НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
третьего созыва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
двадцать пятой сессии

от 19 декабря 2003 года

Об областной целевой программе
«Дети Новосибирской области»
на 2004-2007 годы*

(с изменениями на 6 декабря 2007 года)

   __________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением восемнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 06.12.2007 N 222

_________________________________

______________

*Наименование в редакции, введенной постановлением восемнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 06.12.2007 N 222, - см. предыдущую редакцию


Новосибирский областной Совет депутатов

постановляет:


1. Утвердить областную целевую программу «Дети Новосибирской области» на 2004-2007 годы с учётом редакционных изменений, внесённых письмом и. о. главы администрации Новосибирской области В. А. Гергерта от 02.12.2003г. N Г/6194, согласно приложению.

2. Объём финансирования из областного бюджета на реализацию областной целевой программы «Дети Новосибирской области» на 2004-2007 годы  ежегодно уточняется при принятии закона Новосибирской области  об областном бюджете на очередной финансовый год.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Совета
                                                                 В.В.Леонов


Утверждено
постановлением 25 сессии
Новосибирского областного
Совета депутатов от 19.12.2003
(В редакции, введенной постановлением восемнадцатой сессии
Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва
от 06.12.2007 N 222
, - см. предыдущую редакцию)

ПАСПОРТ

Наименование программы

Областная целевая программа «Дети Новосибирской области» на 2004-2007 годы

Наименование, дата и номер нормативного акта
о разработке программы

Постановление главы администрации области от 20.01.2003 N 19 «О разработке проекта областной целевой программы «Дети Новосибирской области»
на 2004-2006 годы

Государственный заказчик программы

     Администрация Новосибирской области

Исполнитель программы

Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области, департамент образования Новосибирской области, департамент здравоохранения Новосибирской области.

.

Руководитель программы

Пыхтин С.И -

руководитель департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области

Основные разработчики
программы

департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области,

департамент здравоохранения Новосибирской области, департамент культуры Новосибирской области,

управление физической культуры и спорта Новосибирской области,

управление по делам молодежи Новосибирской области,

Главное управление внутренних дел по Новосибирской области,

Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области

Цель и задачи программы.
Важнейшие целевые показатели





Цель - улучшение качества жизни и здоровья детей, решение проблем неблагополучия детей, в том числе проблемы детской безнадзорности и беспризорности;

государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов;

формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей, проживающих на территории Новосибирской области

Задачи:
     обеспечение условий для рождения здоровых детей, профилактика детской заболеваемости и инвалидности;

формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

     совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

государственная поддержка семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение детей-инвалидов современными индивидуальными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание;

сохранение и развитие системы оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков.

Сроки реализации Программы.
Исполнители основных  мероприятий

     2004 - 2007 годы    

департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области,

департамент здравоохранения Новосибирской области,

департамент культуры Новосибирской области, управление физической культуры и спорта Новосибирской области,

управление по делам молодежи Новосибирской области,

Главное управление внутренних дел по Новосибирской области,

Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области,

департамент образования Новосибирской области,

Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, областной центр информационных технологий,

мэрия  Новосибирска, муниципальные образования области.

Объемы финансирования
(с расшифровкой по годам и источникам)

Объем финансирования программы 1604443,0 тыс. рублей
Федеральный бюджет (прогнозные объемы средств на условиях софинансирования): 736556,0 тыс. рублей
2004 г. - 192699,0 тыс. рублей;
2005 г. - 190815,0 тыс. рублей;
2006 г. - 194389,0 тыс. рублей;
2007 г. - 158653,0 тыс. рублей;
Областной бюджет - 866187,0 тыс. рублей;
     2004 г. - 218272,3 тыс. рублей;
     2005 г. - 221867,5 тыс. рублей;
     2006 г. - 229090,5 тыс. рублей;
     2007 г. - 196956,7 тыс. рублей;
Внебюджетные источники (прогнозные объемы средств на условиях софинансирования): 1700,0 тыс. рублей;
     2004 г. - 250,0 тыс. рублей;
     2005 г. - 250,0 тыс. рублей;
     2006 г. - 250,0 тыс. рублей;
     2007 г. - 950,0 тыс. рублей;

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Осуществление перелома в положении детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, формирование, с учетом социальной политики областной администрации, позитивных тенденций снижения масштабов уровня бедности и социального неравенства семей и детей;

создание правовых и организационных механизмов адресной социальной поддержки;

улучшение социально-медицинской помощи женщинам и детям, перераспределение приоритетов в сторону развития службы охраны материнства и детства, социального обслуживания семьи и детей и как следствие: снижение показателей материнской смертности  до 35 на 100000 детей родившихся живыми; младенческой смертности - до 13,0 на 1000 родившихся живыми, детской смертности -

на 10 процентов;

     заболеваемости беременных женщин - на 3-5 процентов;

повышение качества реабилитации детей-инвалидов, обеспечение им доступа к образованию, спорту, культуре, успешная адаптация и интеграция в общество, снижение показателя детской инвалидности на 5 процентов;

снижение числа безнадзорных, беспризорных детей, юных правонарушителей и преступников, детей, находящихся в социально-опасном положении;

охват различными формами отдыха и оздоровления  практически всех детей  школьного возраста, в том числе около 40 тысяч детей, нуждающихся в особой заботе государства;

организация временной занятости 25,5 тыс. несовершеннолетних в период каникул и в свободное от учебы время;

сокращение социального сиротства, устройство к 2007 г. для воспитания в семейной среде не менее 80% ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной защищенности   воспитанников детских домов;

создание условий для реализации способностей одаренных детей;

создание оптимальной структуры учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение комплекса социальных услуг и их максимальное приближение к потребителям, повышение эффективности деятельности социальных служб;

формирование современной нормативно-правовой и научно-методической основы деятельности учреждений, оказывающих услуги семьям и детям, укрепление их материально-технической базы.

Сумма финансовых затрат на разработку проекта программы и источники их финансирования

Не требуются


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия программы

Объект - дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие на территории Новосибирской области, специалисты, работающие с детьми, органы управления и учреждения социальной сферы, общественные объединения, занимающиеся социальными вопросами семьи, женщин и детей.

Предмет регулирования - обеспечение жизнедеятельности детей, формирование  условий для успешной адаптации и интеграции  в общество детей, проживающих на территории Новосибирской области.

Сфера действия - социальная.

1.2. Нормативно-правовая база (обоснование разработки программы)

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:

«Конвенция ООН о правах ребенка» от 20.11.89;

Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 07.07.2003);

Федеральный закон от 19.05.95 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 25.07.2002);

Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 10.01.2003);

Федеральный закон от 10.12.95 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (в ред. от 10.01.2003);

Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 10.01.2003);

Федеральный закон от 24.07.98 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 20.07.2000);

Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 07.07.2003);

Указ Президента РФ от 18.08.94 N 1696 «О Президентской программе «Дети России»;

постановление Правительства РФ от 20.06.92 N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

постановление Правительства РФ от 25.08.2000 N 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 03.10.2002 N 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы;

Закон Новосибирской области от 05.12.95 N 29-ОЗ «О социальной помощи населению на территории Новосибирской области» (в ред. от 13.06.2001);

Закон Новосибирской области от 24.03.99 N 45-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области» (в ред. от 14.02.2003);

постановление главы администрации области от 27.01.99 N 43 «Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ»;

постановление главы администрации области от 11.02.2002 N 129 «О мерах по совершенствованию профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних»;

постановление главы администрации области от 21.02.2002 N 169 «О мерах по организации круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей в Новосибирской области»;

постановление главы администрации области от 04.04.2002 N 319 «Об утверждении положения о разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида»,

постановление главы администрации области от 05.04.2002 N 337 «О первоочередных мероприятиях профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних» (в ред. от 22.07.2002),

постановление главы администрации области от 02.07.2002 N 591 «Об одобрении концепции оздоровления, отдыха и занятости детей в Новосибирской области на 2002-2005 годы,

постановление главы администрации области от 23.09.2002 N 720 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»;

распоряжение главы администрации области от 25.09.2002. N 545-р «О мерах по улучшению положения детей-инвалидов в Новосибирской области».

