ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ШЕСТОЙ СОЗЫВ
Восемьдесят первое внеочередное заседание

РЕШЕНИЕ

от 25 мая 2018 года N 12/81


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 10 ИЮНЯ 2003 ГОДА N 40/6 "О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ ЕКАТЕРИНБУРГА"


В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области", Постановлением Правительства Свердловской области от 30 марта 2017 года N 208-ПП "О Методических рекомендациях по разработке (актуализации) стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области", Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 27 июня 2016 года N 1289 "Об утверждении Методических рекомендаций по актуализации Стратегического плана развития Екатеринбурга", рассмотрев Постановление Администрации города Екатеринбурга от 3 апреля 2018 года N 650 "О внесении на рассмотрение в Екатеринбургскую городскую Думу проекта решения Екатеринбургской городской Думы "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 N 40/6 "О Стратегическом плане развития Екатеринбурга", руководствуясь статьей 26 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума решила:

1. Внести в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года N 40/6 "О Стратегическом плане развития Екатеринбурга" с изменениями, внесенными Решениями Екатеринбургской городской Думы от 22 января 2008 года N 7/52, от 26 октября 2010 года N 67/30 (далее - Решение), следующие изменения:

1) преамбулу Решения изложить в следующей редакции:

"Рассмотрев проект Стратегического плана развития Екатеринбурга, актуализированного до 2030 года (с целевыми ориентирами до 2035 года), руководствуясь статьей 26 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума";

2) Приложение 1 "Стратегический план развития Екатеринбурга" к Решению изложить в новой редакции (Приложение 1 к настоящему Решению).

2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Опубликовать настоящее Решение в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы", на официальном сайте Екатеринбургской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.egd.ru).

4. Контроль исполнения настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по экономическому развитию и инвестициям, промышленности и предпринимательской деятельности (Бородин А.А.).


Временно исполняющий полномочия
Главы Екатеринбурга -
Председателя
Екатеринбургской городской Думы
В.Н.ТЕСТОВ



Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 25 мая 2018 года N 12/81


"Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 10 июня 2003 года N 40/6

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ЕКАТЕРИНБУРГА

ВВЕДЕНИЕ


Стратегический план развития Екатеринбурга (далее - Стратегический план) был разработан в 2001 - 2002 годах, рассмотрен и принят Программным советом стратегического развития города Екатеринбурга <1> 20 декабря 2002 года и утвержден Решением Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года N 40/6 "О Стратегическом плане Екатеринбурга".

     ________________

<1> Программный совет стратегического развития города Екатеринбурга - это открытый общественный орган, сформированный для рассмотрения, принятия и корректировки Стратегического плана и обеспечивающий реализацию стратегических проектов.


Разработка Стратегического плана осуществлялась гласно (открыто), демократично и системно, что обеспечивалось проведением общественных обсуждений, рабочих и экспертных сессий, научно-практических конференций, мероприятий по вовлечению горожан в процесс планирования, включая публикацию проектов документов стратегического планирования и организацию дискуссии в средствах массовой информации. Все поступившие замечания и предложения были рассмотрены авторскими коллективами соответствующих разделов Стратегического плана. Итогом работы явился комплексный документ, определяющий миссию, цели, задачи, внутренние ресурсы и внешние условия, основные направления, программы, проекты, организационные действия, направленные на достижение стратегических результатов.

Особенность Стратегического плана заключается в том, что механизм реализации является его составной частью и предусматривает оперативный, тактический и стратегический контроль проводимых мероприятий и их соответствие стратегическим целям. На основании анализа реализации Стратегического плана осуществляется его корректировка, и новая редакция Стратегического плана утверждается решением Екатеринбургской городской Думы.

Решением Екатеринбургской городской Думы от 26 октября 2010 года N 67/30 "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года N 40/6 "О Стратегическом плане Екатеринбурга" утверждена актуализированная версия Стратегического плана до 2020 года.

