Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2013 года N 495-п


О внесении изменений в постановление Правительства
 Новосибирской области от 28.09.2011 N 414-п

__________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства
 области от 13.04.2015 N 137-п

__________________


Правительство Новосибирской области

п о с т а н о в л я е т:

Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 28.09.2011 N 414-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы» следующие изменения:

долгосрочную целевую программу «Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы» изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

     

     Губернатор области
     В.А.Юрченко


Приложение
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 22.11.2013 N 495-п


«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 28.09.2011 N 414-п

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие медицинской помощи больным туберкулезом
в Новосибирской области на 2012-2016 годы»


I. Паспорт
долгосрочной целевой программы Новосибирской области

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа «Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы» (далее - Программа)

Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 08.07.2011 N 308-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы»

Основные разработчики Программы

министерство здравоохранения Новосибирской области;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области

Государственные заказчики (государственный заказчик - координатор) Программы

министерство здравоохранения Новосибирской области

Руководитель Программы

министр здравоохранения Новосибирской области

Исполнители основных мероприятий

министерство здравоохранения Новосибирской области;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области

Цель и задачи Программы

Цель: улучшение эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области, снижение заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения от туберкулеза.

Задача 1. Совершенствование организации фтизиатрической службы.

Задача 2. Повышение эффективности мероприятий по внедрению современных методов профилактики, диагностики и лечения туберкулеза.

Задача 3. Укрепление материально-технической базы фтизиатрической службы на основе утвержденных стандартов

Сроки (этапы) реализации Программы

2012-2016 годы, этапы не выделяются

Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий Программы)

Прогнозные объемы финансирования Программы:

всего: 809216,4 тыс. рублей, в том числе областной бюджет по годам:

2012 год - 211210,1 тыс. рублей;

2013 год - 436218,8 тыс. рублей;

2014 год - 60000,4 тыс. рублей;

2015 год - 60000,4 тыс. рублей;

2016 год - 41786,7 тыс. рублей.

Средства Программы по исполнителям:

министерство здравоохранения Новосибирской области:

областной бюджет Новосибирской области, всего:

462768,8 тыс. рублей, в том числе:

2012 год - 128710,1 тыс. рублей;

2013 год - 172271,2 тыс. рублей;

2014 год - 60000,4 тыс. рублей;

2015 год - 60000,4 тыс. рублей;

2016 год - 41786,7 тыс. рублей;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области:

областной бюджет Новосибирской области, всего:

346447,6 тыс. рублей, в том числе:

2012 год - 82500,0 тыс. рублей;

2013 год - 263947,6 тыс. рублей

Важнейшие целевые индикаторы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в количественно измеримых показателях

Важнейшие целевые индикаторы:

смертность от туберкулеза на 100,0 тыс. населения;

заболеваемость туберкулезом на 100,0 тыс. населения;

распространенность туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью на 100,0 тыс. населения;

показатель абациллирования больных туберкулезом, состоявших на учете на конец года, в %;

показатель клинического излечения больных туберкулезом органов дыхания в %;

коечный фонд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области  «Государственная областная Новосибирская клиническая туберкулезная больница», число коек;

доля учреждений здравоохранения, расположенных в районах Новосибирской области, соответствующих требованиям санитарных норм и правил (далее - СНиП) и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (далее - СанПиН), в %;

доля учреждений здравоохранения, расположенных в районах Новосибирской области, соответствующих стандарту оснащения, в %;

доля впервые выявленных больных, в %.

В результате реализации Программы к 2016 году             планируется:

снижение смертности от туберкулеза до 15,5 на 100,0 тыс. населения;

снижение заболеваемости туберкулезом до 102,3 на 100,0 тыс. населения;

снижение распространенности туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью до 45,0 на 100,0 тыс. населения;

увеличение показателя абациллирования больных туберкулезом, состоявших на учете на конец года, до 44,7%;

увеличение показателя клинического излечения больных туберкулезом органов дыхания до 40,0%;

увеличение коечного фонда государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Государственная областная Новосибирская клиническая туберкулезная больница» до 1955 коек;

увеличение доли учреждений здравоохранения, расположенных в районах Новосибирской области, соответствующих требованиям СНиП и СанПиН, до 100,0%;

увеличение доли учреждений здравоохранения, расположенных в районах Новосибирской области, соответствующих стандарту оснащения, до 100,0%;

увеличение показателя госпитализации впервые выявленных больных до 80,0%

Электронный адрес размещения Программы в сети Интернет

http://zdrav.nso.ru/deyatelnost/celprog/Pages/default.aspx


II. Обоснование необходимости разработки Программы

1. Краткий анализ текущего состояния фтизиатрической службы
Новосибирской области


В настоящее время на территории Новосибирской области отмечается стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу. Однако заболеваемость туберкулезом сохраняется на уровне 128,0 на 100,0 тыс. населения, что в 1,75 раза превышает средние показатели по Российской Федерации, причем в системе Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Новосибирской области ежегодно выявляются 17,0%-20,0% первичных больных при численности спецконтингента до 1,0% от населения Новосибирской области.

