(с изменениями на 1 декабря 2011 года)
____________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
___________________________________
___________________________
*Наименование в редакции, введенной постановлением девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 30.11.2006 N 180, - см. предыдущую редакцию
Новосибирский областной Совет депутатов
постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2011 годы" с учетом редакционных изменений, внесенных письмом и. о. главы администрации Новосибирской области от 28.11.2003 г. N Г/6135 согласно приложению.
2. Рекомендовать администрации Новосибирской области в срок до 01.02.2004 г. внести изменения в программу "Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2011 годы", исключив из нее пункт 3.5.1 приложения N 1 "Перечень программных мероприятий" с дальнейшим внесением изменений в бюджет для распределения высвобождающихся средств по соответствующим статьям.
3. Объем финансирования из областного бюджета на реализацию областной целевой программы "Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2011 годы" ежегодно уточняется при принятии закона Новосибирской области об областном бюджете.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета
В.В.Леонов
ПАСПОРТ
(В редакции, введенной постановлением тринадцатой сессии Законодательного Собрания
Новосибирской области пятого созыва от 01.12.2011 N 244, - см. предыдущую редакцию)
Наименование программы | Областная целевая программа «Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004 - 2011 годы» | |||
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке программы | Распоряжение главы администрации области от 23.06.2003 N 498-р «О подготовке проекта областной целевой программы «Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2008 годы» | |||
Государственный заказчик программы | Администрация Новосибирской области | |||
Исполнитель программы | Департамент культуры Новосибирской области Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области | |||
Руководитель программы | Миллер В.Г. - первый заместитель руководителя департамента культуры Новосибирской области | |||
Основные разработчики программы | Департамент культуры Новосибирской области | |||
Цель и задачи программы, важнейшие целевые показатели программы | Цели программы: · сохранение культурного потенциала Новосибирской области; · создание предпосылок к его дальнейшему развитию; · рост культурного уровня сельского населения. Задачи программы: - обеспечение единого культурного пространства Новосибирской области, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей сельских территорий и представителей разных социальных слоев; - стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой деятельности; - сохранение и развитие фольклора, национальных культур народов, населяющих Новосибирскую область; - поддержка юных дарований; - подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров сельских специалистов сферы культуры; - социальная поддержка специалистов сельских учреждений культуры; - концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях культуры села Новосибирской области; - укрепление материально-технической базы сельских учреждений культуры; - обеспечение сохранности и безопасности музейных и библиотечных фондов в районах Новосибирской области; создание условий для качественного пополнения фондов сельских музеев. | |||
Сроки (сроки этапов) реализации программы, исполнители основных мероприятий | 2004 - 2011 годы: первый этап - 2004-2006 годы, второй этап - 2007-2011 годы; департамент культуры Новосибирской области; департамент образования Новосибирской области; департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области; администрации муниципальных образований Новосибирской области. | |||
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам) | Всего - 632095,2 тыс. рублей, в том числе: 2004 г. - 40606,4тыс. рублей, 2005 г. - 30602,0 тыс. рублей, 2006 г. - 30396,0 тыс. рублей, 2007 г. - 91813,0 тыс. рублей, 2008 г. - 95917,0 тыс. рублей, 2009 г. - 25000,0 тыс. рублей, 2010 г. - 80000,0 тыс. рублей, 2011 г. - 237760,8 тыс. рублей. Областной бюджет - 631679,2 тыс. рублей, в том числе: 2004 г. - 40396,4 тыс. рублей, 2005 г. - 30396,0 тыс. рублей, 2006 г. - 30396,0 тыс. рублей, 2007 г. - 91813,0 тыс. рублей, 2008 г. - 95917,0 тыс. рублей, 2009 г. - 25000,0 тыс. рублей, 2010 г. - 80000,0 тыс. рублей, 2011 г. - 237760,8 тыс. рублей. Внебюджетные поступления - 416,0 тыс. рублей, в том числе: 2004 г. - 210,0 тыс. рублей, 2005 г. - 206,0 тыс. рублей. | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | В результате реализации программы: · будет сделан серьезный шаг к созданию единого культурного и информационного пространства области; · произойдет укрепление материально-технической базы учреждений культуры и их технической оснащенности с учетом современных требований; · улучшится качественный состав работников культуры, в том числе по образовательному уровню: ежегодно повысят свою квалификацию на курсах повышения, семинарах-практикумах, в мастер-классах не менее 350 специалистов муниципальных учреждений культуры, расположенных в сельской местности Новосибирской области; · творческой деятельностью будет охвачено на 25-30 процентов больше населения районов области по сравнению с сегодняшними результатами. | |||
Сумма финансовых затрат на разработку проекта программы и источники их финансирования | Не требуется |
1. Общие положения
1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия программы
Объект - совокупность культурных ценностей районов Новосибирской области.
