Недействующий


МУНИЦИПАЛИТЕТ НОВОСИБИРСКА

ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 30 декабря 2002 года N 205

г.Новосибирск

О Городской целевой программе
"Научно-промышленная и инвестиционная политика
мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 годы"

(с изменениями на 24 марта 2004 года)

_______________________________
Утратило силу на основании
решения городского Совета
от 25.10.05 N 110
"О городской целевой Программе
«Взаимодействие мэрии и научно-промышленного комплекса
по решению задач социально-экономического развития
города Новосибирска на 2006 - 2008 гг.»"

_____________________________________________________

  

_________________________

Документ с изменениями, внесенными:

решением городского Совета от 24.03.04 N 373 "О внесении изменений и дополнений в Городскую целевую программу «Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 гг.»"("Вечерний Новосибирск", N 68, 13.04.04)

_________________________


В целях формирования конкурентоспособного научно-промышленного комплекса города, создания условий для благоприятного инвестиционного климата и расширения налогооблагаемой базы, в соответствии с решением городского Совета от 03.07.2002 N 147 "О перечне целевых программ социально-экономического развития города Новосибирска", руководствуясь статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города, городской Совет

РЕШИЛ:

 

1. Принять целевую программу "Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 годы" (приложение).

2. Решение вступает в силу со дня подписания.

3. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию городского Совета по промышленности и науке (Соболев А. К.).

Глава городского самоуправления
В. Ф. Городецкий


Приложение
к решению городского Совета
от 30.12.2002 N 205


ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Научно-промышленная и инвестиционная политика
мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 гг."


Содержание


1.

Паспорт программы

2.

Введение

3.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


4.

Основные цели и задачи программы

5.

Инструменты и механизмы реализации программы

5.1.

Финансовое обеспечение программы

5.2.

Нефинансовые формы поддержки в рамках реализации программы

5.3.

Механизмы участия мэрии в реализации программы

6.

Стратегия научно-промышленной и инвестиционной политики по отраслям промышленности


6.1.

Развитие машино- и приборостроения для топливно-энергетического комплекса и горнодобывающей промышленности


6.2.

Развитие машиностроения для агропромышленного комплекса и перерабатывающих отраслей промышленности (пищевой: мукомольно-крупяной; мясо-, молоко-, рыбо-, овоще-, плодоперерабатывающей и др.; легкой: швейной, обувной, кожевенной, галантерейной; переработки хлопка, шерсти и др.)




6.3.

Развитие машиностроения для возделывания и переработки льна .

6.4.

Развитие производства машин и оборудования для городского жилищно-коммунального хозяйства.


6.5.

Освоение базальтовых технологий, организация производств перспективных строительных материалов, производства машин и оборудования для отраслей строительной индустрии


6.6.

Разработка и производство комплекса машин для малых и средних энергетических мощностей, энерго- и ресурсосберегающих технологий.

6.7.

Разработка и производство оборудования, машин, механизмов и другой продукции для улучшения санитарной, экологической среды обитания и водопотребления .


6.8.

Развитие транспортного машиностроения и комплектующих изделий для: авиационной, автомобильной и других отраслей (производство и ремонт самолетов, спецавтомобилей, автобусов, троллейбусов и трамваев, железнодорожных вагонов и т. д.)



6.9.

Развитие машиностроения для  строительства и содержания автомобильных, железных дорог  и аэродромов

6.10.

Развитие производств для реализации программы "Силовая электроника Сибири"

6.11.

Развитие производств с использованием лазерных технологий

    

6.12.

Развитие производств с использованием каталитических технологий.

6.13.

Разработка и производство изделий радио- и микроэлектроники, связи и телекоммуникаций, КИП и автоматики .

6.14.

Развитие станко-инструментальной промышленности

    

6.15.

Развитие металлургической (черной и цветной,  литья сплавов) и химической отраслей .


6.16.

Развитие производств медицинского, фармацевтического оборудования, медпрепаратов и лекарств


6.17.

Развитие производств легкой и пищевой промышленности

7.

Сводная оценка эффективности реализации программы

7.1.

Сводные показатели по проектам, предложенным к реализации в целевой программе .


7.2.

Сводные финансово-экономические показатели предприятий, участвующих в реализации программы .


8.

Организация управления программой и контроль ее реализации

Паспорт
Городской целевой программы "Научно-промышленная и
инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 гг."

Наименование программы

-

Городская целевая программа "Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии  Новосибирска на 2003 - 2005 гг."

