____________________________________________________________________
Утратило силу с 18 августа 2014 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 11 августа 2014 года N 365
____________________________________________________________________
В целях приведения нормативных правовых актов Ленинградской области в соответствие с действующим законодательством Правительство Ленинградской области
постановляет:
Внести в постановление Правительства Ленинградской области от 29 марта 2011 года N 72 "О долгосрочной целевой программе "Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы" следующие изменения:
приложение (Долгосрочная целевая программа "Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы") считать приложением 1 и изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
дополнить приложением 2 (Программа модернизации здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы в части внедрения современных информационных систем) согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Приложение 1
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 29 марта 2011 года N 72
(в редакции постановления
Правительства Ленинградской области
от 31 октября 2011 года N 354)
| |
Полное наименование | Долгосрочная целевая программа "Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы (далее - Программа)
|
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
| Уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим контроль за ходом реализации мероприятий Программы, является комитет по здравоохранению Ленинградской области |
Основание для разработки Программы
| Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" |
Срок реализации Программы
| 2011-2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | 1. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений
2011 год: всего - 1229043,3 тыс. рублей, в том числе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1177253,3 тыс. рублей, консолидированный бюджет Ленинградской области - 51790,0 тыс. рублей;
2012 год: всего - 1333709,2 тыс. рублей, в том числе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1205056,0 тыс. рублей, консолидированный бюджет Ленинградской области - 128653,2 тыс. рублей.
2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение
2011 год: всего - 66776,7 тыс. рублей, в том числе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 61960,7 тыс. рублей, консолидированный бюджет Ленинградской области - 4816,0 тыс. рублей;
2012 год: всего - 92034,0 тыс. рублей, в том числе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 63424,0 тыс. рублей, консолидированный бюджет Ленинградской области - 28610,0 тыс. рублей.
3. Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами
2011 год: всего - 241090,4 тыс. рублей, в том числе консолидированный бюджет Ленинградской области - 141566,5 тыс. рублей, Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования - 99523,9 тыс. рублей;
2012 год: всего - 311121,4 тыс. рублей, в том числе консолидированный бюджет Ленинградской области - 191324,5 тыс. рублей, Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования - 119796,9 тыс. рублей.
Всего по Программе - 3273775,0 тыс. рублей, в том числе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2507694,0 тыс. рублей, консолидированный бюджет Ленинградской области - 546759,7 тыс. рублей, Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования - 219321,3 тыс. рублей
|
Показатели реализации Программы | 1. Показатели медицинской результативности:
младенческая смертность на 1000 родившихся живыми по состоянию на 1 января 2010 года - 5,51, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 6,0, на 1 января 2012 года - 5,5, на 1 января 2013 года - 6,1;
смертность населения в трудоспособном возрасте на 100 тыс. человек населения по состоянию на 1 января 2010 года - 816, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 766, на 1 января 2012 года - 730, на 1 января 2013 года - 690;
смертность населения в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения на 100 тыс. человек населения по состоянию на 1 января 2010 года - 226,3, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 224,3, на 1 января 2012 года - 222,2, на 1 января 2013 года - 214,0;
смертность населения в трудоспособном возрасте от злокачественных новообразований на 100 тыс. человек населения по состоянию на 1 января 2010 года - 92,1, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 91,9, на 1 января 2012 года - 88,8, на 1 января 2013 года - 86,0;
смертность населения в трудоспособном возрасте от травм на 100 тыс. человек населения по состоянию на 1 января 2010 года - 223,0, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 220,1, на 1 января 2012 года - 218,6, на 1 января 2013 года - 215,3;
смертность в течение года с момента установления диагноза злокачественного новообразования на 100 тыс. человек населения по состоянию на 1 января 2010 года - 21,3, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 21,2, на 1 января 2012 года - 21,1, на 1 января 2013 года - 19,0;
доля детей 1 и 2 группы здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, по состоянию на 1 января 2010 года - 77,8 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 78,0 проц., на 1 января 2012 года - 78,5 проц., на 1 января 2013 года - 78,8 проц.;
пятилетняя выживаемость больных со злокачественными новообразованиями с момента установления диагноза по состоянию на 1 января 2010 года - 49,7 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 49,7 проц., на 1 января 2012 года - 50,0 проц., на 1 января 2013 года - 52,0 проц.;
пятилетняя выживаемость лиц, перенесших острый инфаркт миокарда, с момента установления диагноза по состоянию на 1 января 2010 года - 51,0 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 53,0 проц., на 1 января 2012 года - 57,0 проц., на 1 января 2013 года - 60,0 проц.;
удовлетворенность населения медицинской помощью по состоянию на 1 января 2010 года - 29,6 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 33,9 проц., на 1 января 2012 года - 35,4 проц., на 1 января 2013 года - 41,2 проц.;
удовлетворенность потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи по состоянию на 1 января 2010 года - 74,1 проц.; целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 77,0 проц., на 1 января 2012 года - 83,0 проц., на 1 января 2013 года - 84,0 проц.
