РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2005 года N 575
г.Новосибирск
О стратегическом плане устойчивого развития
города Новосибирска
(с изменениями на 26 октября 2011 года)
_______________________
- Утратило силу -
- решение Совета депутатов г. Новосибирска
от 24.12.2018 N 726
______________________
____________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
решением Совета депутатов города Новосибирска от 17.02.2010 N 1526;
решение Совета депутатов города Новосибирска от 26.10.2011 N 453 (Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования)
____________________________________
(продолжение 3, приложения 16 - 17)
переход на начало решения
переход на продолжение 1 (приложения 1 - 9)
переход на продолжение 2 (приложения 10 - 15)
Приложение 16
к стратегическому плану
устойчивого развития
города Новосибирска
Комплексная целевая программа
Разработка инвестиционных проектов по реконструкции
и застройке жилых массивов города
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
[ *Наименование Программы * Основание для разработки Программы * Официальный заказчик Программы * Разработчики Программы * Основные цели и задачи Программы * Важнейшие целевые показатели Программы * Сроки и этапы реализации Программы * Объёмы и источники финансирования Программы * Основные исполнители Программы * Основные конечные результаты реализации Программы * Система организации контроля исполнения мероприятий Программы * ]
II. КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ:
РОСТ И КОРЕННОЕ УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА
1.1. Проблемы обновления жилищного фонда города
1.2. Реконструкция районов города со сносом ветхого жилого фонда
1.3. Строительство нового жилья
1.4. Развитие строительной индустрии города
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5.1. Организационный механизм реализации Программы
5.2. Кредитно-финансовые механизмы реализации Программы
6. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Приложение 1. SWOT - АНАЛИЗ состояния и развития отрасли городского хозяйства "Архитектура и градостроительство"
Приложение 2. Декомпозиция дерева целей
Приложение 3. Основные технико-экономические показатели: архитектура и градостроительство
Приложение 4. Схема существующей и перспективной застройки города Новосибирска
Приложение 5. Объем капитальных затрат
Приложение 6. Перечень объектов инженерного оборудования
Приложение 7. Прогноз мест в общеобразовательных школах и детских дошкольных учреждениях
Приложение 8. Новосибирская городская программа взаимной финансовой поддержки граждан в приобретении жилья "Свой дом"
Приложение 9. Финансовые технологии инвестиционно-строительной корпорации "Социальная инициатива" (г.Москва)
Приложение 10. Типовая методика разработки бизнес-планов и анализа инвестиционных проектов
Приложение 11. Мониторинг реконструкции и застройки жилых массивов города Новосибирска на основе применения информационно-аналитических карт
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
| ||||
Раздел | Содержание | |||
1 | 2 | |||
Наименование | Комплексная целевая программа «Разработка инвестиционных проектов по реконструкции и застройке жилых массивов города» | |||
Основание | Постановление мэрии «О проведении научно-практической конференции «Стратегии устойчивого развития города Новосибирска» и организации разработки комплексных целевых программ» от 04.08.2003 г. N 1965 Проект «Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска», одобренный Общественным советом по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска 20.02.2003 г. | |||
Официальный заказчик Программы | Мэрия города Новосибирска. | |||
Разработчики | В. П. Арбатский - начальник Главного управления архитектуры и градостроительства (ГУАиГ) мэрии города, главный архитектор города, канд. арх. М. Н. Марков - начальник отдела генерального плана ГУАиГ, заместитель главного архитектора города Временный трудовой коллектив (ВТК) в составе: руководитель ВТК - А. А. Кучеров, главный специалист Новосибирского института информатики и регионального управления (НИИРУ); член ВТК - В. А. Дыха, и. о. начальника мастерской генерального плана ОАО ПИ «Новосибгражданпроект»; член ВТК - Л. Ф. Сивкова, главный специалист по экономике мастерской генерального плана ОАО ПИ «Новосибгражданпроект» | |||
Основные цели | Целями Программы являются реализация государственной политики сохранения, обновления и увеличения жилищного фонда, создание условий для организационного, правового и финансового обеспечения реконструкции и застройки жилищных массивов города, выполнение следующих задач: · обеспечение роста темпов жилищного строительства, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства; · реконструкция и модернизация жилищного фонда города; · развитие инженерной инфраструктуры города; · развитие базы стройиндустрии города, промышленности строительных материалов, изделий и конструкций; · расширение источников и обеспечение устойчивого финансирования реконструкции и застройки жилищных массивов города. | |||
| ||||
1 |
| |||
Важнейшие целевые показатели Программы | Создание системы и механизмов взаимоотношения администрации города, инвесторов, владельцев и пользователей жилищным фондом, стимулирующих осуществление реконструкции и застройки жилищных массивов города. | |||
· Рост жилищного фонда города. · Повышение эффективности использования жилищного фонда домов первых массовых серий застройки в городе Новосибирске и прилегающих к ним территорий посредством: - надстройки этажей, в том числе мансардных на существующих домах первых массовых серий застройки; - утепления зданий и модернизации инженерного оборудования; - пристройки и завершения жилых образований с учётом соблюдения градостроительных, санитарно-гигиенических и правовых требований · Снижение затрат бюджета города на поддержание, ремонт и эксплуатацию жилищного фонда. · Улучшение социально-экономических параметров жилищного фонда и прилегающей территории. · Повышение градостроительных показателей и архитектурной выразительности застройки города. · Создание территориальной нормативно-правовой базы. · Совершенствование ремонтно-строительной базы. | ||||
