Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 мая 2014 года N 941-р

Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года

(с изменениями на 21 марта 2019 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 5 декабря 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 23 ноября 2020 года N 1903

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2016 года N 2251-р (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.10.2016, N 0001201610280047);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 297 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.03.2019, N 0001201903250011).

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке федеральных целевых программ и иных программных документов.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке региональных целевых программ и иных программных документов.

4. Минкультуры России:

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии;

абзац утратил силу со 2 апреля 2019 года - постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 297 - см. предыдущую редакцию.

5. Минэкономразвития России обеспечить контроль за реализацией положений Стратегии при согласовании федеральных целевых программ и иных программных документов.

(Пункт дополнительно включен со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 297)

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 мая 2014 года N 941-р

     

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года

(с изменениями на 26 октября 2016 года)

     

     

I. Общие положения


В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны, а также определены основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики в сфере туризма.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации от 30 июля 2013 года N Пр-1814 разработана Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия), которая базируется на следующих приоритетах устойчивого развития, отраженных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537:

повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Развитие и максимальная реализация такого туризма является основной задачей Стратегии.

Проделана большая работа в сфере развития туризма. Стали более доступными для иностранных туристов такие перспективные районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, гг.Нижний Новгород, Самара и другие территории. Регулярно проводятся международные отраслевые выставки, форумы по различным перспективным для России видам туризма, созданы профессиональные образовательные стандарты, а также идет работа по формированию положительного имиджа страны в сфере туризма. Большая работа проделана для организации проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи. Таким образом, можно сказать, что сфера туризма в последние годы постоянно развивается. В настоящее время стоит задача сохранить достигнутые результаты, усовершенствовать качественные стороны организации туристских программ и создать условия для максимизации положительного социального эффекта от развития туризма в стране.

Кроме того, новые задачи стоят перед сферой туристских услуг в связи с вхождением в состав Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и г.Севастополя. Сегодня стоит задача интеграции указанных субъектов Российской Федерации в систему управления сферой туризма Российской Федерации, смягчения негативных эффектов переходного периода и обеспечения развития туризма, а также повышения качества жизни населения Республики Крым и г.Севастополя. Традиционно популярные места отдыха россиян в Республике Крым увеличивают привлекательность внутреннего туризма, что накладывает дополнительную ответственность на органы исполнительной власти в сфере туризма за качество услуг и объектов туристской инфраструктуры, безопасность туристов, обеспечение рабочих мест и вклада туризма в бюджет Российской Федерации.

Туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества. В 2002-2005 годах в Российской Федерации осуществлялась реализация Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 954-р.

В рамках федеральной целевой программы "Юг России (2014-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1297 "О федеральной целевой программе "Юг России (2014-2020 годы)", на I этапе ее реализации (2014-2016 годы) планируется реализовать мероприятия по вводу в действие объектов капитального строительства туристической сферы, строительство которых осуществлялось в рамках реализации федеральной целевой программы "Юг России (2008-2013 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2008 года N 10 "О федеральной целевой программе "Юг России (2008-2013 годы)", и федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года N 537 "О федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы", а также планируется реализовывать мероприятия по строительству объектов внешней инфраструктуры Северо-Кавказского туристского кластера и развитию региона Кавказских Минеральных Вод.

Целевые показатели развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года коррелируют с прогнозом развития мирового туризма Всемирного совета по туризму и путешествиям, сделанным в 2004 году, в то время когда в 2013 году Всемирная туристская организация при ООН обновила свои прогнозы и просчитала уточненные ориентиры развития туризма до 2030 года, где указано снижение темпов роста.

В рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011года N 2227-р, и государственных программ Российской Федерации предусматриваются мероприятия в сфере туризма, перед которой стоят следующие задачи:

закрепление и удержание достигнутых результатов;

переориентация части потребительского спроса россиян на внутренний туризм;

привлечение иностранных туристов;

реализация стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещении;

обеспечение роста качества жизни населения.