Отмечается тенденция к росту числа больных с множественными лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза, что характерно и для других субъектов Российской Федерации. В настоящее время число больных с множественными лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза в Новосибирской области составляет 22,7% среди впервые выявленных больных и 47,3% от всех больных, выделяющих микобактерии туберкулеза. Данный факт неблагоприятно влияет на эффективность лечения и значительно повышает стоимость лечения, поскольку противотуберкулезные препараты 2 ряда, используемые для лечения этой формы заболевания, дороже препаратов 1 ряда в 10-15 раз.

Значительную проблему представляет рост больных сочетанной патологией: вирус иммунодефицита человека - туберкулез. Число таких больных выросло за 2010 год на 65,4% (со 185 до 306 человек). В ближайшие годы эта категория больных будет способствовать увеличению заболеваемости туберкулезом и смертности от туберкулеза, поскольку в области около 11700 инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и именно у этой категории пациентов на первом месте как причина смерти является туберкулез.

Медицинская помощь больным туберкулезом на территории Новосибирской области в рамках первичной медико-санитарной помощи оказывается в 32 государственных бюджетных учреждениях здравоохранения районов Новосибирской области и 2 государственных бюджетных учреждениях здравоохранения города Новосибирска; специализированная - в 2 государственных учреждениях здравоохранения Новосибирской области.

Ведущим учреждением, оказывающим специализированную стационарную фтизиатрическую помощь, является государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Государственная Новосибирская областная туберкулезная больница» общей мощностью 955 коек.

В структуру государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной противотуберкулезный диспансер» входят 5 районных противотуберкулезных диспансеров мощностью 756 посещений в смену.

В районах Новосибирской области на базах центральных районных (городских) больниц функционируют 6 противотуберкулезных диспансеров, 11 туберкулезных отделений и 29 туберкулезных кабинетов.

На 01.01.2011 коечная мощность фтизиатрической службы Новосибирской области составляет 1612 коек, из них 657 - в районах Новосибирской области.

На текущий момент материально-техническое состояние противотуберкулезных учреждений Новосибирской области не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Так, здание филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной противотуберкулезный диспансер» - противотуберкулезный диспансер N 6, расположенное по адресу: 630034, г. Новосибирск, ул. Серафимовича, 10, в течение последних 5 лет находится в аварийном состоянии; требуют ремонта ряд структурных подразделений государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Государственная областная Новосибирская клиническая туберкулезная больница».

В соответствии с СанПиН N 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58, необходимо увеличение площади на взрослую туберкулезную койку до 8 кв.м. В настоящее время площадь на 1 взрослую койку в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области «Государственная областная Новосибирская клиническая туберкулезная больница» составляет, в среднем, 6,9 кв.м. Резервы для увеличения площади в имеющихся помещениях больницы отсутствуют. Для приведения площади палаты к нормативу, предусмотренному вышеуказанными СанПиН N 2.1.3.2630-10, потребуется дальнейшее сокращение фактического числа коек (до 830-850). В связи с чем возникнет дефицит коечного фонда и очередность на госпитализацию.

Единственным выходом из сложившейся ситуации является строительство 1000-коечной областной туберкулезной больницы и строительство новых корпусов противотуберкулезных учреждений в Искитимском, Маслянинском и Тогучинском районах Новосибирской области.

В течение последних десяти лет закупка медицинского оборудования для противотуберкулезной службы осуществлялась в небольшом объеме, что привело к его моральному старению и износу.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 932н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом» определены стандарты оснащения противотуберкулезного (фтизиатрического) диспансера (туберкулезной больницы), которым противотуберкулезные учреждения Новосибирской области не соответствуют. В связи с чем актуальной является проблема приведения учреждений к стандартам оснащения медицинским оборудованием.

С учетом вышеизложенного можно выделить следующие основные проблемы, требующие первоочередного решения:

неполное соответствие стандартам оснащения материально-технической базы фтизиатрической службы Новосибирской области;

дефицит туберкулезных коек, а также несоответствие имеющихся площадей требованиям СанПиН N 2.1.3.2630-10;

недостаточная эффективность раннего выявления и лечения туберкулеза без внедрения современных методов диагностики и лечения.

2. Обоснование необходимости решения существующих проблем организации фтизиатрической службы Новосибирской области программно-целевым методом

Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего снижение уровня заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения Новосибирской области от туберкулеза, необходим межведомственный подход, который обеспечит координацию и согласованность действий различных субъектов деятельности в данной сфере.

