(с изменениями на 30 декабря 2005 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока реализации федеральной
целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459;
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 847.
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Дети России" на 2003-2006 годы, включающую в себя подпрограммы "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты" и "Дети-инвалиды" (далее именуется - Программа). *1)
2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, государственными заказчиками подпрограмм: *2)
"Здоровый ребенок" - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию и Федеральное агентство по образованию;
"Одаренные дети" - Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Федеральное агентство по физической культуре и спорту (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 847- см. предыдущую редакцию);
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу исполнения наказаний;
"Дети-сироты" - Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
"Дети-инвалиды" - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию)
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на соответствующие годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию).
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать при разработке региональных программ социально-экономического развития меры по социальной поддержке и улучшению положения детей.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ РОССИИ"
на 2003-2006 годы
(с изменениями на 30 декабря 2005 года)
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Дети России" на 2003-2006 годы |
Основание для разработки Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 года N 292-р |
Государственный заказчик координатор Программы | - | Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию) | ||
Государственные заказчики подпрограмм | - | Федеральное агентство по здравоохранению и |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 847- см. предыдущую редакцию) | ||
Основные разработчики Программы | - | Министерство труда и социального развития Российской Федерации |
Исполнители Программы | - | организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе |
Перечень подпрограмм | - | "Здоровый ребенок" |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию) | ||
Цель Программы | - | улучшение качества жизни и здоровья детей; решение проблем неблагополучия детей, в том числе проблемы детской безнадзорности и беспризорности; |
Задачи Программы | - | обеспечение условий для рождения здоровых детей, профилактика детской заболеваемости и инвалидности; |
Срок реализации Программы | - | 2003-2006 годы |
Перечень основных мероприятий Программы | - | государственная поддержка материнства и детства; совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка; |
создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей; | ||
улучшение социального обслуживания детей-инвалидов, их социальная интеграция и профессионально-трудовая реабилитация; | ||
развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, оказывающих всестороннюю помощь и поддержку детям, в том числе строительство | ||
и реконструкция таких учреждений; | ||
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; | ||
осуществление государственной поддержки и социальной защиты одаренных детей; | ||
внедрение и развитие системы постинтернатной адаптации; | ||
развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; | ||
социально-бытовая, профессиональная и трудовая реабилитация детей-инвалидов | ||
Объем и источники финансирования Программы (в ценах 2003 года) | - | общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования 20377,99 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 6739,62 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 13417,24 млн. рублей, внебюджетных источников - 221,13 млн. рублей; |
подпрограмма "Здоровый ребенок" - 3526,42 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 1472,21 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 2049,98 млн. рублей, внебюджетных источников - 4,23 млн. рублей; | ||
подпрограмма "Одаренные дети" - 200,95 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 148,91 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации 41,64 млн. рублей, внебюджетных источников - 10,4 млн. рублей; | ||
подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - 5887,05 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 1563,4 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 4183,65 млн. рублей, внебюджетных источников - 140 млн. рублей; | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | улучшение положения детей в Российской Федерации, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; |
снижение показателей материнской смертности до 30 на 100000 родившихся живыми, младенческой смертности до 13 на 1000 родившихся живыми, детской смертности на 15-20 процентов, заболеваемости женщин на 3-5 процентов; | ||
развитие системы выявления и поддержки одаренных детей, оснащение и материально-техническая поддержка специализированных учреждений по работе с одаренными детьми; | ||
снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних; расширение сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (до 1225 единиц); | ||
предупреждение социального сиротства, создание условий для развития детей-сирот в семьях различного типа; | ||
увеличение количества детских реабилитационных центров для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями до 350 единиц и численности обслуживаемых в них детей до 150 тыс. человек; | ||
обеспечение более 30 тыс. детей с церебральным параличом, 10 тыс. слепых и слабовидящих, 25 тыс. глухих и слабослышащих детей индивидуальными техническими средствами самообслуживания, более 6 тыс. детей-инвалидов ортезными изделиями и более 8 тыс. детей с сахарным диабетом глюкометрами | ||
Система контроля за исполнением Программы | - | контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и государственными заказчиками подпрограмм совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и с участием Министерства финансов Российской Федерации, а также Министерства образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских работ) |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию) |
Введение
Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003-2006 годы (далее именуется - Программа), разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 года N 292-р, включает в себя пять подпрограмм: "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты" и "Дети-инвалиды".
Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик-координатор - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию).
Основной задачей Программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Накопленный опыт решения вопросов по улучшению положения детей в рамках федеральных целевых программ, результаты анализа реализации их мероприятий, наличие проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в регионах подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.
Последовательное осуществление мер по улучшению положения детей должно привести к улучшению демографической ситуации в стране, укреплению ее интеллектуального потенциала.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В условиях экономических и социально-культурных трансформаций в Российской Федерации за короткий срок сформирована адекватная рыночным условиям и современному этапу развития законодательная база, найдены принципиально новые механизмы и институты осуществления государственной политики в отношении детей. Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В последние годы благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ удалось улучшить ряд показателей службы материнства и детства.
Однако вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. В результате показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне, превышая аналогичные среднеевропейские, и только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми.
Воздействие экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которого в последнее десятилетие многократно увеличилась, приводит к тому, что состояние здоровья детей оценивается как катастрофическое. Доля здоровых детей составляет в субъектах Российской Федерации от 4 до 10 процентов.
Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, является неэффективность проводимых профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям в социальной, экономической, экологической, образовательной среде.
Недостаточное внимание уделяется проблеме полноценного питания детей.
Практически не разрабатываются и слабо внедряются современные, научно обоснованные организационные технологии по созданию условий для нормального физического и нервно-психического развития детей и реализации ими социальных функций, соответствующих возрасту.
Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков требует принятия экстренных мер по противодействию потреблению наркотических средств и асоциальному поведению.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.
Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства страны наиболее развитых, неординарно мыслящих людей, то есть людей одаренных. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития, образования и воспитания, для чего необходимы усилия не только родителей и педагогов, но и всего общества. Необходима разработка системы выявления одаренности детей, обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка, и прежде всего уникальных способностей особо одаренных детей.
В целях сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны необходимо поднять на государственный уровень решение проблем, обусловливающих создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования, адекватных требованиям научно-технического прогресса.
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз.
Ежегодное стране выявляется более 300 тыс. уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает. Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел выявляется и помещается в центры временной изоляции для несовершеннолетних до 60 тыс. детей и подростков.
Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно, среди них - насилие в семье, проблемы детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, особые проблемы детей, освободившихся из воспитательных колоний, мест лишения свободы или проживающих с одним из родителей.
Продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысячи брошенных детей являются объектами продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду.