НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
второго созыва

РЕШЕНИЕ
тридцать седьмой сессии

от 07 февраля 2001 года



Об областной целевой комплексной программе
"Дети Новосибирской области"
на 2001-2003 годы

(с изменениями на 24.04.03)



_______________________________________________________________

Дополнения, вносимые решением областного Совета депутатов от 25.04.01 "О внесении дополнения в областную целевую  комплексную программу "Дети Новосибирской области"  на 2001-2003 годы" - см. по ссылке,

Документ с изменениями, внесенными:

                      постановлением семнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов третьего созыва от 24.04.03 "О внесении изменений и дополнений в областные целевые программы: "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы, "Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области" на 2001-2005 годы"

_______________________________________________________________

Новосибирский областной Совет депутатов

РЕШИЛ:

1. Утвердить областную целевую комплексную программу "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы.

2. Объем финансирования из областного бюджета на реализацию целевой комплексной программы "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы ежегодно уточняется при принятии закона Новосибирской области об областном бюджете.


3. Администрации области информировать областной Совет депутатов о ходе выполнения Программы по состоянию за каждое полугодие.


4. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

 Председатель Совета
                                                                                В.В.Леонов

УТВЕРЖДЕНА
     решением 37 сессии
     Новосибирского областного
     Совета депутатов
     от 07.02.2001



ОБЛАСТНАЯ  КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

"Дети Новосибирской области"
на 2001-2003 годы

Паспорт
областной комплексной программы

 В редакции, введенной постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 24.04.03, - см. предыдущую редакцию


Наименование Программы

Областная комплексная программа "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы

Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке Программы

Постановление главы администрации области от 09.10.00 N 859 "О разработке проекта областной целевой программы "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 гг.   

Наименование, дата и номер нормативного акта об утверждении Программы

Постановление главы администрации области от 21.11.00
N 1032 "Об одобрении областной комплексной программы "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы

Координатор программы

Денисов В.Н. - заместитель главы администрации области

Государственные заказчики Программы

Управление социальной защиты населения администрации области,
Управление образования администрации области

Руководитель программы

Пыхтин С.И - начальник управления социальной защиты населения администрации Новосибирской области

Основные разработчики

Управления социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, комитеты по делам молодежи, физкультуры и спорта, начального профессионального образования администрации области, Главное управление внутренних дел Новосибирской области

Цель и задачи Программы,
важнейшие целевые показатели

программы

 Цель - обеспечение оптимальных условий для успешной адаптации и интеграции  в общество детей, проживающих на территории Новосибирской области
Задачи:

1. Реализация  прав детей на полноценное физическое, духовное, нравственное  развитие в соответствии с международными и российскими правовыми нормами

2. Объединение усилий структурных подразделений администрации области, учреждений, общественных объединений для обеспечения жизнедеятельности детей и подростков

3. Формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности  и правонарушений детей,  их социальной реабилитации

4. Сохранение и развитие системы оздоровления и летнего отдыха детей и подростков.

Сроки (сроки этапов) реализации Программы,
исполнители основных  мероприятий

2001 - 2003 гг.
Управление социальной защиты населения администрации области,
Управление здравоохранения администрации области,
Управление образования администрации области,
Управление культуры администрации области,
Комитет по делам молодежи администрации области,
Комитет по начальному профессиональному образованию администрации области,
Комитет по физической культуре и спорту администрации области,
Главное управление внутренних дел Новосибирской области,  
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, областной центр информационных технологий,
Территориальные администрации районов и городов области; учреждения социальной защиты населения, здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, органов внутренних дел, по делам молодежи,

Объемы финансирования

Областной бюджет - 266993,4 тыс. руб., в том числе
2001 г. -   51002,7 тыс. руб.,
2002 г. - 101605,3 тыс. руб.
2003 г. - 114385,4 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

   Постепенное формирование единого информационного банка данных по проблемам детства на территории области;

   сохранение, укрепление и развитие социальной инфраструктуры для детей;

   формирование современной нормативно-правовой и научно-методической основы деятельности учреждений, оказывающих услуги семьям и детям, укреплению их материально-технической базы;

   повышение эффективности реабилитации детей с ограниченными возможностями, снижение их социальной недостаточности, обеспечение им доступа к образованию, спорту, культуре, более успешная их адаптация и интеграция в общество;

   формирование предпосылок к стабилизации, а в дальнейшем к снижению числа безнадзорных, беспризорных детей, юных правонарушителей и преступников, детей, находящихся в социально-опасном положении;

   обеспечение защиты законных прав и интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

   отработка эффективных социальных технологий в отношении семьи и детей.


