УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы



В целях модернизации и технологического развития экономики России

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Президентскую программу повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы.

2. Правительству Российской Федерации предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период бюджетные ассигнования на реализацию Программы, предусмотренной пунктом 1 настоящего Указа.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
Д.Медведев

     

Москва, Кремль
7 мая 2012 года
N 594

     

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 7 мая 2012 года N 594

     

Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы

     

     

Паспорт Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы

Наименование Программы

-

Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012 -2014 годы

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы

-

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 30 марта 2011 года

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство образования и науки Российской Федерации

Исполнители Программы

-

образовательные учреждения, ведущие российские и иностранные организации, в том числе инжиниринговые и исследовательские центры, предприятия и организации реального сектора экономики

Участники Программы

-

специалисты инженерно-технического профиля предприятий и организаций реального сектора экономики

Цель Программы

-

повышение качества кадрового потенциала специалистов инженерно-технического профиля отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, и совершенствование структуры инженерной подготовки в рамках стратегического партнерства российских образовательных учреждений с предприятиями и организациями реального сектора экономики

Задачи Программы

-

обеспечение государственно-частного партнерства при организации и осуществлении повышения квалификации инженерных кадров по направлениям, наиболее востребованным предприятиями и организациями реального сектора экономики;

формирование банка актуальных дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и стажировок инженерных кадров, реализуемых на базе российских образовательных учреждений с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом

Сроки реализации Программы

-

2012-2014 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

средства федерального бюджета
(2012 год - 200 млн. рублей,
2013 год - 350 млн. рублей,
2014 год - 200 млн. рублей);
средства направляющих организаций и предприятий реального сектора экономики (софинансирование не менее 50 процентов расходов федерального бюджета на повышение квалификации и стажировки специалистов инженерно-технического профиля предприятий и организаций реального сектора экономики)

Ожидаемые результаты Программы

-

повышение квалификации не менее 15000 специалистов инженерно-технического профиля предприятий и организаций реального сектора экономики на базе российских образовательных учреждений с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;

долгосрочное партнерство в подготовке кадрового резерва и повышении квалификации инженерных кадров для предприятий и организаций реального сектора экономики на базе российских образовательных учреждений;
формирование банка актуальных дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и стажировок инженерных кадров, реализующих современные технологии обучения и формирующих актуальные компетенции инженерных кадров в области приоритетных направлений развития техники и технологий;
актуализация программ подготовки инженерных кадров, содействующих развитию инженерного образования в российских образовательных учреждениях

     

     

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Для решения задач инновационного развития России Президентом Российской Федерации определены основные приоритеты модернизации экономики, к которым, в частности, относятся повышение энергоэффективности и ресурсосбережения, развитие ядерных, космических, медицинских и стратегических информационных технологий.

Для реализации этих задач необходимо наличие высокопрофессиональных инженерных кадров. При этом должны учитываться не только текущие, но и перспективные запросы промышленного сектора, требующие подготовки специалистов одновременно в области электронной компонентной базы, новых материалов, робототехники, информационных технологий, проектирования технических систем и обеспечения жизненного цикла изделия.

С внедрением комплексных междисциплинарных проектов создания высокотехнологичных производств в приоритетных направлениях развития экономики возникает необходимость в организации непрерывного профессионального образования инженерных кадров, в том числе путем повышения квалификации и стажировки.

Актуальность решения задачи по организации повышения квалификации инженерных кадров диктует необходимость выбора адекватных подходов и методик с использованием специализированных образовательных программ повышения квалификации специалистов инженерно-технического профиля предприятий и организаций реального сектора экономики (далее - специалисты).

При этом критерии оценки компетенций специалистов, методики обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям потенциальных заказчиков и особенностям целевых групп, учитывать специфику их деятельности, обеспечивать развитие профессионально-деловых качеств и компетентности. С учетом различных видов профессиональной деятельности повышение квалификации может быть ориентировано на проектно-конструкторскую, технологическую или научно-исследовательскую подготовку, включая соответствующие виды практик.

Комплексный подход к реализации Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы (далее - Программа) позволит:

обеспечить системность мероприятий по повышению квалификации специалистов в соответствии с заявленными приоритетами;

реализовать эффективные модели повышения квалификации специалистов, основанные на запросах промышленного сектора с использованием современных образовательных технологий;

создать необходимые условия для профессионального развития участников Программы;

обеспечить контроль за выполнением обязательств исполнителями Программы и мониторинг эффективности ее реализации.

II. Цель и задачи Программы, ожидаемые результаты, сроки и этапы ее реализации


Целью Программы является повышение качества кадрового потенциала специалистов отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, и совершенствование структуры инженерной подготовки в рамках стратегического партнерства российских образовательных учреждений с предприятиями и организациями реального сектора экономики.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

обеспечение государственно-частного партнерства при организации и осуществлении повышения квалификации инженерных кадров по направлениям, наиболее востребованным предприятиями и организациями реального сектора экономики;

формирование банка актуальных дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации (далее - программы повышения квалификации) и стажировок инженерных кадров, реализуемых на базе российских образовательных учреждений с участием ведущих исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом.

Особенностями Программы являются:

ориентация на текущие и перспективные потребности предприятий и организаций в повышении квалификации и получении дополнительных профессиональных компетенций специалистами в сфере приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России;

стимулирование взаимодействия российских образовательных учреждений с предприятиями и организациями реального сектора экономики в части развития кадрового потенциала по наиболее востребованным направлениям подготовки путем обеспечения государственно-частного партнерства;

поддержка и продвижение лучших программ повышения квалификации и стажировок инженерных кадров, разработанных российскими образовательными учреждениями по заказам профильных предприятий и организации реального сектора экономики и в сотрудничестве с ними.

III. Мероприятия Программы


Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы, которые реализуются по двум следующим направлениям:

формирование банка программ повышения квалификации, представленных российскими образовательными учреждениями в соответствии с заявленными требованиями, с определением списка конкретных проектов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России и выполняющих их организаций, для инженерных кадров которых будут реализованы названные программы;

формирование групп слушателей по наиболее востребованным программам повышения квалификации на основе квалификационного отбора специалистов, в том числе формирование соответствующих групп слушателей в целях реализации каждого конкретного проекта.

Программа повышения квалификации формируется образовательным учреждением при участии заинтересованных предприятий и организаций реального сектора экономики.

К программам дополнительного профессионального образования, претендующим на включение в банк программ повышения квалификации, предъявляются следующие требования:

продолжительность обучения, составляющая не менее 72 аудиторных часов;

возможность реализации обучения с использованием дистанционных технологий;

осуществление не менее 50 процентов времени обучения в формате практической работы на базе образовательного учреждения, исследовательского центра или на базовом предприятии;

наличие современной материально-технической базы для реализации предлагаемой практической работы, а также наличие педагогических работников соответствующего квалификационного уровня;

ориентация на получение актуальных профессиональных компетенций инженерных кадров с учетом основных приоритетов модернизации экономики России и согласованного перечня направлений повышения квалификации, использование модульного формата, учет требований профессиональных стандартов и (или) требований профильных заказчиков;

завершение освоения программы повышения квалификации аттестационными процедурами в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая выдачу документа о повышении квалификации установленного образца, обязательное участие представителей профильных заказчиков, объединений работодателей и федеральных органов исполнительной власти в аттестационных процедурах;

обеспечение возможности прохождения стажировок слушателями, прошедшими аттестацию, на базе исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;

обучение по программе повышения квалификации на базе образовательного учреждения исходя из его стоимости, составляющей не более 30000 рублей на 1 слушателя;

осуществление стажировки в исследовательских и инжиниринговых центрах на территории России исходя из ее стоимости, составляющей не более 100000 рублей на 1 слушателя;

обучение по программе повышения квалификации со стажировкой в исследовательских и инжиниринговых центрах за рубежом исходя из его стоимости, составляющей не более 300000 рублей на 1 слушателя.

Программы повышения квалификации представляются российскими образовательными учреждениями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующему направлению подготовки (специальности) инженерных кадров.

Обязательным приложением к программе повышения квалификации является проект договора между образовательным учреждением и предприятием или организацией реального сектора экономики о повышении квалификации специалистов по предлагаемому направлению повышения квалификации.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей, крупных объединений работодателей, технологических платформ, федеральных органов исполнительной власти проводит оценку соответствия представленных программ повышения квалификации установленным Программой требованиям и формирует банк программ повышения квалификации.

Информация об отобранных программах повышения квалификации по установленному формату размещается на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети Интернет.

Заявки на участие в обучении по программам повышения квалификации направляются предприятиями и организациями реального сектора экономики непосредственно в образовательные учреждения - разработчики программ.

Формирование групп специалистов для участия в программах повышения квалификации, финансируемых в рамках Программы, проводится на основании указанных заявок.

Образовательное учреждение, чья образовательная программа включена в банк программ повышения квалификации, производит набор групп специалистов, отвечающих следующим требованиям:

наличие диплома о высшем образовании (обучающиеся в магистратуре и аспиранты также могут участвовать в программах повышения квалификации по согласованию с предприятиями и обучаться на общих основаниях при условии софинансирования не менее 50 процентов расходов федерального бюджета направляющими предприятиями и организациями реального сектора экономики);

наличие у специалиста соответствующих компетенций для освоения конкретной программы повышения квалификации;

направление специалиста предприятием или организацией с обеспечением соответствующего софинансирования.

Рекомендуемое число участников программы повышения квалификации в рамках одной группы составляет не менее 15 человек и не более 25 человек.

После освоения программы повышения квалификации специалисты направляются на стажировку. Для участия в стажировке специалисты должны отвечать следующим требованиям:

успешное прохождение аттестации в рамках программы повышения квалификации;

достаточный уровень владения иностранным языком (в случае прохождения зарубежной стажировки);

направление на стажировку предприятием или организацией с обеспечением софинансирования не менее 50 процентов расходов федерального бюджета на повышение квалификации и стажировку.

В рамках реализации этого направления в 2012-2014 годах будет проводиться обучение:

в 2012 году - не менее 5000 слушателей по программам повышения квалификации. Не менее 20 процентов участников программы, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку на территории России, не менее 10 процентов участников программы повышения квалификации, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку за рубежом;

в 2013 году - не менее 5000 слушателей по программам повышения квалификации. Не менее 50 процентов участников программы, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку на территории России (включая участников программ повышения квалификации предыдущего года), не менее 20 процентов участников программы, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку за рубежом;

в 2014 году - не менее 5000 слушателей по программам повышении квалификации. Не менее 20 процентов участников программы, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку на территории России, не менее 10 процентов участников программы, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку за рубежом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»