В соответствии со статьями 6, 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем", на основании Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 392/171-пп, указа Губернатора Иркутской области 30 марта 2020 года N 28-угк "О назначении на должность Трофимовой С.М.", руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:
1. Внести в приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 года N 43-мпр "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области" следующие изменения:
1) индивидуализированный заголовок изложить в следующей редакции:
"Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами в Иркутской области";
2) в пункте 1 слова ", в том числе с твердыми коммунальными отходами," исключить.
2. Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области, утвержденную приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 года N 43-мпр, изложить в новой редакции (прилагается).
3. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная", сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru), а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Исполняющая обязанности министра
С.М.ТРОФИМОВА
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Одним из основных факторов негативного воздействия на окружающую среду являются отходы производства и потребления. Управление процессами образования, накопления и переработки отходов является важнейшим звеном в обеспечении экологической безопасности.
Проблема отходов является комплексной, охватывает все области экономики и жизнедеятельности населения. С постоянным ростом объемов образования отходов и увеличением затрат на их сбор, хранение, переработку, захоронение возрастает значение государственной политики в Российской Федерации (далее - РФ) в области обращения с отходами.
Целью государственной политики в области обращения с отходами является создание и обеспечение деятельности отходоперерабатывающей индустрии (отрасли обращения с отходами), а также системы ответственности, обеспечивающей размещение отходов производства и потребления в технологическом цикле с исключением несанкционированного размещения отходов в окружающей среде, минимизацию объемов (количества) образуемых и захораниваемых отходов, максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, достижение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при размещении отходов не пригодных для утилизации.
Основные приоритеты государственной политики в сфере обращения с отходами закреплены следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
приказом Президента Российской Федерации от 30.04.2012 N 1102 "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - государственная политика);
постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы";
Особого внимания, с точки зрения снижения негативного воздействия на окружающую среду, требуют твердые коммунальные отходы (далее - ТКО).
Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130.
Территориальная схема - текстовые, табличные и графические описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.
Территориальная схема включает следующие разделы:
а) нахождение источников образования отходов;
б) количество образующихся отходов;
в) целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов;
г) места накопления отходов;
д) места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
е) баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
ж) схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
з) данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
и) оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
к) прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
л) сведения о зонах деятельности региональных операторов;
м) электронная модель территориальной схемы;
н) приложения.
В настоящем разделе приводятся сведения об источниках образования отходов на территории Иркутской области, их местонахождении, проводится анализ наиболее значимых источников образования отходов, а также оценка динамики изменения основных характеристик источников образования.
Иркутская область - субъект РФ в юго-восточной части Сибирского федерального округа.
Иркутская область занимает площадь 767.9 тыс. км2 (4,6% территории России). С севера на юг область протянулась почти на 1450 км, с запада на восток - на 1318 км. Расстояние от Москвы до Иркутска - 5042 км. Общая протяженность границ превышает 7240 км, в том числе по оз. Байкал - 520 км.
На западе область граничит с Красноярским краем, на востоке - с Забайкальским краем, на юго-востоке и юге - с Республикой Бурятия, на юго-западе - с Республикой Тыва, на северо-востоке граница проходит с Республикой Саха (Якутия).
По климатическим условиям территория области отличается резко континентальным характером с суровой, продолжительной, малоснежной зимой и теплым летом с обильными осадками.
По своему ресурсному и индустриальному потенциалу Иркутская область занимает важное место среди субъектов Российской Федерации. Это один из немногих регионов России, где имеются все виды собственных топливно-энергетических ресурсов (более 7% общероссийских запасов угля, столько же нефти и горючего газа, 10% гидроэнергоресурсов). По лесистости территории (82%) и запасам древесины (8,8 млрд. м3) область лидирует среди регионов России. Общероссийское значение имеет и целый ряд ископаемых ресурсов (золото, слюда, магнезит, тальк, калийная и поваренная соли, редкие металлы, железная руда и др.).
Уникальное сочетание топливно-энергетических, лесных и минерально-сырьевых ресурсов создает благоприятные предпосылки для развития электроэнергетики, цветной и черной металлургии, горнодобывающей, нефтехимической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Причем, масштабы производства этих базовых для области отраслей могут значительно превышать потребности всей Восточной Сибири.
В пределах Иркутской области имеются колоссальные запасы озерной и речной воды. В первую очередь это относится к крупнейшему озеру планеты - Байкалу. В оз. Байкал содержится 80% общероссийских и 20% мировых запасов пресных поверхностных вод.
Озеро Байкал расположено на территории двух субъектов Российской Федерации - Иркутской области и Республики Бурятия, граница между ними на протяжении нескольких сотен километров проходит по акватории Байкала. Акватория оз. Байкал составляет 31,5 тыс. км2. Протяженность озера с севера на юг - 636 км, максимальная ширина - 79,5 км.
Правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой РФ, но и объектом всемирного природного наследия, определяет Федеральный закон "Об охране озера Байкал".
Распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории (далее - БПТ) и экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния.
Границы водоохранной зоны и границы рыбоохранной зоны озера Байкал утверждены распоряжением Правительства РФ 5 марта 2015 года N 368-р.
Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. N 643 утвержден Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
К запрещенным видам деятельности, в том числе относится деятельность по отведению сточных вод и утилизации отходов в части:
- складирования, захоронения и обезвреживания вновь образующихся отходов I - V класса опасности за пределами специально оборудованных мест размещения отходов, созданных на основании выданных в соответствии с законодательством РФ разрешений;