Предмет регулирования - развитие инфраструктуры села Новосибирской области в сфере культуры.
Сфера действия - социальная.
1.2. Нормативно-правовая база (обоснование разработки программы)
Областная целевая программа «Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004 - 2011 годы» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Закон Российской Федерации от 09.10.92 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
Федеральный закон от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
Федеральный закон от 26.05.96 N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29.12.94 N 78-ФЗ «О библиотечном деле»;
Федеральный закон от 13.01.96 N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 12.11.93 N 1904 «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 15.06.96 N 909 «Об утверждении концепции государственной национальной политики Российской Федерации»
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ;
постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.96 N 715 «О федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.96 N 1063-р «Социальные нормы и нормативы. Культура»;
приказ Министерства культуры Российской Федерации от 10.01.89 N 18 «Примерное положение о социально-культурном объединении»;
Закон Новосибирской области от 16.07.2005 N 310-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области»;
постановление главы администрации области от 27.01.99 N 43 «Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ»;
постановление главы администрации области от 28.11.2000 N 1066 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке разработки и реализации областных целевых программ»;
постановление главы администрации области от 13.03.2003 N 173 «О внесении изменений и дополнений в постановление главы администрации области» от 27.01.99 N 43»;
постановление Губернатора Новосибирской области от 16.02.2006 N 55 «Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ».(Подраздел 1.2 в редакции, введенной постановлением девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 30.11.2006 N 180, - см. предыдущую редакцию)
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Сибирь - уникальный регион России. Это обусловлено не только ее географическим положением, но и наличием огромного природно-ресурсного, производственного, научно-технического, образовательного, кадрового и культурного потенциала. Именно Сибирь в настоящий период в значительной мере способна оказывать огромное влияние на состояние и социально-экономическое развитие России в целом.
Основанием для разработки данной программы стали роль и место сельской культуры Новосибирской области, оказывающей прямое влияние на социально-экономическое развитие региона.
В понятие «культура села» входит культура духовная, экологическая, производственная, экономическая, профессиональная; культура рынка, труда, быта, досуга, потребления, общения, демографического производства и т.д. Влияние каждого из элементов социальной сферы на ситуацию в сельском сообществе носит многоплановый характер, что предопределяет необходимость системного подхода к проблеме.
Формирование культурной политики в отношении сибирского села определяет характеристика социокультурного пространства села. Культурная политика эффективна, если она направлена на создание жизненно необходимых условий и продиктована современной ситуацией. Чтобы выработать точную стратегию и тактику, важно выделить те проблемы, на решение которых можно оказать влияние средствами культуры.
В Новосибирской области население, проживающее в районах и городах областного значения, составляет 48,9 процента от всего населения области.
Государственную сеть учреждений культуры Новосибирской области составляет 2183 учреждения, из которых 92,7 процента находится в районах и городах областного значения. В учреждениях культуры работает свыше 14 тысяч человек, в том числе в районах и городах областного значения - более 50 процентов.
Более чем десятилетний период российских реформ и связанный с ним постоянный дефицит финансовых средств в значительной мере усилили целый ряд общих как для Сибири, так и для Новосибирской области негативных тенденций и проблем:
произошел резкий спад экономики села, сократилось число объектов социальной сферы;
ухудшилось состояние материально-технической базы учреждений культуры села;
из отрасли ушли квалифицированные специалисты;
произошло обострение демографических процессов;
снизился образовательный уровень сельчан, произошло удорожание жизни.
Эти процессы общеэкономического характера в значительной мере отразились на состоянии культуры сибирской деревни.
