(с изменениями на 23 сентября 2014 года)
__________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства
области от 13.04.2015 N 137-п
__________________
_____________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 14.05.2013 N 201-п;
постановлением Правительства области от 22.11.2013 N 495-п;
постановлением Правительства области от 23.09.2014 N 379-п
_____________________________________________
В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации», в целях улучшения эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области, снижения заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения от туберкулеза Правительство Новосибирской области (В редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.05.2013 N 201-п, - см. предыдущую редакцию)
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы» (далее – Программа).
2. Министерству здравоохранения Новосибирской области (Иванинский О.И.) обеспечить координацию выполнения мероприятий Программы.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 23.09.2014 N 379-п, - см. предыдущую редакцию)
3. Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области (Голубенко В.Ю.) при подготовке проекта областного бюджета Новосибирской области на 2012 и последующие годы предусмотреть дополнительные ассигнования на реализацию мероприятий Программы.(Пункт редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.05.2013 N 201-п, - см. предыдущую редакцию)
4. Контроль за исполнением постановления возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Новосибирской области Колончина К.В.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 23.09.2014 N 379-п, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
В.А.Юрченко
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие медицинской помощи больным туберкулезом
в Новосибирской области на 2012-2016 годы»
I. Паспорт
долгосрочной целевой программы Новосибирской области
(В редакции, введенной постановлением Правительства
области от 23.09.2014 N 379-п, - см. предыдущую редакцию)
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа «Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы» (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы | Распоряжение Правительства Новосибирской области от 08.07.2011 N 308-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы» |
Основные разработчики Программы | министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Государственные заказчики (государственный заказчик - координатор) Программы | министерство здравоохранения Новосибирской области |
Руководитель Программы | министр здравоохранения Новосибирской области |
Исполнители основных мероприятий | министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Цель и задачи Программы | Цель: улучшение эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области, снижение заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения от туберкулеза. Задача 1. Совершенствование организации фтизиатрической службы. Задача 2. Повышение эффективности мероприятий по внедрению современных методов профилактики, диагностики и лечения туберкулеза. Задача 3. Укрепление материально-технической базы фтизиатрической службы на основе утвержденных стандартов |
Сроки (этапы) реализации Программы | 2012-2016 годы, этапы не выделяются |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий Программы) | Прогнозные объемы финансирования Программы: всего: 835239,6 тыс. рублей, в том числе областной бюджет по годам: 2012 год - 211210,1 тыс. рублей; 2013 год - 436218,8 тыс. рублей; 2014 год - 86023,6 тыс. рублей; 2015 год - 60000,4 тыс. рублей; 2016 год - 41786,7 тыс. рублей. Средства Программы по исполнителям: министерство здравоохранения Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области, всего: 488792,0 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 128710,1 тыс. рублей; 2013 год - 172271,2 тыс. рублей; 2014 год - 86023,6 тыс. рублей; 2015 год - 60000,4 тыс. рублей; 2016 год - 41786,7 тыс. рублей; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области, всего: 346447,6 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 82500,0 тыс. рублей; 2013 год - 263947,6 тыс. рублей |
Важнейшие целевые индикаторы. | Важнейшие целевые индикаторы: смертность от туберкулеза на 100,0 тыс. населения; заболеваемость туберкулезом на 100,0 тыс. населения; распространенность туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью на 100,0 тыс. населения; показатель абациллирования больных туберкулезом, состоявших на учете на конец года, в %; показатель клинического излечения больных туберкулезом органов дыхания в %; коечный фонд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Государственная областная Новосибирская клиническая туберкулезная больница», число коек; доля учреждений здравоохранения, расположенных в районах Новосибирской области, соответствующих требованиям санитарных норм и правил (далее - СНиП) и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (далее - СанПиН), в %; доля учреждений здравоохранения, расположенных в районах Новосибирской области, соответствующих стандарту оснащения, в %; доля впервые выявленных больных, в %. В результате реализации Программы к 2016 году планируется: снижение смертности от туберкулеза до 15,5 на 100,0 тыс. населения; снижение заболеваемости туберкулезом до 102,3 на 100,0 тыс. населения; снижение распространенности туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью до 45,0 на 100,0 тыс. населения; увеличение показателя абациллирования больных туберкулезом, состоявших на учете на конец года, до 44,7%; увеличение показателя клинического излечения больных туберкулезом органов дыхания до 40,0%; увеличение коечного фонда государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Государственная областная Новосибирская клиническая туберкулезная больница» до 1955 коек; увеличение доли учреждений здравоохранения, расположенных в районах Новосибирской области, соответствующих требованиям СНиП и СанПиН, до 100,0%; увеличение доли учреждений здравоохранения, расположенных в районах Новосибирской области, соответствующих стандарту оснащения, до 100,0%; увеличение показателя госпитализации впервые выявленных больных до 80,0% |
Электронный адрес размещения Программы в сети Интернет | http://zdrav.nso.ru/deyatelnost/celprog/Pages/default.aspx |
II. Обоснование необходимости разработки Программы
1. Краткий анализ текущего состояния фтизиатрической службы
Новосибирской области
В настоящее время на территории Новосибирской области отмечается стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу. Однако заболеваемость туберкулезом сохраняется на уровне 128,0 на 100,0 тыс. населения, что в 1,75 раза превышает средние показатели по Российской Федерации, причем в системе Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Новосибирской области ежегодно выявляются 17,0%-20,0% первичных больных при численности спецконтингента до 1,0% от населения Новосибирской области.