     

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Развитие конкретного региона, в том числе Новосибирской области, может эффективно осуществляться лишь при создании условий для полной реализации потенциала подрастающего поколения. Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального, духовного и социального развития.

Действующая программа «Дети Новосибирской области» на 2001-2003 годы» стала важным этапом в реализации  Основных направлений социальной политики области, в том числе ее раздела Семейная политика.  

Сделан серьезный шаг на пути преодоления межведомственных барьеров при решении вопросов, касающихся улучшения положения детей, конкретной судьбы каждого ребенка. В результате совместной  работы ведомств-участников  программы, других заинтересованных структурных подразделений администрации области, общественных организаций и объединений, фондов, активного участия в федеральной программе «Дети России», реализации мероприятий территориальных и муниципальных программ, принятых в развитие областной, произошли конкретные позитивные изменения в следующих направлениях.

Прекращен рост численности детей-инвалидов, организованы регулярные выплаты пособий более 8,9 тыс. семьям, воспитывающим детей-инвалидов, открыты учреждения, позволяющие реализовать право детей данной категории на получение полноценной реабилитации. Создаются условия для развития творческих возможностей детей-инвалидов, что является одним из способов их успешной адаптации в обществе.

Разработанная Концепция оздоровления и отдыха детей, благодаря организации круглогодичного отдыха, дала возможность увеличить количество ежегодно оздоравливаемых детей. Появились предпосылки для перехода всех ведомств на круглогодичное решение данного вопроса. Сохранена сеть детских оздоровительных учреждений.

Существующая сеть специализированных учреждений обеспечивает прием всех безнадзорных детей, для которых созданы соответствующие бытовые условия проживания. Организована доставка самовольно ушедших подростков к местам их постоянного проживания. Внедряются новые формы реабилитационной работы с данной категорией детей. В результате в области стабилизировалась обстановка с подростковой преступностью, наблюдается тенденция снижения количества преступлений, совершаемых подростками.

В области накоплен опыт выявления и развития талантливых и одаренных детей.

Одаренность выявляется на научных конференциях, олимпиадах, спартакиадах, конкурсах и других мероприятиях. Способствует выявлению и поддержке одаренных детей развитие сети гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением различных предметов, областных учреждений образования для одаренных детей, учреждений дополнительного образования.  

Школьники Новосибирской области участвуют во всероссийских и международных олимпиадах и занимают призовые места.

Развитие такой формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, как семейная воспитательная группа, принятие областного Закона «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» дали возможность увидеть явный результат работы по обеспечению права ребенка на жизнь и воспитание в семье.

Существенно укреплена материальная база учреждений общественного воспитания. Многие детские дома, специализированные учреждения оснащены современным реабилитационным оборудованием, оргтехникой, автотранспортом.

Началась конкретная работа по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тем не менее,  еще остался ряд   проблем, требующих незамедлительного решения.

В  связи с резким падением уровня жизни и имущественным расслоением семей происходит изменение демографической ситуации, ослабление брачных и семейных отношений. В 2002 году по сравнению с 2001 годом количество родившихся в области детей увеличилось почти на 9 процентов, но превышение числа умерших над числом родившихся в среднем по области по-прежнему велико и составляет 1,5 раза.

Важнейшей проблемой является здоровье детей и подростков, которое в перспективе оказывает решающее значение на реализацию их репродуктивной функции. Только за последние 5 лет гинекологическая заболеваемость детей и подростков выросла в 7 раз. По данным прошедшей диспансеризации только 35,1 процента детей города Новосибирска и 28,6 процента  детей из районов области здоровы. Хроническими заболеваниями страдают 19 процентов детей в городе Новосибирске и 15,4 процентов детей в районах области. Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, является неэффективность многих профилактических  и коррекционных  мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей. Недостаточное внимание уделяется организации питания детей раннего возраста в образовательных учреждениях.

Количество детей-инвалидов школьного возраста за последние 4 года увеличилось почти в 4 раза с 1845 детей в 1998 г. до 6415 детей в 2002 г. В 2001 г. интегрировано обучались в общеобразовательных школах 2748 детей-инвалидов, в 2003 году -4805.

Сложившаяся ситуация требует, чтобы ребенок с ограниченными возможностями непрерывно находился под патронажем органов здравоохранения, образования, социальной защиты населения. Основной задачей реабилитации является снятие ограничений, не позволяющих ребенку полноценно развиваться, обучаться, взаимодействовать с окружающим миром. Чем раньше начата реабилитация, тем она более эффективна. Поэтому очевидна необходимость развития сети именно детских учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги детям с ограниченными возможностями.  

Существующая сеть реабилитационных учреждений в области позволяет осуществлять реабилитацию только 15 процентам нуждающимся в ней детям-инвалидам. Это ставит  задачи по расширению сети реабилитационных учреждений, увеличения объема и повышения качества реабилитационных услуг, следовательно, актуализируются вопросы оснащения уже действующих и вновь открываемых отделений реабилитации, областных детских реабилитационных учреждений современным реабилитационным и спортивно-оздоровительным оборудованием.  

Рост внебрачной рождаемости и постоянное увеличение случаев расторжения брака говорит о необходимости укрепления института семьи. На учете в органах социальной защиты населения на 1 января 2003 года состоит более 84 тысяч семей, в которых проживает около 144 тысяч детей. Центры социальной помощи семье и детям являются базовыми многопрофильными учреждениями, оказывающими комплекс разнообразных социальных услуг. Кроме областного центра социальной помощи семье и детям на 1 января 2003 года в области функционируют 7 территориальных и муниципальных центров. В 2002 году эти учреждения оказали более 69 тысяч различных социальных услуг почти 46 тысячам человек. Но осуществляемые меры не полностью удовлетворяют потребности семьи и детей. Объем социальных услуг ограничен. Слабая материально-техническая база учреждений, нехватка квалифицированных кадров не позволяют повышать эффективность деятельности учреждений. Решению этих проблем будет способствовать реализация мероприятий программы.

Возросло число семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями. Все это усугубляет социальное неблагополучие детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно отражается на физическом, психическом и нравственном здоровье. В 17 тысячах семей группы риска, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, проживает 30,5 тыс. детей. Из 8108 семей, находящихся в поле зрения специалистов ведомств профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как не обеспечивающие условий для воспитания своих детей, к 859 (11 процентов) родителям применялась крайняя мера- ходатайство перед судом о лишении или ограничении их в родительских правах. Из года в год растет число детей, изъятых из семей из-за реальной угрозы их жизни и здоровью. В 1998 году таких детей было 54, в 1999 г. -80, в 2000 г.-98, в 2001-116, в 2002 - 170. В связи с этим возникает необходимость в решении вопроса своевременного выявления семей с детьми, оказавшихся в кризисной ситуации, проведения их социального патронажа. Одновременно следует развивать семейные формы устройства и воспитания детей через организацию различных форм поддержки семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на то, что в целом по области наблюдается стабилизация подростковой преступности, проблема детской преступности остается достаточно острой. В 2001 году зарегистрировано 4525 несовершеннолетних преступника, в 2002 г. - 3787. В течение 2002 года выявлено 1540 уголовных деяний несовершеннолетних, не достигнувших возраста уголовной ответственности. В центре временной изоляции несовершеннолетних (далее - ЦВИНП) курс реабилитации прошли 714 правонарушителей. Для направления в спецшколы в 2002 году в ЦВИНП поступило 33 подростка. В связи с недостаточным выделением средств на обучение детей в Омской и Чеховской спецшколах, на конец 2002 года не было исполнено 11 постановлений судов и ЦВИНП был вынужден вернуть их по месту жительства в связи с окончанием срока содержания.

В воспитательной колонии Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции по Новосибирской области содержится 240 воспитанников в возрасте от 14 до 18 лет. Важную роль в воспитании несовершеннолетних преступников занимает организация их социальной реабилитации, в том числе обучение профессиональным навыкам. Для того, чтобы реализовать это на базе Новосибирской воспитательной колонии, необходимо приобретение соответствующего оборудования.

Реализация мероприятий подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в 2001-2002 гг. позволила   снизить остроту проблемы детской безнадзорности. Мероприятия по предупреждению безнадзорности и беспризорности являются эффективной формой профилактики правонарушений несовершеннолетних.  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»