2. Показатели доступности медицинской помощи и эффективности использования ресурсов здравоохранения
размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в расчете на одного человека по состоянию на 1 января 2010 года - 4236,3 рубля, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 4187,5 рубля, на 1 января 2012 года - 6552,6 рубля, на 1 января 2013 года - 7050,8 рубля;
размер дефицита Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи по состоянию на 1 января 2010 года - 20,85 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 15,22 проц., на 1 января 2012 года - 6,54 проц., на 1 января 2013 года - 2,82 проц.;
размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами по состоянию на 1 января 2010 года - 34,0 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 30,9 проц., на 1 января 2012 года - 29,9 проц., на 1 января 2013 года - 29,7 проц.;
размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь, по состоянию на 1 января 2010 года - 29,1 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 25,0 проц., на 1 января 2012 года - 24,2 проц., на 1 января 2013 года - 24,1 проц.;
размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими стационарную медицинскую помощь, по состоянию на 1 января 2010 года - 39,2 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 36,3 проц., на 1 января 2012 года - 35,9 проц., на 1 января 2013 года - 35,8 проц.;
размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими скорую медицинскую помощь, по состоянию на 1 января 2010 года - 40,0 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 39,0 проц., на 1 января 2012 года - 36,0 проц., на 1 января 2013 года - 35,0 проц.;
среднемесячная номинальная заработная плата медицинских работников по состоянию на 1 января 2010 года - 16093,0 рубля, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 17428,0 рубля, на 1 января 2012 года - 18526,0 рубля, на 1 января 2013 года - 19582,0 рубля;
фондовооруженность учреждений здравоохранения на одного врача по состоянию на 1 января 2010 года - 894782,4 рубля, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 899052,0 рубля, на 1 января 2012 года - 1079823,1 рубля, на 1 января 2013 года - 1274995,0 рубля;
фондооснащенность учреждений здравоохранения на один кв. метр площади зданий и сооружений по состоянию на 1 января 2010 года - 9048,0 рубля, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 9050,0 рубля, на 1 января 2012 года - 11288,1 рубля, на 1 января 2013 года - 13704,4 рубля;
количество зданий учреждений здравоохранения, прошедших капитальный ремонт, из числа нуждающихся в капитальном ремонте по состоянию на 1 января 2010 года - 19,4 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 21,2 проц., на 1 января 2012 года - 36,4 проц., на 1 января 2013 года - 69,2 проц.;
количество учреждений здравоохранения, материально-техническое оснащение которых приведено в соответствие с порядками оказания медицинской помощи, по состоянию на 1 января 2010 года - 6 ед., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 8 ед., на 1 января 2012 года - 40 ед., на 1 января 2013 года - 60 ед.;
количество пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты, - целевые значения показателей на 1 января 2012 года - 56,0 проц., на 1 января 2013 года - 100,0 проц.;
количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (информатов), к общему количеству государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения - целевые значения показателей на 1 января 2012 года - 49,0 проц., на 1 января 2013 года - 100,0 проц.;
количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, использующих электронный документооборот при обмене медицинской информацией, от общего количества государственных (муниципальных) учреждений - целевые значения показателей на 1 января 2012 года - 49,0 проц., на 1 января 2013 года - 100,0 проц.;
количество врачей-специалистов, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь, которым осуществлены денежные выплаты стимулирующего характера, по состоянию на 1 января 2012 года - 67,0 проц., на 1 января 2013 года - 72,0 проц.;
количество среднего медицинского персонала, работающего с врачами-специалистами, либо оказывающего амбулаторную медицинскую помощь самостоятельно, которым осуществлены денежные выплаты стимулирующего характера, по состоянию на 1 января 2012 года - 32,0 проц., на 1 января 2013 года - 34,0 проц. |
В Ленинградской области реализуется долгосрочная целевая Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями, обеспечение безопасного материнства и детства в Ленинградской области на 2009-2011 годы".
