____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 08.06.2020 N 1627-па.
____________________________________________________________________
В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, распоряжением Правительства Сахалинской области от 17.04.2018 N 234-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Сахалинской области от 21.10.2011 N 728-р "Об утверждении Перечня государственных программ Сахалинской области", Перечнем поручений Председателя Правительства Сахалинской области от 29.09.2017 N 29-ВЩ "О совершенствовании системы стратегического планирования в Сахалинской области", распоряжения администрации города Южно-Сахалинска от 15.06.2018 N 362-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск", администрация города Южно-Сахалинска постановляет:
1. Внести в постановление администрации города Южно-Сахалинска от 01.09.2014 N 1627-па "Об утверждении муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2015 - 2020 годы" (ред. от 02.04.2018), следующие изменения:
1.1. В наименовании и пункте 1 цифры "2020" заменить цифрами "2021".
2. Муниципальную программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2015 - 2020 годы", утвержденную постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 01.09.2014 N 1627-па изложить в новой редакции (прилагается).
3. Постановление администрации города опубликовать в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и разместить на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.
4. Контроль исполнения настоящего постановления администрации города возложить на директора Департамента городского хозяйства.
Мэр г. Южно-Сахалинска
С.А.Надсадин
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА 2015 - 2021 ГОДЫ"
Наименование программы | "Энергосбережение и повышение энергоэффективности городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2015 - 2021 годы" |
Ответственный исполнитель программы | Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска |
Соисполнители программы | Муниципальные бюджетные организации администрации города Южно-Сахалинска Ресурсоснабжающие организации Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица Управляющие компании Энергосервисные компании Энергоаудиторские компании Инвесторы |
Обоснование разработки программы | - Бюджетный кодекс Российской Федерации; - постановление администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2014 N 717-па "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ"; - распоряжение первого вице-мэра администрации города Южно-Сахалинска от 11.08.2014 N 118 "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2015 - 2020 годы"; - решение Городской Думы города Южно-Сахалинска от 28.05.2008 N 1099/51-08-3 "Об утверждении стратегии развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 года"; - постановление администрации города Южно-Сахалинска от 14.10.2010 N 1934 "Об утверждении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к организациям с муниципальным участием"; - распоряжение администрации города Южно-Сахалинска от 15.06.2018 N 362-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа "город Южно-Сахалинск" |
Цели программы | 1. Повышение энергетической эффективности при потреблении энергетических ресурсов всеми группами потребителей городского округа "Город Южно-Сахалинск". 2. Повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, проживающему в городском округе "Город Южно-Сахалинск", обеспечение комфортной и безопасной среды обитания |
Задачи программы | Обеспечение устойчивого снижения энергоемкости валового муниципального продукта. Создание правовых, финансовых механизмов, экономических условий и принципов реализации программы. Координация действий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности между муниципальным образованием и участниками программы. Рациональное использование и потребление топливно-энергетических ресурсов. Достижение планируемых целевых показателей в области энергосбережения и энергоэффективности. Обеспечение учета использования энергетических ресурсов. Повышение эффективности производства тепловой и электрической энергии. Снижение объемов потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов и сокращения расходов на оплату энергоресурсов путем внедрения современных энергосберегающих технологий. Снижение потерь тепловой и электрической энергии, воды при производстве, транспортировке и потреблении. Снижение удельных показателей потребления электрической и тепловой энергии, воды. Замена изношенного, морально и физически устаревшего оборудования, инженерных коммуникаций. Использование возобновляемых и нетрадиционных (альтернативных) источников энергии. Снижение затратной части на оплату потребленных энергоресурсов. Сокращение выбросов продуктов сгорания при производстве тепловой и электрической энергии, в т.ч. выбросов вредных веществ. Повышение информированности общества о состоянии деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также уровня знаний граждан, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, путем информационного обеспечения мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с привлечением различных средств массовой информации |
