1. Краткий анализ текущего состояния сферы действия Программы
По свидетельству международных экспертов, по эффективности государственного управления, качеству и доступности публичных услуг, оказываемых гражданам и организациям, Российская Федерация находится на одном уровне со странами, намного уступающими ей в экономическом развитии. По ряду интегральных показателей, используемых в международной практике, Россия значительно уступает не только развитым странам, но и большинству стран Восточной Европы. Результаты российских исследований состояния системы государственного управления также свидетельствуют о низкой эффективности государственной власти, падении доверия граждан к государственным институтам и государственным служащим.
Одной из причин сложившейся ситуации является низкая эффективность системы предоставления государственных и муниципальных услуг. Существующая система предоставления государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам характеризуется как территориально разобщенная, непрозрачная, затянутая по срокам и сложная по процедурам, накладывающая основное бремя по сбору, согласованию и предоставлению документов на заявителя.
В этой связи предоставление возможности получения, в первую очередь, социально значимых, а также иных публичных услуг в одном месте, например: в многофункциональных центрах организации предоставления государственных и муниципальных услуг, позволяет приблизить публичные услуги к заявителю. Результаты работы многофункциональных центров демонстрируют сокращение сроков получения государственных и муниципальных услуг, снижение межведомственной волокиты, достижение существенного антикоррупционного эффекта за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников, что позволяет минимизировать расходы на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами и заключенными соглашениями. Результаты проведенного мониторинга создания многофункциональных центров показали, что почти 90 процентов посетителей высоко оценивают их работу.
2. Обоснование необходимости решения существующей проблемы
или изменения текущего состояния сферы действия Программы
программно-целевым методом
(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 22.11.2013 N 493-п, - см. предыдущую редакцию)
Объектом Программы является процесс взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами при получении последними государственных и муниципальных услуг.
Предметом регулирования Программы являются правоотношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
Программа сочетает в себе как экономические, так и социальные аспекты, поскольку направлена на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, организацию предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечение доступного и комфортного получения государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами предоставления таких услуг.
Нормативной правовой базой для разработки Программы являются:
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1021-р;
постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 N 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления»;
постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области»;
Закон Новосибирской области от 05.12.2011 N 162-ОЗ «Об отдельных вопросах организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Новосибирской области»;
администрации Новосибирской области от 13.10.2007 N 136-па «Об организации предоставления государственных услуг на базе многофункционального центра Новосибирской области»;
администрации Новосибирской области от 02.04.2008 N 91_па «О создании государственного автономного учреждения Новосибирской области «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области»;
Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации».
Для целей настоящей Программы используются следующие термины и понятия:
многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) - организация, созданная Новосибирской областью в форме государственного автономного учреждения Новосибирской области (ГАУ НСО «МФЦ») и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна»;
филиал ГАУ НСО «МФЦ» - обособленное подразделение ГАУ НСО «МФЦ», расположенное в муниципальном образовании Новосибирской области, осуществляющее на территории муниципального образования все функции ГАУ НСО «МФЦ»;
мобильный МФЦ - подразделение ГАУ НСО «МФЦ», созданное на базе специально оборудованных и оснащенных транспортных средств и обеспечивающее непосредственное взаимодействие с получателями государственных и муниципальных услуг в связи с приемом документов, выдачей результата и консультированием по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг на базе ГАУ НСО «МФЦ» в населенных пунктах, доступ в которых к стационарным филиалам ГАУ НСО «МФЦ» затруднен или невозможен;
принцип «одного окна» - принцип, в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии;
административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
межведомственное информационное взаимодействие - взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении таких услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами;
государственная (муниципальная) услуга - услуга, определенная в соответствии с Федеральным от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Актуальность применения программно-целевого метода обусловлена необходимостью координации разноплановых мероприятий Программы: научно-исследовательского, организационно-хозяйственного, нормативно-правового характера.