ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НОВОСИБИРСКА

РЕШЕНИЕ

от 25 октября 2005 года N 110

г.Новосибирск


О городской целевой Программе
«Взаимодействие мэрии и научно-промышленного комплекса
по решению задач социально-экономического развития
города Новосибирска на 2006 - 2008 гг.»

(с изменениями на 23 декабря 2008 года)


___________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

решением городского Совета от 22.03.06 N 209 ("Вечерний Новосибирск", N 62, 08.04.06),

решением городского Совета от 26.02.2007 N 527("Бюллетень органов городского самоуправления Новосибирска", N 8, 06.03.2007),

решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 N 860: ("Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска", N1, 11.01.2008. Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования),

решением Совета депутатов города Новосибирска от 22.04.2008 N 957(Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования),

решением Совета депутатов города Новосибирска от 23.12.2008 N 1135:  (Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования. "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" N 1, 13.01.2009)

___________________________________________________________________________


Заслушав информацию начальника департамента промышленности, науки и технологий мэрии Нестерова А. В. о необходимости принятия городской целевой Программы «Взаимодействие мэрии и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска на 2006 - 2008 гг.», с целью обеспечения социально-экономического развития города Новосибирска в 2006 - 2008 гг. на основе устойчивого экономического роста и эффективной занятости высококвалифицированным трудом, в развитие стратегического плана устойчивого развития Новосибирска, принятого решением городского Совета, руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Новосибирска, городской Совет

решил:


1. Принять городскую целевую Программу «Взаимодействие мэрии и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска на 2006 - 2008 гг.» (приложение).

2. Признать утратившим силу решение городского Совета от 30.12.2002 N 205 «О Городской целевой программе «Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 годы».

3. Решение вступает в силу со дня опубликования.

4. Опубликовать решение в газете «Вечерний Новосибирск».

5. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию городского Совета по научно-производственному развитию и предпринимательству (Солодкин А. А.).


Глава городского самоуправления
В. Ф. Городецкий


Приложение
к решению городского Совета
от 25.10.2005 N 110


Городская целевая Программа
«Взаимодействие мэрии и научно-промышленного
комплекса по решению задач социально-экономического
развития города Новосибирска на 2006 - 2008 гг.»


ПАСПОРТ
городской целевой Программы «Взаимодействие мэрии
и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития
города Новосибирска на 2006 - 2008 гг.»

               (В редакции, введенной решением Совета депутатов города Новосибирска от 22.04.2008 N 957, - см. предыдущую редакцию)

Наименование Программы

Городская целевая Программа «Взаимодействие мэрии и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска на 2006 - 2008 гг.»

Основание для разработки Программы

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 2 статьи 16, пункт 6 части 1 статьи 17);

Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»;

Федеральный закон  «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
Устав города Новосибирска (подпункт 4 пункта 1 статьи 15)

Заказчик Программы

Мэрия города Новосибирска

Разработчик Программы

Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска

Основные исполнители мероприятий Программы

Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска, администрации районов города Новосибирска, департамент экономики и финансов мэрии города Новосибирска, Новосибирский фонд «Дом промышленности», Городская торгово-промышленная палата, Новосибирский фонд «Город-селу», промышленные предприятия и организации города Новосибирска

Цель Программы

Обеспечение социально-экономического развития территории города Новосибирска в 2006 - 2008 гг. на основе устойчивого экономического роста и эффективной занятости высококвалифицированным трудом

Задачи Программы

Создание нормативно-правовых, организационно-технических и финансово-экономических условий для перехода в 2006 - 2008 гг. к инновационному характеру развития экономики и увеличения темпов роста промышленного производства;

формирование инфраструктуры новосибирского сегмента национальной инновационной системы для обеспечения успешной коммерциализации научных разработок;

развитие научно-производственной интеграции для повышения структурно-технологического уровня промышленности и роста объемов производства конкурентоспособной продукции;

рост реальных денежных доходов населения путем обеспечения эффективной занятости и развития системы социального партнерства

Срок реализации Программы

2006 - 2008 гг.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы - 24418,0 млн. рублей, в том числе:

средства организаций:

собственные - 14563,0 млн. рублей,

привлечённые - 9710,0 млн. рублей;

средства бюджета города - 145,0 млн. рублей на реализацию инвестиционных проектов в формах, определенных нормативными правовыми актами, указанными в разделе 2 Программы .

