ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК"

РЕШЕНИЕ

от 28 мая 2008 года N 1099/51-08-3

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА



В соответствии со ст. 17, 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 08.11.2007) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 26 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск" городское Собрание решило:

1. Утвердить Стратегию развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 года (прилагается).

2. Настоящее решение направить мэру города (Лобкин А.И.) для подписания и опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Постоянную комиссию по Регламенту, местному самоуправлению и депутатской этике (Драгунов В.Г.).

Председатель
городского Собрания
г. Южно-Сахалинска
С.В.Дмитриев





ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК"

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Принято городским Собранием в соответствии со ст. 17, 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 08.11.2007) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 26 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск" решение от 28 мая 2008 года N 1099/51-08-3.

1. Утвердить Стратегию развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 года (прилагается).

2. Вступает в силу после опубликования в газете "Южно-Сахалинск сегодня".

Исполняющий обязанности
мэра г. Южно-Сахалинска
С.А.Надсадин

     от 19.06.2008
     N 1099/51-08-3






Приложение
к решению
городского Собрания
г. Южно-Сахалинска
от 28.05.2008 N 1099/51-08-3

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ


Стратегическое планирование стало распространенным явлением в экономической жизни регионов, крупных городов, муниципальных образований Российской Федерации. И это естественно, учитывая сложности вхождения хозяйствующих субъектов разных уровней в рыночные условия и становления рыночных "человека" и "общества".

Реформа местного самоуправления еще более обостряет проблемы самофинансирования и регионального развития, взаимоотношения и взаимодействия властных вертикалей между собой, населением и представителями бизнеса. В этих условиях Стратегический план становится объединяющим началом всего населения областного центра.

При формулировании общих целей и задач развития города на долгосрочную перспективу предполагалось, что южносахалинцы должны стать активными участниками проведения в жизнь основных идей стратегического планирования. Поэтому впервые плановый документ, определяющий развитие города на долгосрочную перспективу, создавался совместными усилиями администрации г. Южно-Сахалинска с привлечением экспертов как из сферы науки и высшей школы, так и деловых кругов и общественных организаций. Это значит, что Стратегический план получился согласованным в деталях, понятным жителям города и действующим в их интересах.

Южно-Сахалинск существенно преобразился за последние годы. Он становится все моложе, проспекты и бульвары приобретают цивилизованный вид, жилые кварталы - новые краски, дороги расширяются и благоустраиваются. Архитектура становится гармоничнее и современнее. Административный центр области расширил свои возможности во всех сферах деятельности, стал городом притяжения международного бизнеса, а его инфраструктура все больше отвечает мировым стандартам.

Все эти улучшения обеспечивают южносахалинцам более комфортную жизнь. Поэтому включение каждого жителя в процесс реализации Стратегического плана устойчивого развития города до 2020 г. позволит обеспечить гражданам города стабильное улучшение качества жизни, комфортную среду обитания, достаток, безопасность, территории - современное обустройство, бизнесу - благоприятный правовой и инвестиционный климат на базе развития отраслей экономики, которые эффективно используют местную специфику и имеющийся профессиональный и научный потенциал, дают жителям города работу и достойную заработную плату, способствуют созданию нормальных условий для рождения и воспитания детей, образовательных, культурных и досуговых возможностей, устойчивому экономическому росту.

Стратегический план подготовлен ДальНИИ рынка Минэкономразвития России по договору с администрацией г. Южно-Сахалинска и включает в себя результаты многолетних исследований по проблемам социально-экономического развития Дальнего Востока. Авторский коллектив: д.э.н., профессор Заусаев В.К. - научный руководитель; Фролова Н.С. - ответственный исполнитель; исполнители - к.э.н. Быстрицкий С.П., к.э.н. Пиханова С.А., Горяинов В.А., Шарко Е.Е., к.ф-м.н. Минервин И.Г., к.и.н. Елизарьев В.Н., Самохина А.А., Дубинина Е.В., Лунева С.О.

1. РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В XXI ВЕКЕ: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ


Главный методологический подход в разработке Стратегического плана устойчивого развития г. Южно-Сахалинска - рассмотрение его как составного элемента более общей социохозяйственной системы - Дальний Восток. При всей дифференцированности составляющих его регионов, городских агломераций, муниципальных районов есть нечто общее, объединяющее их в крупный экономический территориальный субъект хозяйствования. Выход России через Дальний Восток в динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион открывает новые перспективы социально-экономического развития страны. Но это же ставит Дальний Восток перед серьезными вызовами, на которые он сможет ответить при консолидации социальных и экономических ресурсов, нахождении каждым территориальным субъектом хозяйствования своего исключительного места в региональной системе.

