Недействующий


ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НОВОСИБИРСКА

РЕШЕНИЕ

от 28 марта 2005 года N 575

г.Новосибирск


О стратегическом плане устойчивого развития
города Новосибирска

(с изменениями на 26 октября 2011 года)


_______________________
- Утратило силу -
- решение Совета депутатов г. Новосибирска
от 24.12.2018 N 726

______________________

    ____________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

решением Совета депутатов города Новосибирска от 17.02.2010 N 1526;

решение Совета депутатов города Новосибирска от 26.10.2011 N 453 (Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования)

____________________________________

(продолжение 2 (приложения 10 - 15))


Переход на начало решения

переход на продолжение 1 (приложения 1 - 9)

переход на продолжение 3 (приложения 16 - 17)


Приложение 10
к стратегическому плану
 устойчивого развития
города Новосибирска




Комплексная целевая программа

Развитие оптовой и розничной торговли в городе Новосибирске

1. Паспорт комплексной целевой программы
«Развитие оптовой и розничной торговли в Новосибирске»


Наименование
программы

   Комплексная целевая программа
«Развитие оптовой и розничной торговли в Новосибирске»

Основание
 для разработки комплексной целевой программы

     Постановление мэра «О проведении научно-практической конференции «Стратегии устойчивого развития города Новосибирска» и организации разработки комплексных целевых программ» от 04.08.2003 N   1965

     Одобренный 20.02.2003 Общественным советом по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска проект «Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска»

Официальный
заказчик программы

 Мэрия города Новосибирска

Основные разработчики программы

    Рабочая группа
     под научным руководством д. .э. н. , профессора - Бакаевой В.В. ,

                   руководитель от мэрии, заместитель мэра - Марьясов В.Г.
                                                                                                 С.В. Андреев

Главная цель,
важнейшие
 целевые
 показатели.

     
     Главная цель - разработка организационно-правового механизма формирования города Новосибирска как Сибирского центра оптовой и розничной торговли.
     Важнейшие целевые показатели следующие:

· Разработка организационно-правового механизма развития крупного опта, обслуживающего межрегиональные хозяйственные связи.
· Разработка организационно-правового механизма развития опта, обслуживающего мелких оптовиков, в том числе, на межрегиональном уровне.
· Разработка организационно-правового механизма, обусловливающего доступность услуг розничной торговли в цивилизованных формах для абсолютного большинства населения города.
· Разработка организационно-правового механизма, обеспечивающего позитивное развитие предпринимательства в сфере услуг розничной торговли.

Основные
задачи программы

- Создание условий для транзитных поставок крупных партий товаров местного производства в соседние регионы.

- Создание условий для строительства и функционирования крупных распределительных центров с долевым участием зарубежных производителей.

- Создание условий для организации транзитно-распределительного центра товаров, произведенных в странах ближнего зарубежья, в том числе, с долевым участием предприятий- производителей.

- Создание условий для открытия представительств наиболее известных мировых производителей потребительских товаров.

- Создание условий для формирования хозяйственных связей мелких оптовиков, преимущественно, с местными поставщиками и организации товародвижения через одно складское звено.

- Создание условий для формирования и совершенствования инфраструктуры той части рынка, на которой представлены интересы мелких оптовиков.

- Формирование многоступенчатой системы развития и размещения
     розничных торговых предприятий.

- Стимулирование развития видов розничной торговой сети и типов (форматов) магазинов, присущих розничной торговле стран с развитой рыночной экономикой.

- Создание условий для равномерного развития розничной торговли в разрезе административных районов города.

- Обеспечение прав граждан на безопасность и качество реализуемых товаров и услуг розничной торговли.

- Формирование инвестиционной привлекательности строительства крупных розничных торговых предприятий.

- Стимулирование интеграционных процессов в предпринимательской среде.

- Совершенствование системы воздействия на предпринимателей посредством экономических рычагов и внеэкономических методов, способствующих развитию прогрессивных видов розничной торговой сети и форматов магазинов, новых технологий, высокой культуры обслуживания.

- Создание условий для обеспечения предпринимателей нормативно- правовой документацией, регулирующей отношения субъектов торговли.

- Создание условий для формирования системы непрерывной подготовки и повышения квалификации работников розничной торговли и обмена опытом.

