КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 2018 года N 11

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ТРУДОВЫХ ОТРЯДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2018 - 2020 ГОДЫ

Изменения: ПКМ РТ от 20.11.2018 N 1024

В целях создания условий для развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2018 - 2020 годы.

2. Министерству по делам молодежи Республики Татарстан разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан план мероприятий по реализации утвержденной настоящим Постановлением Концепции развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2018 - 2020 годы.

3. Признать утратившим силу Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.07.2014 N 537 "Об утверждении Концепции развития деятельности студенческих трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2014 - 2017 годы".

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерству по делам молодежи Республики Татарстан.

    Премьер-министр
     Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН

Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 17 января 2018 г. N 11

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ТРУДОВЫХ ОТРЯДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2018 - 2020 ГОДЫ


1. Общие положения


Настоящая Концепция развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2018 - 2020 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Федеральными законами от 28 декабря 2010 года N 428-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития движения студенческих отрядов", от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2015 года N 86 "О Дне российских студенческих отрядов", отдельными положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы", распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Конституцией Республики Татарстан, Законами Республики Татарстан от 19 октября 1993 года N 1983-XII "О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан", от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года".

Концепция направлена на создание условий определения потребностей современной молодежи Республики Татарстан в самореализации и экономической самостоятельности, в получении новых практических знаний, а также в совершенствовании имеющихся профессиональных компетенций.

Реализация Концепции позволит создать дополнительные механизмы и условия для максимального привлечения студентов образовательных организаций высшего и профессионального образования Республики Татарстан к реализации государственных программ, проектов, направленных на повышение общего уровня благосостояния населения Республики Татарстан как на муниципальном, так и на региональном уровнях.

Экономика инноваций, основанная на мотивации и повсеместном внедрении технологических новшеств, курс на которую взят в Российской Федерации и Республике Татарстан, предъявляет качественно новые требования к человеческому капиталу, диктует структурные изменения на молодежном рынке труда. Формируются запросы на профессионалов с высокой способностью к обучению, восприимчивостью к новым знаниям в междисциплинарных сферах, умеющих оценивать риски, принимать решения в условиях высокой неопределенности. Повышается спрос на команды, способные комплексно подходить к решению нетривиальных задач. Особенно востребованными становятся управленцы, умеющие видеть, ставить, свободно решать возникающие перед обществом задачи, в том числе производственного характера.

Максимально эффективное развитие, использование интеллектуально-творческих, трудовых способностей человека как ключевых факторов формирования человеческого капитала становится важнейшим элементом государственной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности, в том числе через развитие системы трудовой занятости в студенческих и молодежных отрядах.

Концепция нацелена на усиление и дальнейшее развитие единой открытой межведомственной республиканской системы поддержки и сопровождения механизмов трудоустройства студенческой и безработной молодежи. В ней определены цели, задачи, основные принципы, механизмы, направления ее реализации, сформулированы ожидаемые результаты. Концепция представляет собой документ стратегического характера, отражающий общее видение проблемы, принципиальные подходы к ее решению, которые должны быть положены в основу разрабатываемых и осуществляемых мер в данной сфере деятельности.

Концепция разработана с учетом задач реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. В ней предусмотрено выстраивание системы правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового обеспечения эффективного развития и реализации трудового потенциала молодежи в Республике Татарстан. Ключевую роль в этом должно сыграть объединение в этих целях на принципах социального партнерства работодателей, представителей бизнеса, научного сообщества, органов государственной и муниципальной власти, общественных объединений, некоммерческих организаций.

Концепция является основой для нормотворческой деятельности, разработки программ и проектов, направленных на организацию трудовой занятости студенческой, незанятой, учащейся молодежи в Республике Татарстан.

2. Характеристика проблемы


В настоящее время ситуация на рынке труда такова, что одной из категорий граждан, находящейся в сложном положении, является молодежь. Особые трудности в адаптации к современному рынку труда испытывают молодые люди, которые не имеют достаточной профессиональной квалификации и практических навыков. Именно молодые специалисты в первую очередь обращаются на молодежные биржи труда, в центры студенческих трудовых отрядов и в государственные органы службы занятости населения.

Требует совершенствования система профессионального самоопределения учащимися школ. Так, по итогам опроса, организованного государственным бюджетным учреждением "Республиканский центр студенческих трудовых отрядов" Министерства по делам молодежи Республики Татарстан, 10 000 студентов старшекурсников - выпускников образовательных организаций высшего и профессионального образования Республики Татарстан было выявлено, что при выборе образовательной организации только у 32,5 процента определяющим стал "интерес к будущей профессии", 16,6 процента поступили по "рекомендации родителей и родственников", а 22 процента учитывали "престиж учебного заведения". По принципу "лишь бы поступить на бюджет, хоть куда", имея необходимое количество баллов по итогам Единого государственного экзамена, из-за необходимости получить "документ об образовании" в образовательные организации высшего и профессионального образования Республики Татарстан пришли 24,5 процента опрошенных.

