, от 01.07.2022 N 317-рп, от 17.10.2023 N 509-рп)
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи Программы:
1) сохранение устойчивости бюджетной системы Кабардино-Балкарской Республики и обеспечение сбалансированности республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и местных бюджетов;
2) обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, в том числе путем:
оптимизации предоставляемых льгот по региональным налогам и сборам;
повышения уровня собираемости налоговых доходов и оптимизации налоговых ставок;
повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества в Кабардино-Балкарской Республике;
3) удержание роста расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, в том числе путем:
оптимизации расходных обязательств Кабардино-Балкарской Республики по каждому разделу реестра расходных обязательств с учетом результатов инвентаризации расходных полномочий исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления;
оптимизации расходов на функционирование аппаратов государственных и муниципальных органов;
оптимизации инвестиционных расходов, субсидий юридическим лицам и дебиторской задолженности;
оптимизации мер социальной поддержки;
оптимизации системы финансового взаимодействия с хозяйствующими субъектами;
планирования республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в программно-целевой структуре;
повышения функциональной эффективности расходов в сфере государственных и муниципальных закупок;
совершенствования межбюджетных отношений;
повышения качества финансового менеджмента в исполнительных органах государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и государственных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики;
оптимизации прочих расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
4) оптимизация структуры государственного долга Кабардино-Балкарской Республики, обеспечение ликвидности республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Задачи Программы определены в соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р, и могут быть актуализированы по мере принятия соответствующих нормативных правовых актов.
(Абзац введен Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.12.2019 N 655-рп)
В целях увеличения доходной базы и, как следствие, собственных доходов, начиная с 2013 года принят ряд мер, которые нашли отражение в следующих документах:
Плане мероприятий по оздоровлению государственных финансов в Кабардино-Балкарской Республике до 2017 года, утвержденном распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14 апреля 2014 г. N 216-рп (мероприятия, направленные в том числе на рост доходов, оптимизацию расходов и сокращение государственного долга);
Программе по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Кабардино-Балкарской Республики на 2017 - 2019 годы, утвержденной распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31 марта 2017 г. N 199-рп.
В рамках реализации указанных документов проводилась планомерная работа по повышению собираемости доходов, пересмотру ставок налогообложения, отмене неэффективных налоговых льгот.
В результате реализованных мер по темпам роста собственных доходов Кабардино-Балкарская Республика переместилась с 63 места среди субъектов Российской Федерации в 2012 году на 12 место в 2015 году.
Кабардино-Балкарская Республика демонстрировала стабильный рост показателей социально-экономического развития, что было отмечено Правительством Российской Федерации премированием путем предоставления дополнительных дотаций в 2016 - 2017 годах. В 2017 году Кабардино-Балкарской Республике были выделены дополнительные средства в размере 774 млн рублей, в том числе грант в размере 340,99 млн рублей и дополнительная дотация в размере 433,04 млн рублей.
Вместе с тем указанные успехи нивелированы отзывом лицензий у предприятий, производящих алкогольную продукцию, и прекращением их деятельности.
Если по итогам 2015 года доля налогов и сборов, уплаченных по виду экономической деятельности "производство напитков", в сумме налогов и сборов, уплаченных в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, составила 43,2%, то в 2017 году эта доля сократилась до 14,9%.