Недействующий

О Городской целевой программе по административной реформе в городе Москве на 2011-2013 годы (с изменениями на 15 ноября 2011 года) (утратило силу с 17.09.2012 на основании постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 434-ПП)

1.1. Постановка проблемы и анализ причин ее возникновения


Постановлением Правительства Москвы от 10.06.2003 N 438-ПП "О первоочередных мерах, направленных на разработку и введение в отраслях городского хозяйства Москвы режима "одного окна" было положено начало реализации в столице проекта по организации работы органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций с заявителями (потребителями) государственных услуг по принципу "одного окна".

В течение уже более семи лет с выхода указанного документа основные усилия города Москвы по данному направлению были сосредоточены на совершенствовании организации деятельности городских структур по взаимодействию с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по принципу "одного окна", создании и техническом обеспечении функционирования служб "одного окна", а впоследствии и экспериментальных центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна".

За указанный период были успешно реализованы мероприятия по созданию служб "одного окна" в городских структурах, сформирован и утвержден Единый реестр документов, выдаваемых заявителям органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы (постановление Правительства Москвы от 08.06.2010 N 472-ПП), практически в полном объеме завершена регламентация подготовки и выдачи документов заявителям (как в режиме "одного окна", так и в обычном порядке), разработаны автоматизированные регламенты подготовки документов, оптимизированы процедуры и сроки подготовки по ряду документов, заключены соглашения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы между собой и с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Учитывая положительные результаты проведения эксперимента по созданию в Центральном, Юго-Восточном, Юго-Западном и Зеленоградском административных округах города Москвы многофункциональных центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна", постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 N 554-ПП утверждена и в настоящее время реализуется Городская целевая программа по созданию окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" на территории города Москвы на 2009-2011 годы.

По результатам опроса, проведенного в 2009 году, "Службы "одного окна" в оценках москвичей и в документах Правительства Москвы" 43% опрошенных оценили свой опыт общения со службами "одного окна" как "очень хорошо", "никаких нареканий", и 35,5% охарактеризовали собственную удовлетворенность от пользования указанными услугами, как "исключительно положительно".

Между тем, с 2006 года в Российской Федерации реализуется Концепция административной реформы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р (далее - федеральная Концепция), основным направлением которой является повышение эффективности государственного управления путем оптимизации системы органов исполнительной власти, регламентации их деятельности и упорядочения реализуемых полномочий, а также исключения избыточного государственного регулирования.

Мероприятия административной реформы в 2006-2008 годах на федеральном уровне осуществлялись в три основных этапа:

2006 год - разработка и принятие первоочередных нормативных правовых актов в сфере исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), в том числе упраздняющих избыточные и дублирующие функции органов исполнительной власти, определяющих методическую базу предоставления государственных услуг и применения процедур управления по результатам;

2007 год - разработка и внедрение административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг);

2008 год - корректировка нормативной правовой базы реформы с учетом анализа накопленного опыта, обеспечение широкого внедрения успешного опыта государственного управления на региональном уровне и создание пилотных объектов многофункциональных центров предоставления государственных услуг.

В соответствии с федеральным Планом мероприятий административной реформы до конца 2010 года предполагается завершение реализации на федеральном уровне и в субъектах РФ следующих 8 (восьми) основных направлений реформы:

- управление по результатам;

- стандартизация и регламентация;

- предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров;

- предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме;

- оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции;

- повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества;

- модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

- обеспечение административной реформы.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день административная реформа в Москве реализуется по двум важнейшим, но далеко не исчерпывающим направлениям - это регламентация деятельности органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций по выдаче документов заявителям и создание окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна".

Далее приведен сравнительный анализ мероприятий, проводимых на федеральном уровне в соответствии с Планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренным распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р, с мероприятиями административной реформы, реализуемыми (реализованными) на сегодняшний день в городе Москве в разрезе приоритетности и статуса их осуществления.

N пункта Плана

Мероприятия, предусмотренные к реализации Планом по проведению административной реформы в РФ Москвы в 2006-2010 годах

Приоритет для города Москвы (+/-)

Аналог мероприятия, реализуемого (реализованного) в городе Москве

Статус реализации в городе Москве

Плани-
руется к реализации в рамках ГЦП
(+/-)

1

2

3

4

5

6

1. Управление по результатам

1.1.

Внедрение механизмов управления по результатам

+

-

подлежит реализации

+

1.1.1.