| |
Цель Программы | Повышение качества и доступности медицинской помощи |
Основные задачи Программы | Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;
внедрение современных информационных систем в здравоохранение
|
Объем финансовых ресурсов на 2011-2012 годы | Всего - 3273775,0 тыс. рублей, в том числе:
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2507694,0 тыс. рублей,
областной бюджет - 537660,2 тыс. рублей,
бюджеты муниципальных образований - 9100,0 тыс. рублей,
прочие источники - 219320,8 тыс. рублей:
2011 год - 1536910,4 тыс. рублей, в том числе:
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1239214,0 тыс. рублей,
областной бюджет - 193672,5 тыс. рублей,
бюджеты муниципальных образований - 4500,0 тыс. рублей,
прочие источники - 99523,9 тыс. рублей;
2012 год - 1736864,6 тыс. рублей, в том числе:
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1268480,0 тыс. рублей,
областной бюджет - 343987,7 тыс. рублей,
бюджеты муниципальных образований - 4600,0 тыс. рублей,
прочие источники - 119796,9 тыс. рублей;
|
Показатели социальной, бюджетной, экономической эффективности Программы | Социальная эффективность Программы
Предусматривается приведение сети учреждений здравоохранения в соответствие с потребностью населения в медицинской помощи с учетом сбалансированности Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи по видам и условиям оказания медицинской помощи. Планируется достичь федерального норматива объема оказания амбулаторной медицинской помощи на одного жителя - 9,7 посещения на одного жителя, сохранить уровень обеспеченности специализированной стационарной помощью, повысить удовлетворенность ВМП в 2012 году до 84% (в 2010 году получили ВМП 5408 человек - 77% от нуждаемости, к 2012 году планируется обеспечить ВМП 7932 человек - 84% от нуждаемости)
Бюджетная эффективность Программы за счет снижения смертности населения трудоспособного возраста составит ориентировочно 9315,0 тыс. рублей.
Экономическая эффективность Программы за счет снижения смертности населения трудоспособного возраста составит ориентировочно 448092,0 тыс. рублей
|
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы | Снижение младенческой смертности: до 5,5 на 1000 родившихся живыми в 2011 году, до 6,1 на 1000 родившихся живыми в 2012 году (с учетом новых стандартов оказания медицинской помощи);
снижение смертности населения в трудоспособном возрасте: в 2011 году до 730 человек на 100 тыс. человек населения, в 2012 году до 690 человек на 100 тыс. человек населения;
снижение смертности населения в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения: в 2011 году до 222,2 на 100 тыс. человек населения, в 2012 году до 214,0 на 100 тыс. человек населения;
снижение смертности населения в трудоспособном возрасте от травм: в 2011 году до 218,6 на 100 тыс. человек населения, в 2012 году - до 215,3 на 100 тыс. человек населения;
снижение смертности населения в трудоспособном возрасте от злокачественных новообразований: в 2011 году до 88,8 на 100 тыс. человек населения, в 2012 году до 86,0 на 100 тыс. человек населения;
увеличение пятилетней выживаемости больных со злокачественными новообразованиями с момента установления диагноза: в 2011 году до 50%, в 2012 году до 52%;
увеличение пятилетней выживаемости лиц, перенесших острый инфаркт миокарда, с момента установления диагноза: в 2011 году до 57%, в 2012 году до 60%;
увеличение удовлетворенности населения медицинской помощью: в 2011 году до 35,4%, в 2012 году до 41,2%;
увеличение размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения: в 2011 году до 6552,6 рубля, в 2012 году до 7050,8 рубля;
уменьшение размера дефицита Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи: в 2011 году до 6,54%, в 2012 году до 2,82%;
уменьшение размера дефицита обеспеченности врачебными кадрами: в 2011 году до 29,9%, в 2012 году до 29,7%;
уменьшение размера дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь: в 2011 году до 24,2%, в 2012 году до 24,1%;
уменьшение размера дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими стационарную медицинскую помощь: в 2011 году до 35,9%, в 2012 году до 35,8%;
уменьшение размера дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими скорую медицинскую помощь: в 2011 году до 39,0%, в 2012 году до 36,0%;
увеличение среднемесячной номинальной заработной платы медицинских работников: в 2011 году до 18526,0 рубля, в 2012 году до 19582,0 рубля;
увеличение доли зданий учреждений здравоохранения, прошедших капитальный ремонт, от числа нуждающихся в нем: в 2011 году до 34,2%, в 2012 году до 69,2%;
увеличение фондовооруженности учреждений здравоохранения: в 2011 году до 1079823,1 рубля на одного врача, в 2012 году до 1274995,0 рубля на одного врача;
увеличение фондооснащенности учреждений здравоохранения: в 2011 году до 11288,1 рубля на один квадратный метр площади зданий и сооружений, в 2012 году до 13704,4 рубля на один квадратный метр площади зданий и сооружений;
увеличение количества учреждений здравоохранения, материально-техническое оснащение которых приведено в соответствие с порядками оказания медицинской помощи: в 2011 году до 40%, в 2012 году до 60%;
увеличение количества пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты: в 2011 году до 56%, в 2012 году до 100%;
увеличение количества государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (информатов), к общему количеству государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения: в 2011 году до 49%, в 2012 году до 100%;
увеличение количества государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, использующих электронный документооборот при обмене медицинской информацией, от общего количества государственных (муниципальных) учреждений: в 2011 году до 49%, в 2012 году до 100%;
увеличение количества врачей-специалистов, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь, которым осуществлены денежные выплаты стимулирующего характера: в 2011 году до 67%, в 2012 году до 72%;
увеличение количества среднего медицинского персонала, работающего с врачами-специалистами либо оказывающего амбулаторную медицинскую помощь самостоятельно, которым осуществлены денежные выплаты стимулирующего характера: в 2011 году до 32%, в 2012 году до 34%;
увеличение доли детей 1 и 2 группы здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях: в 2011 году до 78,5%, в 2012 году до 78,8%
|
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 22 июля 1993 года N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан";
Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
областной закон от 27 сентября 2005 года N 75-оз "О здравоохранении Ленинградской области";
постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области"
|
Разработчик Программы
| Комитет по здравоохранению Ленинградской области |
Срок реализации Программы
| 2011-2012 годы |
Стоимость разработки Программы
| Без финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы
| Комитет по здравоохранению Ленинградской области |
Участники Программы | Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ленинградской области;
органы местного самоуправления Ленинградской области;
государственные и муниципальные учреждения здравоохранения;
организации на конкурсной основе (поставщики, подрядчики)
|
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы
| Окунев Александр Юрьевич - председатель комитета по здравоохранению Ленинградской области, телефон 717-65-01 |
Управление и контроль за выполнением Программы | Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы.
Для осуществления оперативного контроля в комитет по здравоохранению Ленинградской области ежеквартально представляются сведения о выполнении и финансировании мероприятий Программы.
Комитет по здравоохранению Ленинградской области ежеквартально направляет информацию о ходе финансирования и выполнения Программы в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, ежегодно - в Правительство Ленинградской области |
В Ленинградской области развитию системы охраны здоровья традиционно уделяется значительное внимание. На укрепление здоровья нацелены многие мероприятия долгосрочных целевых программ, программы социально-экономического развития. Ежегодно увеличивается финансирование здравоохранения, активно реализуются задачи в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", что позволяет улучшать важнейшие параметры здоровья жителей Ленинградской области и сохранять доступность медицинской помощи для широких слоев населения. Однако несмотря на предпринимаемые меры добиться коренного перелома в решении проблем не удалось. Особую тревогу вызывает высокая смертность в трудоспособном возрасте, а также смертность от несчастных случаев, отравлений и травм. Заболеваемость и инвалидность также являются высокими. Неэффективно реализуются меры по оптимизации сложившейся сети здравоохранения. Материально-техническая база многих лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ), оснащенность их медицинским оборудованием, средствами вычислительной техники и связи не соответствуют современным требованиям.