Отмечается тенденция к росту числа больных с множественными лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза, что характерно и для других субъектов Российской Федерации. В настоящее время число больных с множественными лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза в Новосибирской области составляет 22,7% среди впервые выявленных больных и 47,3% от всех больных, выделяющих микобактерии туберкулеза. Данный факт неблагоприятно влияет на эффективность лечения и значительно повышает стоимость лечения, поскольку противотуберкулезные препараты 2 ряда, используемые для лечения этой формы заболевания, дороже препаратов 1 ряда в 10-15 раз.
Значительную проблему представляет рост больных сочетанной патологией: вирус иммунодефицита человека - туберкулез. Число таких больных выросло за 2010 год на 65,4% (со 185 до 306 человек). В ближайшие годы эта категория больных будет способствовать увеличению заболеваемости туберкулезом и смертности от туберкулеза, поскольку в области около 11700 инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и именно у этой категории пациентов на первом месте как причина смерти является туберкулез.
Медицинская помощь больным туберкулезом на территории Новосибирской области в рамках первичной медико-санитарной помощи оказывается в 32 государственных бюджетных учреждениях здравоохранения районов Новосибирской области и 2 государственных бюджетных учреждениях здравоохранения города Новосибирска; специализированная - в 2 государственных учреждениях здравоохранения Новосибирской области.
Ведущим учреждением, оказывающим специализированную стационарную фтизиатрическую помощь, является государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Государственная Новосибирская областная туберкулезная больница» общей мощностью 955 коек.
В структуру государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной противотуберкулезный диспансер» входят 5 районных противотуберкулезных диспансеров мощностью 756 посещений в смену.
В районах Новосибирской области на базах центральных районных (городских) больниц функционируют 6 противотуберкулезных диспансеров, 11 туберкулезных отделений и 29 туберкулезных кабинетов.
На 01.01.2011 коечная мощность фтизиатрической службы Новосибирской области составляет 1612 коек, из них 657 - в районах Новосибирской области.
На текущий момент материально-техническое состояние противотуберкулезных учреждений Новосибирской области не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Так, здание филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной противотуберкулезный диспансер» - противотуберкулезный диспансер N 6, расположенное по адресу: 630034, г. Новосибирск, ул. Серафимовича, 10, в течение последних 5 лет находится в аварийном состоянии; требуют ремонта ряд структурных подразделений государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Государственная областная Новосибирская клиническая туберкулезная больница».
В соответствии с СанПиН N 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58, необходимо увеличение площади на взрослую туберкулезную койку до 8 кв.м. В настоящее время площадь на 1 взрослую койку в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области «Государственная областная Новосибирская клиническая туберкулезная больница» составляет, в среднем, 6,9 кв.м. Резервы для увеличения площади в имеющихся помещениях больницы отсутствуют. Для приведения площади палаты к нормативу, предусмотренному вышеуказанными СанПиН N 2.1.3.2630-10, потребуется дальнейшее сокращение фактического числа коек (до 830-850). В связи с чем возникнет дефицит коечного фонда и очередность на госпитализацию.
Единственным выходом из сложившейся ситуации является строительство 1000-коечной областной туберкулезной больницы и строительство новых корпусов противотуберкулезных учреждений в Искитимском, Маслянинском и Тогучинском районах Новосибирской области.