Методическое обеспечение механизмов ведомственного и межведомственного планирования деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и достижения целевых значений показателей результативности

-

-

-

-

1.1.2.

Пилотное внедрение механизмов ведомственного и межведомственного планирования в отдельных федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

+

-

подлежит реализации

+

1.2.

Внедрение результативных принципов управления подведомственными организациями

+

-

подлежит реализации

+

1.2.1.

Разработка типовой системы планирования деятельности подведомственных организаций, обеспечивающей ее связь с целями деятельности органов исполнительной власти

-

-

-

-

1.2.2.

Проведение экспериментов и осуществление пилотных проектов по результативному управлению подведомственными организациями

+

-

подлежит

+

2. Стандартизация и регламентация

2.1.

Разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ

+

-

подлежит реализации

+

2.1.1.

Подготовка нормативно-правовой и методической базы для разработки и внедрения стандартов государственных услуг

+

-

подлежит реализации

+

2.1.2.

Разработка проекта федерального закона о стандартах государственных услуг

-

-

-

2.1.3.

Разработка стандартов массовых общественно значимых государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти

-

-

-

2.1.4.

Разработка стандартов государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

+

-

подлежит реализации

+

2.1.5.

Пилотное внедрение стандартов государственных услуг в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

+

-

подлежит реализации

+

2.1.6.

Внедрение стандартов государственных услуг в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

+

-

подлежит реализации

+

2.2.

Разработка и внедрение административных регламентов в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

+

Регламенты подготовки и выдачи документов заявителям, утвержденные во исполнение постановлений Правительства Москвы от 30.05.2006 N 352-ПП и от 31.10.2006 N 856-ПП, не соответствуют требованиям, предъявляемым к административным регламентам, установленным постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 N 679

реализуется в части регламен-
тации порядка подготовки и выдачи документов заявителям

+

2.2.1.

Подготовка нормативно-правовой и методической базы для внедрения административных регламентов

+

-

подлежит реализации

+

2.2.2.

Разработка проекта федерального закона об административных регламентах

-

-

-

2.2.3.

Разработка и пилотное внедрение административных регламентов в отдельных федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

+

-

подлежит реализации

+

2.2.4.

Разработка и внедрение административных регламентов в отдельных федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

+

-

подлежит реализации

+

2.3.

Совершенствование механизмов досудебного обжалования решений и действий органов исполнительной власти и должностных лиц

+

-

подлежит реализации

+

2.3.1.

Совершенствование нормативно-правовой и методической базы досудебного обжалования решений и действий органов исполнительной власти и должностных лиц

+

-

подлежит реализации

+

2.3.2.

Пилотное внедрение новых эффективных механизмов досудебного обжалования в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

+

-

подлежит реализации

+

2.3.3.

Внедрение новых эффективных механизмов досудебного обжалования в федеральных органах исполнительной власти и .....

+

-

подлежит реализации

+

2(1). Предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров

2(1).1

Разработка нормативно-правовой базы и методических основ предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами на базе многофункциональных центров

-

-

-

-

2(1).2

Создание пилотных многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории субъектов Российской Федерации

+

В соответствии с реализовано распоряжением Правительства Москвы от 30.11.2006 N 2469-РП в городе созданы и функционируют экспериментальные центры обслуживания населения и организаций в Центральном, Юго-Восточном, Юго-Западном и Зеленоградском административных округах города Москвы

реализовано

-

2(1).3

Создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории субъектов Российской Федерации

+

По данному направлению в Москве реализуется Городская целевая программа по созданию окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" на территории города Москвы на 2009-2011 годы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 N 554-ПП

реализуется

-

2(1).4

Формирование единого перечня услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров, и плана перехода на предоставление данных услуг на базе многофункциональных центров с использованием общероссийского государственного информационного центра

+

Единый перечень услуг, реализовано предоставляемых на базе в части многофункциональных центров формирования в Москве, сформирования единого утвержден постановлением перечня Правительства Москвы от услуг 24.06.2008 N 554-ПП

реализуется в части разработки автоматизи-
рованных регламентов

-

2(2). Предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме

2(2).1

Разработка нормативно-правовой базы предоставления государственных услуг в электронной форме

+

В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 25.03.2008 N 204-ПП и от 05.08.2008 N 709-ПП осуществляется автоматизация процессов подготовки, согласования и выдачи документов в режиме "одного окна"

реализуется в части разработки автоматизи-
рованных регламентов

+

2(2).2

Перевод процесса предоставления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственных услуг в электронную форму

+

-

подлежит реализации

+

2(2).3

Переход федеральных органов исполнительной власти на оказание государственных услуг в электронной форме с использованием общероссийского государственного информационного центра

-

-

-

-

2(2).4

Переход к межведомственному информационному взаимодействию органов исполнительной власти с использованием общероссийского государственного информационного центра

-

-

-

-

3. Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции

3.1

Завершение ликвидации избыточных и дублирующих функций федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

+

Мероприятия на федеральном уровне находятся в стадии завершения. В Москве подобные мероприятия проводятся эпизодически в рамках проведения работы по совершенствованию принципа "одного окна"

реализуется
недостаточно,
отсутствует
система
реализации
мероприятий

+

3.1.1

Разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на реализацию решений Правительственной комиссии по проведению административной реформы о ликвидации избыточных и дублирующих функций

-

-

-

+

3.1.2

Разработка процедур обязательного доказательства необходимости введения новых функций федеральных органов исполнительной власти

-

-

-

-

3.1.3

Экспертиза и оптимизация действующих и новых функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти

-

-

-

-

3.1.4

Экспертиза и оптимизация действующих и новых функций и полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

+

В Москве подобные мероприятия проводятся эпизодически в рамках проведения работы по совершенствованию принципа "одного окна"

реализуется
недостаточно,
отсутствует
система
реализации
мероприятий

+

3.2

Оптимизация реализации контрольных и надзорных функций тельной власти субъектов Российской Федерации по реализации контрольных и надзорных функций

+

-

подлежит реализации

+

3.2.2

Пилотное разделение функций контроля и надзора в отдельных федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

+

-

подлежит реализации

+

3.2.3

Разделение функций контроля и надзора в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

+

-

подлежит реализации

+

3.3

Разработка и внедрение системы аутсорсинга административно-
управленческих процессов

-

-

-

-

3.3.1

Разработка принципов и технологий аутсорсинга административно-
управленческих процессов

-

-

-

-

3.3.2

Проведение экспериментов и пилотных проектов по применению принципов и технологий аутсорсинга административно-
управленческих процессов

-

-

-

-

3.3.3

Внедрение принципов и технологий аутсорсинга административно-
управленческих процессов в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

3.4

Повышение эффективности системы закупок для государственных нужд

+

В городе Москве сформирована Единая система размещения государственного заказа, которая является централизованной и унифицированной по нормативно-
методическому обеспечению и по информационному обеспечению (автоматизированная информационная система, сайт в сети Интернет, печатный орган) и распределенной (двухуровневой) в части организации размещения заказа.

реализуется постоянно

+

Обеспечены системное планирование проведения торгов, открытость и гласность процедур проведения торгов, соблюдение законных прав и интересов участников торгов, методическое и нормативное правовое обеспечение торгов, организованы обучение, повышение квалификации и аттестация кадров по вопросам торгов, обеспечено проведение аукционов в электронной форме в режиме реального времени. Проводится работа по совершенствованию законодательства и нормативно-
методических документов в сфере размещения государственного заказа

3.4.1

Методическое обеспечение повышения эффективности системы закупок для государственных нужд

+

Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1480-ПП утверждена Концепция программы развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 годы, предусматривающая реализацию комплекса мер по повышению эффективности системы закупок для государственных нужд. В целях методического обеспечения выпущены системы закупок для государственных нужд Постановления Правительства Москвы от 13.12.2005 N 1030-ПП, от 13.06.2006 N 386-ПП, от 31.07.2007 N 642-ПП, от 24.06.2008 N 573-ПП, от 18.11.2008 N 1050-ПП, от 19.01.2010 N 22-ПП и др.

реализуется постоянно

+

3.4.2

Оптимизация системы закупок для государственных нужд в федеральных органах исполнительной власти

-

-

-

-

3.5

Противодействие коррупции

+

В соответствии с указом Мэра Москвы от 12.12.2008 N 101-УМ в городе создан Совет при Мэре Москвы по противодействию коррупции.

