Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2013 года N 201-п


О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области
от 28.09.2011 N 414-п

__________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства
 области от 13.04.2015 N 137-п

__________________


Правительство Новосибирской области

п о с т а н о в л я е т:

Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 28.09.2011 N 414-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы» следующие изменения:

1. В преамбуле слова «постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации» заменить словами «постановлением Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации».

2. В пункте 3 слова «Горнин Л.В.» заменить словами «Голубенко В.Ю.».

3. Пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Колончина К.В.».

4. Долгосрочную целевую программу «Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы» изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

     

     Губернатор области
     В.А.Юрченко


Приложение
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 14.05.2013 N 201-п


«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 28.09.2011 N 414-п

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы»


I. Паспорт

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа «Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы» (далее - Программа)

Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 08.07.2011 N 308-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы»

Основные разработчики Программы

министерство здравоохранения Новосибирской области;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области

Государственные заказчики (государственный заказчик - координатор) Программы

министерство здравоохранения Новосибирской области;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области

Руководитель Программы

министр здравоохранения Новосибирской области

Исполнители основных мероприятий

министерство здравоохранения Новосибирской области;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области

Цель и задачи Программы

Цель: улучшение эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области, снижение заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения от туберкулеза.

Задача 1. Совершенствование организации фтизиатрической службы.

Задача 2. Повышение эффективности мероприятий по внедрению современных методов профилактики, диагностики и лечения туберкулеза.

Задача 3. Укрепление материально-технической базы фтизиатрической службы на основе утвержденных стандартов.

Задача 4. Повышение квалификации медицинских работников

Сроки (этапы) реализации Программы

2012-2016 годы, этапы не выделяются

Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий Программы)

Прогнозные объемы финансирования Программы:

всего: 2902852,2 тыс. рублей, в том числе областной бюджет по годам:

2012 год - 211210,1 тыс. рублей;

2013 год - 681781,8 тыс. рублей;

2014 год - 657401,4 тыс. рублей;

2015 год - 624271,2 тыс. рублей;

2016 год - 728187,7 тыс. рублей.

Средства Программы по исполнителям:

министерство здравоохранения Новосибирской области:

областной бюджет Новосибирской области, всего:

737841,6 тыс. рублей, в том числе:

2012 год - 128710,1 тыс. рублей;

2013 год - 172271,2 тыс. рублей;

2014 год - 141401,4 тыс. рублей;

2015 год - 172271,2 тыс. рублей.

2016 год - 123187,7 тыс. рублей;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области:

областной бюджет Новосибирской области, всего:

2165010,6 тыс. рублей, в том числе:

2012 год - 82500,0 тыс. рублей;

2013 год - 509510,6 тыс. рублей;

2014 год - 516000,0 тыс. рублей;

2015 год - 452000,0 тыс. рублей;

2016 год - 605000,0 тыс. рублей

Важнейшие целевые индикаторы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в количественно измеримых показателях

Важнейшие целевые индикаторы:

смертность от туберкулеза на 100,0 тыс. населения;

заболеваемость туберкулезом на 100,0 тыс. населения;

распространенность туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью на 100,0 тыс. населения;

показатель абациллирования больных туберкулезом, состоявших на учете на конец года, в %;

показатель клинического излечения больных туберкулезом органов дыхания в %;

коечный фонд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области  «Государственная областная Новосибирская клиническая туберкулезная больница», число коек;

доля учреждений здравоохранения, расположенных в районах Новосибирской области, соответствующих требованиям санитарных норм и правил (далее - СНиП) и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (далее - СанПиН), в %;

доля учреждений здравоохранения, расположенных в районах Новосибирской области, соответствующих стандарту оснащения, в %;

доля впервые выявленных больных, в %;

количество медицинских работников (врачи/средний медицинский персонал), повысивших свою квалификацию в рамках Программы.

В результате реализации Программы к 2016 году             планируется:

снижение смертности от туберкулеза до 15,5 на 100,0 тыс. населения;

снижение заболеваемости туберкулезом до 122,0 на 100,0 тыс. населения;

снижение распространенности туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью до 45,0 на 100,0 тыс. населения;

увеличение показателя абациллирования больных туберкулезом, состоявших на учете на конец года, до 40,0%;

увеличение показателя клинического излечения больных туберкулезом органов дыхания до 40,0%;

увеличение коечного фонда государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Государственная областная Новосибирская клиническая туберкулезная больница» до 1955 коек;

увеличение доли учреждений здравоохранения, расположенных в районах Новосибирской области, соответствующих требованиям СНиП и СанПиН, до 100,0%;