В течение последних десяти лет закупка медицинского оборудования для противотуберкулезной службы осуществлялась в небольшом объеме, что привело к его моральному старению и износу.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 932н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом» определены стандарты оснащения противотуберкулезного (фтизиатрического) диспансера (туберкулезной больницы), которым противотуберкулезные учреждения Новосибирской области не соответствуют. В связи с чем актуальной является проблема приведения учреждений к стандартам оснащения медицинским оборудованием.
С учетом вышеизложенного можно выделить следующие основные проблемы, требующие первоочередного решения:
неполное соответствие стандартам оснащения материально-технической базы фтизиатрической службы Новосибирской области;
дефицит туберкулезных коек, а также несоответствие имеющихся площадей требованиям СанПиН N 2.1.3.2630-10;
недостаточная эффективность раннего выявления и лечения туберкулеза без внедрения современных методов диагностики и лечения.
2. Обоснование необходимости решения существующих проблем организации фтизиатрической службы Новосибирской области программно-целевым методом
Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего снижение уровня заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения Новосибирской области от туберкулеза, необходим межведомственный подход, который обеспечит координацию и согласованность действий различных субъектов деятельности в данной сфере.
Наиболее эффективным методом решения существующих проблем, с учетом задач государственной политики, является применение программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволяет обеспечить:
решение комплексных масштабных задач Программы, которые носят межведомственный характер, путем объединения усилий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области;
оперативное применение эффективных механизмов реализации Программы, позволяющих, в том числе, повысить бюджетную ответственность исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в части реализации мероприятий Программы;
системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
длительный горизонт планирования, позволяющий оценить долгосрочные эффекты;
контроль эффективности расходования средств областного бюджета Новосибирской области.
Кроме того, использование программно-целевого метода позволит минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях по снижению уровня заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения Новосибирской области от туберкулеза:
совершенствование системы мероприятий, разработка и внедрение современных методов по профилактике, диагностике и лечению больных туберкулезом;
развитие материально-технической базы фтизиатрической службы на основе утвержденных стандартов.
Программа будет способствовать улучшению эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области, снижению основных эпидемических индикаторов по туберкулезу, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом, а также сокращению уровня смертности, заболеваемости и инвалидности населения Новосибирской области.
III. Цели, задачи и целевые индикаторы Программы
Цель: улучшение эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области, снижение заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения от туберкулеза.
Задача 1. Совершенствование организации фтизиатрической службы.
Задача 2. Повышение эффективности мероприятий по внедрению современных методов профилактики, диагностики и лечения туберкулеза.
Задача 3. Укрепление материально-технической базы фтизиатрической службы на основе утвержденных стандартов.
Цель и задачи Программы с указанием целевых индикаторов приведены в приложении N 1 к Программе.
Степень достижения цели и решения задач Программы определяется степенью достижения плановых значений целевых индикаторов.
IV. Система мероприятий Программы
Система мероприятий Программы состоит из перечня конкретных, увязанных с целью и задачей Программы мероприятий, которые представлены в .
Проблема улучшения эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области, снижения заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения от туберкулеза будет решаться по следующим направлениям:
Задача 1. Совершенствование организации фтизиатрической службы:
разработка нормативных правовых актов по совершенствованию оказания медицинской помощи больным туберкулезом;
организация межрайонных центров по стационарному лечению больных туберкулезом;
организация областного рентгенологического центра на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной противотуберкулезный диспансер» для создания регистра рентгенологических исследований пациентов противотуберкулезных учреждений Новосибирской области;
совершенствование системы работы с больными из социально-дезадаптированных групп населения;
санитарно-просветительная работа среди населения.
Задача 2. Повышение эффективности мероприятий по внедрению современных методов профилактики, диагностики и лечения туберкулеза:
внедрение новых методов дополнительной диагностики туберкулеза;
разработка и внедрение стандарта оказания стационарной помощи больным сочетанной патологии туберкулеза органов дыхания и ВИЧ-инфекции;
внедрение новых молекулярно-генетических методов исследований для ранней диагностики туберкулеза.
Задача 3. Укрепление материально-технической базы фтизиатрической службы на основе утвержденных стандартов:
строительство противотуберкулезных учреждений (отделений) на базах государственных бюджетных учреждений здравоохранения (с 2013 года реализация мероприятий осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Строительство и реконструкция объектов здравоохранения Новосибирской области на 2013-2015 годы»;