Об областной целевой комплексной программе
"Дети Новосибирской области"
на 2001-2003 годы
(с изменениями на 24.04.03)
_______________________________________________________________
Дополнения, вносимые решением областного Совета депутатов от 25.04.01 "О внесении дополнения в областную целевую комплексную программу "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы" - см. по ссылке,
Документ с изменениями, внесенными:
_______________________________________________________________
Новосибирский областной Совет депутатов
РЕШИЛ:
1. Утвердить областную целевую комплексную программу "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы.
2. Объем финансирования из областного бюджета на реализацию целевой комплексной программы "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы ежегодно уточняется при принятии закона Новосибирской области об областном бюджете.
3. Администрации области информировать областной Совет депутатов о ходе выполнения Программы по состоянию за каждое полугодие.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета
В.В.Леонов
ОБЛАСТНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"Дети Новосибирской области"
на 2001-2003 годы
Паспорт
областной комплексной программы
В редакции, введенной постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 24.04.03, - см. предыдущую редакцию
Наименование Программы | Областная комплексная программа "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы |
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке Программы | Постановление главы администрации области от 09.10.00 N 859 "О разработке проекта областной целевой программы "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 гг. |
Наименование, дата и номер нормативного акта об утверждении Программы | Постановление главы администрации области от 21.11.00 |
Координатор программы | Денисов В.Н. - заместитель главы администрации области |
Государственные заказчики Программы | Управление социальной защиты населения администрации области, |
Руководитель программы | Пыхтин С.И - начальник управления социальной защиты населения администрации Новосибирской области |
Основные разработчики | Управления социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, комитеты по делам молодежи, физкультуры и спорта, начального профессионального образования администрации области, Главное управление внутренних дел Новосибирской области |
Цель и задачи Программы, | Цель - обеспечение оптимальных условий для успешной адаптации и интеграции в общество детей, проживающих на территории Новосибирской области 1. Реализация прав детей на полноценное физическое, духовное, нравственное развитие в соответствии с международными и российскими правовыми нормами 2. Объединение усилий структурных подразделений администрации области, учреждений, общественных объединений для обеспечения жизнедеятельности детей и подростков 3. Формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений детей, их социальной реабилитации 4. Сохранение и развитие системы оздоровления и летнего отдыха детей и подростков. |
Сроки (сроки этапов) реализации Программы, | 2001 - 2003 гг. |
Объемы финансирования | Областной бюджет - 266993,4 тыс. руб., в том числе |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Постепенное формирование единого информационного банка данных по проблемам детства на территории области; сохранение, укрепление и развитие социальной инфраструктуры для детей; формирование современной нормативно-правовой и научно-методической основы деятельности учреждений, оказывающих услуги семьям и детям, укреплению их материально-технической базы; повышение эффективности реабилитации детей с ограниченными возможностями, снижение их социальной недостаточности, обеспечение им доступа к образованию, спорту, культуре, более успешная их адаптация и интеграция в общество; формирование предпосылок к стабилизации, а в дальнейшем к снижению числа безнадзорных, беспризорных детей, юных правонарушителей и преступников, детей, находящихся в социально-опасном положении; обеспечение защиты законных прав и интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; отработка эффективных социальных технологий в отношении семьи и детей. |
1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы
Объект - дети и подростки в возрасте от рождения до 18 лет, проживающие на территории Новосибирской области, специалисты, работающие с детьми, органы управления и учреждения социальной сферы, общественные объединения, занимающиеся социальными вопросами семьи, женщин и детей.
Предмет регулирования - обеспечение жизнедеятельности детей, формирование условий для успешной адаптации и интеграции в общество детей, проживающих на территории Новосибирской области.
Сфера действия - социальная.
