Постановлением Правительства Москвы от 10.06.2003 N 438-ПП "О первоочередных мерах, направленных на разработку и введение в отраслях городского хозяйства Москвы режима "одного окна" было положено начало реализации в столице проекта по организации работы органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций с заявителями (потребителями) государственных услуг по принципу "одного окна".
В течение уже более семи лет с выхода указанного документа основные усилия города Москвы по данному направлению были сосредоточены на совершенствовании организации деятельности городских структур по взаимодействию с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по принципу "одного окна", создании и техническом обеспечении функционирования служб "одного окна", а впоследствии и экспериментальных центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна".
За указанный период были успешно реализованы мероприятия по созданию служб "одного окна" в городских структурах, сформирован и утвержден Единый реестр документов, выдаваемых заявителям органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы (постановление Правительства Москвы от 08.06.2010 N 472-ПП), практически в полном объеме завершена регламентация подготовки и выдачи документов заявителям (как в режиме "одного окна", так и в обычном порядке), разработаны автоматизированные регламенты подготовки документов, оптимизированы процедуры и сроки подготовки по ряду документов, заключены соглашения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы между собой и с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Учитывая положительные результаты проведения эксперимента по созданию в Центральном, Юго-Восточном, Юго-Западном и Зеленоградском административных округах города Москвы многофункциональных центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна", постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 N 554-ПП утверждена и в настоящее время реализуется Городская целевая программа по созданию окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" на территории города Москвы на 2009-2011 годы.
По результатам опроса, проведенного в 2009 году, "Службы "одного окна" в оценках москвичей и в документах Правительства Москвы" 43% опрошенных оценили свой опыт общения со службами "одного окна" как "очень хорошо", "никаких нареканий", и 35,5% охарактеризовали собственную удовлетворенность от пользования указанными услугами, как "исключительно положительно".
Между тем, с 2006 года в Российской Федерации реализуется Концепция административной реформы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р (далее - федеральная Концепция), основным направлением которой является повышение эффективности государственного управления путем оптимизации системы органов исполнительной власти, регламентации их деятельности и упорядочения реализуемых полномочий, а также исключения избыточного государственного регулирования.
Мероприятия административной реформы в 2006-2008 годах на федеральном уровне осуществлялись в три основных этапа:
2006 год - разработка и принятие первоочередных нормативных правовых актов в сфере исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), в том числе упраздняющих избыточные и дублирующие функции органов исполнительной власти, определяющих методическую базу предоставления государственных услуг и применения процедур управления по результатам;
2007 год - разработка и внедрение административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг);
2008 год - корректировка нормативной правовой базы реформы с учетом анализа накопленного опыта, обеспечение широкого внедрения успешного опыта государственного управления на региональном уровне и создание пилотных объектов многофункциональных центров предоставления государственных услуг.
В соответствии с федеральным Планом мероприятий административной реформы до конца 2010 года предполагается завершение реализации на федеральном уровне и в субъектах РФ следующих 8 (восьми) основных направлений реформы:
- управление по результатам;
- стандартизация и регламентация;
- предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров;
- предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме;
- оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции;
- повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества;
- модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;
- обеспечение административной реформы.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день административная реформа в Москве реализуется по двум важнейшим, но далеко не исчерпывающим направлениям - это регламентация деятельности органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций по выдаче документов заявителям и создание окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна".
Далее приведен сравнительный анализ мероприятий, проводимых на федеральном уровне в соответствии с Планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренным распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р, с мероприятиями административной реформы, реализуемыми (реализованными) на сегодняшний день в городе Москве в разрезе приоритетности и статуса их осуществления.
