ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2014 года N 537
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ТРУДОВЫХ ОТРЯДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2017 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 17 января 2018 года N 11
____________________________________________________________________
В целях создания условий для развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2014 - 2017 годы.
2. Министерству по делам молодежи и спорту Республики Татарстан разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан план мероприятий по реализации утвержденной настоящим Постановлением Концепции развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2014 - 2017 годы.
3. Признать утратившим силу Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.03.2011 N 205 "Об утверждении Концепции развития деятельности студенческих трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2011 - 2013 годы".
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан.
И.о. Премьер-министра
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ТРУДОВЫХ ОТРЯДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2017 ГОДЫ
Настоящая Концепция развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2014 - 2017 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 28 декабря 2010 года N 428-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития движения студенческих отрядов", от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, отдельными положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.04.2012, Конституцией Республики Татарстан, Законом Республики Татарстан от 19 октября 1993 года N 1983-XII "О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан".
Экономика инноваций, основанная на мотивации и повсеместном внедрении технологических новшеств, курс на которую взят в Российской Федерации и Республике Татарстан, предъявляет качественно новые требования к человеческому капиталу, диктует структурные изменения на молодежном рынке труда. Формируются запросы на профессионалов с высокой способностью к обучению, восприимчивостью к новым знаниям в междисциплинарных сферах, умеющих оценивать риски, принимать решения в условиях высокой неопределенности. Повышается спрос на команды, способные комплексно подходить к решению нетривиальных задач. Особенно востребованными становятся управленцы, умеющие видеть, ставить, свободно решать возникающие перед обществом задачи, в том числе производственного характера.
Максимально эффективное развитие, использование интеллектуально-творческих, трудовых способностей человека как ключевых факторов формирования человеческого капитала становится важнейшим элементом государственной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности, в том числе через развитие системы трудовой занятости в студенческих и молодежных отрядах.
Концепция нацелена на создание единой открытой межведомственной республиканской системы поддержки и сопровождения механизмов трудоустройства студенческой и безработной молодежи. В ней определены цели, задачи, основные принципы, механизмы, направления ее реализации, сформулированы ожидаемые результаты. Концепция представляет собой документ стратегического характера, отражающий общее видение проблемы, принципиальные подходы к ее решению, которые должны быть положены в основу разрабатываемых и осуществляемых мер в данной сфере деятельности.
Концепция разработана с учетом задач реализации Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы. В ней предусмотрено выстраивание системы правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового обеспечения эффективного развития и реализации трудового потенциала молодежи в Республике Татарстан. Ключевую роль в этом должно сыграть объединение в этих целях на принципах социального партнерства работодателей, представителей бизнеса, научного сообщества, органов государственной и муниципальной власти, общественных объединений, некоммерческих организаций.
Реализация Концепции позволит создать дополнительные механизмы и условия для максимального привлечения студентов организаций среднего профессионального и высшего образования Республики Татарстан к реализации государственных программ, проектов, направленных на повышение общего уровня благосостояния как на муниципальном, так и на региональном уровнях. Настоящая Концепция является основой для нормотворческой деятельности, разработки программ и проектов, направленных на организацию трудовой занятости студенческой, незанятой, учащейся молодежи в Республике Татарстан.
В настоящее время ситуация на рынке труда такова, что одной из категорий граждан, находящейся в сложном положении, является молодежь. Особые трудности в адаптации к современному рынку труда испытывают молодые люди, которые не имеют достаточной профессиональной квалификации и практических навыков. Именно молодые специалисты в первую очередь обращаются в молодежные биржи труда, центры студенческих трудовых отрядов и в государственные органы занятости населения.
В связи с профессионально-квалификационным, а также территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы отдельные организации республики продолжают испытывать дефицит рабочей силы, особенно высококвалифицированных кадров по отдельным профессиям. Это предопределяет необходимость планирования специального комплекса мероприятий в области регулирования рынка труда. По итогам обследований, проводимых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, численность экономически активного населения республики с 2009 года увеличивается. В структуре экономически активного населения наблюдается тенденция роста численности занятых в экономике при уменьшении общей численности безработных.
В то же время необходимо отметить, что согласно прогнозным данным Министерства экономического развития Российской Федерации в течение 2013 - 2020 годов в России будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, к сокращению предложения трудовых ресурсов. В Республике Татарстан не прогнозируется значительного сокращения численности занятых в экономике. Регион является миграционно привлекаемым в Российской Федерации. За 2012 год количество иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в республике, составило 144 859 человек (в 2011 году - 118 266 человек). Количество иностранных граждан, прибывающих в республику, с 2010 года увеличивается. Ежегодно количество граждан, поставленных на миграционный учет, составляет более 115 тыс. человек. На протяжении последних пяти лет количество постоянно и временно проживающих в Республике Татарстан увеличивается. Если в 2008 году численность иностранных граждан, проживающих в республике, составляла более 10 тыс. человек, то на 1 января 2013 года этот показатель увеличился до 19 тыс. человек. Вышеуказанные данные говорят о том, что потенциал трудоспособной части населения, особенно молодежи, в нашем регионе используется не в полной мере. Привлечение трудовых ресурсов извне, создание условий для их пребывания в республике и успешная реализация масштабных производственных проектов повышают риск увязнуть в решении стратегически важной задачи: формирование высококвалифицированного потенциала из числа местной молодежи, создание приемлемых условий труда.
Современный этап социально-экономического развития Республики Татарстан диктует необходимость подготовки конкурентоспособных работников и с этой целью - совершенствования системы профессионального образования, достижения баланса структур профессионального образования и спроса на рабочую силу.
Рынок труда испытывает дефицит кадров по рабочим профессиям, престиж которых значительно утерян, отсутствует преемственность кадров. Не хватает рабочих кадров в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства, машиностроения, сельского хозяйства, транспорта, обслуживания населения.
Подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям современного производства, невозможно осуществлять без постоянного развития новых форм трудоустройства на этапе обучения в вузе по профилю получаемого образования (пусть даже на 1 сезон), модернизации материально-технической базы учебных заведений, оснащения их современной компьютерной техникой, оборудованием.
Основными проблемами современного рынка труда остаются:
несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
низкая трудовая мобильность граждан;
трудоустройство отдельных категорий граждан, испытывающих сложности при трудоустройстве в силу различных причин (социальных, физических и иных) и являющихся наименее конкурентоспособными.
По проведенным Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан обследованиям, за I квартал 2013 г. численность экономически активного населения составила 1 999,3 тыс. человек, или 52 процента от общей численности населения республики, из них 1 906 тыс. человек были заняты в экономике и 93,3 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные).
Уровень общей безработицы в Республике Татарстан за I квартал 2013 года (4,7 процента от численности экономически активного населения) ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (5,8 процента) и ниже аналогичного показателя по Приволжскому федеральному округу (5,4 процента).
По данным мониторинга, проводимого Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, численность работающих в режиме неполного рабочего времени на 06.05.2013 составила 2,2 тыс. человек.
За январь - апрель 2013 года в органы службы занятости обратились по различным вопросам 165,5 тыс. человек, в том числе приняты на учет в качестве ищущих работу 26,1 тыс. человек. Численность зарегистрированных в органах службы занятости Республики Татарстан безработных граждан на 1 мая 2013 года составила 23 612 человек. После незначительного увеличения численности безработных граждан в течение I квартала 2013 года ситуация в апреле стабилизировалась, численность зарегистрированных безработных приблизилась к данным на начало года (23 267 человек).
Уровень регистрируемой безработицы в настоящее время равен 1,15 процента от численности экономически активного населения.
Ниже среднереспубликанского уровень регистрируемой безработицы наблюдается в Лаишевском (0,38 процента), Пестречинском (0,45 процента), Актанышском (0,49 процента), Апастовском (0,58 процента) муниципальных районах и городах Казани (0,86 процента), Бугульме (0,96 процента).
Выше среднереспубликанского уровень безработицы отмечен в городах Чистополе (3,14 процента), Азнакаево (2,73 процента), Бавлы (2,39 процента), Заинске (2,1 процента), Елабуге (2,0 процента), а также в Тетюшском муниципальном районе (2,4 процента).
На 1 мая 2013 года уровень регистрируемой безработицы по моногородам следующий:
г. Зеленодольск - 3,98 процента (на 01.01.2013 - 4,10 процента);
г. Менделеевск - 1,89 процента (на 01.01.2013 - 2,65 процента);
г. Нижнекамск - 1,06 процента (на 01.01.2013 - 0,93 процента);
г. Набережные Челны - 1,24 процента (на 01.01.2013 - 1,10 процента);
г. Чистополь - 3,52 процента (на 01.01.2013 - 4,21 процента);
г. Елабуга - 1,89 процента (на 01.01.2013 - 1,84 процента).
Самое высокое по республике значение показателя "Уровень регистрируемой безработицы" - в п.г.т. Камские Поляны (5,92 процента).
В составе безработных 60,0 процента составляют женщины, молодежь в возрасте 16 - 29 лет - 22,3 процента (по данным на 01.05.2012). Доля граждан, уволившихся по собственному желанию, составила 65,5 процента (на 01.05.2012 - 48,8 процента), 14,3 процента - граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации (на 01.05.2012 - 16,9 процента).
Существующие трудности в трудоустройстве студентов и выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования Республики Татарстан вызывают озабоченность не столько своими масштабами, сколько последствиями, самыми серьезными из которых являются рост преступности, наркомании, других социально негативных явлений.
Привлечение студенческой и незанятой молодежи к деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов (далее - трудовые отряды) является одним из механизмов обеспечения ее занятости и повышения конкурентоспособности на современном рынке труда. В движении трудовых отрядов участвует молодежь определенной возрастной группы, на которую приходится пик безработицы. В то же время указанное движение является одним из самых эффективных, массовых и интересных видов трудоустройства на временные и сезонные работы.