С началом освоения россиянами Дальнего Востока он постоянно находился в поле интересов сопредельных государств. На рубеже XIX - XX веков давление сопредельных стран и их населения в различных формах являлось столь мощным, что вопрос "мирного завоевания края чужестранцами" стал делом времени. "При наличии государства густонаселенного, соседнего нам, эта окраина не останется пустынной. В нее просочится чужестранец, если туда не придет русский, и это просачивание уже началось. Если мы будем спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан чужими соками и, когда мы проснемся, может оказаться русским только по названию" <1>. Поэтому Амурская железная дорога рассматривалась не только как глобальный транспортный проект. Это был инструмент освоения и заселения юга Дальнего Востока. "...Амурская железная дорога должна строиться русскими руками, ее должны построить русские пионеры... они построят ее, осядут вокруг, вдвинутся в края и вдвинут вместе с тем туда Россию" <2>.

     ________________

<1> Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия...: Полн. собр. речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906 - 1911 гг. - М.: Мол. гвардия, 1991. - С. 122.

<2> Там же. С. 127.

Множество различных программ по закреплению населения на Дальнем Востоке реализовывалось в социалистический период развития страны. В целях формирования занятости, помимо традиционных ресурсодобывающих отраслей, создавался комплекс обрабатывающих производств гражданского и оборонно-стратегического назначения. Учитывая исторические и физико-географические условия, альтернативы такому развитию не было.

Обобщая исторический опыт, можно сформулировать следующие основные концептуальные положения освоения и развития Дальнего Востока, определившие его судьбу на века. Так, эту территорию нельзя освоить и обеспечить здесь устойчивое социально-экономическое развитие, сохраняя природную среду, с какими угодно производительными силами. Необходимо применение техники и технологий, существенно превышающих достигнутые средние показатели. Требуется более высокий общий уровень культуры. Последнее важно не только в социально-экономическом, но и в политическом отношении. Надо исходить из того, что при любом благоприятном варианте развития численность населения российского Дальнего Востока останется "песчинкой" в "океане" народонаселения стран АТР. Следовательно, сохранить свою самобытность в таких условиях оно может только опираясь на свою историю, высшие достижения российской культуры.

При любой государственной поддержке регион невозможно сохранить российским без обеспечения надежных органичных связей с "материнской" стороной. Необходим весь комплекс развитой инфраструктуры, доступной каждому дальневосточнику, для устойчивого сообщения с Сибирью, Уралом и европейской частью страны.

Геополитическое значение Дальнего Востока, особенности физико-географических условий хозяйствования требуют при обосновании строительства здесь крупных объектов руководствоваться не только экономическими, военными, политическими, социальными и другими соображениями и интересами по отдельности. Необходимо их гармоничное сочетание. Это определяло превалирование геостратегических интересов над сугубо коммерческими и ставило задачу государственного патронажа и заселения Дальнего Востока.

Располагая пространственным и ресурсным потенциалами, соответствующими континенту, российский Дальний Восток "стягивает" своеобразным поясом наиболее динамично развивающиеся государства - Китай, Корею, Японию, США, Канаду. Так было и останется на обозримую перспективу. Для отмеченных стран обладание Дальним Востоком или его существенной частью - долговременная стратегия. Для России Дальний Восток - путь в Азиатско-Тихоокеанский регион, получение через него мощного импульса развития. К сожалению, в настоящее время он стимулирует преимущественно экспортную специализацию.

Дальний Восток до начала рыночных преобразований на протяжении последних полутора веков, за исключением небольших пауз, являл собою огромную непрерывную стройку. Страна осваивала природные богатства, реализовывала масштабные оборонно-промышленные и транспортные проекты, заселяя регион. И это было тоже стратегическим решением.

К началу реформ на Дальнем Востоке сформировалась весьма своеобразная социохозяйственная система. При наличии значительных природных ресурсов и быстро увеличивающегося производственного потенциала ее экономическая эффективность была существенно ниже среднероссийского уровня. По этой причине она располагала весьма ограниченными возможностями саморазвития и бескризисного перехода к рынку.