1. Общие положения


    1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы


     Объект - дети и подростки в возрасте от рождения до 18 лет, проживающие на территории Новосибирской области, специалисты, работающие с детьми, органы управления и учреждения социальной сферы, общественные объединения, занимающиеся социальными вопросами семьи, женщин и детей.
     Предмет регулирования - обеспечение жизнедеятельности детей, формирование  условий для успешной адаптации и интеграции  в общество детей, проживающих на территории Новосибирской области.
     Сфера действия - социальная.

   1.2. Нормативно-правовая база (обоснование разработки Программы)


Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:

"Конвенция ООН о правах ребенка", "Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей",

Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. ФЗ от 13.01.96 N 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ),

Федеральный закон от 19.05.95 N 82 "Об общественных объединениях",

Федеральный закон от 25.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",

Федеральный закон от 10.12.95 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации",

     Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",

Федеральный закон от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",

Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",

Указ Президента РФ от 10.01.93 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий",

Указ Президента РФ от 18.08.94 N 1696 "О Президентской программе "Дети России",

Указ Президента РФ от 14.09.95 N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)",

Постановление Правительства РФ от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",

Постановление Правительства РФ  от 20.03.00 N 238 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2000 году",

Постановление Правительства РФ от 25.08.00 N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации",

Закон Новосибирской области от 05.12.95 N 29-ОЗ "О социальной помощи населению на территории Новосибирской области",

Закон Новосибирской области от 24.02.99 N 45-ОЗ "О социальной защите инвалидов в Новосибирской области",

Постановление главы администрации области от 27.01.99 N 43 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ",

Постановление главы администрации области от 07.04.00 N 227 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей на территории Новосибирской области в 2000 году".

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными средствами


Всего в области проживает около 700 000 семей, в которых воспитываются  648300 детей в возрасте до 18 лет.

В последние годы для Новосибирской области характерными являются следующие негативные тенденции. По-прежнему, тревожной остается демографическая ситуация. В 1999 г. число умерших превысило число родившихся в 1,7 раза. В результате снижения рождаемости в 1990-1998 гг. доля детского населения в возрасте от 0 до 15 лет в общей численности населения сократилась с 24,8% до 20,2%. Продолжается рост рождения детей вне зарегистрированного брака, в отношении которых не установлено отцовство, что свидетельствует о росте числа неполных семей.

Продолжается рост уровня бедности населения. Если в 1998 г. среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума имели 42,1%, то в 1999 году уже 62,9% населения, что в 1,5 раза больше, чем в среднем по России. Доля нищих семей, в которых не обеспечивается даже физиологический минимум, поднялась с 17,7% в 1998 г. до 29,2% в 1999 г. На учете в органах социальной защиты населения на 01.01.00 состояло 162 872 семьи, в них 225 306 детей, что составляло 35% от общего числа детей (в возрасте до 18 лет), проживающих на территории Новосибирской области.

В Новосибирской области с 1990 по 1999 годы произошло увеличение числа детей-инвалидов в 3,3 раза (с 3249 до 10760 человек). Большинство детей-инвалидов проживает в сельских районах области. По прогнозам Государственной службы медико-социальной экспертизы в ближайшие годы в связи с изменением критериев определения инвалидности, приведением их к международным стандартам и с учетом сложной экономической ситуации в Новосибирской области ожидается дальнейший рост детской инвалидности.

     Остается нерешенной проблема детской преступности. В 1999 году подростками и с их участием совершено  3392 преступления. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, совершаемых детьми и подростками, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье  правонарушение совершено неработающими и не обучающимися подростками, каждое пятое - в состоянии алкогольного опьянения. Продолжается рост подростковой наркомании, токсикомании, алкоголизации.

В три раза увеличилось количество семей, находящихся в социально-опасном положении (с 5290 в 1998 г. до 17534 семей в 2000 г.), в них воспитывалось 34114 детей. Ежегодно растет количество безнадзорных детей. Усилилась социальная незащищенность детей, прежде всего от криминальной среды.

Особую обеспокоенность вызывает рост численности осиротевших детей. Официально выявлено и устроено более 10 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. На региональном учете состоит 3056 детей, лишенных попечения родителей.   Дети-сироты испытывают особую потребность в психолого-педагогической, медицинской, социальной поддержке. Остро встали проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Снижается уровень материально-технического обеспечения учреждений общественного воспитания, в том числе технологическим оборудованием, спортивным инвентарем, школьной и бытовой мебелью. Интенсивно стареет и изнашивается станочное оборудование мастерских (швейных, столярных, слесарных), не хватает сельскохозяйственной техники для работы в  подсобных хозяйствах. Существует проблема обеспечения учреждений автотранспортом.