Ожидаемые результаты реализации Программы

Увеличение объемов промышленного производства (до 180,0 млрд. рублей к 2008 году);

расширение налогооблагаемой базы и повышение доходности бюджетов всех уровней;

запуск пилотных проектов 1-й очереди особой экономической зоны технико-внедренческого типа;

оптимизация структуры экономики, развитие новых отраслей и предпринимательской деятельности, увеличение доли инновационной высокотехнологичной продукции в валовом региональном продукте и активизация баланса ввоза-вывоза товаров и услуг;

повышение культуры и производительности труда, рост денежных доходов в промышленности, в том числе заработной платы до 17000,0 - 20000,0 рублей

Контроль за исполнением Программы

Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска, постоянная комиссия Совета депутатов города Новосибирска по научно-производственному развитию и предпринимательству ежегодно заслушивают отчет о выполнении мероприятий Программы и целевом использования бюджетных средств



1. Введение


1.1. Разработка Программы  обусловлена:

завершением срока реализации городской целевой программы «Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 годы» и плана действий на этапе создания правовых и организационно-экономических условий формирования муниципальной политики поддержки местных товаропроизводителей для восстановления промышленного производства и отраслей жизнеобеспечения города;

необходимостью повышения роли промышленности как ведущего сектора экономики в создании высококвалифицированных рабочих мест и увеличения налоговой базы консолидированного бюджета.

1.2. Программа разработана с учетом приоритетов государственной научно-технической и региональной политики формирования особых экономических зон, является составной частью научно-промышленной политики администрации Новосибирской области и разработана с учетом, с одной стороны, необходимости координации муниципальной и региональной поддержки научно-производственного комплекса города, с другой - активизации деятельности промышленных и научных организаций в комплексном социально-экономическом развитии города в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Новосибирска.

1.3. Программа рассчитана на среднесрочную перспективу. На каждом этапе ее реализации проводится оценка эффективности, и на этой основе осуществляется уточнение как методик взаимодействия с научными и промышленными предприятиями и организациями, так и содержание программных мероприятий.

2. Правовое обеспечение реализации Программы  


(Раздел в редакции, введенной в действие с 12.01.2008 решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 N 860, - см. предыдущую редакцию)     

2.1. Федеральные законы:

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

«О защите конкуренции»;

«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

«О финансовой аренде (лизинге)».

2.2. Решения городского Совета Новосибирска:

от 28.03.2005 N 575 «О стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска»;

от 17.09.2003 N 298 «О Положении о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории города Новосибирска»;

от 17.09.2003 N 299 «О Положении о конкурсе на право заключения договора о муниципальной поддержке инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, на территории города Новосибирска»;

от 16.03.2005 N 559 «О Положении о грантах мэрии города Новосибирска молодым ученым»;

от 20.09.2006 N 344 «О Положении о мерах муниципальной поддержки товаропроизводителей на территории города Новосибирска».

2.3. Постановление мэра города Новосибирска от 27.03.2006 N 333 «Об организации муниципального заказа».



3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами

В стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска в качестве целевого ориентира общественного прогресса городское сообщество определило рост благосостояния жителей города, материальной основой которого является рост экономического потенциала.

Основу экономического потенциала города формируют две ведущие отрасли - наука и промышленность, которые обеспечили динамичный рост г. Новосибирска в последней четверти прошлого века и определяют перспективы его развития на ближайшие десятилетия. Основным условием развития экономического потенциала и достижения цели стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска является формирование модели инновационной экономики города, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста.

Проблема обеспечения экономического роста после сокращения объема промышленного производства в 90-е годы и значительной структурной деформации остается одной из самых актуальных на ближайшее десятилетие как для страны в целом, так и для г. Новосибирска. На решение этих проблем были направлены Концепция научно-промышленной и инвестиционной политики города Новосибирска на 2001 - 2005 гг., утвержденная постановлением мэра от 06.11.2001 N 3145, и разработанная в ее развитие городская целевая программа «Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 годы», утвержденная решением городского Совета от 30.12.2002 N 205.

Итоги реализации городской целевой программы «Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 годы» рассматривались на расширенном городском собрании 17.06.2004, президиуме мэрии 22.02.2005 и подтвердили, в целом, ее эффективность. Принятые в этот период органами городского самоуправления меры позволили решить и ослабить остроту целого ряда проблем и преломить негативные тенденции 90-х годов: разрушение хозяйственных связей и более чем двукратный спад производства и занятого населения, старение и разрушение основных фондов, ухудшение финансового состояния предприятий и сокращение налоговой базы.