Стратегия является неотъемлемой частью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и полностью коррелирует с задачами государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы, а также продолжает реализовывать запланированные в предыдущие годы мероприятия в сфере туризма. Стратегия полностью учитывает мировые тенденции и современное состояние отрасли в контексте текущих и перспективных задач государственного управления в сфере экономики, культуры, работы с детьми и молодежью, социального обеспечения граждан, физической культуры и спорта, образования, содействия занятости и сохранения природных и культурно-исторических ресурсов нашей страны. В соответствии с положениями Стратегии необходимо разработать план мероприятий по ее реализации.

Стратегия закладывает основу для понимания перспективных задач, стоящих перед отраслью, и является инструментом формирования планов работы органов исполнительной власти и участников туристического бизнеса всех уровней, а также ориентации предпринимательской инициативы граждан в сфере туризма.

II. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире


Российская Федерация сегодня занимает прочное положение на рынке международного туризма. В 2012 году Россия вошла в 10 стран-лидеров по количеству прибытий иностранных граждан, заявив серьезный темп роста этого показателя (13 процентов). На нашу страну в 2012 году приходилось 4,8 процента всего туристского потока в мире. При этом граждане Российской Федерации формируют по-прежнему активный выездной туристский поток. В 2012 году наша страна заняла 5-е место по расходам туристов.

В оценках Всемирной туристской организации при ООН принято географическое деление мира на укрупненные регионы и субрегионы. В соответствии с такой классификацией Российская Федерация относится к группе стран Центральной и Восточной Европы, куда также входят большинство стран СНГ, Чехия, Венгрия, Польша, Болгария, Словакия и Румыния.

Самый быстрый рост туристских прибытий (7 процентов) был зарегистрирован в Азиатско-Тихоокеанском регионе, далее следуют Африка (6 процентов), а также Северная Америка и Южная Америка (5 процентов). Число международных туристских прибытий в Европе, наиболее посещаемом регионе мира, увеличилось на 3 процента. Ближний Восток, число международных туристских прибытий которого уменьшилось на 5 процентов, до сих пор не смог преодолеть негативные тенденции, связанные с политической и военной нестабильностью в регионе.

По данным Всемирной туристской организации при ООН, в Российской Федерации рост числа прибытий иностранных граждан в 2010 году составил 4,4 процента, в 2011 году - 11,9 процента, в 2012 году - 13 процентов. При этом объем поступлений от туризма соответственно в 2010 году составил 8,83 млрд. долл. США, в 2011 году - 11,328 млрд. долл. США и в 2012 году - 10,759 млрд. долл. США. Снижение доходов в 2012 году по сравнению с 2011 годом при явном росте туристского потока является опасным фактором, который говорит о недостаточно эффективном использовании экономикой страны благоприятных тенденций.

Данные Всемирной туристской организации при ООН показывают, что туристы отдают явное предпочтение маршрутам в пределах их собственного региона, в частности 4 из 5 туристских прибытий в мире происходит в пределах одного региона. Более половины прибытий (52 процента) были совершены с целью отдыха и досуга, около 14 процентов - ради деловых и профессиональных целей, 27 процентов - для других целей, в том числе в целях поездки в гости к друзьям и родственникам, по религиозным причинам, в целях паломничества, для укрепления здоровья и лечения и др.

Растет значение воздушного транспорта при организации туристских поездок (52 процента международных прибытий) и автомобиля или автобуса в числе наземных видов транспорта, используемых для путешествия (40 процентов прибытий наземным транспортом).

Российская Федерация является страной, показавшей внушительный рост расходов граждан на туризм за рубежом в последние годы (на 30 процентов в 2012 году). В то время как рост расходов стран - традиционных источников туристского потока можно назвать умеренным и медленным (США 7 процентов, Германия и Канада 6 процентов, Великобритания 4 процента, Австралия 3 процента и Япония 2 процента), Франция и Италия показали снижение расходов на международный туризм. Все это говорит об усилении ценовой конкуренции на рынке международного туризма и грядущей переориентации на иные источники потребительского спроса.

