Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2013 года N 120

О долгосрочной целевой программе "Развитие электронного и дистанционного обучения в Ленинградской области на 2013-2015 годы"

(с изменениями на 30 сентября 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 7 апреля 2014 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 2 апреля 2014 года N 98

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Ленинградской области от 30 сентября 2013 года N 323.

____________________________________________________________________



В целях развития системы образования Ленинградской области, повышения доступности качественного образования путем использования дистанционных образовательных технологий Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие электронного и дистанционного обучения в Ленинградской области на 2013-2015 годы".

2. Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области при формировании бюджетной заявки на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать ассигнования на реализацию долгосрочной целевой программы "Развитие электронного и дистанционного обучения в Ленинградской области на 2013-2015 годы".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области Емельянова Н.П.

Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко

     

Приложение

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 24 апреля 2013 года N 120

     

Долгосрочная целевая программа "Развитие электронного и дистанционного обучения в Ленинградской области на 2013-2015 годы"

(с изменениями на 30 сентября 2013 года)

ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы "Развитие электронного и дистанционного обучения в Ленинградской области на 2013-2015 годы"

(с изменениями на 30 сентября 2013 года)

Полное наименование

Долгосрочная целевая программа "Развитие электронного и дистанционного обучения в Ленинградской области на 2013-2015 годы" (далее - Программа)

Цель Программы

Обеспечение доступности качественного общего образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития

Основные задачи Программы

Развитие региональной системы электронного и дистанционного обучения;

развитие электронной информационно-образовательной среды Ленинградской области;

расширение категорий участников электронного и дистанционного обучения;

реализация инновационных проектов по разработке и внедрению различных моделей организации "Базовая школа - центр дистанционного обучения" в целях создания распределенной системы центров электронного и дистанционного обучения;

развитие технических и программных ресурсов электронного и дистанционного обучения;

организация научно-методического сопровождения электронного и дистанционного обучения

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 30 сентября 2013 года N 323. - См. предыдущую редакцию)

Мероприятия Программы

Раздел 1. Организация электронного и дистанционного обучения:

организация электронного и дистанционного обучения обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях;

организация электронного и дистанционного обучения обучающихся в государственных образовательных организациях;

организация электронного и дистанционного обучения обучающихся по программам дополнительного образования в государственных образовательных организациях;

организация электронного и дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях.

Раздел 2. Развитие банка электронных информационно-образовательных ресурсов:

разработка дистанционных образовательных ресурсов по программам среднего профессионального образования;

приобретение прав использования дистанционных образовательных ресурсов государственными образовательными организациями;

модернизация дистанционных учебно-методических комплексов;

модернизация дистанционных учебно-методических комплексов для обучающихся по программам дополнительного образования.

Раздел 3. Научно-методическое сопровождение электронного и дистанционного обучения:

реализация инновационных проектов по созданию программ организации "Базовая школа - центр дистанционного обучения";

методическое сопровождение электронного и дистанционного обучения;

обучение родителей детей-инвалидов по вопросам организации электронного и дистанционного обучения детей-инвалидов и методическое обеспечение указанного обучения.

Раздел 4. Развитие аппаратных и программных ресурсов системы электронного и дистанционного обучения:

приобретение компьютерного, телекоммуникационного и специализированного оборудования для оснащения рабочих мест детей-инвалидов;

приобретение государственными образовательными организациями серверного оборудования для организации электронного и дистанционного обучения;

модернизация и администрирование информационных систем, обеспечивающих мониторинг организации электронного и дистанционного обучения;

техническое сопровождение электронного и дистанционного обучения по адресам проживания детей-инвалидов;

организация технического сопровождения электронного и дистанционного обучения в государственных образовательных организациях;

приобретение компьютерного оборудования и программного обеспечения для оснащения рабочих мест педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов.