увеличение доли учреждений здравоохранения, расположенных в районах Новосибирской области, соответствующих стандарту оснащения, до 100,0%;

увеличение показателя госпитализации впервые выявленных больных до 80,0%;

повышение уровня квалификации 298 специалистов (58 врачей и 240 средних медицинских работников)  


II. Обоснование необходимости разработки Программы


1. Краткий анализ текущего состояния фтизиатрической службы
Новосибирской области


В настоящее время на территории Новосибирской области отмечается стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу. Однако заболеваемость туберкулезом сохраняется на уровне 128,0 на 100,0 тыс. населения, что в 1,75 раза превышает средние показатели по Российской Федерации, причем в системе Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Новосибирской области ежегодно выявляются 17,0%-20,0% первичных больных при численности спецконтингента до 1,0% от населения Новосибирской области.

Отмечается тенденция к росту числа больных с множественными лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза, что характерно и для других субъектов Российской Федерации. В настоящее время число больных с множественными лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза в Новосибирской области составляет 22,7% среди впервые выявленных больных и 47,3% от всех больных, выделяющих микобактерии туберкулеза. Данный факт неблагоприятно влияет на эффективность лечения и значительно повышает стоимость лечения, поскольку противотуберкулезные препараты 2 ряда, используемые для лечения этой формы заболевания, дороже препаратов 1 ряда в 10-15 раз.

Значительную проблему представляет рост больных сочетанной патологией: вирус иммунодефицита человека - туберкулез. Число таких больных выросло за 2010 год на 65,4% (со 185 до 306 человек). В ближайшие годы эта категория больных будет способствовать увеличению заболеваемости туберкулезом и смертности от туберкулеза, поскольку в области около 11700 инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и именно у этой категории пациентов на первом месте как причина смерти является туберкулез.

Медицинская помощь больным туберкулезом на территории Новосибирской области в рамках первичной медико-санитарной помощи оказывается в 32 государственных бюджетных учреждениях здравоохранения районов Новосибирской области и 2 государственных бюджетных учреждениях здравоохранения города Новосибирска; специализированная - в 2 государственных учреждениях здравоохранения Новосибирской области.

Ведущим учреждением, оказывающим специализированную стационарную фтизиатрическую помощь, является государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Государственная Новосибирская областная туберкулезная больница» общей мощностью 955 коек.

В структуру государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной противотуберкулезный диспансер» входят 5 районных противотуберкулезных диспансеров мощностью 756 посещений в смену.

В районах Новосибирской области на базах центральных районных (городских) больниц функционируют 6 противотуберкулезных диспансеров, в состав которых входят: 11 туберкулезных отделений и 29 туберкулезных кабинетов.

На 01.01.2011 коечная мощность фтизиатрической службы Новосибирской области составляет 1612 коек, из них 657 в районах Новосибирской области.

На текущий момент материально-техническое состояние противотуберкулезных учреждений Новосибирской области не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Так, здание филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной противотуберкулезный диспансер» - Противотуберкулезный диспансер N 6, расположенное по адресу: 630034, г. Новосибирск, ул. Серафимовича, 10, в течение последних 5 лет находится в аварийном состоянии; требуют ремонта ряд структурных подразделений государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Государственная областная Новосибирская клиническая туберкулезная больница».

В соответствии с СанПиН N 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58, необходимо увеличение площади на взрослую туберкулезную койку до 8 кв.м. В настоящее время площадь на 1 взрослую койку в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области «Государственная областная Новосибирская клиническая туберкулезная больница» составляет, в среднем, 6,9 кв.м. Резервы для увеличения площади в имеющихся помещениях больницы отсутствуют. Для приведения площади палаты к нормативу, предусмотренному вышеуказанными СанПиН N 2.1.3.2630-10, потребуется дальнейшее сокращение фактического числа коек (до 830-850). В связи с чем возникнет дефицит коечного фонда и очередность на госпитализацию.

Единственным выходом из сложившейся ситуации является строительство 1000-коечной областной туберкулезной больницы и строительство новых корпусов противотуберкулезных учреждений в Искитимском, Маслянинском и Тогучинском районах Новосибирской области.

В течение последних десяти лет закупка медицинского оборудования для противотуберкулезной службы осуществлялась в небольшом объеме, что привело к его моральному старению и износу.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2010 N1224н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации» определены стандарты оснащения противотуберкулезного (фтизиатрического) диспансера (туберкулезной больницы), которым противотуберкулезные учреждения Новосибирской области не соответствуют. В связи с чем актуальной является проблема приведения учреждений к стандартам оснащения медицинским оборудованием.

С учетом вышеизложенного можно выделить следующие основные проблемы, требующие первоочередного решения:

неполное соответствие стандартам оснащения материально-технической базы фтизиатрической службы Новосибирской области;

дефицит туберкулезных коек, а также несоответствие имеющихся площадей требованиям СанПиН N 2.1.3.2630-10;

недостаточная эффективность раннего выявления и лечения туберкулеза без внедрения современных методов диагностики и лечения;

недостаток высококвалифицированных кадров прежде всего в сельском звене фтизиатрической службы.


2. Обоснование необходимости решения существующих проблем организации
фтизиатрической службы Новосибирской области программно-целевым методом

Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего снижение уровня заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения Новосибирской области от туберкулеза, необходим межведомственный подход, который обеспечит координацию и согласованность действий различных субъектов деятельности в данной сфере.

Наиболее эффективным методом решения существующих проблем, с учетом задач государственной политики, является применение программно-целевого метода.

Применение программно-целевого метода позволяет обеспечить:

решение комплексных масштабных задач Программы, которые носят межведомственный характер, путем объединения усилий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области;

оперативное применение эффективных механизмов реализации Программы, позволяющих, в том числе, повысить бюджетную ответственность исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в части реализации мероприятий Программы;

системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

длительный горизонт планирования, позволяющий оценить долгосрочные эффекты;

контроль эффективности расходования средств областного бюджета Новосибирской области.

Кроме того, использование программно-целевого метода позволит минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях по снижению уровня заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения Новосибирской области от туберкулеза:

совершенствование системы мероприятий, разработка и внедрение современных методов по профилактике, диагностике и лечению больных туберкулезом;

развитие материально-технической базы фтизиатрической службы на основе утвержденных стандартов.

Программа будет способствовать улучшению эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области, снижению основных эпидемических индикаторов по туберкулезу, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом, а также сокращению уровня смертности, заболеваемости и инвалидности населения  Новосибирской области.


III. Цели, задачи и целевые индикаторы Программы


Цель: улучшение эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области, снижение заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения от туберкулеза.

Задача 1. Совершенствование организации фтизиатрической службы.

Задача 2. Повышение эффективности мероприятий по внедрению современных методов профилактики, диагностики и лечения туберкулеза.

Задача 3. Укрепление материально-технической базы фтизиатрической службы на основе утвержденных стандартов.

Задача 4. Повышение квалификации медицинских работников.

Цель и задачи Программы с указанием целевых индикаторов приведены в приложении N 1 к Программе.

Степень достижения цели и решения задач Программы определяется степенью достижения плановых значений целевых индикаторов.

IV. Система мероприятий Программы

Система мероприятий Программы состоит из перечня конкретных, увязанных с целью и задачей Программы мероприятий, которые представлены в .

Проблема улучшения эпидемической ситуации по туберкулезу в Новосибирской области, снижения заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения от туберкулеза будет решаться по следующим направлениям:

Задача 1. Совершенствование организации фтизиатрической службы:

разработка нормативных правовых актов по совершенствованию оказания медицинской помощи больным туберкулезом;

организация межрайонных центров по стационарному лечению больных туберкулезом;

организация областного рентгенологического центра на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной противотуберкулезный диспансер» для создания регистра рентгенологических исследований пациентов противотуберкулезных учреждений Новосибирской области;

совершенствование системы работы с больными из социально-дезадаптированных групп населения;

санитарно-просветительная работа среди населения.

Задача 2. Повышение эффективности мероприятий по внедрению современных методов профилактики, диагностики и лечения туберкулеза:

внедрение новых методов дополнительной диагностики туберкулеза;

разработка и внедрение стандарта оказания стационарной помощи больным сочетанной патологии туберкулеза органов дыхания и ВИЧ-инфекции;

внедрение новых молекулярно-генетических методов исследований для ранней диагностики туберкулеза.

Задача 3. Укрепление материально-технической базы фтизиатрической службы на основе утвержденных стандартов:

строительство противотуберкулезных учреждений (отделений) на базах государственных бюджетных учреждений здравоохранения;

реконструкция и капитальный ремонт структурных подразделений государственных противотуберкулезных учреждений здравоохранения Новосибирской области;

приобретение медицинского оборудования для государственных учреждений здравоохранения Новосибирской области (перечень медицинского оборудования, предназначенного для оснащения лечебно-профилактических учреждений, указанных в приложении N 2 к Программе, в рамках реализации мероприятий задачи 3 Программы, приведен в приложении N 2а к Программе.)

Задача 4. Повышение квалификации медицинских работников:

обучение врачей фтизиатров, рентгенологов, ультразвуковой диагностики, лаборантов на базе государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»