СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

РЕШЕНИЕ

от 24 декабря 2018 года N 726
г. Новосибирск


О стратегии социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года и признании утратившими силу отдельных решений городского Совета Новосибирска, Совета депутатов города Новосибирска



В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», решением Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 N 90 «О стратегическом планировании в городе Новосибирске и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска», руководствуясь статьей 35 Устава города Новосибирска, Совет депутатов города Новосибирска

решил:

1. Утвердить стратегию социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года (приложение).

2. Признать утратившими силу:

2.1. Решение городского Совета Новосибирска от 28.03.2005 N 575 «О стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска».

2.2. Решение Совета депутатов города Новосибирска от 17.02.2010 N 1526 «О внесении изменений в стратегический план устойчивого развития города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 28.03.2005 N 575».

2.3. Решение Совета депутатов города Новосибирска от 26.10.2011 N 453 «О внесении изменения в стратегический план устойчивого развития города Новосибирска, принятый решением городского Совета Новосибирска от 28.03.2005 N 575».

3. Решение подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 01.01.2019.

4. Контроль за исполнением решения возложить на председателя Совета депутатов города Новосибирска.



  Председатель Совета депутатов
  города Новосибирска
                          Д. В. Асанцев


       Мэр города Новосибирска
                         А. Е. Локоть


Приложение
к решению Совета депутатов
города Новосибирска
от 24.12.2018 N 726


СТРАТЕГИЯ
социально-экономического развития города Новосибирска
на период до 2030 года


1. Введение

Стратегия социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», решением Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 N 90 «О стратегическом планировании в городе Новосибирске и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска», Уставом города Новосибирска.

Решение о разработке Стратегии принято постановлением мэрии города Новосибирска от 29.06.2017 N 3011 «О создании рабочей группы по разработке проекта стратегии социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года».

Разработка Стратегии осуществлялась с привлечением общественности города Новосибирска, научного, бизнес- и экспертного сообщества, средств массовой информации. Положения проекта Стратегии обсуждались на различных городских площадках, «круглых столах», тематических форумах в мэрии города Новосибирска, образовательных организациях высшего образования и научных организациях, промышленных предприятиях, органах территориального общественного самоуправления (далее - ТОС).

Научное сопровождение разработки Стратегии осуществляло Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, выступая консультантом и координатором творческих усилий разработчиков.

При разработке Стратегии учитывались:

послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018;

Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2018 N 198 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, разработанный Минэкономразвития России;

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Минэкономразвития России;

постановление Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года»;

постановление Правительства Новосибирской области от 27.12.2016 N 450-п «Об утверждении прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2016 - 2030 годы»;

решение городского Совета Новосибирска от 28.03.2005 N 575 «О стратегическом плане устойчивого развития города Новосибирска» (далее - Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска);

другие документы федерального, регионального и местного уровней.

В связи с тем, что Новосибирск является административно-политическим, финансово-экономическим, промышленным, технологическим, научно-образовательным, транспортно-логистическим, культурным центром Новосибирской области и обеспечивает свыше 70 % значений большинства показателей развития Новосибирской области, разработка Стратегии проводилась при взаимодействии с Правительством Новосибирской области. Образ будущего города Новосибирска стал центральной темой для обсуждения на площадках, посвященных разработке проекта новой региональной стратегии социально-экономического развития.

Основным механизмом реализации Стратегии выступают муниципальные программы города Новосибирска, обеспечивающие взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования. При этом город Новосибирск намерен активно участвовать в реализации государственных программ Новосибирской области и Российской Федерации, чтобы обеспечить комплексное достижение целей и приоритетов социально-экономической политики Российской Федерации, Новосибирской области, города Новосибирска.

