ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2010 года N 209
Рассмотрев в соответствии с Законом города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы" отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2009 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях, Московская городская Дума
постановляет:
1. Принять к сведению отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2009 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях (приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы.
Председатель Московской
городской Думы
В.М.Платонов
Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2009 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях
Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2009 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях (далее - Отчет) подготовлен на основании требований статьи 38 Закона города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы".
В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Москвы (далее - КСП Москвы, Палата) на 2009 год в отчетном году проведено 242 контрольных мероприятия, в том числе 172 проверки, 29 обследований и 41 экспертиза. По сравнению с 2008 годом количество проведенных контрольных мероприятий увеличилось на 50 процентов, в том числе проверок - на 41 процент, обследований - на 52 процента, количество проведенных экспертиз сохраняется в течение трех лет на одном уровне (в среднем около 40). Кроме того, в 2009 году Палатой проведено 32 комплексных контрольных мероприятия, включая внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета города Москвы за 2008 год, охватывающих все сферы городского хозяйства.
Из общего числа контрольных мероприятий тематика 46 была обусловлена непосредственными требованиями законодательства, 19 мероприятий проведено по поручению Московской городской Думы, 15 - по поручению Мэра Москвы, 162 - включено на основании решения Коллегии КСП Москвы (в том числе 7 - по обращениям правоохранительных органов, 2 - по запросам депутатов Московской городской Думы, 10 - по обращениям органов исполнительной власти города Москвы и иных государственных органов, 124 - на основании соглашений с внутригородскими муниципальными образованиями (далее - ВМО).
Перечень контрольных мероприятий, проведенных Палатой в 2009 году, содержится в приложении 1 к настоящему Отчету.
Объектами контрольных мероприятий (всего 302 объекта) были 59 органов исполнительной власти города Москвы, в том числе 5 - входящие в Комплекс городского хозяйства Москвы, 2 - в Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы, 3 - в Комплекс экономической политики и развития города Москвы, 9 - в Комплекс социальной сферы города Москвы, 1 - в Комплекс имущественно-земельных отношений города Москвы, 5 - органы исполнительной власти города Москвы, координацию деятельности которых осуществляют заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы, 6 - органы исполнительной власти города Москвы, не входящие в состав комплексов городского управления, 28 - территориальные органы исполнительной власти.
Кроме того, проверками и обследованиями было охвачено 189 государственных учреждений, 5 муниципальных учреждений, 31 коммерческая организация и 18 прочих организаций, включая Главное управление внутренних дел по городу Москве и Московский городской фонд обязательного медицинского страхования.
В целом по сравнению с предшествующими периодами увеличилось количество охваченных контрольными мероприятиями объектов, почти в четыре раза увеличилось количество проверяемых государственных учреждений города Москвы. В рамках действующего законодательства на основании обращений органов законодательной и исполнительной власти города Москвы проведены экспертизы 16 проектов законов города Москвы, 17 городских целевых программ.
________________
В том числе две программы рассматривались повторно.
Замечания и предложения КСП Москвы были учтены при принятии целого ряда законов города Москвы, постановлений и распоряжений Правительства Москвы, ведомственных и иных правовых актов города Москвы, в том числе при утверждении и актуализации городских целевых программ. Кроме того, вносились соответствующие изменения в действующие нормативные правовые акты. Всего по итогам проведенных Палатой контрольных мероприятий было принято либо подверглось корректировке 52 правовых акта (приложение 2 к настоящему Отчету).
В 2009 году, как и в прошлом периоде, КСП Москвы основное внимание уделялось контролю за результативным и эффективным использованием бюджетных расходов, а также формированием бюджета на основе программно-целевых методов.
По результатам контрольных мероприятий Палатой выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 82539,1 млн. рублей, в том числе нецелевое использование бюджетных средств на сумму 44,0 млн. рублей, неэффективное использование средств на сумму 11720,8 млн. рублей. Обращает на себя внимание возросшее число случаев выявляемого в ходе контрольных мероприятий неэффективного использования бюджетных средств. По сравнению с 2008 годом общая сумма установленного неэффективного использования средств возросла на 65 процентов. Данные по указанным нарушениям приведены в приложении 3 к настоящему Отчету.
