ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2014 года N 29
Об утверждении Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года
(с изменениями на 24 октября 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 16 мая 2016 года N 144 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2016, N 4700201605230003);
постановлением Правительства Ленинградской области от 24 октября 2023 года N 731 (применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета Ленинградской области, начиная с бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Устава Ленинградской области Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Ленинградской области на период до 2025 года.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Ленинградской области - председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ялова Д.А.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 мая 2016 года постановлением Правительства Ленинградской области от 16 мая 2016 года N 144. - См. предыдущую редакцию)
Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко
Инвестиционная стратегия Ленинградской области на период до 2025 года
(с изменениями на 24 октября 2023 года)
Инвестиционная стратегия Ленинградской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) определяет:
факторы развития и стратегический выбор в определении направлений развития инвестиционных процессов Ленинградской области;
цели и задачи Стратегии;
отраслевые приоритеты развития Ленинградской области;
приоритетные направления реализации Стратегии;
кадровую политику и развитие кадрового потенциала Ленинградской области;
механизмы реализации Стратегии;
основные этапы реализации Стратегии;
ресурсы и ожидаемые результаты реализации Стратегии.
Стратегия основывается на положениях следующих программных документов развития Российской Федерации, определяющих основные цели и задачи экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период:
указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 594, 596, 597, 598, 599, 600, 601, 602, 603, 604, 605, 606;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р);
Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года N 2074-р);
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р);
Государственная программа Российской Федерации "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717);
государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 2433-р);
государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2600-р);
государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 91-р);
государственная программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 года N 378-р);
государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 года N 467-р);
Стратегия разработана с учетом положений, приоритетных направлений, целей и задач, обозначенных в Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года, утвержденной областным законом от 28 июня 2013 года N 45-оз (далее - Концепция). В Стратегии сформулированы мероприятия по реализации Концепции.
Стратегия направлена на улучшение инвестиционного климата и имиджа Ленинградской области (далее также - регион), формирование условий для увеличения притока российских и иностранных инвестиций в экономику региона, инновационное развитие, увеличение числа инвесторов и повышение эффективности их вложений. Стратегия предполагает создание условий для инфраструктурного развития региона, а также уменьшения дифференциации по уровню социально-экономического развития муниципальных образований Ленинградской области.
Стратегия определяет основные цели и принципы инвестиционной политики в Ленинградской области, а также ключевые направления совершенствования ее правовых, экономических и институциональных основ.
Реализация Стратегии планируется путем совершенствования механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности, повышения эффективности использования имеющегося в этих сферах потенциала.
Ленинградская область является одним из лидеров по показателям экономического развития в Северо-Западном федеральном округе и в Российской Федерации. В Ленинградской области представлены следующие отрасли промышленности: машиностроение, автомобилестроение, судостроение, химическая промышленность, нефтехимическая промышленность, агропромышленный комплекс (далее - АПК), лесоперерабатывающая промышленность, целлюлозно-бумажное производство, промышленность строительных материалов и др.
Важными факторами, благоприятно влияющими на развитие региона, являются:
приграничное положение (граница с Европейским союзом), выгодное приморское положение (выход в Балтийское море), наличие действующих и строящихся морских портов;
транспортный узел, расположенный в створе панъевропейского транспортного коридора и международного транспортного коридора "Север-Юг";
мультимодальность путей сообщения: пересечение морских, речных, железнодорожных, автомобильных, воздушных, трубопроводных и телекоммуникационных трасс.
Успешное развитие Ленинградской области в последние годы обусловлено благоприятным сочетанием внутренних и внешних факторов:
благоприятная конъюнктура цен на экспортную продукцию;
выгодное географическое положение: соседство с Санкт-Петербургом, выход в Балтийское море, сухопутная граница с зарубежными государствами - Финляндией и Эстонией;
реализация на территории региона ряда инфраструктурных проектов федерального значения.
Рис.1. Современное положение Ленинградской области
Источник: ЦСР "Северо-Запад", на основе открытых источников
Ленинградская область является одним из лидеров Северо-Западного федерального округа и Российской Федерации по показателям экономического развития и инвестиционному потенциалу.
По объему валового регионального продукта (далее - ВРП) Ленинградская область занимает второе место среди субъектов Северо-Западного федерального округа и обеспечивает 12,5 проц. общего объема ВРП округа. По итогам 2011 года ВРП Ленинградской области составил 573 млрд. рублей (семнадцатое место среди всех субъектов Российской Федерации по объему ВРП (1,05 проц.) и пятнадцатое место по показателю ВРП на душу населения (330 тыс. рублей). По оценочным данным ВРП Ленинградской области за 2012 год составил 632,5 млрд. рублей.
В инвестиционном рейтинге регионов Российской Федерации 2011-2012 годов по версии "Эксперт РА" Ленинградской области присвоен рейтинг 3А1 "пониженный потенциал - минимальный риск". В данном рейтинге в части инвестиционных рисков Ленинградская область заняла восьмое место (первое место по итогам 2013 года). Также регион занимает четвертое и восьмое места по инвестиционным показателям в финансовой и социальной сферах соответственно. По инновационному потенциалу в рейтинге "Эксперт РА" регион занимает двадцать девятое место.
Международным рейтинговым агентством "Фитч Рейтингз" в июле 2013 года изменен прогноз по долгосрочным рейтингам Ленинградской области со "Стабильного" на "Позитивный", ожидается продолжение роста экономики региона более высокими темпами, чем в стране в среднем, сохранение низкого уровня долга, хорошие операционные показатели и сильная ликвидность. Долгосрочные рейтинги в национальной и иностранной валюте были подтверждены на уровне "ВВ+". Также подтверждены долгосрочный рейтинг по национальной шкале на уровне "АА(rus)" и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте на уровне "В".
В рейтинге регионов Doing Business на 2012 год Ленинградская область заняла четырнадцатое место.
Основной вклад в ВРП Ленинградской области вносит динамично развивающийся многоотраслевой промышленный комплекс, на долю которого приходится третья часть создаваемого ВРП и более 80 проц. налоговых поступлений в областной бюджет. В организациях промышленности Ленинградской области занята третья часть работающего населения региона.
С 1999 года отмечается стабильный прирост инвестиций в экономику Ленинградской области. Результатом инвестиционной политики, проводившейся Ленинградской областью с 1999 года, стал достаточно быстрый рост российских и иностранных инвестиций в экономику региона. Доля инвестиций в ВРП региона в период с 2001 по 2012 год увеличилась с 42,6 до 52,1 проц. (рис.2).
Рис.2. Динамика ВРП и инвестиций в основной капитал (млрд. рублей)
Источник: FCG Finnish Consulting Group Ltd, рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики
С 2001 по 2012 год объем инвестиций в основной капитал вырос почти в 10 раз. Кризис 2008-2009 годов не оказал существенного влияния на инвестиционный процесс. В 2012 году инвестиции в основной капитал составили 330 млрд. рублей (10,568 млрд. долларов США), значительно превысив предкризисный уровень (рис.2). Заметную долю в общем объеме инвестиций составляют иностранные инвестиции (рис.3), демонстрировавшие устойчивый рост, начиная с 2004 года и до 2009 года. После резкого падения в 2010 году отмечается стремительное увеличение объема иностранных инвестиций в экономику региона. По итогам четырех кварталов 2012 года их величина превысила 1,4 млрд. долларов США.
Размер прямых иностранных инвестиций в экономику Ленинградской области в течение последних пяти лет был относительно стабилен и составлял около 360 млн. долларов США в год. Однако уже в 2011 и 2012 годах объем прямых иностранных инвестиций вырос и их доля в общем объеме инвестиций в регион увеличилась с 4,3 проц. в 2010 году до 10,2 проц. в 2012 году.
В период с 2006 года по 2012 год наиболее активно в экономику региона инвестировали следующие страны: Финляндия, США и Кипр (среднегодовые инвестиции 156 млн. долларов США, 139 млн. долларов США и 125 млн. долларов США соответственно). В следующую, менее активную, группу стран входят Нидерланды, Австрия, Люксембург, Дания, Британские Виргинские острова, Великобритания и Германия (рис.5).
Рис.3. Динамика российских и иностранных инвестиций в основные средства организаций промышленности Ленинградской области (млн. долларов США)
Источник: FCG Finnish Consulting Group Ltd, рассчитано по данным Петростата
Рис.4. Динамика доли иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в Ленинградскую область, проц.
Источник: FCG Finnish Consulting Group Ltd, рассчитано по данным Петростата
Рис.5. Структура иностранных инвестиций в экономику Ленинградской области с 2006 по 2012 год, проц.
Источник: FCG Finnish Consulting Group Ltd, рассчитано по данным Петростата
Ключевые секторы экономики для привлечения инвестиций в последние годы: "транспорт и связь" и "обрабатывающая промышленность". По объему инвестиций в основной капитал транспортно-логистический комплекс удерживает первое место в общем объеме инвестиций в экономику региона. В 2012 году в указанный сектор экономики было привлечено 138,6 млрд. рублей (54 проц. от общего объема инвестиций). На втором месте по объему инвестиций в основной капитал находится сектор обрабатывающей промышленности (22,6 проц.).
________________
Ленинградская область в 2012 году/Пегростат. - СПб., 2012. - 231 с.
Подобное распределение во многом обусловлено созданием условий наибольшего благоприятствования для проектов в области промышленности и транспорта, а также географическим положением региона, которое позволило реализовать портовые (Усть-Луга, Приморск, Высоцк) и газотранспортные проекты.