В связи с профессионально-квалификационным, а также территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы отдельные организации республики продолжают испытывать дефицит рабочей силы, особенно высококвалифицированных кадров, по отдельным профессиям. Это предопределяет необходимость планирования специального комплекса мероприятий в области регулирования рынка труда.

Результаты вышеуказанного опроса подтверждают актуальность данного тезиса в части профессионального планирования будущих молодых специалистов по завершении обучения. Вернуться и работать к себе в родной город (район) планируют лишь 13,5 процента, в то время как подавляющее большинство (42 процента) стремятся переехать и работать в г. Казань либо другой крупный город страны. Перспективу переехать в другую страну запланировали 14 процентов, не определились с планами на будущее 30 процентов.

Необходимо отметить, что, согласно прогнозным данным Министерства экономического развития Российской Федерации, в течение 2013 - 2020 годов в Российской Федерации будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, - к сокращению предложения трудовых ресурсов. В Республике Татарстан не прогнозируется значительное сокращение численности занятых в экономике. Регион является миграционно привлекаемым в Российской Федерации. Если в 2008 году численность иностранных граждан, проживающих в Республике Татарстан, составляла более 10 тыс. человек, то на 1 января 2013 года этот показатель увеличился до 19 тыс. человек. Указанные данные говорят о том, что потенциал трудоспособной части населения, особенно молодежи, в нашем регионе используется не в полной мере. Привлечение трудовых ресурсов извне, создание условий для их пребывания в республике и успешная реализация масштабных производственных проектов повышают риск увязнуть в решении стратегически важных задач по формированию высококвалифицированного потенциала из числа местной молодежи и созданию приемлемых условий труда.

Современный этап социально-экономического развития Республики Татарстан диктует необходимость подготовки конкурентоспособных работников и с этой целью - совершенствования системы профессионального образования, достижения баланса структур профессионального образования и спроса на рабочую силу.

Рынок труда испытывает дефицит кадров по рабочим профессиям, престиж которых значительно утерян, отсутствует преемственность кадров. Не хватает рабочих кадров в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства, машиностроения, сельского хозяйства, транспорта, обслуживания населения.

Также отсутствие неопределенности побуждает студентов в будущем поменять сферу профессиональных интересов. Стать "предпринимателями" планируют 27,7 процента, "чиновниками" - 5,8 процента, "не определились" - 16,2 процента. Другие сферы интереса - "работать по специальности и не менять сферу деятельности" планируют 41,5 процента опрошенных, "частным фермером" - 2,3 процента, "военнослужащим" - 3,5 процента, "служащим" - 1,4 процента, "рабочим" - 1,5 процента.

Подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям современного производства, невозможно осуществлять без постоянного развития новых форм трудоустройства на этапе обучения в вузе по профилю получаемого образования, модернизации материально-технической базы образовательных организаций высшего и профессионального образования Республики Татарстан, оснащению их современной компьютерной техникой, оборудованием. Показательным является и то, что 46 процентов опрошенных студентов старших курсов отметили, что образовательная организация высшего и профессионального образования Республики Татарстан "не обеспечила их производственной практикой" либо "отнеслась к этому формально", так как "ничего общего в практике с получаемой специальностью не было". Лишь 54 процента отметили, что в период прохождения практики "получили профессиональный опыт".

Основными проблемами современного рынка труда остаются:

несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

низкая трудовая мобильность граждан;

трудоустройство отдельных категорий граждан, испытывающих сложности при трудоустройстве в силу различных причин (социальных, физических и иных) и являющихся наименее конкурентоспособными.

Уровень общей безработицы в Республике Татарстан за I квартал 2017 года (3,9 процента от численности экономически активного населения) ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (5,6 процента) и ниже аналогичного показателя по Приволжскому федеральному округу (5,0 процента).

По данным мониторинга, проводимого Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, численность работающих в режиме неполного рабочего времени на 03.05.2017 составила 6 729 тыс. человек.

С начала 2017 года в органы службы занятости обратились по различным вопросам 35,2 тыс. человек, в том числе приняты на учет в качестве ищущих работу 19,5 тыс. человек. Численность зарегистрированных в органах службы занятости Республики Татарстан безработных граждан на 1 мая 2017 года составила 14 818 человек.

Уровень регистрируемой безработицы в настоящее время равен 0,72 процента от численности экономически активного населения.

В территориальном разрезе уровень безработицы варьируется от 0,19 процента в Лаишевском муниципальном районе до 1,42 процента в Елабужском муниципальном районе.

На 1 мая 2017 года уровень регистрируемой безработицы по моногородам следующий:

в г. Набережные Челны - 0,59 процента;

в г. Нижнекамске - 0,80 процента;

в г. Менделеевске - 0,94 процента;

в г. Елабуге - 1,45 процента;

в г. Зеленодольске - 2,18 процента;

в г. Чистополе - 0,96 процента.

Самое высокое по Республике Татарстан значение показателя "Уровень регистрируемой безработицы" - в п.г.т. Камские Поляны (3,30 процента).

По состоянию на 1 мая 2017 года среди безработных 55,32 процента составляют женщины, 17,86 процента - молодежь в возрасте 16 - 29 лет. Доля граждан, уволившихся по собственному желанию, составила 67,26 процента, граждан, уволенных в связи с ликвидацией, - 14,32 процента.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, численность молодежи в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст потенциальных участников в студенческих трудовых отрядах) на 1 января 2017 года составила 288 630 человек.

Уровень занятости учащейся молодежи в студенческих трудовых отрядах на 1 января 2017 года составил 4 процента от вышеуказанной численности.

По результатам анализа респондентов, основные трудности молодежи Республики Татарстан при трудоустройстве на постоянное место работы - это "отсутствие требуемого опыта" (35,3 процента), "низкий уровень оплаты труда" (16 процентов), "отсутствие связей и знакомств" (15 процентов) и "сложность устроиться по специальности" (12,6 процента). Среди других были отмечены "низкий уровень качества полученного образования", "отсутствие информации о ситуации и долгосрочных прогнозах рынка труда", "отсутствие навыков делового общения".

Большинство опрошенных сошлись в одном - почти 80 процентов убеждены в том, что "государство должно гарантировать первое рабочее место" и "оказывать содействие в поисках работы". За сохранение и укрепление системы наставничества на рабочих местах для молодых специалистов высказались 57,3 процента. Остальная часть опрошенных затруднилась ответить.

Готовы заняться предпринимательской деятельностью 62 процента опрошенных. При этом среди названных факторов, препятствующих развитию молодежного предпринимательства, были названы "коррупция и бюрократия" - 24,4 процента, "сложная система налогообложения" - 22 процента, "недостаток открытой информации о механизмах поддержки предпринимательства" - 13 процентов и "отсутствие низких кредитов" - 13 процентов.

Существующие трудности в трудоустройстве студентов и выпускников образовательных организаций высшего и профессионального образования Республики Татарстан вызывают озабоченность не столько своими масштабами, сколько последствиями, самыми серьезными из которых являются рост преступности, наркомании, проявления экстремистских настроений, других социально негативных явлений.

Привлечение студенческой и незанятой молодежи к деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов (далее - трудовые отряды) является одним из механизмов обеспечения ее занятости и повышения конкурентоспособности на современном рынке труда. В движении трудовых отрядов участвует молодежь определенной возрастной группы, на которую приходится пик безработицы. В то же время указанное движение является одним из самых эффективных, массовых и интересных видов трудоустройства на временные и сезонные работы.

Ранняя трудовая адаптация, трудовая мобильность участников трудовых отрядов являются необходимыми качествами молодежи в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка труда и эффективным инструментом самореализации личности, формирования таких качеств, как самостоятельность, ответственность.

С 2001 года движение трудовых отрядов в Республике Татарстан обрело массовый характер и способствует созданию условий для освоения практических умений и навыков будущими специалистами. В Республике Татарстан (как и в целом по Российской Федерации) неуклонно возрастает количество трудовых отрядов и желающих в них работать. Например, если в 2010 году было создано 249 отрядов общей численностью 9 136 студентов, то по итогам 2017 года в Республике Татарстан работу в студенческих отрядах получили 10 363 студента (рисунок 1).

В ходе этой работы студенты и учащиеся сумели закрепить на практике теоретические знания и навыки, приобретаемые в учебном заведении, получая за это заработную плату, размер которой в 2017 году составил от 10,0 до 38,0 тыс. рублей в месяц (рисунок 2).

Рисунок 1*. Количество студентов, занятых в студенческих трудовых отрядах Республики Татарстан в 2001 - 2017 гг.

________________
     * Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



Рисунок 2. Средняя заработная плата в студенческих отрядах и трудовых бригадах Республики Татарстан по направлениям деятельности за 2017 год      

Отряды по направлениям деятельности

Средняя заработная плата, рублей в месяц

Строительные (выездные отряды)

28 000 - 30 000

Отряды проводников

28 000

Сервисные

17 000

Археологические

14 000

Отряды по благоустройству

15 000

Энергетические

28 000

Педагогические:

детские оздоровительные лагеря Республики Татарстан

11 500

детские оздоровительные лагеря Краснодарского края и Республики Крым

5 500

Сельскохозяйственные (Республика Татарстан)

8 000 - 16 000

Сельскохозяйственные (Республика Крым)

17 000 - 23 000

Медицинские:

детские оздоровительные лагеря

9 000

учреждения здравоохранения Республики Татарстан

12 000

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»