________________
С учетом средств местных бюджетов.
По итогам контроля Палатой направлено 79 представлений, 4 предписания, 122 информационных письма в Московскую городскую Думу, 87 - Мэру Москвы, 375 - в органы исполнительной власти города Москвы и иные организации.
Всего по результатам проведенных в 2009 году контрольных мероприятий КСП Москвы предложила устранить нарушения на общую сумму 19 156,9 млн. рублей. В настоящее время устранена часть нарушений на общую сумму 8 708,6 млн. рублей. Усиление контроля КСП Москвы за выполнением рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков позволило в отчетном периоде повысить эффективность исполнения представлений и предписаний (по сравнению с 2007 годом - на 93 процента, с 2008 годом - на 80 процентов).
________________
С учетом средств местных бюджетов и устранения нарушений по контрольным мероприятиям прошлых лет.
При выявлении нарушений и недостатков КСП Москвы давала предложения не только об их устранении в организации, являвшейся объектом проверки, но и предлагала профилактические меры в целом в соответствующей отрасли (подотрасли) городского хозяйства.
По итогам контрольных мероприятий привлечены к ответственности 13 должностных лиц, в том числе одно должностное лицо освобождено от занимаемой должности, директор Государственного унитарного предприятия города Москвы "Дирекция единого заказчика Ломоносовского района" привлечен к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Итоговые материалы по 6 контрольным мероприятиям направлены в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы.
________________
С учетом материалов по результатам контрольных мероприятий прошлых лет - 13.
В 2009 году в КСП Москвы поступило 228 обращений граждан и представителей организаций. Наибольшее количество (55) связано с проблемами в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включая вопросы соблюдения требований к проведению капитального ремонта (низкое качество проводимых работ, отсутствие информирования граждан), нарушения порядка создания и функционирования товариществ собственников жилья, повышения тарифов. Также актуальными являлись вопросы, касающиеся переселения жителей из сносимых домов, производства строительных работ в жилых домах, ввода жилых домов в эксплуатацию.
По поступившим заявлениям граждан и представителей организаций принимались различные решения. Так, по результатам рассмотрения жалобы С.И.Головачевой (вх. от 18 июня 2009 года N 1564/01-42) по вопросу правильности расходования бюджетных средств на проведение капитального ремонта жилого дома Палатой 25 июня 2009 года была организована съемка сюжета о некачественном проведении капитального ремонта по адресу: ул.Нижняя Масловка, д.5 силами съемочной группы телепрограммы "Имеем право". Кроме того, по указанному вопросу КСП Москвы были направлены соответствующие запросы в Департамент капитального ремонта жилищного фонда города Москвы для рассмотрения и ответа по существу.
Ряд поступивших материалов использован Палатой при подготовке и проведении контрольных мероприятий, в том числе: проверки исполнения расходных обязательств в муниципалитете ВМО Бескудниковское, проверки эффективности использования бюджетных средств, выделенных государственным унитарным предприятиям "Дирекция единого заказчика" и управляющим организациям в 5 административных округах города Москвы, и других.
На основании запросов правоохранительных органов проведено 4 контрольных мероприятия, по результатам 2 из них установлено неправомерное выделение и использование бюджетных средств на общую сумму 44577,0 тыс. рублей. Также специалисты Палаты принимали участие в проверке отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципалитета Дмитровский в 2007-2008 годах, проводимой Управлением внутренних дел по Северному административному округу города Москвы.
В ходе осуществления контроля за поступлением доходов в бюджет города Москвы было отмечено, что в условиях мирового финансового кризиса, последствия которого в полном объеме проявились во второй половине 2008 года - начале 2009 года, основными факторами, оказавшими влияние на формирование доходов городского бюджета в отчетном периоде, стали существенное снижение экономической активности, отток инвестиционных капиталов, снижение спроса и цен на основные товары российского экспорта. В итоге сумма доходов бюджета города Москвы по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 280347,7 млн. рублей, или на 21,7 процента.