N пункта Плана | Мероприятия, предусмотренные к реализации Планом по проведению административной реформы в РФ Москвы в 2006-2010 годах | Приоритет для города Москвы (+/-) | Аналог мероприятия, реализуемого (реализованного) в городе Москве | Статус реализации в городе Москве | Плани- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Управление по результатам | |||||
1.1. | Внедрение механизмов управления по результатам | + | - | подлежит реализации | + |
1.1.1. | Методическое обеспечение механизмов ведомственного и межведомственного планирования деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и достижения целевых значений показателей результативности | - | - | - | - |
1.1.2. | Пилотное внедрение механизмов ведомственного и межведомственного планирования в отдельных федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации | + | - | подлежит реализации | + |
1.2. | Внедрение результативных принципов управления подведомственными организациями | + | - | подлежит реализации | + |
1.2.1. | Разработка типовой системы планирования деятельности подведомственных организаций, обеспечивающей ее связь с целями деятельности органов исполнительной власти | - | - | - | - |
1.2.2. | Проведение экспериментов и осуществление пилотных проектов по результативному управлению подведомственными организациями | + | - | подлежит | + |
2. Стандартизация и регламентация | |||||
2.1. | Разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ | + | - | подлежит реализации | + |
2.1.1. | Подготовка нормативно-правовой и методической базы для разработки и внедрения стандартов государственных услуг | + | - | подлежит реализации | + |
2.1.2. | Разработка проекта федерального закона о стандартах государственных услуг | - | - | - | |
2.1.3. | Разработка стандартов массовых общественно значимых государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти | - | - | - | |
2.1.4. | Разработка стандартов государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации | + | - | подлежит реализации | + |
2.1.5. | Пилотное внедрение стандартов государственных услуг в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации | + | - | подлежит реализации | + |
2.1.6. | Внедрение стандартов государственных услуг в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации | + | - | подлежит реализации | + |
2.2. | Разработка и внедрение административных регламентов в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации | + | Регламенты подготовки и выдачи документов заявителям, утвержденные во исполнение постановлений Правительства Москвы от 30.05.2006 N 352-ПП и от 31.10.2006 N 856-ПП, не соответствуют требованиям, предъявляемым к административным регламентам, установленным постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 N 679 | реализуется в части регламен- | + |
2.2.1. | Подготовка нормативно-правовой и методической базы для внедрения административных регламентов | + | - | подлежит реализации | + |
2.2.2. | Разработка проекта федерального закона об административных регламентах | - | - | - | |
2.2.3. | Разработка и пилотное внедрение административных регламентов в отдельных федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации | + | - | подлежит реализации | + |
2.2.4. | Разработка и внедрение административных регламентов в отдельных федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации | + | - | подлежит реализации | + |
2.3. | Совершенствование механизмов досудебного обжалования решений и действий органов исполнительной власти и должностных лиц | + | - | подлежит реализации | + |
2.3.1. | Совершенствование нормативно-правовой и методической базы досудебного обжалования решений и действий органов исполнительной власти и должностных лиц | + | - | подлежит реализации | + |
2.3.2. | Пилотное внедрение новых эффективных механизмов досудебного обжалования в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации | + | - | подлежит реализации | + |
2.3.3. | Внедрение новых эффективных механизмов досудебного обжалования в федеральных органах исполнительной власти и ..... | + | - | подлежит реализации | + |
2(1). Предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров | |||||
2(1).1 | Разработка нормативно-правовой базы и методических основ предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами на базе многофункциональных центров | - | - | - | - |
2(1).2 | Создание пилотных многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории субъектов Российской Федерации | + | В соответствии с реализовано распоряжением Правительства Москвы от 30.11.2006 N 2469-РП в городе созданы и функционируют экспериментальные центры обслуживания населения и организаций в Центральном, Юго-Восточном, Юго-Западном и Зеленоградском административных округах города Москвы | реализовано | - |
2(1).3 | Создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории субъектов Российской Федерации | + | По данному направлению в Москве реализуется Городская целевая программа по созданию окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" на территории города Москвы на 2009-2011 годы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 N 554-ПП | реализуется | - |
2(1).4 | Формирование единого перечня услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров, и плана перехода на предоставление данных услуг на базе многофункциональных центров с использованием общероссийского государственного информационного центра | + | Единый перечень услуг, реализовано предоставляемых на базе в части многофункциональных центров формирования в Москве, сформирования единого утвержден постановлением перечня Правительства Москвы от услуг 24.06.2008 N 554-ПП | реализуется в части разработки автоматизи- | - |