1.2. Нормативно-правовая база (обоснование разработки Программы)
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:
"Конвенция ООН о правах ребенка", "Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей",
Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. ФЗ от 13.01.96 N 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ),
Федеральный закон от 19.05.95 N 82 "Об общественных объединениях",
Федеральный закон от 25.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",
Федеральный закон от 10.12.95 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации",
Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
Федеральный закон от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",
Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",
Указ Президента РФ от 10.01.93 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий",
Указ Президента РФ от 18.08.94 N 1696 "О Президентской программе "Дети России",
Постановление Правительства РФ от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
Постановление Правительства РФ от 20.03.00 N 238 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2000 году",
Постановление Правительства РФ от 25.08.00 N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации",
Закон Новосибирской области от 05.12.95 N 29-ОЗ "О социальной помощи населению на территории Новосибирской области",
Закон Новосибирской области от 24.02.99 N 45-ОЗ "О социальной защите инвалидов в Новосибирской области",
Постановление главы администрации области от 27.01.99 N 43 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ",
Постановление главы администрации области от 07.04.00 N 227 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей на территории Новосибирской области в 2000 году".
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными средствами
Всего в области проживает около 700 000 семей, в которых воспитываются 648300 детей в возрасте до 18 лет.
В последние годы для Новосибирской области характерными являются следующие негативные тенденции. По-прежнему, тревожной остается демографическая ситуация. В 1999 г. число умерших превысило число родившихся в 1,7 раза. В результате снижения рождаемости в 1990-1998 гг. доля детского населения в возрасте от 0 до 15 лет в общей численности населения сократилась с 24,8% до 20,2%. Продолжается рост рождения детей вне зарегистрированного брака, в отношении которых не установлено отцовство, что свидетельствует о росте числа неполных семей.
Продолжается рост уровня бедности населения. Если в 1998 г. среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума имели 42,1%, то в 1999 году уже 62,9% населения, что в 1,5 раза больше, чем в среднем по России. Доля нищих семей, в которых не обеспечивается даже физиологический минимум, поднялась с 17,7% в 1998 г. до 29,2% в 1999 г. На учете в органах социальной защиты населения на 01.01.00 состояло 162 872 семьи, в них 225 306 детей, что составляло 35% от общего числа детей (в возрасте до 18 лет), проживающих на территории Новосибирской области.
В Новосибирской области с 1990 по 1999 годы произошло увеличение числа детей-инвалидов в 3,3 раза (с 3249 до 10760 человек). Большинство детей-инвалидов проживает в сельских районах области. По прогнозам Государственной службы медико-социальной экспертизы в ближайшие годы в связи с изменением критериев определения инвалидности, приведением их к международным стандартам и с учетом сложной экономической ситуации в Новосибирской области ожидается дальнейший рост детской инвалидности.
Остается нерешенной проблема детской преступности. В 1999 году подростками и с их участием совершено 3392 преступления. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, совершаемых детьми и подростками, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершено неработающими и не обучающимися подростками, каждое пятое - в состоянии алкогольного опьянения. Продолжается рост подростковой наркомании, токсикомании, алкоголизации.
В три раза увеличилось количество семей, находящихся в социально-опасном положении (с 5290 в 1998 г. до 17534 семей в 2000 г.), в них воспитывалось 34114 детей. Ежегодно растет количество безнадзорных детей. Усилилась социальная незащищенность детей, прежде всего от криминальной среды.
Особую обеспокоенность вызывает рост численности осиротевших детей. Официально выявлено и устроено более 10 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. На региональном учете состоит 3056 детей, лишенных попечения родителей. Дети-сироты испытывают особую потребность в психолого-педагогической, медицинской, социальной поддержке. Остро встали проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Снижается уровень материально-технического обеспечения учреждений общественного воспитания, в том числе технологическим оборудованием, спортивным инвентарем, школьной и бытовой мебелью. Интенсивно стареет и изнашивается станочное оборудование мастерских (швейных, столярных, слесарных), не хватает сельскохозяйственной техники для работы в подсобных хозяйствах. Существует проблема обеспечения учреждений автотранспортом.