По данным Всемирной туристской организации при ООН, число международных туристских прибытий в первой половине 2013 года выросло на 5 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и достигло почти 500 млн. туристских прибытий. Этот показатель превысил прогноз на начало года (рост 3-4 процента). Наиболее сильный рост этого показателя в 2013 году прогнозируется в Азиатско-Тихоокеанском регионе (5-6 процентов), Африке (4-6 процентов), Северной Америке и Южной Америке (3-4 процента), Европе (2-3 процента) и на Ближнем Востоке (до 5 процентов).

Выездные рынки стран с растущей экономикой продолжают стимулировать рост международного туризма. В первой половине 2013 года Китай и Россия были лидерами по темпам роста туристских расходов среди 10 наиболее крупных доноров туристского потока в мире. Из стран, не входящих в первую десятку, восстановила свои позиции Бразилия, показатель которой после более умеренного показателя в 2012 году вырос на 15 процентов.

По уровню туристских расходов лидировали Канада и Франция, Соединенные Штаты Америки, Германия и Соединенное Королевство, а также Япония, Австралия и Италия.

В Стратегии учтены основные возможности и угрозы для развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации. Позитивными для России тенденциями развития международного туризма являются следующие:

Российская Федерация демонстрирует в последние годы высокие темпы роста въездного потока и входит в десятку лидеров по приему иностранных граждан;

в ближайшей перспективе рост показателей количества туристских прибытий сохранится, хотя темпы его уменьшатся;

прогноз роста расходов туристов показывает, что, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию в ряде стран, туристы не снижают уровень своих расходов и такая тенденция сохранится в ближайшее десятилетие;

наибольший рост выездной активности показывают соседние с Российской Федерацией страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в то же время основными донорами туристского потока остаются развитые страны Западной Европы;

в результате роста политической нестабильности в мире многие страны Ближнего Востока перестают быть привлекательной туристской дестинацией, в том числе и для россиян;

растет количество туристских поездок жителей из стран с неустойчивой политической обстановкой, что создает возможность для усиления конкурентоспособности российского турпродукта на внутреннем и международном туристских рынках;

в мире растет интерес к культурно-познавательному и природо-ориентированному туризму, что делает Российскую Федерацию наиболее привлекательной туристской дестинацией для российских и иностранных туристов;

туризм стал существенной потребностью современного человека, от которой опытный путешественник не может отказаться даже в результате влияния экономических или политических угроз.

Вместе с тем необходимо учитывать следующие негативные для Российской Федерации тенденции в развитии международного туризма:

Российская Федерация является одним из крупнейших доноров туристского потока в мире;

несмотря на двузначный темп роста показателей въезда иностранцев в Российскую Федерацию, отечественная экономика не может эффективно использовать благоприятную тенденцию и зарабатывает на туризме почти в 5 раз меньше, чем другие страны при аналогичных темпах роста въездного туристского потока;

международные событийные мероприятия, привлекающие въездной туристский поток в Российскую Федерацию, не в полной мере выполняют задачу по привлечению российских туристов и максимизации экономического эффекта от их проведения;

усиливаются угрозы безопасности туристов на ставших для россиян традиционными направлениях массового туризма в результате действия политических, техногенных и природных факторов внешней среды;

растущая конкуренция в сфере международного туризма делает туристскую отрасль низкоприбыльной, а внутренний туристский продукт Российской Федерации неконкурентоспособным по цене.

Кроме того, необходимо отметить, что продолжающийся процесс мировой глобализации и упрощение визовых формальностей для граждан России снимает административные барьеры, обеспечивающие отчасти искусственную конкурентоспособность отечественного туристского продукта на внутреннем рынке. Россияне привыкли путешествовать по миру и высоко ценят уровень сервиса, готовы потратить на отдых значительные средства и являются искушенными и требовательными туристами. Это диктует необходимость модернизации материально-технической базы, использования передовых инновационных технологий в сфере туризма и адаптации туристского продукта согласно запросам современного российского и иностранного потребителя. Все указанные тенденции должны учитываться при разработке планов развития туризма в Российской Федерации.

III. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации