Статья 21. Система комиссий референдума
1. Подготовку и проведение референдума, реализацию и защиту прав граждан при проведении референдума осуществляют:
- Абзац утратил силу - Закон НСО от 04.07.2012 N 230-ОЗ - см. предыдущую редакцию
- Абзац утратил силу - Закон НСО от 14.07.2022 N 233-ОЗ - см. предыдущую редакцию
территориальные (районные, городские и другие) комиссии референдума;
участковые комиссии референдума.
Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
Избирательная комиссия Новосибирской области участвует в подготовке и проведении референдума в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Новосибирской области от 17 июля 2006 года N 19-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Новосибирской области» (далее - Закон Новосибирской области «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Новосибирской области»), настоящим Законом.(Пункт в редакции, введенной Законом НСО от 04.10.2023 N 367-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
2. Решение комиссии референдума, противоречащее федеральным конституционным законам, федеральным законам или законам Новосибирской области либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение комиссией, решение которой было отменено.
3. Комиссии референдума в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. Комиссии референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе кампании референдума обращения о нарушении федеральных законов, настоящего Закона и иных законов Новосибирской области, уставов муниципальных образований в части организации подготовки и проведения референдума, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона инициативной группой по проведению референдума, эта инициативная группа или её уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
5. Комиссии референдума вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлением о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений действующего законодательства о референдумах, устава муниципального образования в части, регулирующей подготовку и проведение референдума, в правоохранительные органы, органы исполнительной власти, которые обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
При проведении референдума избирательная комиссия Новосибирской области на основании материалов, направленных комиссией, организующей подготовку и проведение референдума, вправе обращаться в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее также - сеть «Интернет»), агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.(Пункт в редакции, введенной Законом НСОот 14.07.2022 N 233-ОЗЗ, - см. предыдущую редакцию)
5.1. В случае нарушения инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящего Закона комиссия, организующая подготовку и проведение референдума, вправе вынести инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума предупреждение, которое доводится до сведения участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.(Пункт в редакции, введенной Законом НСОот 14.07.2022 N 233-ОЗЗ, - см. предыдущую редакцию)
6. Комиссии референдума осуществляют информирование участников референдума о ходе подготовки и проведения референдума, о сроках и порядке совершения действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о референдумах, а также об инициативной группе по проведению референдума, иных группах участников референдума.Комиссии референдума также принимают необходимые меры по информированию участников референдума, являющихся инвалидами. (Пункт в редакции, введенной Законом НСО от 07.10.2011 N 123-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
7. В целях обеспечения реализации положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иного закона государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения (при предоставлении помещений территориальным и участковым комиссиям референдума - без возмещения и оплаты комиссиями референдума затрат на использование помещений и оплату коммунальных услуг), в том числе для хранения документации референдума (до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом) и технологического оборудования участковых комиссий референдума, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанных документации и оборудования, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.(Пункт в редакции, введенной Законом НСО от 04.10.2023 N 377-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
8. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.(Пункт в редакции, введенной в действие с 13.11.06 Законом НСО от 26.10.06 N 45-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
9. Муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - телерадиовещание), и редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям референдума эфирное время для информирования участников референдума в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Новосибирской области, и печатную площадь для опубликования решений комиссий референдума и размещения иной информации.
В период кампании референдума муниципальные организации телерадиовещания безвозмездно предоставляют комиссии, организующей подготовку и проведение референдума, не менее 10 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов для разъяснения законодательства о местном референдуме, информирования участников референдума о сроках и порядке совершения действий по участию в референдуме, о ходе кампании референдума, а также для ответов на вопросы участников референдума. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в период кампании референдума безвозмездно предоставляют комиссии, организующей подготовку и проведение референдума, не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади для разъяснения законодательства о местном референдуме, информирования участников референдума о сроках и порядке совершения действий по участию в референдуме, о ходе кампании референдума, а также для ответов на вопросы участников референдума.
При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».(Пункт в редакции, введенной Законом НСО от 14.07.2022 N 233-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
10. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие телерадиовещание, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям референдума необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий референдума в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям референдума безвозмездно.(Пункт в редакции, введенной Законом НСО от 01.03.2010 N 454-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
11. В целях обеспечения реализации права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также оказания содействия комиссиям референдума в реализации их полномочий может быть использована федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».(Пункт дополнительно введен Законом НСО от 26.02.2020 N 462-ОЗ)
Статья 22. Порядок формирования, расформирования комиссий
референдума, организация деятельности комиссий референдума
(Статья в редакции, введенной Законом НСО от 17.06.2024 N 461-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
Порядок формирования, расформирования комиссий референдума, а также организация деятельности комиссий референдума, срок полномочий членов комиссий референдума устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдума граждан Российской Федерации» и Законом Новосибирской области «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Новосибирской области».