Раздел 5. Организация доступа к сети "Интернет" участников электронного и дистанционного обучения:

подключение рабочих мест детей-инвалидов к сети "Интернет", оплата услуг связи;

организация доступа муниципальных общеобразовательных организаций к сети "Интернет"

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 30 сентября 2013 года N 323. - См. предыдущую редакцию)

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования (в ценах года реализации Программы)

Общий объем финансирования Программы составляет 107743,76 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 5393,98 тыс. рублей,
областной бюджет - 92140,38 тыс. рублей,
местные бюджеты - 10209,40 тыс. рублей,

из них:

2013 год - 25752,87 тыс. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 5393,98 тыс. рублей,
областной бюджет - 18254,79 тыс. рублей,
местные бюджеты - 2104,10 тыс. рублей;

2014 год - 41015,47 тыс. рублей, в том числе:
областной бюджет - 37017,00 тыс. рублей,
местные бюджеты - 3998,47 тыс. рублей;
2015 год - 40975,42 тыс. рублей, в том числе:
областной бюджет - 36868,59 тыс. рублей,
местные бюджеты - 4106,83 тыс. рублей

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 30 сентября 2013 года N 323. - См. предыдущую редакцию)

Показатели бюджетной, экономической, социальной эффективности Программы

Показателями социальной эффективности Программы являются:

повышение численности обучающихся, осваивающих образовательные программы общего образования, с использованием технологий электронного и дистанционного обучения:

в муниципальных общеобразовательных организациях:

2013 год - с 4050 до 4100 чел.,

2014 год - с 4100 до 4493 чел.,

2015 год - с 4493 до 4617 чел.,

в специальных (коррекционных) школах:

2013 год - до 50 чел.,

2014 год - с 50 до 70 чел.,

2015 год - с 70 до 90 чел.,

в организациях начального и среднего профессионального образования:

2013 год - до 150 чел.,

2014 год - с 150 до 210 чел.,

2015 год - с 210 до 230 чел.;

увеличение численности учащихся государственных образовательных организацийя, осваивающих образовательные программы дополнительного образования с использованием технологий электронного и дистанционного обучения:

2013 год - с 100 до 165 чел.,

2014 год - с 165 до 175 чел.,

2015 год - с 175 до 180 чел.;

организация электронного и дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому:

2013 год - не менее 321 чел.,

2014 год - не менее 340 чел.,

2015 год - не менее 360 чел.;

обучение родителей детей-инвалидов по вопросам электронного и дистанционного обучения детей-инвалидов:

2013 год - не менее 25 чел.,

2014 год - не менее 30 чел.,

2015 год - не менее 32 чел.

Бюджетную эффективность Программы определить не представляется возможным, так как Программа имеет преимущественно социальную направленность.

Программа имеет отсроченную экономическую эффективность

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 30 сентября 2013 года N 323. - См. предыдущую редакцию)

Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы

Увеличение численности обучающихся с использованием технологий электронного и дистанционного обучения:

в муниципальных общеобразовательных организациях:

2013 год - с 4050 до 4100 чел.,
2014 год - с 4100 до 4493 чел.,
2015 год - с 4493 до 4617 чел.,

в специальных (коррекционных) школах:

2013 год - до 50 чел.,
2014 год - с 50 до 70 чел.,
2015 год - с 70 до 90 чел.,

в профессиональных образовательных организациях:

2013 год - до 150 чел.,
2014 год - с 150 до 210 чел.,
2015 год - с 210 до 230 чел.

Увеличение численности учащихся государственных образовательных организаций, осваивающих образовательные программы дополнительного образования с использованием технологий электронного и дистанционного обучения:

2013 год - с 100 до 165 чел.,
2014 год - с 165 до 175 чел.,
2015 год - с 175 до 180 чел.

Организация электронного и дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому:

2013 год - не менее 321 чел.,
2014 год - не менее 340 чел.,
2015 год - не менее 360 чел.


Разработка дистанционных образовательных ресурсов по программам среднего профессионального образования:

2013 год - не менее 1,
2014 год - не менее 1.

Приобретение прав использования дистанционных образовательных ресурсов:

2013 год - не менее 4 предметов,
2014 год - не менее 4 предметов,
2015 год - не менее 4 предметов.

Модернизация дистанционных образовательных ресурсов:

2013 год - не менее 6,
2014 год - не менее 4,
2015 год - не менее 3.

Модернизация дистанционных образовательных ресурсов по программам дополнительного образования:

2013 год - не менее 4,
2014 год - не менее 4.

Разработка и внедрение инновационных проектов по созданию программ организации "Базовая школа - центр дистанционного обучения":

2013 год - не менее 3,
2014 год - не менее 3.