Сроки и этапы реализации Программы | 2004 - 2020 годы · осуществление реконструкции домов первых массовых серий застройки общей площадью 437,5 тыс. м(2) с надстройкой мансардных этажей общей площадью порядка 87,5 тыс. м(2); · застройка жилых массивов города - 2 610,0 тыс. м(2);. · разработка правовых актов взаимодействия участников процесса реконструкции и застройки жилищных массивов города, а также нормативно-технических документов (по окончании 1 этапа Программа корректируется). II этап ( 2011 - 2015 гг.): · проведение реконструкции домов первых массовых серий застройки общей площадью 500,0 тыс. м(2) с надстройкой мансардных этажей и пристройкой жилья общей площадью 100,0 тыс. м(2); · строительство нового жилья в городе общей площадью 2 800,0 тыс. м(2); · определение стандарта потребительских качеств жилья после реконструкции. | |||
| ||||
1 |
| |||
III этап ( 2016 - 2020 гг.): · проведение реконструкции домов первых массовых серий застройки общей площадью 500,0 тыс. м(2) с надстройкой мансардных этажей и пристройкой жилья общей площадью 100,0 тыс. м(2); · строительство нового жилья в городе общей площадью 3 500,0 тыс м(2); · оценка социально-экономической эффективности Программы. Проведение на 1 - 3 этапах реализации Программы следующих вариантов реконструкции: - надстройка мансарды с частичным расширением корпуса здания за счёт площади кухонь и летних помещений; - надстройка этажа, в том числе мансарды с расширением корпуса здания. | ||||
Объёмы | Источниками финансирования данной Программы могут быть консолидированные средства: - кредиты Российских банков или других финансовых институтов; - внебюджетные средства и средства бюджетов субъектов Российской Федерации (в частности, бюджета Новосибирской области); - субсидии органов местного самоуправления; - средства бюджета города; - средства от реализации готовой строительной продукции в порядке реинвестирования; - собственные средства граждан; - кредиты зарубежных инвесторов; - средства, полученные за счёт возмещения разницы затрат на отопление. Из жилого фонда, вводимого за счёт средств бюджета города, предоставляется для обеспечения: - малообеспеченным слоям населения по социальному найму - 10%; - гражданам, стоящим на учёте получения субсидий на строительство жилья - 25%; - продажи по сложившейся стоимости жилья на рынке готовой строительной продукции - 35%; - реализации заказчиком городских программ (кредиты молодым семьям и снос временного жилья) - 20%; - продажи жилья повышенной комфортности - 10%. Вариантом финансово-кредитного механизма может быть создание инвестиционного фонда реконструкции, аккумулирующего денежные средства из различных источников и материальные активы, получаемые от фирм-производителей строительной продукции для использования этих средств при реконструкции зданий и строительстве мансард. | |||
| ||||
1 |
| |||
Общий объём финансирования Программы - 143,727 млрд рублей (в ценах 2003 года). За счёт средств бюджета города осуществляются разработка нормативно-технической, проектно-сметной документации, организация строительного производства, пилотное строительство домов (находящихся на балансе муниципальных учреждений Дирекций единого заказчика); различные виды доплат для перехода к проведению массовой реконструкции. Площади реконструкции I - III этапов Программы определяются за счёт привлечённых и заёмных средств. | ||||
Основные | Главное управление архитектуры и градостроительства, Департамент энергетики и жилищно-коммунального хозяйства мэрии Новосибирска, муниципальные учреждения Дирекций единого заказчика, проектные, строительные и ремонтно-строительные организации. | |||
Основные конечные результаты реализации Программы | Реконструкция жилых домов первых массовых серий застройки 1960 - 1970-х годов и прилегающих территорий, а также застройка новых жилых массивов города: · ликвидация аварийного и ветхого жилья в городе; · реконструкции домов первых массовых серий застройки общей площадью 1 437,5 тыс. м(2) · прирост жилищного фонда за счёт строительства нового жилья на 8 910,0 тыс. м(2); · прирост жилищного фонда за счёт реконструкции жилых домов примерно на 287,5 тыс. м(2); · доведение уровня обеспеченности жильём до 24,3 м(2)/ чел. · повышение интенсивности использования освоенных городских территорий; · экономия земельных ресурсов; · повышение архитектурно-градостроительных качеств застройки; · создание эффективных кредитно-финансовых механизмов и организационной базы обновления жилищного фонда; · снижение стоимости эксплуатации жилых зданий; · экономия энергоресурсов на отопление более чем на 30%, горячее и холодное водоснабжение - на 40%. | |||
Система организации контроля исполнения мероприятий Программы | Главное управление архитектуры и градостроительства информирует администрацию города: - поквартально о выполнении заданий по реконструкции; - ежегодно о выполнении годовых планов работ; - поэтапно о выполнении этапов Программы | |||
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Комплексная целевая программа «Разработка инвестиционных проектов по реконструкции и застройке жилых массивов города» на 2004 - 2020 годы (далее именуется - Программа) направлена на продолжение преобразований в жилищной сфере, начатых в рамках реализации Государственной целевой программы «Жилище», одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 595, и Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище», одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 431.