Проблема организации оздоровления, отдыха и занятости детей остается одной из наиболее актуальных проблем в Новосибирской области. Дети и подростки крупного промышленного центра и других промышленных центров области, большую часть года живущие в неблагоприятных экологических условиях, нуждаются в специально организованных оздоровительных мероприятиях в каникулярный период. Это усугубляется ослабленным здоровьем части детей в сочетании с учебными перегрузками многих из них и, по утверждению специалистов, "длительным нарушением норм питания" несовершеннолетних граждан из семей безработных, беженцев, неполных и малообеспеченных семей. Основными проблемами, сдерживающими развитие системы детского отдыха, являются: отсутствие федеральной и региональной нормативно-правовой базы при наличии многообразия типовых форм детского отдыха, острый дефицит финансирования детских оздоровительных учреждений. Серьезные затруднения возникают при выполнении в полном объеме предписаний санитарных служб. Стоимость проезда до традиционных российских здравниц лишает возможности отдыха в них подавляющего большинства детей нашей области.

Предпринимаемые администрацией области меры не позволяют обеспечить в полном объеме оздоровление, отдых детей из социально уязвимых категорий населения.  В 1998 году органами социальной защиты населения оздоровлено 14029 ребенка, что составило 7,2% от общего числа детей, состоящих на учете и нуждающихся в особой заботе государства, в 1999 г. - 15930 детей (7,5%), в 2000 г. - 16117 детей (7,2%).

В области отсутствует комплексный подход к работе с одаренными детьми и единый областной банк данных одаренных детей, образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, экспериментальных площадок, ведущих работу с ними. Не обобщается опыт работы в этом направлении, накопленный в области. Удаленность областных школ от областного центра делает невозможным использование ими всех ресурсов новосибирского научного потенциала. Формы работы с одаренными детьми устарели. Слабо используются новые информационные технологии.

Все это требует разработки неотложных мер по обеспечению социальной защиты детей, созданию необходимых условий для  нормального развития и жизнедеятельности детей. Эффективное решение актуальных проблем детства возможно только программными методами и требует реализации в ближайшие годы комплекса мероприятий. Такой увязанной по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам системой мероприятий является областная комплексная программа "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы (далее именуется - Программа).

В настоящее время, по данным ежегодного доклада "О положении детей в Новосибирской области", 14 структурных подразделений администрации области, 9 органов власти федерального подчинения, 4 государственных внебюджетных социально-страховых фонда обеспечивают реализацию государственной социальной политики в интересах детства на территории области.  

Практически отсутствуют комплексный подход и единый информационный банк по проблемам детства, не ведутся анализ ситуации и перспективное стратегическое планирование в сфере семьи и детства для органов государственной власти и местного самоуправления, которые могли бы помочь предупредить многие негативные тенденции.

Программа позволит обеспечить реализацию единой региональной социальной политики в отношении детей, объединить усилия всех заинтересованных структурных подразделений администрации Новосибирской области в решении первоочередных задач по обеспечению жизнедеятельности детей, интеграции их в общество, обеспечить государственную поддержку системы летнего отдыха и оздоровления, общественных объединений, занимающихся социальными вопросами семьи и детства.

3. Основная цель и задачи Программы


Основная цель Программы - решение комплекса задач по обеспечению оптимальных условий  для успешной адаптации и интеграции  в общество детей, проживающих на территории Новосибирской области, реализации прав детей на полноценное физическое, духовное, нравственное развитие в соответствии с международными и российскими правовыми нормами.

Предусмотренные в Программе мероприятия позволяют объединить усилия, средства и координировать деятельность заинтересованных структурных подразделений администрации области по решению проблем детей в целом.

4. Система программных мероприятий


Программа, являясь составной частью семейной социальной политики, включает подпрограммы: "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Организация летнего отдыха и оздоровления детей", "Дети-сироты", "Одаренные дети".

Приоритетность данных направлений связана с тем, что государственная социальная политика в интересах детей предусматривает поддержку социально уязвимых групп детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  одаренных детей, детей с ограниченными возможностями, детей группы риска, безнадзорных и беспризорных детей, детей-правонарушителей и преступников, детей из семей, находящихся в особо трудных жизненных обстоятельствах.

4.1. Подпрограмма "Дети-инвалиды"

Цель - формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями, создание условий для их  полноценной жизни.

Задачи:

усиление профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;

создание условий для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»