ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 10 июня 2003 года N 40/6


О Стратегическом плане развития Екатеринбурга

(с изменениями на 25 мая 2018 года)

(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 22.01.2008 N 7/52, от 26.10.2010 N 67/30, от 25.05.2018 N 12/81)




Рассмотрев проект Стратегического плана развития Екатеринбурга, актуализированного до 2030 года (с целевыми ориентирами до 2035 года), руководствуясь статьей 26 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума решила:


(преамбула в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 N 12/81)


1. Утвердить Стратегический план развития Екатеринбурга (Приложение 1).


(п. 1 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 N 67/30)


2. Настоящее Решение вступает в силу со дня официального опубликования.


3. Опубликовать настоящее Решение в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы" (с Приложением) и в газете "Вечерний Екатеринбург".


4. Контроль исполнения настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по местному самоуправлению, культурной и информационной политике и связям с общественностью (Шарапов А.Н.).


(п. 4 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 N 67/30)



Глава города
А.М.ЧЕРНЕЦКИЙ



Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 10 июня 2003 г. N 40/6



СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ЕКАТЕРИНБУРГА

(в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 N 12/81)




ВВЕДЕНИЕ


Стратегический план развития Екатеринбурга (далее - Стратегический план) был разработан в 2001 - 2002 годах, рассмотрен и принят Программным советом стратегического развития города Екатеринбурга <1> 20 декабря 2002 года и утвержден Решением Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года N 40/6 "О Стратегическом плане Екатеринбурга".


________________


<1> Программный совет стратегического развития города Екатеринбурга - это открытый общественный орган, сформированный для рассмотрения, принятия и корректировки Стратегического плана и обеспечивающий реализацию стратегических проектов.


Разработка Стратегического плана осуществлялась гласно (открыто), демократично и системно, что обеспечивалось проведением общественных обсуждений, рабочих и экспертных сессий, научно-практических конференций, мероприятий по вовлечению горожан в процесс планирования, включая публикацию проектов документов стратегического планирования и организацию дискуссии в средствах массовой информации. Все поступившие замечания и предложения были рассмотрены авторскими коллективами соответствующих разделов Стратегического плана. Итогом работы явился комплексный документ, определяющий миссию, цели, задачи, внутренние ресурсы и внешние условия, основные направления, программы, проекты, организационные действия, направленные на достижение стратегических результатов.


Особенность Стратегического плана заключается в том, что механизм реализации является его составной частью и предусматривает оперативный, тактический и стратегический контроль проводимых мероприятий и их соответствие стратегическим целям. На основании анализа реализации Стратегического плана осуществляется его корректировка, и новая редакция Стратегического плана утверждается решением Екатеринбургской городской Думы.


Решением Екатеринбургской городской Думы от 26 октября 2010 года N 67/30 "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года N 40/6 "О Стратегическом плане Екатеринбурга" утверждена актуализированная версия Стратегического плана до 2020 года.


Принятие Федерального закона от 28 июля 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 июля 2014 года N 172-ФЗ), изменившиеся общеэкономические условия, новые приоритеты социально-экономического и пространственного развития Российской Федерации, необходимость корректировки прогнозных параметров и целевых ориентиров стратегического развития Екатеринбурга обусловили потребность актуализации Стратегического плана и встраивания его в систему регионального и федерального стратегического планирования.


Сложившаяся в Екатеринбурге система документов стратегического планирования полностью соответствует нормам Федерального закона от 28 июля 2014 года N 172-ФЗ. В соответствии с пунктом 2 Решения Коллегии Администрации города Екатеринбурга от 10 декабря 2014 года и Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 23 декабря 2014 года N 3889 "О подготовке документов стратегического планирования муниципального образования "город Екатеринбург" Стратегический план является тождественным документу "Стратегия социально-экономического развития муниципального образования", так как согласно пункту 33 статьи 3 Федерального закона от 28 июля 2014 года N 172-ФЗ стратегия социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период.