2(2). Предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме | |||||
2(2).1 | Разработка нормативно-правовой базы предоставления государственных услуг в электронной форме | + | В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 25.03.2008 N 204-ПП и от 05.08.2008 N 709-ПП осуществляется автоматизация процессов подготовки, согласования и выдачи документов в режиме "одного окна" | реализуется в части разработки автоматизи- | + |
2(2).2 | Перевод процесса предоставления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственных услуг в электронную форму | + | - | подлежит реализации | + |
2(2).3 | Переход федеральных органов исполнительной власти на оказание государственных услуг в электронной форме с использованием общероссийского государственного информационного центра | - | - | - | - |
2(2).4 | Переход к межведомственному информационному взаимодействию органов исполнительной власти с использованием общероссийского государственного информационного центра | - | - | - | - |
3. Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции | |||||
3.1 | Завершение ликвидации избыточных и дублирующих функций федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | + | Мероприятия на федеральном уровне находятся в стадии завершения. В Москве подобные мероприятия проводятся эпизодически в рамках проведения работы по совершенствованию принципа "одного окна" | реализуется | + |
3.1.1 | Разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на реализацию решений Правительственной комиссии по проведению административной реформы о ликвидации избыточных и дублирующих функций | - | - | - | + |
3.1.2 | Разработка процедур обязательного доказательства необходимости введения новых функций федеральных органов исполнительной власти | - | - | - | - |
3.1.3 | Экспертиза и оптимизация действующих и новых функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти | - | - | - | - |
3.1.4 | Экспертиза и оптимизация действующих и новых функций и полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | + | В Москве подобные мероприятия проводятся эпизодически в рамках проведения работы по совершенствованию принципа "одного окна" | реализуется | + |
3.2 | Оптимизация реализации контрольных и надзорных функций тельной власти субъектов Российской Федерации по реализации контрольных и надзорных функций | + | - | подлежит реализации | + |
3.2.2 | Пилотное разделение функций контроля и надзора в отдельных федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации | + | - | подлежит реализации | + |
3.2.3 | Разделение функций контроля и надзора в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации | + | - | подлежит реализации | + |
3.3 | Разработка и внедрение системы аутсорсинга административно- | - | - | - | - |
3.3.1 | Разработка принципов и технологий аутсорсинга административно- | - | - | - | - |
3.3.2 | Проведение экспериментов и пилотных проектов по применению принципов и технологий аутсорсинга административно- | - | - | - | - |
3.3.3 | Внедрение принципов и технологий аутсорсинга административно- | ||||
3.4 | Повышение эффективности системы закупок для государственных нужд | + | В городе Москве сформирована Единая система размещения государственного заказа, которая является централизованной и унифицированной по нормативно- | реализуется постоянно | + |
Обеспечены системное планирование проведения торгов, открытость и гласность процедур проведения торгов, соблюдение законных прав и интересов участников торгов, методическое и нормативное правовое обеспечение торгов, организованы обучение, повышение квалификации и аттестация кадров по вопросам торгов, обеспечено проведение аукционов в электронной форме в режиме реального времени. Проводится работа по совершенствованию законодательства и нормативно- | |||||
3.4.1 | Методическое обеспечение повышения эффективности системы закупок для государственных нужд | + | Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1480-ПП утверждена Концепция программы развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 годы, предусматривающая реализацию комплекса мер по повышению эффективности системы закупок для государственных нужд. В целях методического обеспечения выпущены системы закупок для государственных нужд Постановления Правительства Москвы от 13.12.2005 N 1030-ПП, от 13.06.2006 N 386-ПП, от 31.07.2007 N 642-ПП, от 24.06.2008 N 573-ПП, от 18.11.2008 N 1050-ПП, от 19.01.2010 N 22-ПП и др. | реализуется постоянно | + |
3.4.2 | Оптимизация системы закупок для государственных нужд в федеральных органах исполнительной власти | - | - | - | - |
3.5 | Противодействие коррупции | + | В соответствии с указом Мэра Москвы от 12.12.2008 N 101-УМ в городе создан Совет при Мэре Москвы по противодействию коррупции. | реализуется | + |
В структуре Аппарата Мэра и Правительства Москвы действует профильное структурное подразделение - Управление по координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы | |||||
3.5.1 | Разработка типовых механизмов государственного регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности органов исполнительной власти | + | Разработан и постановлением Московской городской Думы от 27.01.2010 N 14 принят в первом чтении проект закона города Москвы "О системе мер противодействия коррупции в городе Москве" | реализуется | - |