В этой ситуации особое внимание уделялось проблемам повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти города Москвы по администрированию доходов городского бюджета и выполнению связанных с этим государственных задач и функций.
Проведенное обследование функционирования системы взимания платежей за социальный наем жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, показало неготовность отдельных органов государственной власти города к осуществлению полномочий главных администраторов доходов бюджета.
Установлено, что префектурами Восточного, Северо-Восточного и Юго-Западного административных округов города Москвы не был обеспечен должный контроль за деятельностью подведомственных унитарных предприятий и бюджетных учреждений в процессе передачи функций по сбору платежей за социальный наем от дирекций единого заказчика государственным учреждениям города Москвы инженерным службам районов, что привело к недопоступлению в бюджет города Москвы 14,9 млн. рублей в виде платы за социальный наем жилых помещений. Из указанных средств 5,4 млн. рублей было перечислено в бюджет города в ходе обследования и по результатам рассмотрения представлений КСП Москвы.
Также установлено, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы не обеспечил своевременное заключение договоров социального найма с гражданами, жилые помещения которым были предоставлены до 1999 года по ордерам или на основании иных актов органов исполнительной власти города Москвы.
КСП Москвы также отметила, что действующий порядок возмещения выпадающих доходов городского бюджета от предоставления гражданам льгот по оплате за социальный наем, при котором возмещение доходов осуществляется за счет расходов бюджета, противоречит бюджетному законодательству и приводит к отвлечению и неэффективному использованию бюджетных средств.
Проверка полноты и своевременности поступления в бюджет доходов от сдачи в аренду и реализации имущества, переданного в оперативное управление учреждений, находящихся в ведении органов государственной власти города Москвы, выявила отсутствие достоверной информации о количестве заключенных договоров, площадях городских нежилых помещений, сдаваемых в аренду учреждениями, а также о фактических поступлениях в городской бюджет доходов от сдачи в аренду указанных помещений. Так, согласно данным официальной отчетности, в 2008 году в городской бюджет поступило 382,8 млн. рублей, в то время как по данным, подготовленным с использованием финансовой подсистемы Департамента имущества города Москвы, поступления от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, составляли за аналогичный период 491,9 млн. рублей. При этом реальный объем потенциальных поступлений по указанному источнику существенно выше.
Во многом это связано с тем, что значительная часть действующих договоров аренды помещений, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений, не соответствует установленным требованиям как в отношении состава сторон, так и в отношении порядка определения и зачисления арендной платы. Без устранения указанных недостатков решить проблему полноты и своевременности зачисления в городской бюджет доходов от сдачи в аренду имущества, переданного в оперативное управление учреждений, находящихся в ведении органов государственной власти города Москвы, невозможно.
Так, значительная часть доходов от сдачи в аренду имущества, переданного в оперативное управление учреждений, продолжает поступать не в бюджет, а на лицевые счета получателей средств бюджета города Москвы по учету операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.
По предложению Палаты в постановление Правительства Москвы от 30 марта 2010 года N 242-ПП "О предварительных итогах исполнения бюджета города Москвы за 2009 год и мерах по реализации Закона города Москвы от 2 декабря 2009 года N 10 "О бюджете города Москвы на 2010 год" было включено поручение Департаменту имущества города Москвы совместно с органами исполнительной власти города Москвы, входящими в Комплекс социальной сферы города Москвы, и Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы организовать проведение проверки договоров о предоставлении в аренду нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений города Москвы, полноты их регистрации и учета.
В ходе внешней проверки бюджетной отчетности Комитета государственных заимствований города Москвы за 2008 год было установлено, что после проведения операций с облигационными займами города Москвы полученные денежные средства не перечислялись в городской бюджет, а оставались продолжительное время на банковском счете данного Комитета и использовались при проведении последующих операций. При этом имели место случаи, когда в течение нескольких дней на счете "зависали" миллиардные остатки бюджетных средств, достигая максимума в 7008,6 млн. рублей.