В 2016 году в соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29 декабря 2015 года N 3900 "Об актуализации Стратегического плана развития Екатеринбурга и Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" для подготовки новой редакции Стратегического плана (до 2030 года) были сформированы рабочие группы, включающие представителей науки, бизнеса, общественности, власти, средств массовой информации. К процессу актуализации Стратегического плана активно привлекалась молодежь: студенты, аспиранты, молодые ученые. Рабочими группами произведена актуализация всех стратегических направлений и программ, включая уточнение целевых векторов и основных задач, методов, а также ожидаемых результатов.


Базовыми принципами актуализации Стратегического плана являются сохранение стратегической цели развития города Екатеринбурга, соответствующей главному целевому ориентиру долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (устойчивое повышение благосостояния российских граждан), преемственность концептуальных основ стратегического планирования и структуры Стратегического плана, согласованность стратегических приоритетов социально-экономического и территориального развития.


В процессе актуализации Стратегического плана учтены разработанные к настоящему времени документы стратегического планирования федерального и регионального уровня: Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года <1>, отраслевые стратегии Правительства Российской Федерации и Свердловской области, приоритетные проекты и программы, утвержденные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года <2>, Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы <3>, программа "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы <1> и другие.


________________


<1> Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года".


<2> Распоряжение Президента Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1505).


<3> Закон Свердловской области от 21.12.2015 N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" (в редакции Закона Свердловской области от 22.03.2018 N 26-ОЗ).


<1> Указ Губернатора Свердловской области от 31.10.2017 N 546-УГ "О программе "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы".


Стратегический план разработан с учетом Методических рекомендаций по разработке (актуализации) стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области <2>.


________________


<2> Постановление Правительства Свердловской области от 30.03.2017 N 208-ПП "О Методических рекомендациях по разработке (актуализации) стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области".


Сформировать информационную научно обоснованную базу для актуализации Стратегического плана позволил разработанный в 2016 году при непосредственном участии Института экономики УрО РАН Долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" до 2035 года (далее - Долгосрочный прогноз), который определил три сценария развития Екатеринбурга совместно с городами-спутниками, образующими Екатеринбургскую агломерацию.


Особенностью процесса актуализации Стратегического плана стало использование результатов научно-исследовательской работы "Формирование концепции перспективного развития жилых микрорайонов муниципального образования "город Екатеринбург" до 2035 года" (далее - Концепция), выполненной Институтом экономики УрО РАН совместно с Администрацией города Екатеринбурга, которая позволяет определять долгосрочные приоритеты развития Екатеринбурга как системы взаимосвязанных жилых микрорайонов с определенной специализацией и индивидуальными особенностями развития.


В Концепции выделено 66 жилых микрорайонов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", для каждого из которых разработан комплексный профиль специализации. Комплексный профиль специализации включает информацию о текущей ситуации в каждом микрорайоне города с точки зрения удобства проживания и работы в нем, доступности всех видов инфраструктуры, экономической специализации и эффективности размещения производительных сил, а также обоснование перспективных изменений в микрорайонах города на основе прогнозирования социально-экономической ситуации, гармонизации мест расселения, мест приложения труда и тяготения жителей. Рассмотрение города как системы взаимосвязанных микрорайонов обеспечивает комплексный подход к разработке и реализации стратегии городского развития.


Важным дополнением актуализированной версии Стратегического плана стал раздел IV "Стратегия пространственного развития города Екатеринбурга на период до 2030 года с целевыми ориентирами до 2035 года" (далее - Стратегия пространственного развития), направленный на сбалансированное развитие городской транспортной инфраструктуры, повышение эффективности использования городских территорий и комфортности городских общественных пространств. Включение в Стратегический план нового раздела связано с необходимостью обеспечения взаимосвязи стратегического и пространственного типов планирования.