Сроки и этапы
реализации
Программы

     2005 - 2020 годы, с ежегодным формированием списка мероприятий.
     2005 - 2006 гг. - I этап - первоочередные мероприятия;
     2007 - 2010 гг. - II этап - среднесрочные мероприятия;

     2011 - 2020 гг. - III этап - перспективные мероприятия

Перечень подпрограмм

     1 «Развитие оптовой торговли Новосибирска».
     2 «Развитие розничной торговли Новосибирска».

   Участники подпрограмм и основных мероприятий

     Департамент потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства мэрии Новосибирска (ДПРУ и ПП),

     Управление социальной поддержки населения мэрии Новосибирска,
     Департамент науки, промышленности и технологии,
     Правовое управление мэрии Новосибирска,
     Департамент экономики и финансов мэрии Новосибирска,
     Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии Новосибирска,
     Отдел Интернет - проектов мэрии Новосибирска,

     Департамент земельных и имущественных отношений Новосибирска,
     Средства массовой информации г. Новосибирска,
     Инвесторы,
     Консалтинговые фирмы,
     Банки города,
     Ассоциации предпринимателей.

Координатор
программы

     Совет по развитию торговли г. Новосибирска, с функциями
     инициации, координации, экспертизы и официальной публичной оценки.

Потребность в финансовых ресурсах

 

Уточняется ежегодно
     Общий объем бюджетных средств - не менее 44 млн. руб.

     Общий объем инвестиций - не менее 25 млрд. руб.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

     Создание нормативно-правового механизма, основанного на экономических методах, позволяющего регулировать процесс развития торгового обслуживания.
     Оптимизации структуры (форматов) торговли.

Система организации контроля исполнения программы.

     Директор программы, назначаемый мэром города, своим приказом создает рабочую группу для формирования ежегодных планов по исполнению комплексной целевой программы, текущего контроля за ходом реализации мы, подготовки отчетов об итогах реализации ежегодных планов. Порядок организации деятельности рабочей группы определяется директором программы.

     Рабочая группа ежегодно представляет отчет по развитию торговли в городе Новосибирске о ходе выполнения комплексной целевой программы.



Введение

          

Комплексная целевая программа разработана в соответствии с постановлением мэра от 04.08.2003г. N   1965 «О проведении научно-практической конференции «Стратегии устойчивого развития города Новосибирска» и организации разработки комплексных целевых программ». Она содержит следующие основные разделы: оценка состояния и развития оптовой и розничной торговли в Новосибирске, SWOT-анализ, цели и задачи программы, система программных мероприятий и др. По результатам проведенного анализа состояния и возможных направлений развития торговли сформулирована главная цель программы - разработка организационно-правового механизма формирования Новосибирска как Сибирского центра оптовой и розничной торговли. Программа состоит из двух подпрограмм: «Развитие оптовой торговли Новосибирска» и «Развитие розничной торговли Новосибирска». Для каждой подпрограммы определены целевые установки и сформулированы задачи, решение которых способствует достижению этих целей. Система целей и соответствующих им задач представлена в программе в виде дерева целей. Система программных мероприятий изложена блоками, имеющими одинаковую структуру. Каждый блок содержит развернутую формулировку задачи, ее содержание и перечень мероприятий, необходимых для решения этой задачи. Структура блока включает также изложение ресурсного обеспечения: определение источников и объемов финансирования программных мероприятий в течение периода 2005-2020 гг.

          Также в программе представлены разделы: ресурсное обеспечение, механизм реализации программы, показатели оценки эффективности и организации управления программой.


2. Основное содержание программы


2.1. Оценка состояния и развития оптовой
и розничной торговли в Новосибирске

Внутренняя торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. В процессе торговли осуществляется согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля формирует основы финансовой стабильности государства. Поэтому заинтересованность государства в увеличении масштабов торговой деятельности объективно обусловлена.

Сегодняшнее состояние внутренней торговли - это результат коренных преобразований рыночного характера, осуществленных в России и, в том числе, в г. Новосибирске, в сжатые сроки. Этапным моментом на этом пути стал Указ Президента РФ «О свободе торговли», который, по сути, узаконил стихию рыночной торговли. Положительным следствием принятия этого указа явилась резкая активизация торгового предпринимательства в оптовой, но более всего, в розничной торговле. Отрицательным - измельченность опта, отсутствие системы регулирования размещения торговых точек,  перекосы в развитии различных видов и форматов розничной торговой сети, нарушения правил торговли и т.п. В целом развитие торговли в последнее десятилетие можно охарактеризовать как экстенсивное. Оно определялось тремя основными факторами. Первый - отсутствие средств у большинства мелких предпринимателей для реализации солидных инвестиционных проектов в торговле. Второй фактор - высокий уровень инвестиционных рисков из-за нестабильности политической и экономической ситуации в стране. Третий фактор - низкая требовательность основной части населения к уровню торгового обслуживания, обусловленная первичным насыщением спроса на фоне ограниченной покупательной способности, когда цена товара определяет потребительские предпочтения. В результате взаимовлияния названных факторов сформировалось состояние торговли, которое существенно отличается от того, что характерно для экономически развитых стран. Важнейшей чертой современной розничной торговли  России и, в частности,  Новосибирска,  является  ее эклектичность - смешение самых современных и примитивных видов розничной торговой сети, типов (форматов) торговых предприятий и технологий обслуживания. Сегодня розничная торговля в Новосибирске осуществляется в магазинах, павильонах, магазинах модульного типа, киосках, на рынках, микрорынках, ярмарках, в торговых комплексах и торговых рядах. По оценкам экспертов, в среднем по России, в мелкой рознице  приобретается около половины потребительских товаров, в то время как в США и Западной Европе 90% всех покупок совершается в магазинах. Тот факт, что ситуация в Новосибирске не улучшается, подтверждается сопоставлением темпов роста числа магазинов и предприятий мелкорозничной торговли (табл. 1).

Таблица 1

Динамика численности различных видов розничной торговой сети в
г. Новосибирске в 2001-2002 гг.

Виды розничной торговой сети

Численность
на 01.01.2002 г.

Численность
на 01.01.2003 г.

Темп роста (снижения),
в %

Магазины

2574

2746

106,7

Павильоны

349

390

111,7

Магазины модульного типа

270

322

119,3

Киоски

2133

2268

106,3

Рынки

27

28

103,7

Микрорынки

60

68

113,3

Ярмарки, торговые комплексы

30

31

103,3

Торговые ряды

17

12

70,6


Из данных таблицы следует, что темпы роста числа магазинов и киосков практически одинаковы, а павильонов, магазинов модульного типа и микрорынков - выше. Кроме того, сохраняется примерно на прежнем уровне численность рынков, ярмарок и торговых комплексов. Существенно увеличилось число микрорынков.  Сохранение этой тенденции, не смотря на такой положительный момент как значительное сокращение числа торговых рядов,  в перспективе приведет к еще большему усилению роли мелкой розницы в обслуживании населения и снижению доли покупок, совершаемых в магазинах.

В октябре 2003 г. департаментом потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства мэрии г.Новосибирска был проведен экспертный опрос с целью выяснить значимость отдельных видов розничной торговой сети (за исключением магазинов, т.к. их определяющая роль в цивилизованной торговле является аксиомой) в обслуживании населения сегодня и в перспективе. В качестве экспертов были привлечены руководители торговли всех административных районов города. Значимость того или иного вида розничной торговой сети определялась путем присвоения ему определенного ранга (места) (табл. 2).

Таблица 2

Результаты экспертного опроса


Вид РТС

Значимость для городской
торговли сегодня
(ранг)

Значимость для городской торговли  в перспективе (через 10-15 лет)  (ранг)

Рынки

1

1

Микрорынки

3

4

Ярмарки, торговые комплексы

2

2

Торговые ряды

5

6

Павильоны

4

5

Магазины модульного типа

2

3

Киоски

6

7


Таким образом, по оценкам специалистов, как сегодня, так и в перспективе наиболее важное место в розничной торговле занимают рынки. Вторую позицию занимают и сохранят ее в ближайшие 10-15 лет ярмарки и торговые комплексы, на последнем месте - киоски. Самый важный вывод, который следует из результатов опроса, заключается в том, что эксперты фактически переносят сегодняшнюю ситуацию с распределением значимости различных видов розничной торговой сети на будущее. Эта психологическая готовность лиц, занимающих довольно высокие административные посты, сохранить нецивилизованную структуру сети будет в той или иной степени сдерживать попытки серьезных перемен.

Для формирования более полного представления о состоянии розничной торговли в Новосибирске проведем сравнительный анализ  ряда наиболее характерных показателей.