В период рыночных преобразований перед российским Дальним Востоком встали серьезные угрозы. В системном виде они приведены на рисунке 1.1. Так, падающая конкурентоспособность региональной экономики наблюдается на рыночном пространстве, где активно развиваются крупнейшие мировые центры: Япония, Республика Корея, Китай. Региону отводится ресурсодобывающая ниша, которую он занимает и за пределы которой его не особенно пускают. Но ресурсодобывающие производства характеризуются менее наукоемкими технологиями. Труд здесь более простой. В то же время опыт прошлых лет показывает, что дальневосточник не конкурентен рабочей силе сопредельных стран в простом труде. Это подтверждается и настоящими тенденциями. Возникает проблема сохранения сферы приложения его труда в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Вышеприведенные процессы не могли не обострить социальные и демографические проблемы. С утратой государственного влияния в сфере распределительных отношений гипертрофированно вырос теневой сектор. Наблюдается профессиональная и нравственная деградация трудового потенциала. Ухудшение экономических условий жизнедеятельности вызывает большую убыль населения как за счет миграции, так и за счет превышения смертности над рождаемостью. За период 1990 - 2007 гг. население Дальнего Востока сократилось с 8,1 до 6,5 млн. чел., или на 19,8%.

                              ┌══════════════════‰
                              │     Снижение     │
                              │  качества жизни  │
                              └═══════┬══════════…
┌═════════════════════════‰           │              ┌════════════════════‰
│        Падение          │          \/              │      Ухудшение     │
│  конкурентоспособности  │   ┌══════════════════‰   │    экологической   │
│дальневосточной продукции│══>│    Сокращение    │<══┤      ситуации      │
└═════════════════════════…   │ демографического │   └════════════════════…
┌═════════════════════════‰   │    потенциала    │   ┌════════════════════‰
│ Исчерпание экономически │   │   Российского    │   │      Экспансия     │
│доступных воспроизводимых├══>│ Дальнего Востока │<══┤   товаров и услуг  │
│   природных ресурсов    │   └══════════════════…   │ сопредельных стран │
└═════════════════════════…                          └════════════════════…


Рисунок 1.1 - Система угроз, стоящих перед Российским Дальним Востоком в начале XXI века

Таких потерь не знает ни один регион страны. Предположения, что основной поток населения, убывающего с Дальнего Востока, схлынул и миграционная обстановка нормализуется, являются спорными. Сокращение численности выезжающего из региона населения, главным образом, связано с возросшими экономическими затруднениями переезда. Настроения временности проживания сохраняются. Следовательно, Дальний Восток стоит перед проблемой потери населения в количественном и качественном плане. Особенно это касается северных территорий, где условия жизни и труда наиболее экстремальные.

На фоне этих проблем растет интерес сопредельных стран к российскому Дальнему Востоку. В борьбе за его природно-сырьевые и пространственные ресурсы страны АТР не заинтересованы в сильной России. Территориальные претензии сопредельных стран к региону не являются мимолетными. Возрастающее стеснение в жизненном пространстве в связи с индустриальными и постиндустриальными потребностями экономики, увеличением численности населения, повышением дефицитности сырьевых и пространственных ресурсов будут формировать и соответствующие угрозы для российского Дальнего Востока.

Достойный ответ на вызовы XXI века требует новой концепции экономического роста и социально-экономического развития Дальнего Востока. В развернутом виде она приведена на рисунке 1.2 и включает несколько стратегических идей. Основными являются: формирование крупного ядра постоянного населения на юге Дальнего Востока как главного элемента противостояния экономической экспансии сопредельных стран на Востоке России; использование фактора внешней торговли для ускорения социально-экономического развития региона; создание зон интенсивного развития на основе территориально-производственных кластеров как центров ускоренного роста и формирования новой экономики, интегрированной в экономическое пространство России и сопредельных стран.

                         ┌═════════════════════‰
                         │    Формирование     │
                         │постоянного населения│
┌════════════════════‰   │   на юге Дальнего   │   ┌════════════════════════‰
│     Создание       │   │       Востока       │   │   Разработка политики  │
│диверсифицированной │   └══════════┬══════════…   │избирательного заселения│
│  и инновационной   ├═══════‰      │      ┌═══════┤     Дальнего Востока   │
│     экономики      │       │      │      │       └════════════════════════…
└════════════════════…       │      │      │       ┌════════════════════════‰
┌════════════════════‰   ┌═══┴══════┴══════┴═══‰   │  Привлечение населения │
│   Использование    │   │    Концептуальное   │   │  юга Дальнего Востока  │
│внешнеэкономического├═══┤ положение развития  ├═══┤   для освоения севера  │
│фактора для создания│   │     Российского     │   │       вахтовыми        │
│  новой экономики   │   │   Дальнего Востока  │   │    и экспедиционными   │
└════════════════════…   └═══┬══════┬══════┬═══…   │        методами        │
┌════════════════════‰       │      │      │       └════════════════════════…
│ Перераспределение  │       │      │      │       ┌════════════════════════‰
│ ренты по природным ├═══════…      │      └═══════┤    Формирование зон    │
│ресурсам в развитие │   ┌══════════┴══════════‰   │ интенсивного развития  │
│  перерабатывающих  │   │   Создание на юге   │   └════════════════════════…
│     отраслей       │   │   Дальнего Востока  │
└════════════════════…   │     селитебных      │
                         │ социально-культурных│
                         │городских агломераций│
                         └═════════════════════…


