ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 января 2018 года N 16-РП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ СЕВАСТОПОЛЯ "УМНЫЙ ГОРОД"

Руководствуясь Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", от 18.07.2017 N 357-ЗС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года":


1. Утвердить концепцию формирования цифровой среды Севастополя "Умный город" (далее - концепция) согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Возложить управление реализацией концепции на руководителя приоритетного проекта Департамента экономического развития города Севастополя Даричева П.Г.

3. Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (Титов И.В.), Департаменту образования города Севастополя (Родиков М.Л.), Департаменту здравоохранения города Севастополя (Бахлыков А.Ю.), Главному управлению культуры города Севастополя (Демидова И.С.), Департаменту общественной безопасности города Севастополя (Татарчук В.В.), Департаменту городского хозяйства города Севастополя (Тарасов М.А.) провести анализ государственных программ города Севастополя, ответственными исполнителями которых они являются, и в срок до 15 марта 2018 г. привести их в соответствие с концепцией.

4. Исполнительным органам государственной власти города Севастополя проводить согласование государственных программ и внесение в них изменений с руководителем приоритетного проекта Департамента экономического развития города Севастополя Даричевым П.Г.

5. Исполнительным органам государственной власти города Севастополя и подведомственным им предприятиям и учреждениям проводить согласование технических заданий при осуществлении закупок, разработки проектно-сметной документации, связанных с реализацией концепции, с Главным управлением информатизации и связи города Севастополя.

6. Департаменту общественных коммуникаций города Севастополя (Серов Д.В.) опубликовать настоящее распоряжение на официальном сайте Правительства Севастополя.

7. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

8. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора - Председателя Правительства Севастополя И.В. Пономарева

Губернатор города Севастополя
Д.В.ОВСЯННИКОВ



Утверждена
распоряжением
Правительства Севастополя
от 25.01.2018 N 16-РП

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ СЕВАСТОПОЛЯ "УМНЫЙ ГОРОД"


1. Общие положения

Настоящая концепция формирования цифровой среды "Умный город" (далее - концепция) представляет собой систему взглядов по формированию цифровой среды Севастополя "Умный город" (далее - проект "Умный город"), которая предусматривает достижение целей Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 18.07.2017 N 357-ЗС, путем развития и использования информационно-коммуникационных технологий (в том числе - цифровых технологий) в различных сферах жизнедеятельности города.

В концепции определяются цели, задачи, принципы, приоритетные направления, механизмы и ожидаемые результаты реализации проекта "Умный город".

Под проектом "Умный город" понимается комплекс мероприятий, направленных на цифровизацию ключевых направлений развития города и объединение их на базе общегородской цифровой платформы.

В концепции рассмотрена реализация ключевых направлений проекта "Умный город" в краткосрочной перспективе до 2020 года. По итогам реализации проекта будет проведен анализ полученных результатов и определены направления дальнейшего развития.

Данная концепция учитывает положения основных документов стратегического планирования Российской Федерации и города Севастополя, прежде всего Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203, государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313, федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790, Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 18.07.2017 N 357-ЗС, государственной программы города Севастополя "Развитие информационного общества Севастополя в 2017 - 2022 годах", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 865-ПП.

Особое внимание в концепции уделено согласованию с программой "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 N 1632-р.


2. Цели, задачи и принципы реализации проекта "Умный город"  

2.1. Цели реализации проекта "Умный город"

Реализация проекта "Умный город" создает основу для достижения целей, сформулированных в Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 18.07.2017 N 357-ЗС:

1) создание высокоэффективной экономики, ориентированной на производство продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью;

2) становление города как делового центра, центра туризма, образования, культуры и досуга;

3) формирование комфортной городской среды для жителей и гостей.

Таким образом, целью проекта "Умный город" является улучшение качества жизни горожан и гостей города за счет обеспечения повышения эффективности работы городских систем, объединения их на базе общегородской цифровой платформы с применением информационно-телекоммуникационных технологий.


2.2. Задачи реализации проекта "Умный город"

Для достижения поставленных целей проекта "Умный город" необходимо решить задачи, направленные на формирование благоприятной среды для развития цифровой экономики в городе Севастополе, обеспечивающей эффективное взаимодействие субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности), а также на широкомасштабное использование цифровых технологий в приоритетных направлениях обеспечения жизнедеятельности города.

К таким задачам относятся:

- формирование условий, обеспечивающих развитие цифровой экономики в городе Севастополе (нормативное регулирование, развитие человеческого потенциала, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов);

- поддержка цифрового сектора экономики города Севастополя;

- развитие общегородской безопасной информационной инфраструктуры;

- цифровая трансформация ключевых отраслей экономики и сфер деятельности города (здравоохранение, образование, туризм, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, обеспечение безопасности жизнедеятельности);

- формирование механизма реализации проекта "Умный город".


2.3. Принципы реализации проекта "Умный город"

Успешная реализация проекта "Умный город" требует вовлечения в этот процесс всех основных заинтересованных сторон (представителей органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообщества), действующих в соответствии со следующими принципами:

- устойчивое развитие - реализация проекта "Умный город" подразумевает использование цифровых технологий, обеспечивающих уменьшение негативного воздействия на окружающую среду в результате жизнедеятельности человека;

- партнерство - на всех стадиях процесса выработки и принятия решений по проекту "Умный город", а также при их реализации должны быть представлены основные участники реализации проекта;

- вариативность - реализация проекта "Умный город" должна учитывать возможность актуализировать варианты развития;

- расширяемость - обеспечение возможности добавления новых или изменения отдельных направлений реализации проекта "Умный город", при сохранении неизменными остальных направлений;

- масштабируемость - реализация проекта "Умный город" должна предусматривать возможность реализации пилотных проектов, которые в случае успешного завершения будут распространяться на отдельные отрасли экономики и сферы деятельности города;

- архитектурный подход - при проектировании и реализации проекта "Умный город" должен использоваться архитектурный метод, обеспечивающий целенаправленное согласованное развитие и использование цифровых технологий для решения задач социально-экономического развития города.


3. Формирование основ для развития цифровой экономики в городе Севастополе

3.1. Формирование нецифровых основ для развития цифровой экономики в городе Севастополе


Развитие цифровой экономики требует разработки и реализации государственной политики, включая определение стратегических целей и задач использования цифровых технологий для социально-экономического развития, подготовку и выполнение согласованных планов действий и программ, проведение оценки и мониторинга уровня развития цифровой экономики для обеспечения обратной связи в системе управления цифровой трансформацией. Для этого следует осуществить ряд мероприятий, охватывающих такие направления как нормативное регулирование, развитие человеческого потенциала, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, которые обеспечивают необходимые условия для успешного развития цифровой экономики в городе Севастополе.


3.1.1. Нормативное регулирование

Мероприятия по нормативному регулированию реализации проекта "Умный город" включают:

- разработку и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов города Севастополя, направленных на формирование благоприятного правового режима для развития цифровых технологий и для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием, а также позволяющих обеспечить реализацию мероприятий проекта "Умный город";

- принятие мер нормативного правового воздействия, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием цифровых технологий, сбором и использованием общегородских данных.


3.1.2. Развитие человеческого потенциала

Мероприятия по развитию человеческого потенциала для реализации проекта "Умный город" включают:

- формирование условий для подготовки кадров цифровой экономики и совершенствование системы общего и специального профессионального образования для обеспечения цифровой экономики компетентными кадрами;

- создание системы мотивации по освоению необходимых цифровых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики;

- подготовка цифровых лидеров - руководителей высокого уровня, отвечающих в своих организациях за внедрение цифровых технологий;

- создание системы массовой подготовки горожан к повышению цифровой компетенции.


3.1.3. Формирование исследовательских компетенций и научно-методическое обеспечение реализации проекта


Мероприятия по научно-методическому обеспечению и формированию исследовательских компетенций для реализации проекта "Умный город" включают:

- проведение единой научно-технической политики и формирование научно-методической базы на основе партнерства ведущих научных, образовательных организаций и бизнес-сообщества города Севастополя;

- создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики, направленных на удовлетворение потребностей города;

- создание системы общегородских центров компетенций, функционирующих в составе национальных центров компетенций по развитию и использованию сквозных цифровых технологий;

- формирование научно-методических основ общегородской системы управления процессами развития цифровой экономики, включая прогнозирование, планирование, реализацию, координацию и мониторинг происходящих процессов.


3.2. Формирование цифровых основ для развития цифровой экономики в городе Севастополе


Развитая цифровая инфраструктура является необходимым условием развития цифровой экономики в городе. Наряду с телекоммуникационной инфраструктурой широкополосного доступа в Интернет для органов власти, организаций и граждан важнейшими составляющими цифровой инфраструктуры современной экономики являются центры обработки данных, сервисы облачных вычислений, цифровые платформы, услуги, связанные с использованием новых цифровых технологий, - аналитики данных, искусственного интеллекта и др. Переход во всех областях на цифровые модели деятельности определяет и повышенные требования к обеспечению информационной безопасности цифровой инфраструктуры.


3.2.1. Развитие общегородской безопасной информационной инфраструктуры

Развитие информационной инфраструктуры и обеспечение информационной безопасности предполагает развитие современных сетей связи, формирование распределенной системы хранения и обработки данных, создание общегородской цифровой платформы с учетом реализации требований информационной безопасности.

В рамках реализации мероприятий государственной программы города Севастополя "Развитие информационного общества Севастополя в 2017 - 2022 годах", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 865-ПП, планируется, в том числе, реализовать мероприятия для развития общегородской безопасной телекоммуникационной инфраструктуры, распределенной системы хранения и обработки данных Севастополя.

Общегородская цифровая платформа предназначена для интеграции программных, аппаратных средств и прикладных решений, основанной на следующих принципах:

- использование открытых стандартов, протоколов и форматов;

- обеспечение интеграции и гарантированного информационного взаимодействия как существующих, так и вновь создаваемых информационных систем;

- предоставление пользователям системы самостоятельного выбора наиболее удобных каналов взаимодействия с общегородской цифровой платформой;

- обеспечение полного журналирования всех событий информационного взаимодействия в рамках общегородской цифровой платформы (с отсутствием возможности вносить изменения в историю).

В составе общегородской цифровой платформы предусматривается реализация, в том числе:

- системы сбора, обработки, хранения и предоставления данных (в том числе пространственных), обеспечивающей потребности власти, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о городских объектах и процессах;

- системы поддержки принятия решений, которая позволит регулярно собирать, анализировать сведения из всех доступных источников оперативной информации, позволяющие предлагать обоснованные решения;

- единой точки взаимодействия с общегородской цифровой платформой (единый городской портал, мобильное приложение и др.).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»