РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 июля 2014 года N 155-р
О внесении изменения в распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 04.04.2011 N 73-р
1. Внести изменение в распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 04.04.2011 N 73-р "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры", изложив Приложение к распоряжению в редакции согласно Приложению к настоящему распоряжению.
2. Контроль за выполнением распоряжения остается за председателем Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.
Председатель Комитета
А.Н.Ржаненков
Методические рекомендации
по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры
Методические рекомендации по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью совершенствования деятельности по сбору и систематизации информации о доступности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе включенных:
- в основной и дополнительный перечни видов социально значимых объектов Санкт-Петербурга, расположенных на территории Санкт-Петербурга, для предоставления услуг социального такси, утвержденные распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 18.10.2013 N 323-р "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 N 1200",
- в Адресный перечень мероприятий Программы "Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2013-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2013 N 52-рп,
- в адресные программы (планы мероприятий) обеспечения нормативных требований по созданию доступной среды для лиц с ограничениями жизнедеятельности в объектах социальной инфраструктуры, разработанные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Методические рекомендации предназначены для работников территориальных и отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также для организаций независимо от организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Основным способом получения информации о доступности объектов является обследование (анкетирование) объектов социальной инфраструктуры, оформленное соответствующим документом (анкетой).
Результаты обследования (анкетирования) объектов являются основой для формирования:
- мероприятий по приведению объектов социальной инфраструктуры (далее - ОСИ) в соответствие с нормативными требованиями и созданию в конечном итоге условий для беспрепятственного доступа инвалидов к ОСИ;
- электронных паспортов ОСИ;
- карт доступности ОСИ районов.
Методические рекомендации позволят:
- унифицировать процесс обследования ОСИ на предмет их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН);
- автоматизировать процесс обработки информации о степени доступности ОСИ для МГН посредством подсистемы "Доступная среда" автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга" (далее - подсистема "Доступная среда"), оператором которой является Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городской информационно-расчетный центр" (СПб ГКУ "ГИРЦ");
- оптимизировать управленческие решения по проведению мероприятий по обеспечению доступности ОСИ для МГН в соответствии с нормативными требованиями.
Методические рекомендации предусматривают оценку доступности ОСИ в подсистеме "Доступная среда" для следующих категорий инвалидов: передвигающихся на креслах-колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, с нарушением зрения, с умственными нарушениями.
Варианты графического отображения категорий инвалидов, используемые в подсистеме "Доступная среда":
- для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках; | |
- для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата; | |
- для инвалидов с нарушением зрения; | |
- для инвалидов с нарушением слуха, речи; | |
- для инвалидов с умственными нарушениями. |
Методические рекомендации подготовлены с учетом требований свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 605 (вступившего в силу с 01.01.2013) и в соответствии с методикой, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 627.
Анкетирование ОСИ на предмет их доступности для МГН (далее - анкетирование) - сбор сведений о соответствии ОСИ нормативным требованиям в части обеспечения доступной среды жизнедеятельности для МГН (далее - нормативные требования).
Анкета - форма документа, в который заносятся сведения о соответствии ОСИ нормативным требованиям в части обеспечения доступной среды жизнедеятельности для МГН, в том числе инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов с нарушением зрения, инвалидов с нарушением слуха, речи, инвалидов с умственными нарушениями.
Административные здания - здания и помещения, имеющие ряд общих функциональных и объемно-планировочных признаков и предназначенные преимущественно для умственного труда и непроизводственной сферы деятельности, отличающихся от зданий для осуществления деятельности по производству материальных ценностей или услуг населению.
Доступные для МГН здания и сооружения - здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям.
Доступность (безбарьерность) - свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К МГН относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Объекты социальной инфраструктуры - здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов, учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, банковского, гостиничного, туристического, санаторно-курортного и пассажирского обслуживания населения, воспитания, образования, отдыха, туризма, спорта и трудовой деятельности, по предоставлению услуг связи и информационных услуг, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, в том числе участки и элементы застройки территорий указанных учреждений, а также все виды железнодорожного, воздушного, водного, междугородного автомобильного транспорта, городского и пригородного пассажирского транспорта.
Разумное приспособление - при невозможности доступного оборудования всего здания выделение в уровне входа специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов, с обеспечением всех видов услуг, имеющихся в данном здании (вариант "Б").
Система средств информации (информационные средства) - совокупность носителей информации, обеспечивающих для МГН своевременное ориентирование в пространстве, способствующих безопасности и удобству передвижения, а также информирующих о свойствах среды жизнедеятельности.
Универсальный проект - доступность для инвалидов любого места в здании, а именно - общих путей движения и мест обслуживания - не менее 5% общего числа таких мест, предназначенных для обслуживания (вариант "А").
Понятия и термины, используемые в настоящих Методических рекомендациях, не указанные в настоящем пункте, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.
Для формирования Реестра ОСИ государственных учреждений, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, государственных учреждений, находящихся в ведении иных исполнительной органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - ИОГВ) и расположенных на территории районов, а также негосударственных учреждений, расположенных на территории районов (далее - Реестр), целесообразно привлечь Центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (далее - Центры) соответствующих районов или при их отсутствии в районе структурные подразделения Комплексных центров социального обслуживания населения. Реестр формируется по форме в соответствии с приложением N 1 к Методическим рекомендациям.
В случае если в администрации района Санкт-Петербурга имеется база данных организаций, находящихся на территории района, целесообразно воспользоваться ею для составления Реестра по форме приложения N 1 к Методическим рекомендациям. Если в имеющейся базе данных отсутствуют какие-то сведения, требующиеся для составления Реестра, рекомендуется направить в организации титульный лист Анкеты для получения общих сведений об объекте.
Результатом обследования ОСИ на предмет доступности для МГН является заполненная анкета по определению доступности ОСИ для инвалидов и других МГН (далее - Анкета).
Анкета (приложения N 2, N 2А, N 2Б к Методическим рекомендациям) разработана на основании нормативных документов по обеспечению доступности ОСИ для МГН и с учетом дальнейшей автоматизированной обработки в подсистеме "Доступная среда". Инструкция по заполнению Анкеты приведена в приложении N 1 к Анкете. Пример заполнения Анкеты приведен в приложении N 2 к Анкете.
Анкетированию подлежат все введенные в эксплуатацию ОСИ.
Анкетирование жилых домов проводится по Анкете (приложение N 2 к Методическим рекомендациям) в соответствии с Алгоритмами действий N 1 и 2 (приложения N 6 и 7 к Методическим рекомендациям).
Анкетирование квартир производится по Анкете (приложение N 2А к Методическим рекомендациям) в случае обращения инвалида - собственника/нанимателя квартиры в домах государственного, муниципального, частного жилищного фонда (формы собственности жилищного фонда указаны согласно статье 19, части 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Анкетирование жилых помещений в специализированных типах ОСИ (дома-интернаты, реабилитационные центры, санаторные, учебно-профилактические учреждения), учреждениях временного пребывания (гостиницы, отели, кемпинги) производится по Анкете (приложение N 2Б к Методическим рекомендациям).
Перечень нормативно-методических документов, которыми следует руководствоваться при проведении анкетирования объектов социальной инфраструктуры, приведен в приложении N 4 к Методическим рекомендациям.
В администрациях районов Санкт-Петербурга в целях реализации полномочий в части обеспечения формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории района, предусмотренных пунктами 2.3.5, 3.3.6, 3.3.27, 3.3.28, 3.5.11 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 (с изменениями от 07.02.2014 N 73), создаются Комиссии по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - Комиссия). Примерное положение о Комиссии представлено в приложении N 5 к Методическим рекомендациям.
3.1. Организация деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в государственные ОСИ, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.
В соответствии с п.1.1 распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2008 N 44-рп "Об организации работы администраций районов Санкт-Петербурга по обеспечению капитального и текущего ремонта зданий и помещений государственных учреждений Санкт-Петербурга, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга" в районах Санкт-Петербурга созданы государственные учреждения - службы заказчика (далее - районные службы заказчика).
Учитывая цели и задачи районных служб заказчиков, рекомендуется возложить обязанности по оказанию содействия в формировании перечня работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН в государственных учреждениях, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, на районную службу заказчика.
Деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа МГН в государственных учреждениях, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, рекомендуется осуществлять в соответствии с алгоритмом действий N 1 (приложение N 6 к Методическим рекомендациям).
3.2. Организация деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в ОСИ негосударственных учреждений (организаций), а также в ОСИ государственных учреждений, находящихся в ведении иных ИОГВ и расположенных на территории районов Санкт-Петербурга.
Важное значение для жизнедеятельности инвалидов имеют ОСИ негосударственных учреждений (организаций) - магазины, аптеки, рынки, кредитно-финансовые организации, учреждения культуры, общественного питания, бытового обслуживания и др. Указанные организации в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" должны также создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к ОСИ.
Анкетирование ОСИ негосударственных учреждений (организаций), а также ОСИ государственных учреждений, находящихся в ведении иных ИОГВ, и расположенных на территории районов, может проводиться двумя способами:
1. Организация, которой принадлежит ОСИ (в том числе на правах аренды) и которая добровольно намерена обеспечить доступность ОСИ для МГН, заполняет направленную Центром Анкету. Заполненная Анкета, вместе с фотографиями существующих зон ОСИ подлежит передаче в Комиссию или в СПб ГБУ "Служба заказчика администрации _______ района Санкт-Петербурга".
При осуществлении этой работы необходимо также информировать руководителей учреждений (организаций) о том, что в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2004 N 387-58 "О методике определения арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург", арендаторам возмещаются затраты на создание для инвалидов беспрепятственного доступа к ОСИ.
Учреждения (организации) на договорной основе могут привлекать к анкетированию ОСИ другие организации, осуществляющие свою деятельность согласно уставным документам в области обеспечения условий доступности ОСИ для МГН.
Деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа МГН в ОСИ негосударственных учреждений (организаций), а также в ОСИ государственных учреждений, находящихся в ведении иных ИОГВ и расположенных на территории районов, рекомендуется осуществлять в соответствии с алгоритмом действий N 2 (приложение N 7 к Методическим рекомендациям).
2. Анкетирование (с уведомлением владельцев ОСИ) членами Комиссии, назначенными руководителями администраций районов. Этот способ применяется, когда владельцы ОСИ уклоняются от создания условий для беспрепятственного доступа МГН. Результаты анкетирования и выводы по ним, подписанные председателем Комиссии, передаются в соответствующие инстанции (судебные органы, органы прокуратуры) для привлечения к административной ответственности юридических и должностных лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.