Анализ состояния и тенденций развития общественно-политической ситуации, особенности межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области определяют необходимость разработки долгосрочной целевой программы, предусматривающей систему мер и механизм реализации мероприятий, в целях повышения этноконфессиональной культуры населения Ленинградской области и формирования среды взаимного уважения в регионе. Стабильная этноконфессиональная обстановка в Ленинградской области позволяет предотвратить возможные проявления этнополитических и религиозных противоречий. Органы исполнительной власти Ленинградской области в рамках своих функциональных обязанностей реализуют мероприятия в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в целях недопущения проявлений этноконфессиональной конфликтности среди жителей Ленинградской области: комитет по культуре Ленинградской области регулирует вопросы поддержки народного творчества и национальных культур народов, проживающих на территории Ленинградской области, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области - вопросы просвещения, повышения уровня знаний о различных народностях, представленных на территории Ленинградской области, преимущественно в образовательных учреждениях, а также вопросы формирования толерантного сознания, комитет по молодежной политике Ленинградской области - вопросы межкультурной коммуникации в молодежной среде, комитет по труду и занятости населения Ленинградской области - вопросы трудовой миграции на территории Ленинградской области, комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области - вопросы профилактики правонарушений, в том числе среди мигрантов, комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области - вопросы информационного противодействия терроризму, экстремизму и предупреждения межнациональных и межконфессиональных противоречий.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области осуществляют поддержку наиболее крупных мероприятий национально-культурной направленности.
Вместе с тем реализация органами исполнительной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления отдельных мероприятий в сфере этноконфессиональных отношений не обеспечивает проведения комплексной национальной политики в регионе. Реализация мероприятий Программы позволит создать научно-исследовательскую базу в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области и систематизировать имеющиеся данные, провести научно-исследовательские работы, проанализировать сведения, полученные в ходе социологических исследований, составить комплексную картину, на основании которой будет разрабатываться Концепция региональной национальной политики Ленинградской области.
Основаниями для разработки Программы являются; Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", федеральные законы от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации", положения Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909, положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года N 217 "О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики в Российской Федерации", Перечень поручений Президента Российской Федерации от 23 марта 2009 года N Пр-695ГС по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Перечень поручений Президента Российской Федерации от 27 февраля 2011 года N Пр-488 по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11 февраля 2011 года (г.Уфа), приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 57 "Об организации работы по проведению мониторинга в сфере межнациональных отношений", План мероприятий по проведению Второго международного десятилетия коренных народов мира в Ленинградской области в 2011-2014 годах, утвержденный Губернатором Ленинградской области 6 июня 2011 года, решение, принятое 8 сентября 2011 года на заседании Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации с участием представителей органов исполнительной власти Ленинградской области и религиозных организаций Ленинградской области о разработке в Ленинградской области пилотного проекта Концепции межнациональных и межконфессиональных отношений для использования субъектами Российской Федерации.
В целях налаживания системной работы в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области разработка Программы осуществлялась с учетом необходимости комплексного подхода, направленного на поддержание межнационального согласия и религиозного мира на территории Ленинградской области (в Ленинградской области проживают представители более 80 национальностей). При разработке Программы учитывались:
мероприятия, проводимые комитетом по культуре Ленинградской области, направленные на поддержку народного творчества и национальных культур народов, проживающих на территории Ленинградской области;
мероприятия долгосрочной целевой программы "Поддержка этнокультурной самобытности коренных народов, проживающих на территории Ленинградской области, на 2012-2014 годы" (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 14 февраля 2012 года N 47), ориентированные исключительно на коренные малочисленные народы - водь, ижору, вепсов, ингерманландских финнов, тихвинских карелов.
Кроме того, при разработке мероприятий Программы учитывались результаты выполнения планов мероприятий региональной целевой программы "Общество и власть" на 2008-2010 годы и долгосрочной целевой программы "Общество и власть" на 2010-2011 годы, принципы, изложенные в Концепции содействия развитию институтов гражданского общества и защиты прав человека в Ленинградской области на 2009-2011 годы, одобренной постановлением Правительства Ленинградской области от 16 апреля 2009 года N 105, и анализ состояния и тенденций развития общественно-политической ситуации в Ленинградской области.
Анализ результатов мероприятий по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений региональной целевой программы "Общество и власть" на 2008-2010 годы позволил определить степень эффективности мероприятий, способствующих гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области. Выявлена необходимость выделения в самостоятельный комплекс мероприятий, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального взаимопонимания, мероприятий по популяризации культурно-исторических традиций народов, проживающих на территории Ленинградской области. В качестве мер по распространению культуры согласия, национальной и конфессиональной терпимости в Ленинградской области предусмотрены разработка научной базы, совершенствование просветительской деятельности, пропаганда социально значимых ценностей, создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога посредством успешного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, бизнеса, научных, национальных, религиозных организаций и иных общественных объединений.
Программно-целевое планирование в сфере государственной национальной политики предусматривает включение в Программу принципиально новых проектов и комплексов мероприятий, направленных:
на проведение мониторингов и иных социологических исследований по ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, в том числе мониторинга формирующейся напряженности и предконфликтных ситуаций на местах;
на проведение тематических семинаров по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений с участием государственных и муниципальных служащих, в чьи служебные обязанности входят вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, а также коммуникация и взаимодействие с гражданами из числа мигрантов и иммигрантов;
на разработку информационно-аналитических, справочных материалов и учебно-методических комплектов, содействующих укреплению мира и согласия на территории Ленинградской области;
на содействие созданию теле- и радиопрограмм, материалов в печатных средствах массовой информации, посвященных культуре и традициям этнических общностей и конфессий, опыту социально значимой деятельности религиозных и национальных объединений, представленных на территории Ленинградской области.
Выбор мероприятий и определение объемов финансирования обусловлены оценкой вклада мероприятий в решение задач и достижение целей Программы. Объемы финансирования Программы определены на основе средних цен на различные виды работ, услуг, существующих в Ленинградской области в период разработки Программы.
Поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для реализации Программы, осуществляются на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".