Был остановлен спад производства и с 1999 года промышленность города имеет положительную динамику. В целом за последние пять лет рост промышленного производства достиг 137 %, здесь динамику роста определили высокие темпы роста машиностроения - в 1,7 раза. Высокие темпы экономического роста за этот период были достигнуты прежде всего за счет активной структурной политики мэрии по загрузке свободных производственных мощностей новой номенклатурой изделий для ресурсодобывающих отраслей и регионов.

В первом полугодии 2005 г. объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг промышленного характера крупными и средними предприятиями составил 44,6 млрд. рублей (77 % областного объема промышленного производства) или 125,5 % в действующих ценах к уровню прошлого года.

По основным макроэкономическим показателям удалось достигнуть, а по темпам роста объемов промышленного производства превзойти общероссийский уровень и заложить основы для роста инвестиционной активности предприятий. Меры муниципальной поддержки инвестиционной деятельности позволили в 2004 году дополнительно привлечь более 1 млрд. рублей кредитных ресурсов для реализации проектов модернизации промышленности общей инвестиционной емкостью 2,2 млрд. рублей. В итоге наметилась прогрессивная тенденция роста доли привлеченных средств в структуре инвестиций и за первое полугодие 2005 года рост инвестиций в основной капитал (по крупным и средним предприятиям) составил 115,4 % и достиг 7,1 млрд. рублей.

Подъем базовых отраслей сопровождался ростом предпринимательской активности, плотность малых предприятий в г. Новосибирске в 2,5 раза превышает среднероссийский уровень.

Динамика объемов промышленного производства позволила выйти на экономически сбалансированное соотношение и с 2003 года темпы роста производительности труда опережают рост заработной платы. Номинальная заработная плата на крупных и средних предприятиях за этот период выросла в 2,6 раза - с 3295,0 рублей до 8630,0 рублей в первом полугодии 2005 года. Произошли качественные изменения в уровнях заработной платы по отраслям экономики: если в 1999 году заработная плата только в финансовой сфере превышала минимальный потребительский бюджет, то с 2003 года заработная плата выше этого уровня в строительстве, транспорте и связи.

Доля прибыльно работающих предприятий составляет около 70 %. Ситуация в промышленности города обусловила тот факт, что по показателям финансовой устойчивости предприятий Новосибирская область вошла в первую пятерку регионов России. В 2003 году г. Новосибирск был удостоен Всероссийской премии «Российский Национальный Олимп», городу присвоен Почетный титул «Город России 2002 - 2003».

Прирост экономических показателей в промышленной сфере позволил увеличить налоговую базу и сейчас на территории г. Новосибирска собирается 80 % доходов областного консолидированного бюджета. Доходная часть бюджета города за пять лет возросла в 3,4 раза, расходная часть - в 3,7 раза, бюджетная обеспеченность жителей г. Новосибирска возросла в 3,3 раза.

Таблица 3.1


Основные показатели развития промышленности г. Новосибирска
 за 2003 - 2005 гг.

N п.

Наименование показателей

Год

1999

2003

2004

1

2

3

4

5

1

Индекс физического объема промышленного производства по всей промышленности, % к предыдущему году, в том числе:

машиностроение и металлообработка

106,1

109,6

108,3

113,7

110,6

116,0

2

Инвестиции в основной капитал, млн. рублей

-

3 294,8

4 696,8

3

Среднемесячная заработная плата одного работающего, рублей

1 717,3

5 990,7

7 422,1


В то же время по мере решения первоочередных задач, с одной стороны, выявились ограничения для экономического роста внутреннего и внешнего характера, с другой стороны, поддержанные Правительством Российской Федерации инициативы администрации Новосибирской области и мэрии Новосибирска привели к появлению новых факторов и возможностей экономического развития города. Все это требует смещения акцентов и расширения арсенала используемых методов научно-промышленной политики при сохранении общего направления взаимодействия мэрии с научно-промышленным комплексом.

Необходимость разработки Программы «О взаимодействии мэрии и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска на 2006 - 2008 гг.» определяется условием обеспечения преемственности и комплексности долгосрочных планов социально-экономического развития и целевых программ стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска, утвержденных решением городского Совета от 28.03.2005 N 575.

Разработка Программы обусловлена:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»