Недействующий

     

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Основных направлений государственной
социальной политики по улучшению положения детей
в Российской Федерации до 2000 года
(Национального плана действий в интересах детей)

____________________________________________________________________
Фактически не применяется в связи с истечением срока действия
___________________________________________________________________

В целях определения государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, а также руководствуясь Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы,

постановляю:

     

1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей).

2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей) в решении конкретных задач в этой области.

3. Правительству Российской Федерации утвердить в 2-месячный срок план действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995-1997 годы в качестве первого этапа реализации Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей).

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования.

    

Президент
Российской Федерации
 Б.Ельцин

Москва, Кремль
14 сентября 1995 года
N 942

УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 14 сентября 1995 г. N 942

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
государственной социальной политики
по улучшению положения детей в Российской
Федерации до 2000 года (Национальный план
действий в интересах детей)

ВВЕДЕНИЕ

Нестабильная экономическая обстановка и, как следствие, снижение жизненного уровня многих семей, наличие значительных слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению, развитию и социализации.

Признавая в связи с этим необходимость определения приоритетных целей и задач по обеспечению выживания, защиты и развития детей и стратегии их реализации, усиления социально-правовой защищенности детей, обеспечения их конституционных прав на выживание, защиту и развитие, разработаны Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей), далее именуемые - Основные направления.

Основные направления являются составной частью социальной политики России и представляют собой целостную систему мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества их жизни, защиту от насилия и жестокости, последствий политических, социальных, межнациональных конфликтов, экологических и других бедствий, создание благоприятных условий для развития детей.

Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового государства на демократических основах определяют соотношение Основных направлений с положениями таких международно-правовых актов, как Конвенция ООН о правах ребенка и Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-годы.

1. ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Российской Федерации проживают 38,8 млн. детей, что составляет 26,2 процента общей численности населения страны. В последние годы социально-экономические показатели положения детей по ряду параметров оказались неблагоприятными, при этом некоторые негативные тенденции продолжают нарастать.

Особую озабоченность вызывает высокая младенческая и детская смертность. В 1993 году на 1000 родившихся были зарегистрированы 19,9 детей, не доживших до 1 года, в 1994 году этот показатель составил 18,6. Несмотря на произошедшие улучшения, уровень младенческой смертности остается высоким, более чем в два раза превышая соответствующие показатели в США, Франции, Англии. Важнейшие причины младенческой смертности связаны с состояниями, возникающими в перинатальный период, а также с врожденными аномалиями. Коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет в 1994 году составил 22,2 в расчете на 1000 детей соответствующего года рождения.

Не снижается материнская смертность, уровень которой в 1994 году составил 52,3 на 100 тыс. родившихся детей, что в несколько раз превышает аналогичный показатель индустриально развитых стран.

Ухудшилось качество здоровья беременных женщин и новорожденных детей. За 1990-1994 годы общая заболеваемость новорожденных детей возросла в 2,3 раза, в том числе за счет заболеваний, приводящих к высокой смертности.

Увеличилось число хронически больных детей, особенно с болезнями нервной системы, органов пищеварения, онкологическими заболеваниями, заболеваниями крови, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата. Специальные исследования показывают, что 15-20 процентов детей дошкольного возраста имеют хронические заболевания, более чем у 50 процентов школьников зафиксировано ослабленное здоровье, до 40 процентов детей к окончанию школы ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья.

Растет заболеваемость дифтерией, коклюшем, туберкулезом. До сих пор регистрируются случаи полиомиелита. Среди инфицированных вирусом иммунодефицита человека около одной трети - дети.

Существующая в стране сеть санаторно-курортных учреждений не обеспечивает в необходимых объемах потребности населения в соответствующих услугах, особенно детей дошкольного возраста. Не хватает санаториев для родителей с детьми, происходит сокращение числа детских санаториев.

Сохраняется острый недостаток специальных продуктов для детского питания. Значительно сократился выпуск молочных смесей и мясных консервов для детей раннего возраста. Действующие отечественные предприятия находятся в тяжелом финансовом положении, что сдерживает возможности их деятельности. Доступность продуктов детского питания для семей с детьми все больше ограничивается высокими темпами роста потребительских цен.

Принимаемые решения о дополнительных мерах по обеспечению продуктами питания беременных женщин, кормящих матерей, детей до семи лет, введению бесплатного отпуска специальных молочных продуктов всем детям до 2-х лет* реализуются в субъектах Российской Федерации не в полном объеме.

----------------

* Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 1992 г. N 610 "О неотложных мерах по улучшению положения детей в Российской Федерации".

Снижение уровня жизни, вызванное отставанием темпов роста доходов населения от темпов роста потребительских цен, существенно изменило структуру семейных бюджетов в сторону увеличения доли расходов. Значительно ухудшилось качество питания детей, его состав постоянно смещается в сторону прогрессирующей углеводной модели потребления. Резко сократилось потребление ценных в биологическом отношении продуктов - овощей, фруктов, мясных, рыбных, молочных изделий.

Продолжается рост цен на детскую одежду, обувь, услуги детских дошкольных учреждений, возрастает оплата культурных и образовательных потребностей детей. При значительном росте цен на товары детского ассортимента в стране произошел спад их производства во всех республиках, краях и областях. В целом по Российской Федерации выпуск чулочно-носочных изделий и обуви для детей сократился в 1994 году по сравнению с 1993 годом на 50 процентов, трикотажных изделий - на 38 процентов. В результате многие товары первой необходимости для детей в продаже отсутствуют, имеющиеся импортные товары детского ассортимента дороже отечественных и недоступны значительной части родителей.

В целях решения наиболее острых и значительных проблем детства Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N 1696 утверждена президентская программа "Дети России", включающая федеральные целевые программы "Дети-инвалиды", "Дети Чернобыля", "Дети Севера", "Дети-сироты", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания на 1991-1995 годы", "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей" и "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев".

Правительством Российской Федерации принимаются меры по усилению прямой материальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми. С 1 января 1994 г. введено единое ежемесячное пособие на каждого ребенка. В настоящее время новая система закреплена законодательно*. Размер пособия составляет 70 процентов минимального размера оплаты труда на ребенка в возрасте до шестнадцати лет (учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет). Кроме того, для определенных типов семей (на детей одиноких матерей, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и т.д.) размер ежемесячного пособия повышен на 50 процентов.

-----------------

* Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Следует, однако, отметить, что в ряде регионов выплата пособий производится со значительными задержками, что негативно отражается на текущем доходе семей.

Благополучие детей неразрывно связано с созданием необходимых условий для их воспитания, образования, духовного развития. На начало 1994/95 учебного года в дневных общеобразовательных школах обучались 21,1 млн. человек (в 1993-1994 учебном году - 20,6). Началось развитие сети негосударственных общеобразовательных учреждений, в том числе работающих по инновационным программам, специализирующихся в преподавании гуманитарных, естественно-научных, художественных дисциплин. Вместе с тем из-за недостатка учебных помещений в 1994/95 учебном году 24,7 процента учащихся обучались во вторую смену и 0,5 процента - в третью.

Сокращено финансирование строительства, ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений всех типов. Ввод в действие ученических мест уменьшился с 514,6 тыс. в 1990 году до 194,2 в 1994 году. Уменьшено также строительство профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений.

За последние годы идет сокращение и учреждений дошкольного, дополнительного школьного образования и оздоровительного отдыха детей. Обеспеченность детскими дошкольными учреждениями детей соответствующего возраста в 1994 году по сравнению с 1991 годом снизилась с 63,9 до 56,6 процента.

Летом 1994 года для детей и подростков было открыто 39648 оздоровительных детских лагерей и центров различного типа. Это на 300 больше, чем в предыдущем году, но число отдохнувших в них детей снизилось по сравнению с 1993 годом на 8 процентов и составило 4,6 млн. детей. Причиной этого является прежде всего сокращение числа загородных детских оздоровительных лагерей (их открылось на 438 меньше). В связи с постоянно происходящим увеличением стоимости путевок и транспортных расходов на оплату проезда к месту отдыха принимаются дополнительные меры по обеспечению доступности летнего отдыха, особенно для детей, нуждающихся в особой социальной защите (дети-сироты, дети-инвалиды, дети из многодетных семей и пр.). Принимая во внимание значимость проблемы, начата разработка на 1996-1997 годы программы "Организация летнего отдыха детей", которая включена в состав президентской программы "Дети России".

Необходимо отметить ряд тенденций, которые негативно сказываются на духовно-нравственном развитии и воспитании детей. Резко сократилось производство детских и юношеских художественных и мультипликационных фильмов. Прекратила свое существование сеть специализированных детских кинотеатров. Сокращаются тиражи детских изданий. Не полностью удовлетворяется спрос на научно-художественные, познавательные книги, отечественную классику, литературу по школьной программе.

