МИНИСТЕРСТВО ИНВЕСТИЦИЙ И РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 17 сентября 2018 года N 194


Об утверждении Концепции Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области на период до 2035 года



В соответствии с Распоряжением Правительства Свердловской области от 03.08.2017 N 629-РП "Об утверждении перечня концепций отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области, планируемых к разработке в 2017 году" приказываю:


1. Утвердить Концепцию Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области на период до 2035 года (прилагается).


2. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.


3. Настоящий Приказ опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru), официальном сайте Министерства инвестиций и развития Свердловской области (http://mir.midural.ru/) и Инвестиционном портале Свердловской области (http://invest.midural.ru/).



Министр
В.В.КАЗАКОВА



Утверждена
Приказом
Министерства инвестиций и развития
Свердловской области
от 17 сентября 2018 г. N 194



КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА


Концепция Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области на период до 2035 года разработана в соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, направлением "Развитие туристского потенциала" Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы".



Раздел 1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИИ



1.1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ


Правовые акты и иные документы:


Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";


перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации от 30 июля 2013 года N Пр-1814;


Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 N 941-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года";


Областной закон от 31 декабря 1999 года N 51-ОЗ "О туризме и туристской деятельности в Свердловской области";


перечень поручений Губернатора Свердловской области от 05.06.2017 N 13-ЕК пп;


Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании, утверждении и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области";


Распоряжение Правительства Свердловской области от 03.08.2017 N 629-РП "Об утверждении Перечня концепций отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области, планируемых к разработке в 2017 году".



1.2. РАЗРАБОТЧИКИ СТРАТЕГИИ


Министерство инвестиций и развития Свердловской области, органы местного самоуправления, общественные и туристские организации.



1.3. ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ (ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ-КООРДИНАТОР) И ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА КОНТРОЛЬ И РЕАЛИЗАЦИЮ СТРАТЕГИИ


Министерство инвестиций и развития Свердловской области (Министр инвестиций и развития Свердловской области В.В. Казакова).



Раздел 2. ПРЕДПОСЫЛКИ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ



2.1. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ


Развитие внутреннего и въездного туризма в Свердловской области играет важную роль в решении вопросов стимулирования социального развития региона, улучшения качества жизни, занятости и организации досуга населения.


Туриндустрия постоянно развивается. В 2016 - 2017 годах только в гостиницах остановилось более 1,3 млн. человек. После последствий мирового экономического кризиса, увеличилось и количество постояльцев средств размещения, что подчеркивает постепенное восстановление спроса на услуги гостиниц и отелей. Динамика по количеству лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения, отражена на рисунке 1.


Рисунок 1 - Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения за период с 2012 по 2017 годы, тыс. человек


                                                               1354,9

                                                 1344,6        ┌═══‰

      1325,1                                     ┌═══‰         │   │ 

       ┌═══‰                                     │   │         │   │ 

       │   │        1274,8                       │   │         │   │ 

       │   │         ┌═══‰                       │   │         │   │ 

       │   │         │   │         1160          │   │         │   │ 

       │   │         │   │         ┌═══‰         │   │         │   │ 

  ┌════┴═══┴════┬════┴═══┴════┬════┴═══┴════┬════┴═══┴════┬════┴═══┴════‰

        2013         2014          2015          2016          2017


По сравнению с 2013 годом в 2017 году численность размещенных в коллективных средствах размещения выросла более чем на 2 процента. После преодоления последствий мирового экономического кризиса 2014 - 2015 годов последовало резкое увеличение в 2016 - 2017 годах (более чем на 15 процентов).


Из общего числа размещенных в коллективных средствах размещения более 90 процентов составляют граждане России, остальные 10 процентов - иностранные гости. Их число выросло также увеличивается после преодоления последствий мирового экономического кризиса (рисунок 2). Популярность у иностранных граждан вызывают крупные конгрессно-выставочные мероприятия, а также уникальные культурно-познавательные достопримечательности и объекты туристского показа.