В связи с этим Палата рекомендовала Комитету государственных заимствований города Москвы и Департаменту финансов города Москвы привести в соответствие с принципом единства кассы (статья 38_2 Бюджетного кодекса Российской Федерации) действующую систему расчетов по государственным ценным бумагам города Москвы, обеспечить своевременное зачисление на единый счет бюджета заемных средств, полученных от размещения облигационных займов, и осуществление операций по погашению (выкупу) и обслуживанию долговых обязательств с указанного счета.
Также отмечено, что в нарушение требований части 5 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комитетом государственных заимствований города Москвы без проведения конкурсных процедур было продлено действие договоров на работы (услуги) для государственных нужд, выполняемых СГУП "Финансовое агентство города Москвы" и ЗАО "Гарант-М". При этом указанный Федеральный закон не предусматривает каких-либо исключений для организаций, которые привлекаются для выполнения работ (оказания услуг) по проведению операций с государственными облигациями на бирже и подготовки документов для размещения, погашения, обслуживания и обращения долговых обязательств. Данная позиция Палаты в отношении выявленного нарушения подтверждена и Контрольным комитетом города Москвы.
________________
Письмо в адрес Палаты от 22 апреля 2009 года N 01-02-09-1181/09 "О соответствии размещения государственных заказов действующему законодательству".
Обследование эффективности использования бюджетных средств для инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг хозяйствующим субъектам показало, что на сегодняшний день инвестиционная деятельность по развитию форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) самим городом не осуществляется.
Вместе с тем помимо предоставления имущественной поддержки пострадавшим от снижения деловой активности предприятиям малого и среднего бизнеса ликвидация последствий кризисных явлений в экономике может основываться на развитии именно государственных инвестиций. При этом лизинг государственного имущества можно рассматривать как одну из форм прямого участия города в поддержке инновационного развития существующих производств в различных сегментах внутреннего рынка, формирования у хозяйствующих субъектов мотивации к инновационному поведению, обновлению и развитию основных фондов. По мнению Палаты, необходимые законодательные нормы для развития такого рода деятельности (включая законодательство о защите конкуренции при закупке (приобретении) имущества и передаче его в пользование хозяйствующим субъектам) имеются.
Следует отметить, что защита внутреннего рынка и предоставление преференций отечественным производителям в соответствии с международной практикой для восстановления их деловой активности за счет развития лизинга является одним из приоритетных антикризисных мероприятий Правительства Российской Федерации. При этом все более актуальным становится дальнейшее совершенствование законодательства о государственных закупках для обеспечения возможности проведения лизинговых операций.
По итогам проведенного аудита эффективности расходования средств, направленных на реализацию Городской межведомственной комплексной программы "Государственная поддержка граждан на рынке финансовых услуг и защита интересов Москвы как собственника корпоративных ценных бумаг (2006-2008 годы)", выявлены факты несовершенства использования программно-целевых методов бюджетного планирования. Так, ни в ходе обсуждения проекта указанной программы, ни в ходе ее реализации так и не были утверждены конкретные измеримые показатели результативности программных мероприятий. Это привело к тому, что большинство программных мероприятий было выполнено с ненадлежащим качеством, а оценка степени реализации мероприятий и эффективности использования бюджетных средств оказалась практически невозможной.
По результатам проведенного аудита и в соответствии с представлением Палаты бюджетные ассигнования на финансирование Департамента имущества города Москвы в 2009 году были уменьшены Департаментом финансов города Москвы на 31,9 млн. рублей.
Контрольные мероприятия, проведенные в сфере контроля расходов на общегосударственные вопросы и информатизацию, были направлены на выявление и решение наиболее значимых проблем в области размещения городского государственного заказа, эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы, обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах города Москвы, реализации городских целевых программ, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставления субсидий из бюджета города Москвы и контроля за их целевым использованием.
По итогам контрольных мероприятий отмечена необходимость совершенствования управления бюджетными ресурсами, повышения обоснованности планирования бюджетных показателей и результативности бюджетных расходов, а также внесения изменений в отдельные правовые акты города Москвы.