Принятие Федерального закона от 28 июля 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 июля 2014 года N 172-ФЗ), изменившиеся общеэкономические условия, новые приоритеты социально-экономического и пространственного развития Российской Федерации, необходимость корректировки прогнозных параметров и целевых ориентиров стратегического развития Екатеринбурга обусловили потребность актуализации Стратегического плана и встраивания его в систему регионального и федерального стратегического планирования.

Сложившаяся в Екатеринбурге система документов стратегического планирования полностью соответствует нормам Федерального закона от 28 июля 2014 года N 172-ФЗ. В соответствии с пунктом 2 Решения Коллегии Администрации города Екатеринбурга от 10 декабря 2014 года и Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 23 декабря 2014 года N 3889 "О подготовке документов стратегического планирования муниципального образования "город Екатеринбург" Стратегический план является тождественным документу "Стратегия социально-экономического развития муниципального образования", так как согласно пункту 33 статьи 3 Федерального закона от 28 июля 2014 года N 172-ФЗ стратегия социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период.

В 2016 году в соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29 декабря 2015 года N 3900 "Об актуализации Стратегического плана развития Екатеринбурга и Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" для подготовки новой редакции Стратегического плана (до 2030 года) были сформированы рабочие группы, включающие представителей науки, бизнеса, общественности, власти, средств массовой информации. К процессу актуализации Стратегического плана активно привлекалась молодежь: студенты, аспиранты, молодые ученые. Рабочими группами произведена актуализация всех стратегических направлений и программ, включая уточнение целевых векторов и основных задач, методов, а также ожидаемых результатов.

Базовыми принципами актуализации Стратегического плана являются сохранение стратегической цели развития города Екатеринбурга, соответствующей главному целевому ориентиру долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (устойчивое повышение благосостояния российских граждан), преемственность концептуальных основ стратегического планирования и структуры Стратегического плана, согласованность стратегических приоритетов социально-экономического и территориального развития.

В процессе актуализации Стратегического плана учтены разработанные к настоящему времени документы стратегического планирования федерального и регионального уровня: Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года <1>, отраслевые стратегии Правительства Российской Федерации и Свердловской области, приоритетные проекты и программы, утвержденные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года <2>, Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы <3>, программа "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы <1> и другие.

     ________________

<1> Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года".

<2> Распоряжение Президента Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1505).

<3> Закон Свердловской области от 21.12.2015 N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" (в редакции Закона Свердловской области от 22.03.2018 N 26-ОЗ).

<1> Указ Губернатора Свердловской области от 31.10.2017 N 546-УГ "О программе "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы".


Стратегический план разработан с учетом Методических рекомендаций по разработке (актуализации) стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области <2>.

     ________________

<2> Постановление Правительства Свердловской области от 30.03.2017 N 208-ПП "О Методических рекомендациях по разработке (актуализации) стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области".


Сформировать информационную научно обоснованную базу для актуализации Стратегического плана позволил разработанный в 2016 году при непосредственном участии Института экономики УрО РАН Долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" до 2035 года (далее - Долгосрочный прогноз), который определил три сценария развития Екатеринбурга совместно с городами-спутниками, образующими Екатеринбургскую агломерацию.

Особенностью процесса актуализации Стратегического плана стало использование результатов научно-исследовательской работы "Формирование концепции перспективного развития жилых микрорайонов муниципального образования "город Екатеринбург" до 2035 года" (далее - Концепция), выполненной Институтом экономики УрО РАН совместно с Администрацией города Екатеринбурга, которая позволяет определять долгосрочные приоритеты развития Екатеринбурга как системы взаимосвязанных жилых микрорайонов с определенной специализацией и индивидуальными особенностями развития.