Целевые индикаторы и показатели программы | 1. Удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах. 2. Удельный расход холодной воды в многоквартирных домах. 3. Удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах. 4. Доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии. 5. Доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии. 6. Доля потерь воды при ее передаче в общем объеме переданной воды. 7. Удельный расход электрической энергии в системах уличного освещения |
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется в один этап: 2015 - 2021 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы на 2015 - 2021 годы - 40087,00 тыс. рублей, из них в том числе: - бюджет городского округа - 19378,00 тыс. рублей; 2015 - 11878,00 тыс. рублей; 2016 - 1000,00 тыс. рублей; 2017 - 1500,00 тыс. рублей; 2018 - 1500,00 тыс. рублей; 2019 - 2000,00 тыс. рублей; 2020 - 1500,00 тыс. рублей; 2021 - 0 тыс. рублей; - внебюджетные источники - 20709,00 тыс. рублей; 2015 - 2595,96 тыс. рублей; 2016 - 18113,04 тыс. рублей; 2017 - 0 тыс. рублей; 2018 - 0 тыс. рублей; 2019 - 0 тыс. рублей; 2020 - 0 тыс. рублей; 2021 - 0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Целевые индикаторы и показатели муниципальной Программы разработаны в соответствии с требованиями: Полный перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной Программы представлен в приложении N 3 Программы. Оценка эффективности реализации мероприятий муниципальной Программы, на которые выделены средства из бюджета городского округа и областного бюджета, будет осуществляться на основе следующих индикаторов: - снижение удельного расхода тепловой энергии в многоквартирных домах в 2021 году - 0,20 Гкал/кв. м; - снижение удельного расхода холодной воды в многоквартирных домах в 2021 году - 33,23 куб. м/чел.; - снижение удельного расхода электрической энергии в многоквартирных домах в 2021 году - 38,39 кВт. ч/кв. м; - снижение доли потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии в 2021 году - 14,10%; - снижение доли потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии в 2021 году - 35,00%; - снижение доли потерь воды при ее передаче в общем объеме переданной воды в 2021 - 52,50%; - снижение удельного расхода электрической энергии в системах уличного освещения в 2021 году - 2,08 кВт. час/кв. м. При выделении средств на мероприятия другого характера индикаторы подлежат корректировке по соответствующим направлениям |
Природно-климатические условия города Южно-Сахалинска существенно влияют на уклад жизни населения, специфичность развития отрасли ЖКХ.
Суровая и продолжительная зима предъявляет особые требования к надежности и устойчивости систем жизнеобеспечения городского округа. Вопросы подготовки к зиме, своевременность замены оборудования и коммуникаций занимают важное место в жизнеобеспечении населения. Это во многом определяет специфику расходования бюджетных средств.
В планировочных районах и сельских поселениях крайне низкий уровень технического потенциала при объективно более высоких потребностях для обеспечения минимальных стандартов качества услуг.
Объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии.
Нормативный срок на 1 января 2014 года отслужили около 52% основных фондов коммунального хозяйства.
По оперативным данным на 1 января 2014 года физический износ основных фондов холодного водоснабжения составил 60,5%, теплоснабжения - 50,7%, водоотведения - 52,3%, электроснабжения - 55%.
Устаревшая коммунальная инфраструктура большинства районов города не позволяет обеспечивать выполнение современных экологических требований и требований к качеству поставляемых потребителям коммунальных ресурсов.
В результате накопленного износа растет количество аварий в системах тепло-, водоснабжения, электроснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.
Связанный с постоянным ростом издержек коммунального комплекса рост тарифов на коммунальные услуги приводит к росту платежей граждан, который опережает темп роста доходов населения.
Также далека до завершения работа по повышению уровня благоустройства жилья.
На 1 января 2014 года централизованными ЖКУ обеспечено порядка 85% жилищного фонда.
Особенно низкий уровень благоустройства в планировочных районах Хомутово, Ново-Александровск, Луговое, Северный городок и сельских населенных пунктах Дальнее, Березняки, Санаторное, Синегорск, на долю которых приходится 1/4 площадей многоквартирных домов, подлежащих переоснащению.
В настоящее время проведение комплексного капитального ремонта многоквартирных жилых домов осуществляется в основном за счет средств федерального бюджета, выделяемых из Фонда содействия реформированию ЖКХ, и средств областного бюджета Сахалинской области.
По результатам проведенного анализа с целью выявления сильных и слабых сторон развития жилищно-коммунального комплекса городского округа "Город Южно-Сахалинск", а также поиска возможностей и определения потенциальных угроз и проблемных участков представлен подробный план текущего состояния:
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
1. Наличие устойчиво функционирующей системы ЖКХ. 2. Наличие возможностей модернизации объектов коммунального комплекса за счет реализации программных мероприятий. 3. Государственная поддержка в форме субсидий и льгот гражданам на оплату ЖКУ. 4. Государственная поддержка по выпадающим доходам | 1. Высокий уровень морально-технического износа жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. 2. Недостаточность средств на восстановление и развитие основных фондов. 3. Нерациональное использование энергоресурсов. 4. Низкий уровень подготовки кадров. 5. Нехватка производственно-технических мощностей, отвечающих требованиям по энергоэффективности. 6. Недостаточность производственно-технических мощностей при ремонте и техническом обслуживании оборудования, агрегатов и т.д. |
Возможности (O) | Угрозы (T) |
1. Расширяющийся спрос на жилищные и коммунальные услуги. 2. Привлечение инвестиций на основе создания государственно-частных партнерств. 3. Участие в федеральных программах с целью привлечения средств федерального бюджета. 4. Внедрение энергоэффективных и энергосберегающих нанотехнологий. 5. Проведение мероприятий по техническому перевооружению объектов ЖКХ и энергетики. 6. Обучение квалифицированного производственно-технического персонала без отрыва от производства путем проведения ускоренных курсов, семинаров и т.д. | 1. Повышение аварийности на объектах ЖКХ, связанное с нарастающим износом основных фондов. 2. Снижение платежеспособности населения и предприятий. 3. Рост тарифов. 4. Снижение объемов бюджетного финансирования. 5. Превышение темпов износа и старения жилищно-коммунального комплекса над темпами его модернизации. 6. Нехватка квалифицированного производственно-технического персонала |
Учитывая сложное состояние и низкий уровень промышленно-технического потенциала жилищно-коммунального хозяйства, возникла необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни граждан и материально-технической базы предприятий жилищно-коммунального хозяйства в рамках настоящей Программы.
Современное состояние дел в теплоснабжении городского округа обусловлено множеством накопившихся проблем, требующих незамедлительного решения, а именно:
- несвоевременная замена оборудования, модернизация и развитие теплоснабжающих систем обусловили значительный их износ и, как следствие, появление множества проблем, негативно влияющих на эффективность, надежность и качество теплоснабжения потребителей;
- физический износ и необходимость модернизации и замены оборудования котельных. Замена поверхностей нагрева и котлов в целом производится в недостаточном объеме и не устраняет негативную тенденцию старения оборудования. Следствием износа оборудования котельных и их технологической отсталости является не только низкое качество предоставляемых коммунальных услуг, не соответствующих требованиям потребителей, но и его высокая аварийность;
- отсутствие средств механизации и автоматизации работы котельного оборудования - до сих пор в большинстве котельных используется ручной немеханизированный труд, что, соответственно, снижает коэффициент полезного действия котлов. В связи со снижением проектных присоединенных тепловых нагрузок многие котельные работают в неэффективных режимах, что также приводит к перерасходу топлива, увеличению вредных выбросов в атмосферу, ухудшению экологической обстановки в населенных пунктах;
- моральный и физический износ тепловых сетей приводит к высокой аварийности, низкому коэффициенту полезного действия мощностей и, как следствие, к большим потерям энергоресурсов. Потери тепловой энергии в тепловых сетях в среднем составляют до 15 - 20% от общего количества отпущенной тепловой энергии источниками тепла в сеть;
- несанкционированный водоразбор на бытовые нужды. Централизованным теплоснабжением в городском округе в среднем охвачено порядка 56% жилищного фонда, в том числе централизованным горячим водоснабжением оборудовано менее 52% жилых домов (так уж сложилось исторически), что приводит к разбору сетевой воды на бытовые нужды из систем отопления потребителями, в домах которых горячее водоснабжение не предусмотрено;
- гидравлическая несбалансированность систем централизованного теплоснабжения, отклонение расчетных значений параметров теплоносителя. Проведенные анализы режимов работы систем теплоснабжения говорят о завышенных расходах сетевой, подпиточной воды, сниженных гидравлических режимах и параметрах. При этом наиболее удаленные потребители недополучают требуемого количества тепла, что приводит к сливам сетевой воды из систем отопления с целью создания или увеличения в них циркуляции теплоносителя. Расход сетевой воды в системах теплоснабжения по причине гидравлической разрегулировки, нередко завышен в 1,5 - 2,0 раза. Температура воды в обратных магистралях завышается по сравнению с требуемой по графику, а температура подающей воды занижается. В результате температурный перепад ниже расчетного, что приводит к недоотпуску тепла потребителям и дальнейшему процессу разрегулировки систем. Единственным способом обеспечения у потребителей рациональных режимов работы и нормативных условий в системах, не оборудованных автоматическими регуляторами, является регулярная комплексная наладка и гидравлическая регулировка системы в целом - от источников до потребителей. Избежать громоздких и дорогостоящих наладочных работ возможно путем оснащения потребительских систем автоматическим регулированием (терморегуляторами);
- отсутствие систем измерения и учета производства и потребления тепловой энергии. Недостаточный объем измерений производимого и транспортируемого количества тепла, отсутствие учета потребляемого тепла у потребителей не создают стимулов для экономного расходования тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение. В результате фактические расходы тепла превышают нормативные, а достоверные данные о тепловых нагрузках и фактическом потреблении тепла отсутствуют. В связи с этим невозможно составить точный баланс тепловой энергии и топлива, отражающий реальную ситуацию по котельным. Даже при определении производства и потребления тепловой энергии и тепловых нагрузок в относительно крупных централизованных системах приходится прибегать к вспомогательным расчетам и экспертным оценкам, при этом работа по оснащению систем измерительными приборами ведется, но она по-прежнему имеет ограниченные масштабы;
- отсутствие систем автоматики и регулирования. Отсутствие автоматического регулирования не позволяет организовать эффективные режимы работы системы в течение отопительного периода и является одной из основных причин больших непроизводительных потерь тепла при его транспортировке и потреблении, а также не позволяет обеспечить комфортные условия в зданиях. По укрупненным оценкам потери тепла из-за отсутствия систем автоматического регулирования в сфере теплоснабжения достигают 25 - 30%.
Основные положения перспективной технической политики развития коммунальной инфраструктуры городского округа, ориентированной на широкое применение современных технологий, оборудования и учитывающей существующее состояние и особенности энергетики региона (наличие крупных теплоснабжающих систем, не удовлетворяющих требованиям надежности и экологии, низкий технический уровень мелких теплоисточников, высокая доля угля в топливном балансе, развитие газификации в регионе, серьезные экологические проблемы в крупных городах, запущенность вопросов теплоснабжения мелких и средних городов), состоят в следующем:
- приведение действующих централизованных систем теплоснабжения на территории городского округа в соответствии с техническими нормами и условиями надежности, требующими изменения структуры системы и принципов построения тепловых сетей, должно осуществляться при разработке новой схемы теплоснабжения, с учетом ввода новых мощностей и жилого фонда;
- для обеспечения надежного эффективного и экологически приемлемого теплоснабжения целесообразно выполнить оптимизацию схем теплоснабжения населенных пунктов, ориентированных на реконструкцию тепловых сетей, закрытие неэффективных мелких котельных, а также осуществить более широкое внедрение энергосберегающих мероприятий;
- предпочтительным и перспективным направлением развития теплоснабжения является теплофикация и генерация на базе сооружения экологически чистых ПГУ и блочно-модульных ТЭЦ малой и средней мощности на газовом топливе. Такие модульные ТЭЦ могут создаваться как на базе существующих малоэффективных ТЭЦ и котельных, так и сооружаться вновь для обеспечения электро- и теплоснабжения вновь строящихся районов города. В настоящее время отечественной и зарубежной промышленностью выпускаются достаточно эффективные, полной заводской готовности газотурбинные установки, что значительно сокращает сроки и затраты на их сооружение.