Ранняя трудовая адаптация, трудовая мобильность участников трудовых отрядов являются необходимыми качествами молодежи в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка труда и эффективным инструментом самореализации личности, формирования таких качеств, как самостоятельность, ответственность.
С 2001 года движение трудовых отрядов в Республике Татарстан обрело массовый характер и способствует созданию условий для освоения практических умений и навыков будущими специалистами. В Республике Татарстан (как и в целом по Российской Федерации) неуклонно возрастает количество трудовых отрядов и желающих в них работать. Например, если в 2006 году было создано 188 отрядов общей численностью 6 801 студент, то по итогам 2012 года в Татарстане работу в студенческих отрядах получил 10 321 студент.
В ходе этой работы студенты и учащиеся получили возможность закрепить на практике теоретические знания и навыки, приобретаемые в учебном заведении, получая за это заработную плату, размер которой в 2012 году составил от 15,0 до 34,0 тыс. рублей в месяц.
Работа в трудовых отрядах позволяет также освоить дополнительные профессиональные навыки и специальности, востребованные на современном рынке труда, в том числе по рабочим профессиям. Принимая во внимание то, что рынок перенасыщен специалистами гуманитарного профиля, в то время как на многих предприятиях наблюдается острая нехватка квалифицированных рабочих кадров, работа в трудовых отрядах позволяет студентам организаций среднего профессионального и высшего образования Республики Татарстан освоить дополнительные специальности рабочих профессий. В настоящее время трудовые отряды работают по следующим направлениям: строительные, педагогические, сельскохозяйственные, сервисные, экологические, благоустройство лесного фонда и городских территорий, медицинские отряды, отряды проводников вагонов дальнего следования, археологические отряды, отряды спасателей и т.д.
Необходимо отметить, что в рамках Концепции развития деятельности студенческих трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2011 - 2013 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.03.2011 N 205 "Об утверждении Концепции развития деятельности студенческих трудовых отрядов в Республике Татарстан на 2011 - 2013 годы" (далее - Концепция на 2011 - 2013 годы), увеличилось не только количество участников движения, но и районных, муниципальных организаций, занимающихся вопросами трудоустройства молодежи. В настоящее время в девяти муниципальных образованиях Республики Татарстан свою деятельность осуществляют районные и городские центры, штабы трудовых отрядов, молодежные биржи труда, имеющие различные формы собственности.
Рисунок 1
Количество студентов, занятых в студенческих трудовых отрядах в Республике Татарстан, с 2001 по 2013 год.
Рисунок 2
Количество студенческих трудовых отрядов в Республике Татарстан с 2001 по 2013 год.
В настоящее время в зависимости от направления деятельности трудовые отряды все больше привлекаются к реализации социально значимых программ, проектов на муниципальном, республиканском и всероссийском уровнях.
Трудовые отряды Татарстана на протяжении последних четырех лет участвовали в масштабных строительных кампаниях, развернувшихся в г. Казани, - возведение спортивных и инфраструктурных объектов XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года (Деревня Универсиады, Академия тенниса, Дворец единоборств "Ак Барс", спортивные комплексы "Москва", "Тезуче", "Итиль", плавательные бассейны и футбольный стадион "Казань Арена" на 45 тыс. мест). Также трудовые отряды участвовали в строительстве нефтеперерабатывающего завода "ТАНЕКО" в г. Нижнекамске, Больницы скорой медицинской помощи в г. Набережные Челны, в реализации программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях республики.
Сохраняя традиции выездных отрядов, Татарстан представлен и на всероссийских молодежных стройках: объектах XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, газоперерабатывающих станциях на полуострове Ямал, объектах Саммита "АТЭС-2012" в г. Владивостоке. Количество видов работ, выполняемых стройотрядами, увеличилось: каменная кладка, вязка арматуры, сооружение опалубки, плотницкие, бетонные, отделочные и общестроительные работы.
Педагогические отряды Республики Татарстан ежегодно участвуют в реализации региональных мероприятий по организации оздоровления, отдыха и занятости детей, работая вожатыми, инструкторами по физической культуре, походному туризму, педагогами-организаторами в детских оздоровительных лагерях Республики Татарстан. С 2005 года их деятельность востребована также в санаторных комплексах и оздоровительных лагерях Краснодарского края.
Студенческие сельскохозяйственные отряды, деятельность которых направлена на поддержку агропромышленного комплекса Республики Татарстан, ежегодно привлекаются к посевным и уборочным работам, работам на зернохранилищах и фермах.
Студенческие отряды проводников вагонов дальнего следования на протяжении последних 5 лет осуществляют свою деятельность на базе Свердловской и Горьковской железных дорог. Студенты образовательных организаций высшего образования имеют возможность не просто овладеть новой профессией, но и получить практический опыт, а в будущем - и гарантированное трудоустройство.