ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2017 года N 208-ПП

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ (АКТУАЛИЗАЦИИ) СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


В соответствии с Законом Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области", в целях установления единого методического подхода к осуществлению стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, Правительство Свердловской области

постановляет:

1. Утвердить Методические рекомендации по разработке (актуализации) стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (прилагаются).

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области, Члена Правительства Свердловской области А.Г. Высокинского.



Губернатор
Свердловской области
Е.В.Куйвашев


Утверждены
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 30 марта 2017 года N 208-ПП


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ (АКТУАЛИЗАЦИИ) СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Методические рекомендации по разработке (актуализации) стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - методические рекомендации), разработаны в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области".

2. Целью методических рекомендаций является установление единого методического подхода к осуществлению стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), при разработке (актуализации) стратегии социально-экономического развития муниципального образования, иных документов, направленных на ее реализацию.

3. Задачами методических рекомендаций являются:

определение основных принципов разработки (актуализации) стратегии социально-экономического развития муниципального образования и ее координации с документами стратегического и территориального планирования муниципального образования;

установление единого подхода к целеполаганию и определению основных стратегических направлений развития, критериев оценки реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

определение этапов формирования и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

формирование системы стратегического управления развитием муниципального образования;

установление порядка подготовки, обсуждения (экспертизы) и рассмотрения проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования, в том числе отдельных стратегических направлений и программ, для последующего утверждения.

4. Актуализация стратегии социально-экономического развития муниципального образования обусловлена необходимостью повышения эффективности реализации областных и муниципальных стратегических документов, составленных вне единой системы целеполагания и механизма реализации, координации государственного и муниципального стратегического планирования и управления.

5. Координацию деятельности по разработке документов стратегического планирования муниципальных образований осуществляет Министерство экономики и территориального развития Свердловской области.


Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ (АКТУАЛИЗАЦИИ) СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


6. Разработка (актуализация) стратегии социально-экономического развития муниципального образования основывается на приоритетах социально-экономической политики Свердловской области, долгосрочных целях, задачах и направлениях социально-экономического развития Свердловской области с учетом особенностей развития муниципального образования.

7. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования разрабатывается на срок не меньший, чем срок реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области, при этом по отдельным стратегическим направлениям социально-экономического развития могут быть установлены целевые ориентиры на более длительный срок.

8. При разработке (актуализации) стратегии социально-экономического развития муниципального образования учитываются главные целевые ориентиры документов стратегического планирования федерального, регионального уровней и федеральных и областных отраслевых стратегий.

9. Документы стратегического планирования муниципального образования и документы стратегического планирования городских агломераций Свердловской области должны быть согласованы на стадии разработки стратегии социально-экономического развития городской агломерации. Стратегические приоритеты развития муниципальных образований, входящих в городскую агломерацию, включаются в стратегию социально-экономического развития городской агломерации одновременно с актуализацией документов стратегического планирования муниципальных образований, входящих в городскую агломерацию.

10. Процесс разработки (актуализации) стратегии социально-экономического развития муниципального образования возглавляет и контролирует глава муниципального образования или глава исполнительно-распорядительного органа муниципального образования. Он также руководит советом стратегического развития муниципального образования.

11. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования состоит из следующих частей: концептуальные основы (миссия, главная цель и подцели развития муниципального образования), социоэкономика муниципального образования, стратегические направления развития муниципального образования, стратегия пространственного развития муниципального образования, механизм реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

12. Основными инструментами реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования являются стратегические проекты, формируемые по единой методике и обеспечивающие достижение целей стратегических направлений и программ. Структура стратегического проекта включает в себя: цель, задачи, технологию, мероприятия, показатели и финансовый план реализации с объемами затрат по источникам финансирования. Стратегические проекты делятся на поселенческие и поведенческие. Поселенческие проекты - это проекты, направленные на физическое изменение среды (строительство, реконструкцию, улучшение конкретных объектов или их характеристик, обеспечивающих позитивное влияние на социально-экономическое развитие). Поведенческие проекты - это проекты, воздействующие на восприятие жителей, формирование или положительное изменение жизненных ценностей или целевых установок.

13. Разработка (актуализация) стратегии социально-экономического развития муниципального образования производится одновременно с разработкой (актуализацией) схемы территориального планирования Свердловской области, основные параметры которой в отношении муниципального образования включаются в состав стратегии социально-экономического развития муниципального образования (раздел "Стратегия пространственного развития муниципального образования") и схемы территориального планирования муниципального образования (генерального плана муниципального образования). В процессе разработки (актуализации) должна обеспечиваться согласованность стратегии социально-экономического развития и документов стратегического территориального планирования.

14. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования формируется как научно обоснованный документ, учитывающий интересы всех групп населения муниципального образования и обеспечивающий равномерность и комплексность развития территории.

15. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования разрабатывается (актуализируется) открыто экспертными советами "Власть", "Наука", "Бизнес", "Общественность", "СМИ", включающими представителей власти, науки, бизнеса, общественности, средств массовой информации, разработчиков документов территориального планирования и генерального плана муниципального образования. Процесс разработки освещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

16. Представители всех экспертных советов муниципального образования входят в состав совета стратегического развития муниципального образования - общественного коллегиального органа, который рассматривает, принимает решение о направлении на доработку, проведении общественного обсуждения и (или) рекомендует к утверждению главой муниципального образования проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования.


Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ (АКТУАЛИЗАЦИИ) СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


17. Для разработки (актуализации) стратегии социально-экономического развития муниципального образования формируются совет стратегического развития муниципального образования и экспертные советы муниципального образования "Власть", "Наука", "Бизнес", "Общественность", "СМИ". Проект положения о совете стратегического развития муниципального образования представлен в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям. В муниципальном образовании в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования назначается должностное лицо, ответственное за организацию и координацию деятельности совета стратегического развития муниципального образования и экспертных советов муниципального образования, сбор, представление и анализ исходных данных для формирования стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Документы, утверждающие составы совета стратегического развития муниципального образования и экспертных советов муниципального образования, сведения о членах совета стратегического развития муниципального образования и экспертных советов муниципального образования и их контактные данные, сведения о социально-экономическом развитии муниципального образования представляются в Министерство экономики и территориального развития Свердловской области.

18. Разработка (актуализация) стратегии социально-экономического развития муниципального образования производится в следующей последовательности:

1) осуществление сбора необходимых исходных данных, включающих значения показателей социально-экономического развития муниципального образования, характеристики территории, уровень развития и состояния всех видов инфраструктуры, результаты обследований и опросов жителей муниципального образования;

2) проведение анализа социально-экономического развития муниципального образования, оценка текущей ситуации, степень достижения целей и реализуемость ранее утвержденных документов планирования социально-экономического развития муниципального образования. Обязательным является SWOT-анализ муниципального образования, также могут быть применены иные методы стратегического анализа с соответствующими обоснованиями;

3) формирование и утверждение плана мероприятий по актуализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, включающего анализ реализации действующей редакции стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

4) оценка развития всей инфраструктуры, ее потенциала, выявление системных проблем и ограничений, имеющейся и перспективной специализации муниципального образования с участием соответствующих экспертных советов муниципального образования;

5) рассмотрение исходных данных и результатов анализа на заседании экспертного совета "Наука" с составлением приоритетного и альтернативного сценариев социально-экономического развития муниципального образования с учетом возможной специализации муниципального образования;

6) формирование проекта комплекса главной стратегической цели и подцелей, ожидаемых результатов, приоритетных стратегических направлений и перечня проектов развития муниципального образования на основе приоритетного сценария социально-экономического развития муниципального образования и с учетом возможной специализации муниципального образования;

7) рассмотрение проекта экспертными советами муниципального образования "Бизнес", "Общественность", "СМИ" и утверждение советом стратегического развития муниципального образования (вопросы по определению состава приоритетных стратегических направлений, показателей эффективности реализации изложены в Рекомендациях по определению состава приоритетных стратегических направлений, показателей эффективности реализации - приложение N 2 к настоящим методическим рекомендациям);

8) после утверждения советом стратегического развития муниципального образования комплекса главной стратегической цели и подцелей, ожидаемых результатов, приоритетных стратегических направлений и перечня проектов развития муниципального образования формируется система экспертных советов и рабочих групп по утвержденным стратегическим направлениям и стратегическим программам, возглавляемых руководителями по соответствующим стратегическим направлениям - заместителями главы муниципального образования или главы исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, которые также являются руководителями экспертного совета муниципального образования "Власть" по каждому стратегическому направлению и организуют работу по формированию проекта текстовой части стратегического направления и входящих в него стратегических программ (приложения N 4 и N 5 к настоящим методическим рекомендациям);