Кроме того, Стратегия учитывает программы комплексного развития социальной, систем коммунальной и транспортной инфраструктур города, утвержденные решениями Совета депутатов города Новосибирска. Они задают ориентиры сбалансированного развития территории города Новосибирска, повышения комфортности для населения общественных пространств. Стратегия послужит одним из оснований для актуализации Генерального плана города Новосибирска, утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 N 824 (далее - Генеральный план города Новосибирска), рассчитанного на период до 2030 года, уточнив стратегические приоритеты территориального развития города Новосибирска. Это обеспечит комплексный подход к формированию и реализации документов стратегического и территориального планирования, при котором город выступает как единая система взаимосвязанных экономических субъектов, размещение которых оптимизируется с учетом развития и гармонизации социальных, экономических, инфраструктурных связей.

Базовым принципом формирования и уточнения стратегических приоритетов стало обеспечение преемственности концептуальных основ стратегического планирования в городе Новосибирске, установленных Стратегическим планом устойчивого развития города Новосибирска, в связи с чем главной стратегической целью социально-экономического развития города Новосибирска решено определить стабильное повышение качества жизни населения города Новосибирска. Эта цель соответствует главному целевому ориентиру долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, который был определен Президентом Российской Федерации. Приоритеты социально-экономического развития города Новосибирска сформированы с учетом приоритетов Новосибирской области.


2. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития
города Новосибирска


2.1. Оценка достигнутых целей Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска за контрольное пятилетие 2010 - 2015 годов

В период, предшествующий разработке и принятию Стратегии, Стратегическим планом устойчивого развития города Новосибирска была определена генеральная цель устойчивого развития города Новосибирска - стабильное улучшение качества жизни (повышение уровня жизненного потенциала) всех слоев населения города Новосибирска.

Реализация указанной цели определялась достижением следующих стратегических целей:

рост благосостояния жителей города;

рост экономического потенциала;

рост образовательного, научного, культурного и духовного потенциала;

обеспечение безопасной жизни в городе;

улучшение качества городской среды.

Итоги достижения стратегических целей за контрольное пятилетие 2010 - 2015 годов по 247 контрольным показателям были подведены в 2016 году. При общей положительной динамике значений контрольных показателей отмечен неравномерный характер достижения указанных стратегических целей.

2.1.1. Рост благосостояния жителей города

Результат достижения стратегической цели оценивался при помощи трех групп контрольных показателей, характеризующих демографический потенциал населения города Новосибирска, занятость населения как условие для получения доходов и уровень материального благосостояния населения.

Численность населения выросла с 1475 тыс. человек в 2010 году до 1584 тыс. человек в 2015 году за счет естественного и миграционного прироста, что превысило прогнозные значения. Предыдущие прогнозы не учитывали изменения в федеральной демографической политике (экономическое стимулирование рождаемости и поддержку молодых семей), рост привлекательности города Новосибирска как крупного мегаполиса для населения сельских территорий Новосибирской области и других регионов Российской Федерации. Указанные тенденции развития города Новосибирска увеличили нагрузку на социальную инфраструктуру города Новосибирска.

Достигнутые значения показателя ожидаемой продолжительности жизни также превысили прогнозные значения. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин выросла с 64,4 года в 2010 году до 66,7 года в 2015 году (при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 65,4 года), женщин - с 76,2 года в 2010 году до 77,6 года в 2015 году (при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 76,6 года). При этом уровень заболеваемости населения в 2015 году превысил как запланированные показатели, так и фактическое значение 2010 года. Отчасти рост значения указанного показателя может быть связан с развитием высокоточных специализированных методов диагностики и внедрением поэтапной диспансеризации населения.

Сохранилась относительно благополучная ситуация на рынке труда: численность занятых в экономике увеличилась с 752,5 тыс. человек в 2010 году до 807,1 тыс. человек в 2015 году (при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 813 тыс. человек), что обусловлено общим ростом численности населения города Новосибирска; уровень регистрируемой безработицы сохранился на низком уровне.

Уровень жизни населения характеризуется соотношением индекса потребительских цен и динамики доходов населения. Сводный индекс потребительских цен за период 2010 - 2015 годов составил 145,4 % (при прогнозируемом по инерционному сценарию значении 133,4 %, по оптимистическому сценарию - 123,0 %) и был близок к фактическому значению за период 2005 - 2010 годов (147,9 %). Рост потребительских цен сопровождался снижением реальных доходов населения. Эти тенденции определялись макроэкономическими процессами, экономика города Новосибирска была не в состоянии их скорректировать.

В 2010 - 2015 годах росла обеспеченность населения города Новосибирска автомобилями: на 1 тыс. человек в 2010 году приходилось 236 автомобилей, в 2015 году - 299 автомобилей (при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 264 автомобиля); фактическая обеспеченность жилыми помещениями в 2015 году составила 24 кв. м общей площади на душу населения (при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 23,9 кв. м), в 2010 году - 23 кв. м общей площади на душу населения. Отчасти рост имущественной обеспеченности связан с увеличением масштабов потребительского и ипотечного кредитования населения.

2.1.2. Рост экономического потенциала


Достижение стратегической цели предполагало рост платежеспособного спроса населения на товары и услуги, повышение потенциала производства за счет привлечения инвестиций, обеспечение положительного внешнеторгового баланса, развитие финансовых ресурсов города Новосибирска и повышение их доступности. Однако геополитические, макроэкономические и региональные проблемы, которые проявились после финансового кризиса 2014 - 2015 годов, негативно повлияли на развитие экономики города. В 2015 году значения только 29 % контрольных показателей были выше или соответствовали прогнозному уровню.

Платежеспособный спрос населения, который оценивался показателями оборота розничной торговли по всем каналам реализации и объема реализации платных услуг населению (в том числе бытовых), в 2015 году сократился и не достиг прогнозных значений показателей.

В 2015 году в экономику города Новосибирска привлечено инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (по крупным и средним предприятиям) в объеме 77,5 млрд. рублей (при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 152,6 млрд. рублей). На снижение инвестиционной активности в значительной степени повлияло закрытие внешних рынков капитала, что повлекло за собой снижение ресурсной базы финансовых организаций, а рост премий за риск повысил стоимость заемных средств для предприятий.

Ограниченные ресурсные возможности бюджетной системы, снижение уровня доходов населения, общая экономическая неуверенность субъектов рынка в связи с колебаниями уровня цен и курса рубля негативно повлияли на динамику большинства контрольных показателей, в том числе характеризующих развитие социальной, инженерной, коммунальной и производственной инфраструктур города Новосибирска. Исключением стала сфера образования, где объем инвестиций в основной капитал превысил прогнозные ориентиры благодаря финансированию из федерального бюджета Российской Федерации и областного бюджета Новосибирской области: за пятилетие удалось существенно укрепить материальную базу дошкольного образования (построено 46 новых детских садов, реконструировано восемь и возвращено в систему дошкольного образования 17 зданий бывших детских садов, освобожденных арендаторами). В этой сфере активно развивалось государственно-частное и муниципально-частное партнерство.

Недостаточными темпами для обеспечения достижения прогнозных значений соответствующих контрольных показателей росли объемы отгруженных товаров собственного производства, потенциал роста производства сдерживался ресурсными и инвестиционными ограничениями. Объем работ, выполненных крупными и средними организациями по виду деятельности «Строительство», за 2015 год составил 19,1 млрд. рублей (при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 36,4 млрд. рублей).

Финансовый сектор города значительно уменьшился. Сибирская межбанковская валютная биржа утратила самостоятельность и трансформировалась в подразделение Московской межбанковской валютной биржи. Активы банковского сектора Новосибирской области и города Новосибирска сократились в несколько раз, в связи с чем банковский сектор не смог самостоятельно внести заметный вклад в общий объем инвестиций на территории города Новосибирска.

Таким образом, сложная экономическая ситуация не позволила в полной мере реализовать стратегическую цель - обеспечить рост экономического потенциала города Новосибирска. Однако даже в этих условиях 25.09.2015 служба кредитных рейтингов международного рейтингового агентства Standard&Poor's подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг города Новосибирска на уровне «BB+» и «ruAA+», что можно считать признаком устойчивости городской экономики.

