(с изменениями на 28 декабря 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Сахалинской области от 27.12.2013 N 786, от 18.02.2014 N 80, от 01.07.2014 N 288, от 12.08.2014 N 380, от 24.12.2014 N 634, от 30.03.2015 N 62, от 31.07.2015 N 298, от 31.12.2015 N 591, от 25.08.2016 N 423, от 26.12.2016 N 657, от 15.03.2017 N 113, от 08.06.2017 N 268, от 21.08.2017 N 392, от 26.12.2017 N 626, от 26.03.2018 N 117, от 14.05.2018 N 215, от 10.07.2018 N 334, от 20.08.2018 N 415, от 29.12.2018 N 673, от 29.03.2019 N 143, от 07.06.2019 N 246, от 31.07.2019 N 327, от 30.09.2019 N 441, от 28.12.2019 N 659, от 03.03.2020 N 90, от 10.04.2020 N 177, от 17.07.2020 N 325, от 23.11.2020 N 540, от 18.12.2020 N 592, от 30.12.2020 N 671, от 31.03.2021 N 121, от 13.07.2021 N 275, от 16.07.2021 N 281, от 28.07.2021 N 305, от 19.10.2021 N 428, от 30.11.2021 N 512, от 28.12.2021 N 580, от 29.03.2022 N 137, от 27.05.2022 N 201, от 03.06.2022 N 216, от 19.09.2022 N 414, от 28.09.2022 N 438, от 22.12.2022 N 605 (ред. 22.12.2022), от 31.01.2023 N 47, от 10.02.2023 N 64, от 22.03.2023 N 126, от 31.03.2023 N 152, от 02.06.2023 N 256, от 22.06.2023 N 310, от 23.10.2023 N 532, от 23.10.2023 N 533, от 28.12.2023 N 698)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 10.07.2023 N 364.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 08.04.2011 N 117 "О совершенствовании системы программно-целевого планирования в Сахалинской области", распоряжением Правительства Сахалинской области от 21.10.2011 N 728 "Об утверждении перечня государственных программ Сахалинской области" Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Программа) (прилагается).
(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 10.07.2018 N 334)
2. Признать с 1 января 2014 года утратившими силу постановления Правительства Сахалинской области:
- от 12.01.2011 N 1 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Сахалинской области на 2010 - 2020 годы";
3. Министерству финансов Сахалинской области (Т.В.Карпова) и министерству экономического развития Сахалинской области (С.А.Карпенко) при формировании проекта областного бюджета на соответствующий период включать Программу в перечень государственных программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.
4. Установить, что в ходе реализации Программы мероприятия Программы и объемы их финансирования подлежат корректировке в соответствии с ассигнованиями, предусмотренными в законе Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год.
5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Сахалинской области
С.Г.Шередекин
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ КАЧЕСТВЕННЫМИ УСЛУГАМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
(в ред. Постановлений Правительства Сахалинской области от 10.07.2018 N 334, от 29.03.2019 N 143, от 07.06.2019 N 246, от 31.07.2019 N 327, от 30.09.2019 N 441, от 28.12.2019 N 659, от 03.03.2020 N 90, от 10.04.2020 N 177, от 17.07.2020 N 325, от 23.11.2020 N 540, от 18.12.2020 N 592, от 30.12.2020 N 671, от 31.03.2021 N 121, от 13.07.2021 N 275, от 16.07.2021 N 281, от 28.07.2021 N 305, от 19.10.2021 N 428, от 30.11.2021 N 512, от 28.12.2021 N 580, от 29.03.2022 N 137, от 27.05.2022 N 201, от 03.06.2022 N 216, от 19.09.2022 N 414, от 28.09.2022 N 438, от 22.12.2022 N 605 (ред. 22.12.2022), от 31.01.2023 N 47, от 10.02.2023 N 64, от 22.03.2023 N 126, от 31.03.2023 N 152, от 02.06.2023 N 256, от 22.06.2023 N 310, от 23.10.2023 N 532, от 23.10.2023 N 533, от 28.12.2023 N 698)
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области |
Соисполнители государственной программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области |
Участники государственной программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области (с 2014 года по настоящее время); Министерство энергетики Сахалинской области (с 2016 года по настоящее время); Министерство социальной защиты Сахалинской области (с 2014 по настоящее время); Министерство строительства Сахалинской области (с 2014 года по 2022 год); Министерство образования Сахалинской области (с 2014 года по 2015 год); Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области (с 2014 года по 2015 год); Министерство спорта Сахалинской области (с 2014 года по 2015 год); Агентство ветеринарии и племенного животноводства Сахалинской области (2014 год); Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области (2014 год); Правительство Сахалинской области (управление делами Губернатора и Правительства Сахалинской области) (2015 год) |
(в ред. Постановлений Правительства Сахалинской области от 30.12.2020 N 671, от 22.06.2023 N 310) | |
Подпрограммы государственной программы | 1. Подпрограмма "Создание безопасных и комфортных условий проживания граждан на территории Сахалинской области" государственной программы Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства". 2. Подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными коммунальными услугами потребителей Сахалинской области" государственной программы Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства". 3. Подпрограмма "Чистая вода" государственной программы Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства". 4. Подпрограмма "Повышение энергетической эффективности региональной экономики и сокращение издержек в бюджетном секторе Сахалинской области" государственной программы Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства". 5. Подпрограмма "Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области" |
Цель государственной программы | Повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, проживающему в Сахалинской области |
Задачи государственной программы | 1. Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, проведение капитального ремонта многоквартирных домов и повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований Сахалинской области. 2. Повышение надежности и эффективности производства и поставки коммунальных ресурсов потребителям Сахалинской области. 3. Повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем водоснабжения и водоотведения. 4. Реализация на территории Сахалинской области мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 5. Эффективное обращение с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию несанкционированных свалок в границах населенных пунктов на территории Сахалинской области |
(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 31.03.2023 N 152) | |
Этапы и сроки реализации государственной программы | Срок реализации: 2014 - 2025 годы. Этап 1: 2014 - 2015 годы. Этап 2: 2016 - 2025 годы |
Объемы и источники финансирования государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы в 2014 - 2025 годах составит: За счет всех источников финансирования - 222689581,7 руб., в том числе: 2014 год - 16436958,2 тыс. руб.; 2015 год - 14476582,0 тыс. руб.; 2016 год - 16681549,9 тыс. руб.; 2017 год - 14721535,0 тыс. руб.; 2018 год - 17644521,0 тыс. руб.; 2019 год - 24158612,9 тыс. руб.; 2020 год - 22922104,9 тыс. руб.; 2021 год - 20310912,2 тыс. руб.; 2022 год - 22741718,4 тыс. руб.; 2023 год - 28374557,8 тыс. руб.; 2024 год - 10157361,1 тыс. руб.; 2025 год - 14063168,3 тыс. руб. Из него по источникам: - за счет средств ГК "Фонд содействия реформированию ЖКХ" - 31753,0 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 27783,8 тыс. руб.; 2015 год - 3969,2 тыс. руб.; 2016 год - 0,0 тыс. руб.; 2017 год - 0,0 тыс. руб.; 2018 год - 0,0 тыс. руб.; 2019 год - 0,0 тыс. руб.; 2020 год - 0,0 тыс. руб.; Справочно: - 776210,6 тыс. руб., в том числе: 2021 год - 232393,8 тыс. руб.; 2022 год - 181026,0 тыс. руб.; 2023 год - 190506,7 тыс. руб.; 2024 год - 172284,1 тыс. руб.; 2025 год - 0,0 тыс. руб.; - за счет средств федерального бюджета - 