Основание для разработки

-

Постановление мэра от 06.11.2001 N 3145 "О Концепции научно-промышленной и инвестиционной политики мэрии Новосибирска на 2002 - 2005 годы"

Заказчик программы

-

Департамент промышленности, науки и технологий мэрии

Основной разработчик программы

-

Управление промышленности мэрии, комитет по науке и новым технологиям мэрии

Основные исполнители мероприятий программы

-

Департамент промышленности, науки и технологий мэрии; администрации районов города Новосибирска; департамент экономики и финансов мэрии; Новосибирский Фонд "Дом промышленности"; Городская торгово-промышленная палата; Новосибирский инновационный фонд наукоемких технологий; Новосибирский Фонд "Город - селу"; промышленные предприятия города

Цель программы

-

Создание условий для увеличения в 2003 - 2005 гг. темпов прироста промышленного производства и формирования конкурентоспособного научно-промышленного комплекса на новой структурно-технологической основе

Задачи программы

-

Увеличение уровня промышленного производства и создание нормативно-правовых, организационно- технических и финансово-экономических основ перехода в 2004 - 2005 гг. к инновационному характеру развития экономики:

реструктуризация промышленности по отраслевой, размерной, технологической структуре и повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой промышленными предприятиями;

формирование механизмов поддержки инвестиционной деятельности и благоприятного инвестиционного климата

Основные направления программы

-

Содействие интеграции научных организаций и промышленных предприятий в целях освоения новых конкурентоспособных видов продукции, развитию перспективных производств на  промышленных предприятиях города

Срок реализации программы

-

2003 - 2005 гг.

Объемы и источники финансирования программы

-

Общий объем финансирования программы в 2003 - 2005гг.:

Всего: 3165285,0 тыс. рублей, в том числе:

2003 год - 1288192,0 тыс. рублей;

2004 год - 1321349,0 тыс. рублей;

2005 год - 255841,0 тыс. рублей.

Собственные средства предприятий:

Всего: 1712531,0 тыс. рублей, в том числе:

2003 год - 399356,0 тыс. рублей;

2004 год - 1135058,0 тыс. рублей;

2005 год - 59955,0 тыс. рублей.

Заемные средства:

Всего: 1452753,0 тыс. рублей в том числе:

2003 год - 888836,0 тыс. рублей;

2004 год - 186291,0 тыс. рублей;

2005 год - 195885,0 тыс. рублей.

Из них бюджетные:*

Всего: 554962,0 тыс. рублей, в том числе:

2003 год - 241286,0 тыс. рублей;

2004 год - 129693,0 тыс. рублей;

2005 год - 151937,0 тыс. рублей.

Объемы финансирования из бюджета города на реализацию программы уточняются при принятии бюджета на планируемый год

Ожидаемые результаты реализации программы

  

Увеличение объемов промышленного производства;  

совершенствование технологической базы промышленности и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;

оптимизация отраслевой структуры промышленности за счет опережающего роста объемов производства наукоемкой продукции машиностроения;

обеспечение дополнительных налоговых поступлений в бюджет города в соответствии с ростом объемов промышленного производства;

создание новых рабочих мест

Система контроля исполнения программы

-

Департамент экономики и финансов мэрии, постоянные комиссии городского Совета осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета города. Исполнители программы несут ответственность за своевременное и полное ее выполнение


2. Введение


Городская целевая программа "Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 гг." (далее по тексту - программа) разработана в развитие постановления мэра от 06.11.2001 N 3145 "О Концепции научно-промышленной и инвестиционной политики мэрии Новосибирска на 2002 - 2005 годы", на основе анализа прогнозов выполнения плана социально-экономического развития города в 2002 году, а также в соответствии с постановлением мэра от 01.07.2002 N 1470 "О муниципальном реестре инвестиционных проектов", распоряжением мэра от 16.09.2002 N 2191-р "О развитии инновационной среды в Советском районе и взаимодействии научных учреждений с предприятиями г. Новосибирска", распоряжением мэра от 14.02.2002 N 423-р "О развитии межрегиональных экономических связей мэрии", решениями городского Совета от 30.01.2002 N 86 "О муниципальном заказе", от 11.09.2002 N 167 "О внесении изменений и дополнений в "Положение о поддержке инвестиционной деятельности на территории города Новосибирска", утвержденного решением городского Совета от 22.04.99 N 233".

Программа разработана с учетом основных направлений и приоритетов государственной научно-технической и инновационной политики и направлена на усиление координации участия предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории в соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" (п.2 ст. 32; ст. 33).

Программа рассчитана на среднесрочную перспективу. На каждом этапе ее реализации проводится оценка эффективности и на этой основе осуществляется уточнение как методики отбора промышленных предприятий, так и содержание программных мероприятий.

3. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Традиционно экономика города опиралась на промышленное производство, большую долю которого составлял оборонно-промышленный комплекс, а также на фундаментальную и отраслевую науку. Создание в г. Новосибирске мощного научно-технологического и научно-образовательного потенциала во многом определило отраслевую структуру промышленности города и развитие машиностроительных производств с высокой степенью всесоюзной кооперации. В размерной структуре новосибирской промышленности характерной была высокая концентрация производства: несколько крупных машиностроительных предприятий производили до 80 % всей продукции отрасли на территории, что облегчало проведение научно-технической политики.

Переход экономики к рыночным отношениям изменили механизмы функционирования и связи науки с производством. Деформировался научно-производственный потенциал города, причем наиболее  существенно в его производственной части. Обвальное сокращение государственного заказа, дезорганизация управления, разрыв межрегиональных экономических связей привели к резкому падению промышленного производства. При этом если в металлургии, электроэнергетике, топливной промышленности, легкой промышленности спад производства составлял 25 - 45 %, то в машиностроении - 75 %.