2.1.3. Рост образовательного, научного, культурного и духовного потенциала


Реализация данной стратегической цели направлена на развитие системы непрерывного образования, фундаментальной и прикладной науки, культуры, интегрирование города Новосибирска в информационное сообщество, укрепление внутренних и внешних связей в сфере науки, культуры, образования.

Организационные и инвестиционные ресурсы города Новосибирска в период 2010 - 2015 годов были сконцентрированы на обеспечение детей трех - шести лет местами в детских садах. Число мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, увеличилось с 40,6 тыс. мест в 2010 году до 61,9 тыс. мест в 2015 году (при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 44,2 тыс. мест). В результате к 01.01.2016 удалось ликвидировать недостаток мест в детских садах для детей в возрасте трех - шести лет.

В условиях значительного прироста численности детей дошкольного и школьного возраста для обеспечения доступности услуг дошкольного образования детей в возрасте от одного до семи лет и уменьшения количества обучающихся, занимающихся во вторую смену, актуальной осталась задача создания дополнительных мест в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях.

Город Новосибирск обеспечивает высокий уровень профессионального образования, где сконцентрировано максимальное в Сибирском федеральном округе количество образовательных организаций высшего образования. Однако, в силу демографических колебаний (вступление в соответствующий возраст малочисленного поколения 90-х годов), численность студентов за период 2010 - 2015 годов ежегодно снижалась. При этом город Новосибирск сохранил высокую привлекательность для иностранных студентов, число которых в 2015 году составило 6530 человек, что в 3,2 раза превысило ожидания по оптимистическому прогнозному сценарию (2030 человек).

Значения контрольных показателей развития новосибирской науки в 2015 году не достигли установленных прогнозных значений:

численность работников, выполнявших исследования и разработки в 2015 году (19,9 тыс. человек), практически сохранилась на уровне 2010 года (19,7 тыс. человек) при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 25,1 тыс. человек;

выполненный объем научно-технических работ в 2015 году (29114,9 млн. рублей) отставал от оптимистического прогноза (38480 млн. рублей).

Показатели развития города Новосибирска как центра культуры отражают разнонаправленные тенденции по сравнению с прогнозными:

число мест в театральных зрительных залах (4,6 тыс. мест) ниже прогнозируемого по оптимистическому сценарию значения (5,3 тыс. мест), как и число мест в зрительных залах кинотеатров (8,3 тыс. мест при прогнозируемых 10,2 тыс. мест);

15 музеев (при прогнозируемых 18) обеспечивали 400 экспозиций в год (при прогнозируемом по оптимистическому сценарию значении 300 экспозиций в год);

площадь парков культуры и отдыха (241 га) почти в 3 раза ниже прогнозируемой по оптимистическому сценарию (675 га).

При этом Новосибирск развивается как центр культуры в основном за счет экстенсивного использования имеющихся ресурсов: сохранено число профессиональных театральных коллективов, развивается музейная деятельность, отмечен существенный прирост числа экспозиций, в том числе выездных. Увеличивается биологическое разнообразие видов животных, обитающих в зоологическом парке имени Р. А. Шило, привлекая все большее число посетителей (1,6 млн. посещений ежегодно). В городе Новосибирске действует значительное число клубных формирований, обеспечивая организованный и разнообразный досуг для разных поколений жителей и гостей города.

Новосибирск интегрирован в мировое информационное сообщество, активно осваивая новые технологии связи и коммуникаций. Развитие этой сферы происходит настолько стремительно, что ориентиры Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска, в 2010 году рассматриваемые как желаемые в рамках оптимистического сценария, в реальности были достигнуты ранее. Например, число абонентов широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») (количество задействованных портов) по оптимистическому сценарию должно было составить 400 тыс. портов в 2015 году, фактически это значение было превышено в 2012 году. Гарантированная скорость доступа к узлу у ряда операторов в 2015 году достигла 8000 Мбит/с, что в 800 раз превзошло прогнозируемое по оптимистическому сценарию значение (10 Мбит/с). При этом все показатели почтовой связи оказались существенно ниже прогнозируемых.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»