В ходе разработки Стратегии пространственного развития был реализован проект "100 мыслей о Екатеринбурге", который позволил собрать идеи горожан и представителей профессиональных сообществ о будущем города.


Анализ конкурентных возможностей Екатеринбурга и особенностей его развития (раздел II) предопределил не только долгосрочные ориентиры, нашедшие свое отражение в стратегических направлениях и программах, но и позволил обосновать необходимость усиления отдельных направлений развития экономики и социальной сферы города, выявил новые стратегические возможности.


Наиболее значительные структурные изменения произошли в разделе III "Стратегические направления и программы", что обусловлено результатами реализации Стратегического плана, изменениями тенденций развития соответствующих сфер и уточнением или формированием новых приоритетов в долгосрочной перспективе.


При актуализации положений стратегического направления 1 "Сохранение и развитие человеческого потенциала" сделан акцент на развитии современных здоровьесберегающих, образовательных, профессиональных, культурно-творческих, социально-креативных и спортивных компетенций горожан, а также подготовке высококвалифицированных кадров для всех отраслей экономики города.


Новыми задачами реализации мероприятий в рамках стратегического направления 2 "Екатеринбург - межрегиональный инновационно ориентированный промышленно-финансовый центр" определены такие, как повышение инвестиционного потенциала и усиление инновационной направленности развития экономики города, прежде всего ее промышленного, информационно-коммуникационного и финансового секторов. Одним из важнейших направлений развития города станет развитие цифровой экономики.


При актуализации положений стратегического направления 3 "Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса города" определена необходимость осуществления эффективного и социально ориентированного управления жилищным фондом за счет повышения корпоративной и социальной ответственности предприятий жилищно-коммунального комплекса на основе развития корпоративного и социального партнерства, модернизации и повышения энергетической эффективности объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, повышения качества жилищно-коммунальных услуг, уровня безопасности жилья и инженерно-технической инфраструктуры, обеспечения энергобезопасности и ресурсообеспеченности города.


Ориентир на повышение качества, комфортности, безопасности и доступности обслуживания населения, необходимость обеспечения пространственно сбалансированного развития комплекса торговых узлов города, роста объемов производства и конкурентоспособности продукции местных производителей, развитие кооперации в системе "Потребление - торговля - производство" на основе инновационных технологий стали определяющими факторами при актуализации положений стратегического направления 4 "Развитие рынка товаров и услуг". Новые стратегические приоритеты в развитии торгово-сервисного сектора экономики города усилили требования к конкурентоспособности рынка товаров и услуг на региональном, межрегиональном и международном уровнях. В этом направлении решается также комплекс задач по продвижению Екатеринбурга в качестве международного центра деловых коммуникаций и туризма.


Задачи совершенствования транспортно-пешеходной системы города с приоритетом развития общественного транспорта, экологически нейтральных видов передвижения, строительства объектов транспортной и пешеходной инфраструктуры, обеспечивающих улучшение дорожно-транспортной ситуации, комфортное и безопасное передвижение по территории города, в том числе маломобильных групп населения, раскрыты в рамках стратегического направления 5 "Улучшение качества устойчивой городской мобильности". Стратегически значимые приоритеты в развитии города как крупного транспортно-логистического узла расширили состав стратегических задач и программ стратегического направления 5.


При актуализации положений стратегического направления 6 "Формирование комфортной, экологически благополучной городской среды" сделан акцент на обеспечении экологической устойчивости и безопасности систем жизнедеятельности, использовании энергосберегающих и экологически чистых технологий, комплексного подхода к благоустройству и озеленению территории города, внедрении инновационных мер по выявлению источников загрязнения городской территории и их устранению <1> в целях создания комфортных условий проживания населения. Особое внимание уделено формированию экологического мировоззрения и культуры, что будет содействовать становлению экологически активной гражданской позиции и ответственности, консолидации усилий жителей города для решения проблем сохранения и улучшения окружающей среды.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»