В результате осуществления намеченных мероприятий были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены её приоритетные направления и отработаны механизмы их реализации.
Сформирована нормативно-правовая база, которая является основой для дальнейших преобразований в этой сфере. За период реализации указанных программных документов было принято более 230 законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ), обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. а также реконструкцией и модернизацией существующего жилищного фонда.
Проведённые реформы обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных законодательством Российской Федерации. Право собственности на жильё, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в данной сфере.
Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда города Новосибирска по формам собственности, сформирован новый слой собственников как социальная база проводимой жилищной реформы.
В результате принятия Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» доля частного жилищного фонда на начало 2003 года составила 62,10%, а доля государственного и муниципального жилищного фонда - 36,02% (остаток - 1,89% - приходится на общественную и смешанную формы собственности).
Радикальные изменения произошли в системе финансирования жилищного строительства, основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики.
Приоритетной формой участия федерального бюджета в обеспечении жильём населения была признана поддержка отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет определённые обязательства в решении их жилищных проблем, через предоставление им субсидий на приобретение жилья.
С использованием бюджетных источников продолжалось строительство и предоставление жилья на льготных условиях наиболее нуждающимся категориям населения, хотя и более медленными темпами. Число семей, состоящих на учёте на получение жилья и улучшение жилищных условий на конец 2002 года составило 38 514 семей, при этом средняя обеспеченность жильём (по результатам последней переписи населения) достигла отметки в 18,3 м(2) общей площади на одного человека.
На местном уровне принят ряд территориальных строительных норм, связанных с технологическим процессом, влияющим на качество и эксплуатацию жилья.
С целью ускорения подготовки разрешительных документов создан единый центр по отработке технических условий. В него вошли представители согласующих организаций, таких как «Новосибирскэнерго», «Горводоканал» и других. Создание такой структуры ускорит выдачу технических условий.
Впервые за многие годы мэрией Новосибирска взят курс на комплексное освоение крупных земельных участков с привлечением инвестиционного капитала. Выделены площадки под комплексную застройку жилых микрорайонов «Береговой», «Ключ-Камышенское плато», улицы Петухова. Подготовлено 20 перспективных площадок под застройку, из них 60% предстоит освободить от ветхого жилья.
Планируется изменить заявочный характер выделения земельных участков.
Застройщикам будут предлагаться земельные участки, сформированные в соответствии с генпланом развития города.
Продолжается работа по корректировке основного градостроительного документа - генерального плана города.
Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами преобразований в жилищной сфере ряд поставленных задач не удалось осуществить в полном объёме. Кроме того, в ходе проведения государственной жилищной политики выявились новые проблемы, требующие их обязательного решения.
Не хватает канализационных коллекторов для дальнейшей застройки Первомайского и Советского районов, тепловых и электрических мощностей, перегружены дюкер через р. Обь и городские очистные сооружения, требуется расширение магистральных водоводов.
Для решения первоочередных задач по развитию сетей необходимо около 2,5 млрд рублей, пока же удалось консолидировать лишь 700 млн рублей.
По этим направлениям подготовлены и переданы в правительство Российской Федерации документы для включения этих проектов в федеральные программы.
Остается нерешённой проблема обеспечения доступности жилья для граждан с разным уровнем дохода.
Сокращение объёмов строительства государственного и муниципального жилья и соответственно уменьшение количества квартир, предоставляемых бесплатно очередникам, приватизация большей части жилищного фонда и переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказались не обеспечены необходимыми правовыми условиями, а также финансовыми и организационными мерами.
Ранее принятые решения во многом не соответствуют бюджетным возможностям, что снижает не только уровень обеспечения социальных гарантий, но и степень доверия граждан к ним.
Необходимо также решить проблему снижения объёмов жилищного строительства и несоответствия стоимости жилья платежеспособному спросу населения.
Объём жилищного строительства за последний период составляет ежегодно 230 - 370 тыс. м(2) или 33 - 54 % от объёма, достигнутого в 1989 году, когда на территории города Новосибирска был обеспечен ввод в эксплуатацию 686,0 тыс. м(2) общей площади жилья.