Вовлеченность административно-педагогических работников в научно-методическую работу по вопросам практики применения электронного и дистанционного обучения:

2013 год - не менее 600 человеко-мероприятий,
2014 год - не менее 650 человеко-мероприятий,
2015 год - не менее 800 человеко-мероприятий.

Организация обучения родителей детей-инвалидов по вопросам электронного и дистанционного обучения детей-инвалидов:

2013 год - не менее 25 чел.,
2014 год - не менее 30 чел.,
2015 год - не менее 32 чел.

Оснащение рабочих мест детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием:

2013 год - не менее 25 чел.,
2014 год - не менее 30 чел.,
2015 год - не менее 32 чел.

Приобретение серверного оборудования для организации электронного и дистанционного обучения:

2013 год - не менее 1 шт.,
2014 год - не менее 1 шт.,
2015 год - не менее 1 шт.

Модернизация и администрирование информационных систем, обеспечивающих мониторинг организации электронного и дистанционного обучения:

2013 год - не менее 1 шт.,
2014 год - не менее 1 шт.,
2015 год - не менее 1 шт.

Организация технического обслуживания рабочих мест детей-инвалидов:

2013 год - не менее 321,
2014 год - не менее 340,
2015 год - не менее 360.

Обеспечение среднемесячной доступности серверов электронного и дистанционного обучения - 99 проц. часов.

Оснащение компьютерным оборудованием и программным обеспечением рабочих мест педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов: 2013 год - не менее 128 рабочих мест.

Подключение рабочих мест детей-инвалидов к сети "Интернет":

2013 год - не менее 321,
2014 год - не менее 340,
2015 год - не менее 360.

Обеспечение доступа муниципальным общеобразовательным организациям к сети "Интернет":

2014 год - 100 проц.;
2015 год - 100 проц.

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 30 сентября 2013 года N 323. - См. предыдущую редакцию)

Основания для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";

Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р;

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года N Пр-271;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 года N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий";

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования";

постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области";

постановление Губернатора Ленинградской области от 23 сентября 2011 года N 87-пг "О межведомственном совете по реализации мероприятий по организации дистанционного образования детей-инвалидов в Ленинградской области"

Разработчик Программы

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Сроки разработки Программы

2013 год

Стоимость разработки Программы

Не требует финансовых затрат

Представитель заказчика (координатор) Программы

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Участники Программы

Органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы

Тарасов Сергей Валентинович - председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, тел. 273-33-78

Система управления и контроль за выполнением Программы

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий вопросы общего и профессионального образования.

Оценка результатов реализации Программы и контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляются комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области.

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области представляет отчет о реализации мероприятий Программы, достижении показателей социальной, бюджетной и экономической эффективности Программы ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, - в Правительство Ленинградской области.

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области осуществляет размещение на официальном сайте Администрации Ленинградской области информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, проведении конкурсов на участие в реализации Программы

     

     

1. Анализ ситуации


Реализация государственной политики в сфере образования в Ленинградской области направлена на предоставление населению региона необходимых образовательных услуг с целью обеспечения государственных гарантий доступного и качественного образования и основывается на национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года N Пр-271, и Плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р.

В соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" деятельность школы XXI века ориентирована на освоение нестандартных форм и методов взаимодействия обучающих и обучающихся, которые позволят реализовать принципы доступности, качества и непрерывности образования, в том числе электронного и дистанционного обучения.

В настоящее время в Ленинградской области накоплен значительный опыт по использованию дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) в системе общего образования (ведомственные целевые программы "Организация дистанционного обучения в системе общего образования Ленинградской области на 2007-2009 годы" и "Развитие системы дистанционного обучения в Ленинградской области на 2010-2012 годы").

В ходе реализации мероприятий ведомственных целевых программ разработаны учебно-методические комплексы по 15 учебным предметам для 5-9 классов (базовый уровень), по 22 учебным предметам для 10-11 классов (повышенный уровень), по 98 элективным учебным предметам (13 профилей), а также 12 курсов по подготовке к ЕГЭ.

Указанные методические комплексы и курсы размещены на региональных серверах ресурсов общего образования, установленных на программных платформах BlackBoard (51 проц.) и WebCT (49 проц.), расположенных на базе Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина (далее - ЛГУ).

В 2009-2010 годах по заказу комитета общего и профессионального образования Ленинградской области разработаны и прошли апробацию учебно-методические комплексы для обучения одаренных детей, обучающихся в Ленинградском областном центре одаренных школьников "Интеллект" (далее - центр "Интеллект"), по восьми направлениям (физика, химия, биология, информатика, математика, история, экология, экономика), предназначенные для организации непрерывного обучения. Созданы условия для работы в дистанционном режиме заочной математической школы.

Большое внимание уделяется повышению квалификации педагогических и административных работников. В ЛГУ разработаны и апробированы четыре программы повышения квалификации участников учебного процесса с использованием ДОТ, на основе которых могут быть разработаны индивидуальные образовательные маршруты повышения квалификации учителей и административных работников. В рамках реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие системы дистанционного обучения в Ленинградской области на 2010-2012 годы" прошли повышение квалификации по вопросам использования ДОТ 430 педагогических и административных работников.

С 2010 по 2012 год 11815 учащихся Ленинградской области из 185 (50 проц.) общеобразовательных учреждений осваивали образовательные программы с использованием ДОТ, в том числе 2205 учащихся профильной школы. В 2012 году 110 одаренных школьников в межсессионный период обучались дистанционно в центре "Интеллект".

Однако, несмотря на проводимые мероприятия, существует диспропорция между сельскими и городскими школами, осуществляющими профильное обучение. Профильное обучение старшеклассников осуществляют 44,7 проц. от общего количества сельских школ (48 школ) и 64,2 проц. от общего количества городских школ (76 школ). Таким образом, увеличивается потребность в сетевом взаимодействии различных образовательных учреждений, объединении их ресурсов и образовательного потенциала, при этом наиболее перспективным направлением реализации сетевого взаимодействия является использование ДОТ.

Кроме того, в условиях изменения государственных образовательных стандартов существует потребность в непрерывном изменении содержания дистанционных ресурсов.

В современных условиях актуальным становится расширение состава обучающихся, использующих для освоения образовательных программ новые информационные технологии (таблица 1).

Таблица 1

Категория обучающихся

Условия для использования ДОТ

Учащиеся 5-11 классов общеобразовательных школ

Наполняемость классов ниже норматива;
дефицит кадрового ресурса;
временное отсутствие педагога;
обеспечение вариативности профильного обучения;
индивидуальные потребности ученика (в том числе длительная болезнь)

Учащиеся, находящиеся на надомном обучении

Увеличение количества учебных часов в индивидуальном учебном плане учащегося;
социализация детей

Учащиеся специальных (коррекционных) школ

Индивидуальные потребности ученика:
темп освоения программы,
глубина (уровень) изучения материала,
социализация детей

Студенты организация начального и среднего профессионального образования

Временное отсутствие педагога;
индивидуальные потребности ученика (в том числе длительная болезнь)

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 30 сентября 2013 года N 323. - См. предыдущую редакцию)

Учащиеся центра "Интеллект"

Организация непрерывного обучения между сессиями;
повышение эффективности набора на обучение в центр "Интеллект"

Дети-инвалиды, обучающиеся на дому

Увеличение количества учебных часов в индивидуальном учебном плане учащегося;
индивидуальные потребности ученика:
темп освоения программы,
глубина (уровень) изучения материала,
социализация детей


Реализация Комплекса мер по модернизации системы общего образования Ленинградской области в 2012 году, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 15 февраля 2012 года N 50, позволила начать работу по созданию в регионе базовых школ - центров дистанционного обучения.

В настоящее время создание ресурсных центров дистанционного обучения осуществляется на базе 14 школ, расположенных в городской местности.

Школа в муниципальном образовании, на базе которой может быть создан ресурсный центр дистанционного обучения, должна соответствовать следующим критериям:

являться победителем конкурсного отбора лучших школ (без учета года проведения конкурса);

иметь кадровый ресурс, позволяющий эффективно использовать дистанционные образовательные технологии и электронное обучение;

обладать опытом формирования партнерских отношений с другими учреждениями образования, науки, культуры и т.д.;

иметь условия (технические, технологические, организационные) для работы удаленного педагога (тьютора);

иметь практический опыт использования ДОТ в учебном процессе.

В целях получения наибольшего эффекта от использования электронного и дистанционного обучения в рамках реализации Программы необходимо обеспечить отработку в инновационном режиме проектов по созданию программ организации "Базовая школа - центр дистанционного обучения".

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 30 сентября 2013 года N 323. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»