5584555,8 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 583374,8 тыс. руб.; 2017 год - 70146,4 тыс. руб.; 2018 год - 1581600,0 тыс. руб.; 2019 год - 1853789,6 тыс. руб.; 2020 год - 253555,9 тыс. руб.; 2021 год - 318052,3 тыс. руб.; 2022 год - 395791,6 тыс. руб.; 2023 год - 289567,2 тыс. руб.; 2024 год - 238678,0 тыс. руб.; 2025 год - 0,0 тыс. руб.; - за счет средств областного бюджета - 193011291,5 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 13595410,0 тыс. руб.; 2015 год - 14261875,1 тыс. руб.; 2016 год - 16199562,6 тыс. руб.; 2017 год - 13556495,7 тыс. руб.; 2018 год - 15390130,0 тыс. руб.; 2019 год - 20714329,5 тыс. руб.; 2020 год - 21131424,6 тыс. руб.; 2021 год - 18386177,3 тыс. руб.; 2022 год - 20028939,1 тыс. руб.; 2023 год - 24165247,5 тыс. руб.; 2024 год - 6125662,9 тыс. руб.; 2025 год - 9456037,2 тыс. руб.; - за счет средств местных бюджетов - 4303692,2 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 565194,8 тыс. руб.; 2015 год - 153950,4 тыс. руб.; 2016 год - 253458,2 тыс. руб.; 2017 год - 363848,8 тыс. руб.; 2018 год - 531923,9 тыс. руб.; 2019 год - 646269,2 тыс. руб.; 2020 год - 462671,4 тыс. руб.; 2021 год - 214350,4 тыс. руб.; 2022 год - 264531,3 тыс. руб.; 2023 год - 293569,2 тыс. руб.; 2024 год - 350299,3 тыс. руб.; 2025 год - 203625,3 тыс. руб.; - за счет внебюджетных источников - 19758289,2 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 1665194,8 тыс. руб.; 2015 год - 56787,3 тыс. руб.; 2016 год - 228529,1 тыс. руб.; 2017 год - 731044,1 тыс. руб.; 2018 год - 140867,1 тыс. руб.; 2019 год - 944224,6 тыс. руб.; 2020 год - 1074453,0 тыс. руб.; 2021 год - 1392332,2 тыс. руб.; 2022 год - 2052456,4 тыс. руб.; 2023 год - 3626173,9 тыс. руб.; 2024 год - 3442720,9 тыс. руб.; 2025 год - 4403505,8 тыс. руб. |
(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 28.12.2023 N 698) | |
Целевые индикаторы государственной программы и их количественные значения | - уровень износа коммунальной инфраструктуры в 2025 году - 38,5%; - доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, в суммарной протяженности уличной водопроводной сети в 2025 году - 21,3%; - доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, в суммарной протяженности уличной канализационной сети в 2025 году - 46,5%; - доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют управление многоквартирными домами посредством товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иного специализированного потребительского кооператива, от общего количества многоквартирных домов в 2025 году - 2,1%; - площадь рекультивированных объектов размещения твердых коммунальных отходов, нарастающим итогом в 2025 году - 12 га |
(в ред. Постановлений Правительства Сахалинской области от 19.10.2021 N 428, от 22.06.2023 N 310) |
Абзацы первый - десятый исключены. - Постановление Правительства Сахалинской области от 30.12.2020 N 671.
Обеспечение высокого уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан является одним из приоритетных направлений работы органов государственной власти Сахалинской области, а также важнейшим показателем повышения благосостояния населения, предпосылкой социальной и экономической стабильности государства.
Современное жилищно-коммунальное хозяйство Сахалинской области - многоотраслевой комплекс, включающий в себя и взаимозависимые, и муниципальные предприятия и организации производственной сферы, потребителем услуг которых является практически все население области, социальная сфера и хозяйствующие субъекты экономики. Становление, развитие и реформирование современной модели жилищно-коммунального хозяйства в Сахалинской области прошло несколько основных этапов, в ходе которых решались задачи создания системы адресной социальной поддержки граждан, развития конкурентных рыночных отношений, организации системы действенного жилищного контроля и надзора и так далее.