Представленное в таблице 3 соотношение различных видов розничной торговой сети по районам города (жирным шрифтом выделены минимальные и максимальные значения показателя) говорит о том, что три района города - Ленинский, Октябрьский и Первомайский имеют структуру розничной торговой сети существенно отличающуюся от других районов. Ленинский район занимает наибольший удельный вес по магазинам, киоскам и микрорынкам. В свою очередь, Октябрьский - по павильонам, магазинам модульного типа, рынкам. Для структуры розничной торговой сети Первомайского района характерны минимальные показатели по всем ее видам за исключением магазинов модульного типа и микрорынков. По другим районам проследить какие-либо закономерности не удается. Все это является свидетельством, в значительной степени, стихийного характера формирования розничной торговой сети города.

Таблица 3

Структура различных видов розничной торговой сети в разрезе административных районов г. Новосибирска

(% %)

Вид
РТС

Город
в
целом

Дзер-
жин-
ский

Желез-
нодо-
рожный

Заель-
цов-
ский

Кали-
нин-
ский

Ки-
ров-
ский

Ле-
нин-
ский

Ок-
тябрь-
ский

Перво-
май-
ский

Со-
вет-
ский

Цент-
раль-
ный

Магазины

100,0

7,2

9,7

8,7

9,2

10,2

21,1

7,76

3,4

7,4

15,4

Павильоны

100,0

13,3

3,6

9,0

9,5

12,3

15,9

27,2

2,6

5,1

1,5

Магазины модульного типа

100,0

12,4

4,0

13,0

12,7

5,3

13,4

15,5

8,1

11,8

3,7

Киоски

100,0

11,0

4,6

9,7

8,8

13,0

18,4

9,4

4,3

11,6

9,2

Рынки

100,0

21,4

7,1

3,6

3,6

10,7

10,7

32,1

-

7,1

3,6

Микро-
рынки

100,0

5,9

2,9

4,4

8,8

5,9

22,0

17,6

7,5

7,5

17,5

Ярмарки, торговые комплексы

100,0

3,2

16,1

12,9

3,2

-

6,5

3,2

-

54,9

-

Торговые ряды

100,0

-

-

41,7

-

25,0

8,3

25,0

-

-

-

     

Проанализируем в таблице 4 показатели состояния магазинной торговли и оборота розничной торговли в разрезе административных районов города.

Число магазинов на 1000 жителей в среднем по городу составляет 1,98 единиц. Тройка «лидеров» по этому показателю - Центральный, Железнодорожный и Ленинский районы. Меньше всего магазинов на 1000 жителей в Первомайском и Дзержинском районах.

Чем ниже покупательская способность населения, тем, как правило, выше доля продовольственных магазинов в структуре розничной торговой сети. Если в среднем по городу доля продовольственных магазинов составляет 38,7%, то в трех районах - Первомайском, Кировском и Калининском - она более 50%. Показатель доли продовольственных магазинов тесно связан с предыдущим - числом магазинов на 1000 жителей. В тех районах, где сеть в количественном отношении более развита, лучше и ее структура по признаку специализации. Например, в Центральном, Железнодорожном и Ленинском районах доля продовольственных магазинов минимальна, а непродовольственных - выше 80% (Центральный и Железнодорожный районы) при среднегородском значении этого показателя - 59,1%.

Как отмечалось выше, розничная торговая сеть  в г.Новосибирске  представлена следующими ее видами: магазинами, павильонами, магазинами модульного типа, киосками, рынками, ярмарками, торговыми комплексами, торговыми рядами и сезонной мелкой розницей. Уровень цивилизованности розничной торговли в значительной степени определяется структурой покупок, совершенных в различных видах розничной торговой сети. Чем больше покупок совершается в магазинах, тем выше этот уровень. Сделать такую оценку для г.Новосибирска не представляется возможным из-за отсутствия статистических данных о величине оборота розничной торговли в различных видах сети. Однако мы  можем рассчитать соотношение численности магазинов и большей части мелкой розницы - павильонов, киосков, магазинов модульного типа (абстрагируясь, для корректности сопоставления, от таких видов розничной торговой сети как рынки, ярмарки, торговые комплексы и ряды, сезонная мелкая розница). Таким образом, доля численности магазинов, в среднем по городу, составляет 48%. Как следует из данных таблицы 4,  самое высокое значение этот показатель имеет в трех районах - Железнодорожном, Центральном и Ленинском. В остальных - он ниже среднегородского, а в Советском, Октябрьском и Дзержинском - меньше 30%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»