Затянувшийся процесс реорганизации сельского хозяйства и передачи социальной сферы от сельхозпроизводителей в муниципальную собственность способствовал незначительному сокращению существующей сети сельских учреждений культуры. Данный процесс продолжался в течение 1998-1999 годов. Именно в этот период в связи с резким обесцениванием рубля остро ощущался недостаток бюджетного финансирования на укрепление материально-технической базы бюджетных учреждений; на текущее содержание бюджетной сферы, в том числе и на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
Наибольшему сокращению сети в этот период подверглись учреждения клубного типа (7 процентов от уровня 1997 года) в основном по причине неудовлетворительного состояния зданий, размораживания систем отопления, обветшания кровли и т.д. Причем закрылись в большинстве случаев клубы в отдаленных селениях, которые были единственным местом досуга людей, приобщения их к культуре. Таким образом, сокращение сети учреждений культуры в реальной жизни оборачивается ущемлением конституционных прав граждан на получение услуг в сфере культуры.
Практически разрушена система технического обслуживания киноустановок. Износ стационарной киноаппаратуры в районах области составляет 70-90 процентов, в некоторых районах аппаратура прослужила более двух сроков. В настоящее время в городе Новосибирске и в области нет технической базы для ее ремонта. Более шести лет не обновлялся автопарк кинопрокатных организаций в области, необходимый не только для фильмопродвижения, но и для выезда специалистов по киноустановкам для проведения профилактических, ремонтных и наладочных работ согласно утвержденным нормам обслуживания.
Обострилась проблема состояния фильмофонда, 70% которого составляют фильмы технически изношенные, т.е. на грани списания по «Правилам технической эксплуатации фильмокопий». Отсутствие средств не позволяет внедрять новые технологии киновидеопоказа.
Не менее важна проблема сохранности музейного фонда, в котором собраны предметы, в том числе и раритетные, представляющие собой историческое, культурное наследие многочисленных этнических групп, проживающих на территории Новосибирской области. Из 30 музеев области обеспечены приборами мониторинга температурно-влажностного режима только 7 и ни в одном из них нет приборов, регулирующих микроклимат музея. Ни один музей в районах области не располагает специальными витринами, приспособленными для экспонирования произведений искусства, а также специальным оборудованием для хранения музейных предметов: шкафами большого формата для хранения графики и живописи на бумаге, стеллажами для открытого и закрытого музейного хранения. Не решена проблема обеспечения музеев современными системами охранной и пожарной сигнализации.(Абзац в редакции, введенной постановлением девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 30.11.2006 N 180, - см. предыдущую редакцию)
Очень важными являются проблемы инженерно-технической укрепленности помещений библиотек металлическими дверями и решетками; сохранности библиотечных фондов. Недостаток в огнетушителях не позволяет обеспечить пожарную безопасность.
Недостаток финансирования не позволяет в полной мере решать вопросы сохранения культурного наследия Новосибирской области, ее памятников истории и культуры, фондов музеев и библиотек от физического разрушения, криминальных посягательств, актов вандализма. В районах области нет ни одного музея, располагающего автоматической системой пожаротушения. Не все музеи оборудованы охранно-пожарной сигнализацией.
Сельские учреждения культуры практически не приступали к компьютеризации отрасли. Наличие одного, двух компьютеров в районах, как правило в библиотеке или бухгалтерии отдела культуры, не позволяют решать вопросы создания единого информационного пространства культуры, а лишь «закрывают» самые неотложные потребности. Недостаток компьютерной техники не дает возможности внедрить автоматизированные системы бухгалтерской и статистической отчетности отрасли, компьютеризировать управленческий процесс.
До конца не решена проблема материально-технической базы учреждений культуры села. Рассматривать ее надо в двух аспектах: техническое состояние основных фондов - зданий и сооружений и обеспеченность специальным оборудованием, музыкальными инструментами, автотранспортом и др.
Сегодня капитального ремонта требует более 20 процентов сельских учреждений всех типов; около 3 процентов зданий находятся в аварийном состоянии. Обеспеченность учреждений культуры необходимым оборудованием, сценическими костюмами, обувью не удовлетворяет имеющихся потребностей. В большинстве районов почти на 100 процентов изношен парк музыкальных инструментов детских музыкальных школ и школ искусств, клубных учреждений. Около 40 процентов данных учреждений в настоящее время не имеют музыкального оборудования, аудиовидеоаппаратуры. Практически не обновляется фонд методической литературы. В специализированном автотранспорте остро нуждаются 6 районов, в мебели - каждое третье учреждение.