 Рисунок 1.2 - Ответы на вызовы Российскому Дальнему Востоку


Итак, ключевым направлением развития Дальнего Востока в XXI веке является формирование постоянного населения. Это не все, что нужно региону для долговременного развития, но это первое, что ему нужно. Однако экономизация производства затрудняет движение в этом направлении, ибо необходимо освободиться от значительной части существующего производственного потенциала, который не является экономически эффективным. В то же время приоритет могут получить проекты с использованием более дешевой иностранной рабочей силы, что уже осуществляется, хотя и в ограниченных масштабах.

Значит, стоит задача формирования постоянного населения на юге Дальнего Востока, то есть на границе с Китаем. Крупными городскими поселениями должны стать города Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск. Проживающие здесь жители в своей трудовой деятельности замыкаются не только на экономике своих городов, но и найдут применение в реализации крупных проектов по всему Дальнему Востоку, работая вахтовыми и экспедиционными методами.

Создание ядра (критической массы) постоянного населения на юге Дальнего Востока предполагает осуществление таких форм хозяйствования, которые бы не только экономически обеспечивали расширенное воспроизводство населения, но и создавали возможность продолжения его в поколениях.

Фактор внешней торговли как особенность развития экономики Дальнего Востока не проявил себя в должной мере с конструктивной стороны. Экспорт основан преимущественно на вывозе сырья и оказывает положительное влияние на весьма тонкий слой производителей и населения. Он мало затрагивает обрабатывающие и сопряженные отрасли, ориентированные на внутренний рынок. К тому же дальневосточный экспорт слабо диверсифицирован, в том числе и географически.

По темпам внешнеэкономической деятельности регион отстает от России. Местные ее участники представляют собой разрозненную, конкурирующую друг с другом массу хозяйствующих субъектов, ведущих скрытую демпинговую политику и попадающих под влияние зарубежных импортеров.

Для ускоряющего воздействия внешнеэкономической деятельности на экономику Дальнего Востока необходимы качественно новые подходы к организации и управлению внешнеэкономическим бизнесом. Одним из них является кластерный подход.

Во внешнеэкономической сфере Дальнего Востока сформировались и продолжают формироваться первичные структуры пяти главных кластеров, которые могут реализовывать преимущества системного развития. Ими являются: лесной, рыбохозяйственный, горно-металлургический, топливно-энергетический, включающий газо- и нефтедобычу, и транспортный комплексы. Основным способом реализации кластерного подхода является создание межсубъектных центров управления развитием внешнеориентированных комплексов региона, а также дальнейшее совершенствование Федеральной целевой программы "Дальний Восток и Забайкалье". Последняя должна стать инструментом сопряжения экономик субъектов региона. Акцент должен быть сделан на развитии в них тех составляющих, которые, используя свои уникальные особенности, дополняли и усиливали бы друг друга в конкурентной борьбе за жизненное пространство со странами АТР и СВА. Получая обратный импульс развития, Дальний Восток передаст его России, придавая ей устойчивое поступательное движение к цивилизованной социально ориентированной рыночной экономике.

Но здесь важно не останавливаться только на сырье или продуктах его первых переделов. На этом пути можно быстро оказаться аутсайдером среди большинства стран, которые еще в недалеком прошлом были развивающимися. Поэтому путь развития региона здесь видится через выпуск продукции, входящей в производственные цепи высшего технологического уклада. Этот тип производства не может доминировать везде и во всем, но на отдельных участках региональной экономики он может быть использован.

Основными (но не единственными) партнерами Дальнего Востока на многие годы будут Япония и КНР. Это следует из потребностей и тенденций их развития, а также возможностей Дальневосточного региона. Сотрудничество с ними открывает колоссальные возможности для реанимации и последующего развития экономики Дальнего Востока. Поэтому весьма актуальной является задача определения в системе долговременных интересов Японии и Китая того, что в наибольшей мере соответствует интересам России и Дальнего Востока в частности. Наступательной внешнеэкономической политике Китая должна быть противопоставлена не менее активная региональная государственная политика, которая должна совместить две крупные идеи стратегического характера: опору на инновационное развитие и ориентацию на внешние рынки с приоритетом потребностей КНР и Японии. Вместе с последней необходимо искать новую модель сотрудничества, опираясь на опыт прошлых лет и понимая заинтересованность ее и России во взаимной интеграции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»