Особая проблема, требующая пристального общественного внимания, связана с ростом безнадзорности среди детей и подростков и высоким уровнем правонарушений. Несовершеннолетними или с их участием в 1994 году было совершено почти 222 тыс. преступлений (8 процентов от общего числа зарегистрированных). В течение 1991-1994 годов число тяжких правонарушений, совершенных подростками (убийства, грабежи, разбойные нападения), возросло в 2,9 раза. За этот же период количество несовершеннолетних, преступивших закон, увеличилось на 28 процентов. В общем объеме правонарушений возрастает доля преступлений, совершаемых девочками.


В последние годы в России наблюдается увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 1994 году общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляла 446,9 тыс. Свыше 135 тыс. детей усыновлены, около 201,4 тыс. детей находятся под опекой и попечительством граждан, более 100 тыс. детей воспитываются в интернатных учреждениях.

Большую остроту приобрела проблема детской инвалидности. Число детей-инвалидов в возрасте до 16 лет на конец 1993 года составляло 344,9 тыс. человек, а к концу 1994 года достигло 398,9 тыс. человек.

Среди основных причин инвалидности детей следует отметить неблагоприятные условия труда женщин, наследственные заболевания, рост травматизма, все большее значение приобретает ухудшение экологической обстановки. В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, слуха. Необеспеченность детей-инвалидов необходимым и качественным специальным оборудованием, медикаментами, материальной, социальной, психологической и юридической помощью резко сужает возможности их нормальной жизнедеятельности и полноценной адаптации к общественной среде.

На конец 1994 года число семей беженцев и вынужденных переселенцев достигло 274,31 тыс. (702451 человек). Из них почти 203 тыс. человек (28,9 процента) - дети, которые, кроме прочего, требуют специальных мер социально-психологической реабилитации. Острота и сложность проблемы сделали необходимой разработку в составе президентской программы "Дети России" целевой программы "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", рассчитанной на 1996-1997 годы.

В трудном положении находятся дети, проживающие на Севере, особенно дети малочисленных народов. Среди них крайне высока младенческая смертность, уровень которой в ряде мест компактного проживания коренного населения вдвое превышает среднероссийский показатель. Вследствие повышенной смертности среди взрослого населения возрастает число детей-сирот. Ухудшение экологической обстановки, затрудненный доступ к образованию, культуре, медицинской помощи негативно влияют на развитие детей Севера.

Подробные данные о различных социально-экономических показателях жизнедеятельности детей содержатся в первоначальном докладе Российской Федерации Комитету по правам ребенка о выполнении Конвенции о правах ребенка за период 1990-1992 годов, ежегодных государственных докладах о положении детей в Российской Федерации в 1993 и 1994 годах, докладе о положении семей в Российской Федерации, Национальном докладе Российской Федерации по проблемам народонаселения (Каир, 1994 год).

Выводы, содержащиеся в перечисленных докладах, данные государственной и ведомственной статистики, имеющиеся экспертные оценки и рекомендации специальных научных исследований позволяют выделить приоритетные проблемы с точки зрения обеспечения выживания, защиты и развития детей России, определить основные направления и первоочередные задачи государственной политики в отношении детей на среднесрочную перспективу до 2000 года.

Объединение усилий государственных органов, работодателей, общественных объединений, самих семей и граждан России является необходимым условием успешной деятельности по улучшению положения детей.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ
ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2000 ГОДА

Общая цель государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации состоит в преодолении нарастания негативных тенденций и стабилизации положения детей, создании реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей.

Необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор в качестве приоритетных следующих основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:

укрепление правовой защиты детства;

поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;

обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;

улучшение питания детей;

обеспечение воспитания, образования и развития детей;

поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Реализация основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации требует решения следующих крупных задач.

1. Укрепление правовой защиты детства:

а) приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации;

б) усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями и отношениями собственности.

2. Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей:

а) создание условий для улучшения материального положения семей с детьми;

б) развитие системы социального обслуживания семьи, увеличение видов предоставляемых семье социальных услуг;

в) обеспечение условий семейного воспитания детей.

3. Обеспечение безопасного  материнства и охраны здоровья детей:

а) создание условий для безопасного материнства и рождения здоровых и желанных детей;

б) снижение материнской и младенческой смертности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»