В Концепции выделено 66 жилых микрорайонов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", для каждого из которых разработан комплексный профиль специализации. Комплексный профиль специализации включает информацию о текущей ситуации в каждом микрорайоне города с точки зрения удобства проживания и работы в нем, доступности всех видов инфраструктуры, экономической специализации и эффективности размещения производительных сил, а также обоснование перспективных изменений в микрорайонах города на основе прогнозирования социально-экономической ситуации, гармонизации мест расселения, мест приложения труда и тяготения жителей. Рассмотрение города как системы взаимосвязанных микрорайонов обеспечивает комплексный подход к разработке и реализации стратегии городского развития.

Важным дополнением актуализированной версии Стратегического плана стал раздел IV "Стратегия пространственного развития города Екатеринбурга на период до 2030 года с целевыми ориентирами до 2035 года" (далее - Стратегия пространственного развития), направленный на сбалансированное развитие городской транспортной инфраструктуры, повышение эффективности использования городских территорий и комфортности городских общественных пространств. Включение в Стратегический план нового раздела связано с необходимостью обеспечения взаимосвязи стратегического и пространственного типов планирования.

В ходе разработки Стратегии пространственного развития был реализован проект "100 мыслей о Екатеринбурге", который позволил собрать идеи горожан и представителей профессиональных сообществ о будущем города.

Анализ конкурентных возможностей Екатеринбурга и особенностей его развития (раздел II) предопределил не только долгосрочные ориентиры, нашедшие свое отражение в стратегических направлениях и программах, но и позволил обосновать необходимость усиления отдельных направлений развития экономики и социальной сферы города, выявил новые стратегические возможности.

Наиболее значительные структурные изменения произошли в разделе III "Стратегические направления и программы", что обусловлено результатами реализации Стратегического плана, изменениями тенденций развития соответствующих сфер и уточнением или формированием новых приоритетов в долгосрочной перспективе.

При актуализации положений стратегического направления 1 "Сохранение и развитие человеческого потенциала" сделан акцент на развитии современных здоровьесберегающих, образовательных, профессиональных, культурно-творческих, социально-креативных и спортивных компетенций горожан, а также подготовке высококвалифицированных кадров для всех отраслей экономики города.

Новыми задачами реализации мероприятий в рамках стратегического направления 2 "Екатеринбург - межрегиональный инновационно ориентированный промышленно-финансовый центр" определены такие, как повышение инвестиционного потенциала и усиление инновационной направленности развития экономики города, прежде всего ее промышленного, информационно-коммуникационного и финансового секторов. Одним из важнейших направлений развития города станет развитие цифровой экономики.

При актуализации положений стратегического направления 3 "Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса города" определена необходимость осуществления эффективного и социально ориентированного управления жилищным фондом за счет повышения корпоративной и социальной ответственности предприятий жилищно-коммунального комплекса на основе развития корпоративного и социального партнерства, модернизации и повышения энергетической эффективности объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, повышения качества жилищно-коммунальных услуг, уровня безопасности жилья и инженерно-технической инфраструктуры, обеспечения энергобезопасности и ресурсообеспеченности города.

Ориентир на повышение качества, комфортности, безопасности и доступности обслуживания населения, необходимость обеспечения пространственно сбалансированного развития комплекса торговых узлов города, роста объемов производства и конкурентоспособности продукции местных производителей, развитие кооперации в системе "Потребление - торговля - производство" на основе инновационных технологий стали определяющими факторами при актуализации положений стратегического направления 4 "Развитие рынка товаров и услуг". Новые стратегические приоритеты в развитии торгово-сервисного сектора экономики города усилили требования к конкурентоспособности рынка товаров и услуг на региональном, межрегиональном и международном уровнях. В этом направлении решается также комплекс задач по продвижению Екатеринбурга в качестве международного центра деловых коммуникаций и туризма.

Задачи совершенствования транспортно-пешеходной системы города с приоритетом развития общественного транспорта, экологически нейтральных видов передвижения, строительства объектов транспортной и пешеходной инфраструктуры, обеспечивающих улучшение дорожно-транспортной ситуации, комфортное и безопасное передвижение по территории города, в том числе маломобильных групп населения, раскрыты в рамках стратегического направления 5 "Улучшение качества устойчивой городской мобильности". Стратегически значимые приоритеты в развитии города как крупного транспортно-логистического узла расширили состав стратегических задач и программ стратегического направления 5.

При актуализации положений стратегического направления 6 "Формирование комфортной, экологически благополучной городской среды" сделан акцент на обеспечении экологической устойчивости и безопасности систем жизнедеятельности, использовании энергосберегающих и экологически чистых технологий, комплексного подхода к благоустройству и озеленению территории города, внедрении инновационных мер по выявлению источников загрязнения городской территории и их устранению <1> в целях создания комфортных условий проживания населения. Особое внимание уделено формированию экологического мировоззрения и культуры, что будет содействовать становлению экологически активной гражданской позиции и ответственности, консолидации усилий жителей города для решения проблем сохранения и улучшения окружающей среды.

     ________________

<1> Отчет Института промышленной экологии УрО РАН "О выполнении муниципального контракта N 04-17-Э на определение источников и причин загрязнения городской территории".


При актуализации положений стратегического направления 7 "Развитие гражданского общества и местного самоуправления" в качестве приоритетов определена необходимость создания сообщества свободных и инициативных горожан, повышения уровня городского патриотизма, сохранения общественного согласия, появления новых механизмов эффективного взаимодействия между институтами власти и местным сообществом, совершенствование комплекса условий для обеспечения безопасности граждан.

В связи с появлением в Стратегическом плане нового раздела VI "Стратегия пространственного развития" из раздела III "Стратегические направления и программы" исключено направление 8 "Генеральный план города Екатеринбурга - город для человека", основные положения которого изложены в Стратегии пространственного развития.

Заложенный в Стратегическом плане механизм его реализации доказал свою эффективность на практике. Вместе с тем необходимость сопряженности целей стратегических направлений и программ с ориентирами долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Уральского федерального округа, Свердловской области обусловила внесение изменений в раздел V "Механизм реализации Стратегического плана", связанных с расширением перечня документов стратегического и текущего планирования.

Актуализированный проект Стратегического плана прошел процедуру научной экспертизы, одобрен Общественной палатой муниципального образования "город Екатеринбург", основные его положения обсуждены на Общероссийском форуме стратегического развития "Города России 2030" (Екатеринбург, 2016, 2017 годы), а также в рамках проведения международной промышленной выставки ИННОПРОМ.

Доработанный с учетом заключений экспертов и предложений, полученных в ходе общественного обсуждения, проект нового Стратегического плана рассмотрен и одобрен на заседании Программного совета стратегического развития города Екатеринбурга 1 февраля 2018 года.

Раздел I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

СТРАТЕГИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


В экономической науке существует множество определений понятия "стратегия". Разработчики придерживаются следующего его понимания:

стратегия - это выраженное документально обобщенное представление о стратегических целях и задачах муниципального управления и социально-экономического и территориального развития муниципального образования на долгосрочный период; это обозримая перспектива, разделяемая членами городского сообщества и реализуемая в их намерениях и действиях; это способ использования имеющихся средств и ресурсов, направленный на достижение определенной цели и учитывающий условия ("вызовы") внешней среды.

Выработка стратегического видения требует творческого подхода и интеграции аналитических, эмоциональных, политических и прочих элементов корпоративного мышления многих людей. Разработка стратегии связана с выбором приоритетных задач удовлетворения потребностей разных социальных групп: предпринимателей, органов власти и управления и др.

Поэтому стратегия развития города <1> должна быть корпоративной: она призвана выявлять общие задачи развития городского сообщества и сплачивать его на основе установления и реализации объединяющих интересов. Это означает, что предприниматели, органы власти, ученые, члены общественных организаций, представители средств массовой информации - все основные стейкхолдеры (заинтересованные стороны) территории должны стремиться к согласованному, во многом компромиссному представлению о перспективах развития города, создании условий для реализации этих перспектив, к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для достижения общих стратегических целей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»