Рисунок 2 - Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения за период с 2013 по 2017 годы, тыс. человек


                                                               113,6

                                                 111,1         ┌═══‰

                                                 ┌═══‰         │   │ 

                                                 │   │         │   │ 

        92                                       │   │         │   │ 

       ┌═══‰         83,8                        │   │         │   │ 

       │   │         ┌═══‰          80           │   │         │   │ 

       │   │         │   │         ┌═══‰         │   │         │   │ 

  ┌════┴═══┴════┬════┴═══┴════┬════┴═══┴════┬════┴═══┴════┬════┴═══┴════‰

        2013         2014          2015          2016          2017


Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-курортных организаций в последние два года превышает 10 млрд. рублей (в 2014 году - 9 млрд. рублей, в 2015 году - 10,4 млрд. рублей, в 2016 году - 10,9 млрд. рублей, в 2017 году - 10,4 млрд. рублей). Динамика отражена на рисунке 3.


Проведенный анализ показывает, что Свердловская область представляет интерес для гостей и туристов.


Гостиницы и аналогичные средства размещения являются одним из "определяющих элементов" в развитии въездного туризма, в особенности делового.


Рисунок 3 - Объем платных услуг коллективных средств размещения (услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-оздоровительные услуги) за период с 2013 по 2017 годы, млрд. рублей


                                                 10,9

                                    10,4         ┌═══‰         10,4

                       9           ┌═══‰         │   │         ┌═══‰

        8,2          ┌═══‰         │   │         │   │         │   │ 

       ┌═══‰         │   │         │   │         │   │         │   │ 

  ┌════┴═══┴════┬════┴═══┴════┬════┴═══┴════┬════┴═══┴════┬════┴═══┴════‰

        2013         2014          2015          2016          2017


Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения ежегодно растет (рисунок 4).


Рисунок 4 - Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения за период с 2013 по 2017 годы, млрд. рублей


                                                                5,4

                                                               ┌═══‰

                                                  5,1          │   │ 

                                     5           ┌═══‰         │   │ 

                      4,9          ┌═══‰         │   │         │   │ 

        4,7          ┌═══‰         │   │         │   │         │   │ 

       ┌═══‰         │   │         │   │         │   │         │   │ 

  ┌════┴═══┴════┬════┴═══┴════┬════┴═══┴════┬════┴═══┴════┬════┴═══┴════‰

        2013         2014          2015          2016          2017


По отношению к 2013 году рост по итогам 2017 года составил почти 15 процентов. В дальнейшем, с учетом восстановления экономики, тиражирования и продвижения информации о гостиницах на российском и мировом туристских рынках, прогнозируется увеличение показателя.


Рисунок 5 - Объем платных санаторно-оздоровительных услуг за период с 2013 по 2017 годы, млрд. рублей


                                                  5,8

                                    5,4          ┌═══‰

                                   ┌═══‰         │   │           5

                      4,1          │   │         │   │         ┌═══‰

        3,5          ┌═══‰         │   │         │   │         │   │ 

       ┌═══‰         │   │         │   │         │   │         │   │ 

  ┌════┴═══┴════┬════┴═══┴════┬════┴═══┴════┬════┴═══┴════┬════┴═══┴════‰

        2013         2014          2015          2016          2017


По итогам 2017 года объем санаторно-оздоровительных услуг составляет около 5 млрд. рублей, что на 43 процента превышает значения 2012 года (рисунок 5).


В 2017 году произошло некоторое сокращение до 5 млрд. рублей, что все равно отражает в целом благоприятную ситуацию на данном сегменте туристского рынка (начиная с 2015 года показатель не снижался ниже 5 млрд. рублей). Принимая во внимание сложившуюся тенденцию, но в то же время учитывая высокую конкурентоспособность близлежащих курортов, расположенных на территории республики Башкортостан, Челябинской области, Пермского края и других регионов, можно прогнозировать умеренный небольшой рост показателя.


Сфера туризма является не только одной из приоритетных отраслей экономики, но, в большей степени, механизм и элемент продвижения и позиционирования региона, создания комфортных условий для жизни и отдыха жителей региона, а также привлечения внимания к региону со стороны внутренних и внешних "потребителей", средств массовой информации, медиа-структур.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»