Решение задач требует системного подхода и возможно лишь на основе программно-целевого метода с охватом всего комплекса социально-экономических и организационных мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и ожидаемым результатам. Именно на это направлена долгосрочная целевая программа "Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы".
Основанием для разработки Программы являются:
Закон Российской Федерации от 22 июля 1993 года N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан";
Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
областной закон от 27 сентября 2005 года N 75-оз "О здравоохранении Ленинградской области";
постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области";
распоряжение Правительства Ленинградской области от 25 октября 2010 года N 597-р "Об основных направлениях и задачах по модернизации здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы".
Проект Программы прошел публичное обсуждение.
В медицинском сообществе основные направления модернизации рассмотрены на совете главных врачей, заседании общественной организации "Ассоциация медицинских работников Ленинградской области", конференциях в ЛПУ Ленинградской области.
Для публичного обсуждения Программа размещалась на официальном сайте Администрации Ленинградской области (www.lenobl.ru), а также обсуждалась с членами общественной комиссии по реализации проекта "Качество жизни (Здоровье)" Всероссийской политической партии "Единая Россия", членами рабочей группы по реализации указанного проекта.
Ленинградская область расположена на северо-западе Европейской части страны, входит в состав Северо-Западного федерального округа и Северо-Западного экономического района. Территория Ленинградской области составляет 85300 кв. километров. Ленинградская область граничит с Республикой Карелия, Вологодской, Новгородской, Псковской областями, с Санкт-Петербургом, а также со странами Европейского союза (на западе - с Эстонией, на северо-западе - с Финляндией).
Численность населения в 2010 году составила 1629595 человек, в том числе городское население - 1081201 человек (66,34%), сельское население - 548394 человека (33,65%).
Около 63,3% населения находится в трудоспособном возрасте, из них 39,0% заняты в промышленности, 34,0% - в сфере услуг, 18,0% - в сельском хозяйстве, 9,0% - на транспорте.
Около 150 тыс. жителей Ленинградской области работают на предприятиях и в организациях Санкт-Петербурга.
Экономика Ленинградской области представлена различными отраслями (машиностроение и судостроение, алюминиевая и химическая промышленность, нефтеперерабатывающая, лесная и деревообрабатывающая, пищевая и др.). Электроэнергетика представлена основными ее видами (атомная, теплоэлектростанции, небольшие гидроэлектростанции). На долю Ленинградской области приходится 14,8% общероссийского производства картона, 12,5% производства бумаги, 5,3% производства легковых автомобилей, 9,1% первичной переработки нефти.
Протяженность железных дорог составляет более 3 тыс. километров, автодорожной сети - 22515 километров.
В 2010 году стоимость валового регионального продукта составила 413,0 млрд рублей. Отчисления от валового регионального продукта на здравоохранение в 2010 году составили 12,4 млрд рублей.
Демографическая ситуация в Ленинградской области схожа с общероссийской и характеризуется низким уровнем рождаемости, высокой смертностью и снижением численности населения.
Возрастной состав населения имеет регрессивный характер с преобладанием возрастного состава населения 50 лет и старше над населением 0-14 лет.
В 2010 году в 20 городах областного подчинения проживало 48,4% всего населения Ленинградской области, или в среднем 39,5 тыс. человек в каждом городе (от 12,8 тыс. человек в г.Шлиссельбурге до 77,6 тыс. человек в г.Выборге и 90,1 тыс. человек в г.Гатчине). В 11 городах районного подчинения проживает 7,5% всего населения Ленинградской области, в 32 поселках городского типа - 10,0%, в 2884 сельских населенных пунктах - 33,6% (в среднем на один сельский населенный пункт приходится 190 человек). Малочисленность населения в городах областного и районного подчинения, в которых расположены центральные районные больницы и районные больницы, не позволяет в каждом муниципальном районе развивать основные виды первичной специализированной помощи с учетом утвержденных Минздравсоцразвития России порядков оказания медицинской помощи населению. В связи с этим единственной возможностью приближения высококачественной специализированной медицинской помощи на муниципальном уровне является создание межмуниципальных специализированных центров.