Конверсия военного производства свелась главным образом к сокращению объемов производства и не была компенсирована увеличением производства гражданской продукции. Коэффициент загрузки производственных мощностей варьируется от 0 до 70 % на разных предприятиях и составляет в среднем 25 % с учетом производства гражданской продукции. Доля мобилизационных мощностей в имуществе предприятий составляет от 10 до 80 %, из-за высоких накладных расходов производство гражданской продукции убыточно. Из-за высокого удельного веса оборонной промышленности спад промышленного производства в г. Новосибирске оказался более глубоким: если промышленное производство в России сократилось в 1,5 раза, то по городу - в 2,7 раза.

В итоге изменилась отраслевая структура промышленности: снизилась доля предприятий машиностроения, черной металлургии, легкой промышленности, возрос удельный вес пищевой промышленности, электроэнергетики, промышленности строительных материалов.

Нарушился процесс воспроизводства основных фондов, степень их износа в промышленности составляет 53 %. Технологические системы и инженерная инфраструктура устарели физически и морально, что обострило проблему аварий техногенного характера. Сложилась ненормальная ситуация с амортизацией оборудования: на многих предприятиях с изношенным парком амортизация начисляется только на часть оборудования, остальное уже находится за пределами срока амортизации. По данным статистики норма амортизации основных фондов составила по промышленности 2,4 %, в том числе в машиностроении - 1,5 %, в остальных отраслях  в таких же пределах: от 0,8 % в черной металлургии до 5 % в медицинской промышленности. Фонд амортизации теряет свое непосредственное назначение и для реновации парков оборудования  необходимо привлекать дополнительные средства.

Производственный потенциал машиностроения ограничен не только из-за изношенного парка технологического оборудования, но и из-за его несовершенной структуры: более 70 % всего парка - станки с ручным управлением. Технико-экономические возможности большинства новосибирских предприятий могут обеспечить производство продукции лишь по технологиям третьего, в лучшем случае четвертого технологического уклада (станкостроение, электротехническое машиностроение, приборостроение, нефтяное, горно-шахтное и сельхоз-машиностроение, оборудование для легкой промышленности).

Затянувшаяся ввиду невостребованности консервация мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса из-за отсутствия эффективной программы конверсии привела к разрушению уникального оборудования и утрате ряда технологий. Только отдельные производства (самолетостроение, наукоемкое электромашиностроение, оптическое и электронное приборостроение) имеют технологии пятого уклада.

Изменилась структура промышленности по масштабу предприятий. За счет роста малых предприятий их количество в промышленности за последние 10 лет увеличилось на 2,3 тысячи, в том числе в машиностроении и металлообработке  - на 740, но из них только треть предприятий занимается непосредственно производством машиностроительной продукции, остальные - металлообработкой и разными видами ремонта.

Возникший на основе выделения из научной и оборонной сферы, малый бизнес более оперативно реагирует на запросы рынка и реализует инновационные заделы прежних лет. Малые предприятия налаживают выпуск наукоемкой продукции, успешно конкурируют с зарубежными производителями в производстве приборов и оборудования для нефтегазового комплекса, медицины и ресурсосбережения, что подтверждает необходимость проведения гибкой структурной политики и стимулирования этого сектора экономики.

Ряд машиностроительных предприятий пошел на значительную диверсификацию производимой продукции и некоторые из них сейчас трудно отнести к машиностроению, поскольку выпуск непрофильной продукции имеет достаточно высокий удельный вес. Другой тенденцией стало  усиление ремонтно-сервисного направления машиностроения. За 10 лет доля ремонта машин и оборудования в производстве продукции машиностроения и металлообработки возросла почти в 2 раза. Объективно это снижает возможности машиностроения как производственной базы технического перевооружения.

В итоге многие сегменты внутреннего рынка оказались захваченными зарубежными технологиями и продуктами. Потери традиционных рынков сбыта выявили низкую конкурентоспособность отечественных технологий, особенно в гражданском секторе. В условиях неустоявшейся отраслевой специализации территорий обостряется конкуренция как на потребительском рынке, так и рынках производственно-технической продукции. Новосибирские товаропроизводители вынуждены конкурировать с продукцией зарубежных компаний не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Слабо развита инновационная инфраструктура, обеспечивающая связь между научными организациями и промышленными предприятиями. Нуждается в реформировании система территориальной организации науки в соответствии с изменившимися условиями.

Несмотря на неустойчивую работу большинства предприятий промышленного комплекса свыше 40 % прибыли всех отраслей экономики создается в промышленности. На протяжении 10 лет промышленные предприятия города имели положительные финансовые результаты, однако непрерывный рост цен заметно снижал получаемые доходы предприятий, что привело к росту числа  убыточных предприятий с 5 % в 1991 г. до 30 % в 2001 г.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»