3.5.2 | Разработка ведомственных и региональных антикоррупционных программ | + | Распоряжением Мэра Москвы от 14.04.2010 N 154-РМ утвержден План мероприятий по противодействию коррупции в органах исполнительной власти города Москвы на 2010 год | реализуется в части разработки Планов мероприятий по противо- | - |
3.5.3 | Внедрение ведомственных антикоррупционных программ в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации | + | - | подлежит реализации | - |
3.5.4 | Разработка методики экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность | + | - | подлежит реализации | - |
3.5.5 | Проведение экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность | + | - | подлежит реализации | - |
4. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества | |||||
4.1 | Разработка нормативно-правовой и методической базы по повышению информационной открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления | + | - | подлежит реализации | + |
4.2 | Внедрение новых механизмов взаимодействия органов исполнительной власти и общества | + | - | подлежит реализации | + |
5. Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти | |||||
5.1 | Разработка нормативно-правовой базы и методических основ и систем информационного обеспечения органов исполнительной власти | + | - | подлежит реализации | + |
5.2 | Пилотный мониторинг достижения показателей результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти | - | - | - | - |
5.3 | Мониторинг достижения показателей результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | + | - | подлежит реализации | + |
5.4 | Создание и внедрение систем мониторинга качества и доступности предоставляемых государственных услуг, реализации антикоррупционных программ, информационной открытости органов исполнительной власти, закупок для государственных нужд | + | - | подлежит реализации | + |
6. Обеспечение административной реформы | |||||
6.1 | Создание комиссий по проведению административной реформы в субъектах Российской Федерации | + | Постановлением Правительства Москвы от 20.10.2009 N 1146-ПП создана Комиссия по проведению административной реформы в городе Москве | реализовано | - |
6.2 | Разработка ведомственных и региональных программ по проведению административной реформы | + | Разработка Городской целевой программы по административной реформе в городе Москве на 2010-2011 годы осуществлена в соответствии с п.9.4 постановления Правительства Москвы от 20.10.2009 N 1146-ПП | реализовано | - |
6.3 | Разработка методических основ проведения административной реформы | + | Методология реализации отдельных мероприятий административной реформы определена в приложениях к Городской целевой программе по административной реформе в городе Москве на 2010-2011 годы, и будет осуществляться непосредственно в рамках реализации ГЦП | реализовано частично | + |
6.4 | Разработка программ учебных курсов, тренингов и мастер-классов по направлениям реализации административной реформы | - | - | - | - |
6.5 | Подготовка преподавателей экспертов | - | - | - | - |
6.6 | Переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих по направлениям административной реформы | Московским городским университетом управления Правительства Москвы проводится повышение квалификации государственных служащих по 2 программам: "Совершенствование деятельности государственных органов города Москвы в режиме "одного окна" и "Деятельность универсальных специалистов центров обслуживания населения и организаций города Москвы" | реализовано частично | - | |
6.7 | Разработка технических заданий Интернет-сайтов по вопросам проведения административной реформы и распространения успешного опыта государственного управления | - | - | - | - |
6.8 | Информирование общественности по вопросам административной реформы | + | - | подлежит реализации | + |
6.9 | Мониторинг результативности административной реформы | + | - | подлежит реализации | + |
6.10 | Распространение успешного опыта государственного управления | - | - | - | - |
6.11 | Обеспечение управления и координации деятельности по проведению административной реформы на федеральном и региональном уровнях | + | Постановлением Правительства Москвы от 29.09.2009 N 1032-ПП в структуре Правительства Москвы определен орган исполнительной власти, ответственный за координацию и проведение административной реформы в Москве, Комитет государственных услуг города Москвы | реализовано | - |
Как видно из приведенной таблицы в сфере проведения мероприятий административной реформы в столице существуют серьезные функциональные пробелы, во многом вызванные недостаточным развитием в городском законодательстве норм, регулирующих организацию исполнения (предоставления) государственных функций (услуг).
В итоге, из 45 пунктов федерального плана, предусмотренных (возможных) к реализации субъектами РФ, в городе Москве на сегодняшний день в полном объеме реализовано 4 мероприятия, 5 мероприятий находятся в стадии реализации, 5 - реализуются частично, 3 - недостаточно.
Отдельно стоит отметить, что по ряду приоритетных направлений административной реформы, которые реализуются на федеральном уровне, а также субъектами РФ, работы либо вообще не проводятся, либо находятся только в стадии предварительной проработки.
Прежде всего, это касается механизмов реализации государственных функций и предоставления государственных услуг и административного регламентирования деятельности органов исполнительной власти и городских организаций в указанной сфере, административного обжалования действий (бездействия) должностных лиц, координации межведомственного взаимодействия городских структур между собой и с федеральными органами исполнительной власти.