9) экспертные советы и рабочие группы по утвержденным стратегическим направлениям и стратегическим программам формируют проект содержательной части раздела "Стратегические направления развития муниципального образования" в соответствии со структурой;

10) проекты текстовой части раздела "Стратегические направления развития муниципального образования", сформированные экспертным советом муниципального образования "Власть" (общие рекомендации по формированию текстовых частей изложены в приложении N 6 к настоящим методическим рекомендациям), основные показатели эффективности реализации проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования направляются в орган местного самоуправления муниципального образования, ответственный за разработку (актуализацию) схемы территориального планирования муниципального образования (генерального плана муниципального образования), для рассмотрения, территориальной привязки и подготовки проекта раздела "Стратегия пространственного развития муниципального образования". Замечания и предложения органа, ответственного за разработку (актуализацию) Схемы территориального планирования муниципального образования, выносятся на рассмотрение экспертных советов муниципального образования для выполнения соответствующих корректировок раздела;

11) на основе скоординированных разделов "Стратегические направления развития муниципального образования" и "Стратегия пространственного развития муниципального образования" формируется комплекс приоритетных стратегических проектов развития муниципального образования (в том числе по развитию инфраструктур: транспортной, инженерной, социальной) и соответствующих схем (схемы расположения имеющихся и планируемых к строительству объектов, развития инженерных и транспортных систем, жилищной застройки, расселения и основных потоков маятниковой миграции);

12) экспертным советом "СМИ" организуется представление, обсуждение и получение предложений от жителей муниципального образования и организаций для уточнения и корректировки перечня стратегических направлений и проектов;

13) экспертный совет "Власть" формирует предложения по составу инструментов и механизмов управления развитием муниципального образования (формы институционального и организационного оформления системы управления, подготовка нормативных документов), а также по источникам финансирования мероприятий по развитию муниципального образования, включению мероприятий стратегических проектов в федеральные программы, государственные программы Свердловской области, муниципальные программы;

14) на основании сформированных сводных предложений экспертных советов по вышеперечисленным пунктам и результатам общественного обсуждения экспертный совет "Власть" формирует проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

15) проект разработанной (актуализированной) стратегии социально-экономического развития муниципального образования направляется в Министерство экономики и территориального развития Свердловской области для рассмотрения и, при необходимости, подготовки предложений по его корректировке для обеспечения координации со стратегией социально-экономического развития Свердловской области;

16) на основании предложений Министерства экономики и территориального развития Свердловской области проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования дорабатывается с участием экспертных советов и (или) оформляется для рассмотрения и утверждения главой муниципального образования.

19. Для осуществления процесса разработки, рассмотрения и согласования стратегий социально-экономического развития муниципального образования Министерством экономики и территориального развития Свердловской области осуществляется постоянная организационно-методическая поддержка разработчиков в муниципальном образовании.


Глава 4. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РАЗДЕЛА СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СОЦИОЭКОНОМИКА: КОНКУРЕНТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ"


20. Раздел "Социоэкономика: конкурентные возможности и особенности развития" (далее - раздел "Социоэкономика") содержит стратегический анализ основных тенденций, внешних и внутренних условий и факторов, определяющих развитие муниципального образования за последние 15 лет, диагностики сложившегося общего состояния на момент разработки (актуализации) стратегии.

21. Для осуществления объективной оценки следует определить конкурентные преимущества муниципального образования, положительные тенденции и характеристики (уникальные сильные стороны) в развитии муниципального образования, в формировании благоприятного хозяйственного климата и улучшении качества жизни населения, выявить отрицательные тенденции, негативные черты (слабые стороны), факторы, сдерживающие развитие муниципального образования.

22. Целью разработки (актуализации) раздела является определение имеющихся и возможных угроз и преимуществ для устойчивого развития муниципального образования в условиях изменения внешней среды и рационального и максимально эффективного использования возникающих возможностей.

23. Задачами стратегического анализа исходных конкурентных преимуществ являются:

1) оценка изменений внутренних и внешних факторов развития муниципального образования за период с 2000 по 2015 год;

2) выявление потенциальных угроз для развития муниципального образования по состоянию на 01 января текущего года и до 2030 года;

3) выявление потенциальных возможностей для реализации стратегических целей до 2030 года, определение целевых ориентиров до 2035 года;

4) оценка потенциальных угроз на пути достижения целевых ориентиров до 2035 года;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»