Наиболее эффективным методом решения существующих проблем, с учетом задач государственной политики, является применение программно-целевого метода.

Применение программно-целевого метода позволяет обеспечить:

решение комплексных масштабных задач Программы, которые носят межведомственный характер, путем объединения усилий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области;

оперативное применение эффективных механизмов реализации Программы, позволяющих, в том числе, повысить бюджетную ответственность исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в части реализации мероприятий Программы;

системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

длительный горизонт планирования, позволяющий оценить долгосрочные эффекты;

контроль эффективности расходования средств областного бюджета Новосибирской области.

Кроме того, использование программно-целевого метода позволит минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях по снижению уровня заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения Новосибирской области от туберкулеза:

совершенствование системы мероприятий, разработка и внедрение современных методов по профилактике, диагностике и лечению больных туберкулезом;

развитие материально-технической базы фтизиатрической службы на основе утвержденных стандартов.

Программа будет способствовать улучшению эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области, снижению основных эпидемических индикаторов по туберкулезу, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом, а также сокращению уровня смертности, заболеваемости и инвалидности населения  Новосибирской области.


III. Цели, задачи и целевые индикаторы Программы


Цель: улучшение эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области, снижение заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения от туберкулеза.

Задача 1. Совершенствование организации фтизиатрической службы.

Задача 2. Повышение эффективности мероприятий по внедрению современных методов профилактики, диагностики и лечения туберкулеза.

Задача 3. Укрепление материально-технической базы фтизиатрической службы на основе утвержденных стандартов.

Цель и задачи Программы с указанием целевых индикаторов приведены в приложении N 1 к Программе.

Степень достижения цели и решения задач Программы определяется степенью достижения плановых значений целевых индикаторов.

IV. Система мероприятий Программы

Система мероприятий Программы состоит из перечня конкретных, увязанных с целью и задачей Программы мероприятий, которые представлены в .

Проблема улучшения эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области, снижения заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения от туберкулеза будет решаться по следующим направлениям:

Задача 1. Совершенствование организации фтизиатрической службы:

разработка нормативных правовых актов по совершенствованию оказания медицинской помощи больным туберкулезом;

организация межрайонных центров по стационарному лечению больных туберкулезом;

организация областного рентгенологического центра на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной противотуберкулезный диспансер» для создания регистра рентгенологических исследований пациентов противотуберкулезных учреждений Новосибирской области;

совершенствование системы работы с больными из социально-дезадаптированных групп населения;

санитарно-просветительная работа среди населения.

Задача 2. Повышение эффективности мероприятий по внедрению современных методов профилактики, диагностики и лечения туберкулеза:

внедрение новых методов дополнительной диагностики туберкулеза;

разработка и внедрение стандарта оказания стационарной помощи больным сочетанной патологии туберкулеза органов дыхания и ВИЧ-инфекции;

внедрение новых молекулярно-генетических методов исследований для ранней диагностики туберкулеза.

Задача 3. Укрепление материально-технической базы фтизиатрической службы на основе утвержденных стандартов:

строительство противотуберкулезных учреждений (отделений) на базах государственных бюджетных учреждений здравоохранения (с 2013 года реализация мероприятий осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Строительство и реконструкция объектов здравоохранения Новосибирской области на 2013-2015 годы»;

реконструкция и капитальный ремонт структурных подразделений государственных противотуберкулезных учреждений здравоохранения Новосибирской области;

приобретение медицинского оборудования для государственных учреждений здравоохранения Новосибирской области (перечень медицинского оборудования, предназначенного для оснащения лечебно-профилактических учреждений, указанных в приложении N 2 к Программе, в рамках реализации мероприятий задачи 3 Программы, приведен в приложении N 2а к Программе).

V. Механизмы реализации Программы и система управления
реализацией Программы

Общее управление и контроль за ходом реализации мероприятий Программы осуществляет заказчик-координатор - министерство здравоохранения Новосибирской области (далее - заказчик-координатор). Заказчик-координатор осуществляет свои функции во взаимодействии с государственным заказчиком - министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (далее - заказчик).

Заказчик-координатор при реализации Программы выполняет следующие функции:

управление реализацией Программы;

общую координацию деятельности участников Программы в пределах их компетенции;

нормативно-правовое обеспечение реализации Программы;

подготовку в установленном порядке предложений об уточнении перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, представление заявки на финансирование Программы, уточнение затрат и сроков исполнения по отдельным программным мероприятиям, а также механизмов реализации Программы;

осуществление деятельности по комплексному информационному сопровождению реализации Программы, в том числе в печатных и электронных средствах массовой информации и рекламных носителях;

осуществление контроля исполнения Программы, в том числе за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований и материально-технических ресурсов, направляемых на реализацию Программы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»