За последние несколько лет в регионе наметилась положительная тенденция к улучшению демографической ситуации: увеличилась рождаемость, снизился уровень общей смертности и смертности населения трудоспособного возраста. Пик показателя смертности пришелся на 2003 год. Далее показатель общей смертности имеет тенденцию к снижению (2006 год - 19,3, 2009 год - 17,0, 2010 год - 16,7 на 1000 населения). В настоящее время имеет место рост рождаемости при снижении общей смертности населения, что приводит к снижению естественной убыли населения (рождаемость: 2006 год - 7,9, 2009 год - 9,23, 2010 год - 9,21 на 1000 населения; естественная убыль: 2006 год - 11,4, 2009 год - 9,9, 2010 год - 6,5).
Однако кардинальных изменений в сторону естественного прироста населения не происходит.
В целом по Ленинградской области коэффициенты общей смертности по сравнению с 2005 годом снизились на 18,7%. Однако несмотря на положительные тенденции естественного движения населения коэффициенты рождаемости остаются на низком уровне, а смертности - на достаточно высоком уровне.
Смертность мужчин во всех возрастных группах преобладает. В возрасте 15-17 лет смертность мужского населения в 2,7 раза выше, чем смертность женского населения, в возрасте 36-45 лет - в 3 раза, в возрасте 60-69 лет - в 2,8 раза.
В течение последних лет отмечается превышение смертности сельского населения над городским, которое в 2009 году составило 7,9%. В 2010 году отмечен больший уровень смертности городского населения по сравнению с сельским.
В структуре причин смертности населения Ленинградской области выделяются:
болезни системы кровообращения (БСК), занимающие первое место и составляющие на протяжении последних 20 лет более 50,0% смертности от всех причин (в 2009 году - 56,3%, в 2010 году 56,2%). Показатель смертности от БСК в 2010 году составил 919,1 на 100 тыс. человек населения, что на 11,8% ниже, чем в 2006 году, но выше, чем по Российской Федерации (в 2009 году - 856,7, в 2010 году - на прежнем уровне). В этом классе ведущее место занимают цереброваскулярные болезни;
злокачественные новообразования (ЗНО), занимающие второе место и составляющие в 2010 году 13,5% от всех причин смертности. Смертность от ЗНО в течение последних шести лет остается на высоком уровне и не имеет тенденции к снижению, в 2010 году смертность населения составила 233,9 на 100 тыс. человек населения, что выше, чем по Российской Федерации (в 2009 году - 206,9, в 2010 году - показатель снизился);
травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних факторов, занимающие третье место, составили 11,8% (отмечено снижение с 289,4 в 2006 году до 192,9 на 100 тыс. человек населения в 2010 году). На темпы снижения смертности населения от внешних причин положительно влияют меры, направленные на уменьшение количества ДТП и снижение смертности от них, профилактическая работа с молодежью, меры по снижению числа случаев отравления спиртосодержащей продукцией. Вместе с тем уровень смертности населения Ленинградской области от внешних причин выше, чем в среднем по Российской Федерации (показатель по Российской Федерации в 2008 году - 172,2). Кроме того, в 2010 году отмечен рост смертности населения в трудоспособном возрасте от травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий (в 2009 году - 35,8, в 2010 году - 35,9 на 100 тыс. населения). Причинами роста смертности от указанной причины являются тяжесть ДТП вследствие неудовлетворительного состояния дорог, недостаточного обеспечения мер профилактики ДТП;
болезни органов пищеварения занимают четвертое место, болезни органов дыхания - пятое место и составляют 3,7% в структуре смертности.
Анализ смертности населения от БСК показывает, что в этом классе имеет место снижение смертности. Смертность от цереброваскулярных болезней снизилась на 1,4%, в том числе от острого нарушения мозгового кровообращения - на 10,0%. Смертность от острого инфаркта миокарда (ОИМ) тенденции к снижению не имеет (рост на 4,0% в сравнении с 2009 годом). Анализ смертности от ОИМ по полу показывает значительное преобладание смертности мужского населения (в 2007 году выше, чем у женщин, на 12,7%, в 2009 году - на 11,6%, в 2010 году - на 12,6%). Анализ смертности от БСК в части своевременности и полноты госпитализации дает основание считать, что имеются резервы в улучшении данного показателя как в части своевременной диагностики, так и своевременной госпитализации. Одной из причин высокой смертности населения от БСК является достаточно высокий удельный вес смертей вне больничных учреждений, наступивших без оказания специализированной стационарной помощи.