реализуется

+

В структуре Аппарата Мэра и Правительства Москвы действует профильное структурное подразделение - Управление по координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы

3.5.1

Разработка типовых механизмов государственного регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности органов исполнительной власти

+

Разработан и постановлением Московской городской Думы от 27.01.2010 N 14 принят в первом чтении проект закона города Москвы "О системе мер противодействия коррупции в городе Москве"

реализуется

-

3.5.2

Разработка ведомственных и региональных антикоррупционных программ

+

Распоряжением Мэра Москвы от 14.04.2010 N 154-РМ утвержден План мероприятий по противодействию коррупции в органах исполнительной власти города Москвы на 2010 год

реализуется в части разработки Планов мероприятий по противо-
действию коррупции

-

3.5.3

Внедрение ведомственных антикоррупционных программ в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

+

-

подлежит реализации

-

3.5.4

Разработка методики экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность

+

-

подлежит реализации

-

3.5.5

Проведение экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность

+

-

подлежит реализации

-

4. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества

4.1

Разработка нормативно-правовой и методической базы по повышению информационной открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

+

-

подлежит реализации

+

4.2

Внедрение новых механизмов взаимодействия органов исполнительной власти и общества

+

-

подлежит реализации

+

5. Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти

5.1

Разработка нормативно-правовой базы и методических основ и систем информационного обеспечения органов исполнительной власти

+

-

подлежит реализации

+

5.2

Пилотный мониторинг достижения показателей результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти

-

-

-

-

5.3

Мониторинг достижения показателей результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

+

-

подлежит реализации

+

5.4

Создание и внедрение систем мониторинга качества и доступности предоставляемых государственных услуг, реализации антикоррупционных программ, информационной открытости органов исполнительной власти, закупок для государственных нужд

+

-

подлежит реализации

+

6. Обеспечение административной реформы

6.1

Создание комиссий по проведению административной реформы в субъектах Российской Федерации

+

Постановлением Правительства Москвы от 20.10.2009 N 1146-ПП создана Комиссия по проведению административной реформы в городе Москве

реализовано

-

6.2

Разработка ведомственных и региональных программ по проведению административной реформы

+

Разработка Городской целевой программы по административной реформе в городе Москве на 2010-2011 годы осуществлена в соответствии с п.9.4 постановления Правительства Москвы от 20.10.2009 N 1146-ПП

реализовано

-

6.3

Разработка методических основ проведения административной реформы

+
-

Методология реализации отдельных мероприятий административной реформы определена в приложениях к Городской целевой программе по административной реформе в городе Москве на 2010-2011 годы, и будет осуществляться непосредственно в рамках реализации ГЦП

реализовано частично

+

6.4

Разработка программ учебных курсов, тренингов и мастер-классов по направлениям реализации административной реформы

-

-

-

-

6.5

Подготовка преподавателей экспертов

-

-

-

-

6.6

Переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих по направлениям административной реформы

Московским городским университетом управления Правительства Москвы проводится повышение квалификации государственных служащих по 2 программам: "Совершенствование деятельности государственных органов города Москвы в режиме "одного окна" и "Деятельность универсальных специалистов центров обслуживания населения и организаций города Москвы"

реализовано частично

-

6.7

Разработка технических заданий Интернет-сайтов по вопросам проведения административной реформы и распространения успешного опыта государственного управления

-

-

-

-

6.8

Информирование общественности по вопросам административной реформы

+

-

подлежит реализации

+

6.9

Мониторинг результативности административной реформы

+

-

подлежит реализации

+

6.10

Распространение успешного опыта государственного управления

-

-

-

-

6.11

Обеспечение управления и координации деятельности по проведению административной реформы на федеральном и региональном уровнях

+

Постановлением Правительства Москвы от 29.09.2009 N 1032-ПП в структуре Правительства Москвы определен орган исполнительной власти, ответственный за координацию и проведение административной реформы в Москве, Комитет государственных услуг города Москвы

реализовано

-



Как видно из приведенной таблицы в сфере проведения мероприятий административной реформы в столице существуют серьезные функциональные пробелы, во многом вызванные недостаточным развитием в городском законодательстве норм, регулирующих организацию исполнения (предоставления) государственных функций (услуг).

В итоге, из 45 пунктов федерального плана, предусмотренных (возможных) к реализации субъектами РФ, в городе Москве на сегодняшний день в полном объеме реализовано 4 мероприятия, 5 мероприятий находятся в стадии реализации, 5 - реализуются частично, 3 - недостаточно.

Отдельно стоит отметить, что по ряду приоритетных направлений административной реформы, которые реализуются на федеральном уровне, а также субъектами РФ, работы либо вообще не проводятся, либо находятся только в стадии предварительной проработки.

Прежде всего, это касается механизмов реализации государственных функций и предоставления государственных услуг и административного регламентирования деятельности органов исполнительной власти и городских организаций в указанной сфере, административного обжалования действий (бездействия) должностных лиц, координации межведомственного взаимодействия городских структур между собой и с федеральными органами исполнительной власти.