В период до 2017 года в Сахалинской области отремонтировано 2683 многоквартирных жилых дома, в том числе в рамках софинансирования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства отремонтировано 403 многоквартирных дома, улучшены жилищные условия для 289,4 тысячи граждан. В программе капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Сахалинской области, с 2014 года до 2043 год запланировано проведение ремонта 4361 многоквартирных жилых домов.
Вместе с тем в настоящее время ключевые цели реформы отрасли в Сахалинской области, а именно обеспечение надлежащего качества жилищно-коммунальных услуг, повышение надежности систем коммунальной инфраструктуры, во многом не достигнуты, что является следствием неудовлетворительного финансового положения субъектов, осуществляющих деятельность в указанной сфере, высоких затрат и неэффективной системы управления, ограниченности средств бюджетов для решения вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Реализация государственной программы направлена на устранение негативных тенденций и достижение ключевой цели - повышение качества и надежности предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг. Решение задач по повышению качества коммунальных услуг планируется посредством реализации мероприятий пяти подпрограмм данной государственной программы, включающих в себя создание условий для увеличения объема капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области (далее именуется общее имущество), реализации концессионных механизмов партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение населения качественной питьевой водой, эффективное обращение с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию несанкционированных свалок в границах населенных пунктов на территории Сахалинской области.
Необходимость проведения капитального ремонта жилищного фонда является одной из наиболее острых жилищных проблем. Основная часть многоквартирных домов, расположенных на территории Сахалинской области, сдана в эксплуатацию более 50 лет назад, имеет значительный процент физического износа и требует незамедлительного капитального ремонта. В настоящее время каждый пятый многоквартирный дом нуждается в капитальном ремонте, увеличивается объем аварийного жилищного фонда. В сложившейся ситуации необходимо создание условий для увеличения объема капитального ремонта общего имущества.
Следует также отметить, что повышение уровня финансового обеспечения процессов модернизации жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области может быть достигнуто на основе формирования механизмов и практики долгосрочного сотрудничества с частными инвесторами (в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства в виде концессии).
Важным условием комфортности проживания населения Сахалинской области является обеспечение качественной питьевой водой. В ряде сельских населенных пунктов Сахалинской области наблюдается дефицит питьевой воды, водозаборные и очистные сооружения выработали свой ресурс, а выделяемых финансовых средств недостаточно для их модернизации и внедрения новых водоочистных технологий. Не в полной мере реализуется ресурсный потенциал подземных вод Сахалинской области, при этом качество поверхностных вод находится на пределе возможного использования. Ухудшается состояние сооружений водоснабжения и качество воды, серьезные проблемы имеются в сфере канализования населенных пунктов Сахалинской области. Решение указанных проблем возможно лишь комплексными программными методами с использованием координации межотраслевых связей.
Природно-географические условия области определяют уклад жизни населения, специализацию градообразующей базы и особенности развития ЖКХ.
Продолжительная и суровая зима предъявляет особые требования к надежности и устойчивости систем жизнеобеспечения. Вопросы подготовки к зиме, своевременной заготовки топлива занимают важное место в деятельности отрасли в районах области. Это во многом определяет специфику расходования бюджетных средств.
Кроме того, имеют место существенные различия экономического развития поселений области.
В малых и сельских поселениях крайне низок финансовый потенциал при объективно более высоких потребностях для обеспечения минимальных стандартов качества услуг.
Объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии.
Устаревшая коммунальная инфраструктура большинства населенных пунктов не позволяет обеспечивать выполнение современных экологических требований и требований к качеству поставляемых потребителям коммунальных ресурсов.
В результате накопленного износа растет количество аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.
Связанный с постоянным ростом издержек коммунального комплекса рост тарифов на коммунальные услуги приводит к росту платежей граждан, который в большинстве муниципальных образований опережает темп роста доходов населения.