Проблема организации оздоровления, отдыха и занятости детей остается одной из наиболее актуальных проблем в Новосибирской области. Дети и подростки крупного промышленного центра и других промышленных центров области, большую часть года живущие в неблагоприятных экологических условиях, нуждаются в специально организованных оздоровительных мероприятиях в каникулярный период. Это усугубляется ослабленным здоровьем части детей в сочетании с учебными перегрузками многих из них и, по утверждению специалистов, "длительным нарушением норм питания" несовершеннолетних граждан из семей безработных, беженцев, неполных и малообеспеченных семей. Основными проблемами, сдерживающими развитие системы детского отдыха, являются: отсутствие федеральной и региональной нормативно-правовой базы при наличии многообразия типовых форм детского отдыха, острый дефицит финансирования детских оздоровительных учреждений. Серьезные затруднения возникают при выполнении в полном объеме предписаний санитарных служб. Стоимость проезда до традиционных российских здравниц лишает возможности отдыха в них подавляющего большинства детей нашей области.
Предпринимаемые администрацией области меры не позволяют обеспечить в полном объеме оздоровление, отдых детей из социально уязвимых категорий населения. В 1998 году органами социальной защиты населения оздоровлено 14029 ребенка, что составило 7,2% от общего числа детей, состоящих на учете и нуждающихся в особой заботе государства, в 1999 г. - 15930 детей (7,5%), в 2000 г. - 16117 детей (7,2%).
В области отсутствует комплексный подход к работе с одаренными детьми и единый областной банк данных одаренных детей, образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, экспериментальных площадок, ведущих работу с ними. Не обобщается опыт работы в этом направлении, накопленный в области. Удаленность областных школ от областного центра делает невозможным использование ими всех ресурсов новосибирского научного потенциала. Формы работы с одаренными детьми устарели. Слабо используются новые информационные технологии.
Все это требует разработки неотложных мер по обеспечению социальной защиты детей, созданию необходимых условий для нормального развития и жизнедеятельности детей. Эффективное решение актуальных проблем детства возможно только программными методами и требует реализации в ближайшие годы комплекса мероприятий. Такой увязанной по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам системой мероприятий является областная комплексная программа "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы (далее именуется - Программа).
В настоящее время, по данным ежегодного доклада "О положении детей в Новосибирской области", 14 структурных подразделений администрации области, 9 органов власти федерального подчинения, 4 государственных внебюджетных социально-страховых фонда обеспечивают реализацию государственной социальной политики в интересах детства на территории области.
Практически отсутствуют комплексный подход и единый информационный банк по проблемам детства, не ведутся анализ ситуации и перспективное стратегическое планирование в сфере семьи и детства для органов государственной власти и местного самоуправления, которые могли бы помочь предупредить многие негативные тенденции.
Программа позволит обеспечить реализацию единой региональной социальной политики в отношении детей, объединить усилия всех заинтересованных структурных подразделений администрации Новосибирской области в решении первоочередных задач по обеспечению жизнедеятельности детей, интеграции их в общество, обеспечить государственную поддержку системы летнего отдыха и оздоровления, общественных объединений, занимающихся социальными вопросами семьи и детства.
Основная цель Программы - решение комплекса задач по обеспечению оптимальных условий для успешной адаптации и интеграции в общество детей, проживающих на территории Новосибирской области, реализации прав детей на полноценное физическое, духовное, нравственное развитие в соответствии с международными и российскими правовыми нормами.
Предусмотренные в Программе мероприятия позволяют объединить усилия, средства и координировать деятельность заинтересованных структурных подразделений администрации области по решению проблем детей в целом.
4. Система программных мероприятий
Программа, являясь составной частью семейной социальной политики, включает подпрограммы: "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Организация летнего отдыха и оздоровления детей", "Дети-сироты", "Одаренные дети".
Приоритетность данных направлений связана с тем, что государственная социальная политика в интересах детей предусматривает поддержку социально уязвимых групп детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одаренных детей, детей с ограниченными возможностями, детей группы риска, безнадзорных и беспризорных детей, детей-правонарушителей и преступников, детей из семей, находящихся в особо трудных жизненных обстоятельствах.
4.1. Подпрограмма "Дети-инвалиды"
Цель - формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями, создание условий для их полноценной жизни.
Задачи:
усиление профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
создание условий для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов;