Недействующий

ЗАКОН

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 14 июля 2003 года N 50-зо

Об областной целевой программе "Развитие здравоохранения Тверской области на период 2004-2008 годы"

Принят Законодательным Собранием

Тверской области 1 июля 2003 года

(Утратил силу:
закон Тверской области от 05.04.2005 г. N 57-зо )

(Изменения:
закон Тверской области от 18.05.2004 г. N 32-зо
закон Тверской области от 12.11.2004 г. N 70-зо
закон Тверской области от 29.12.2004 г. N 86-зо )

Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Развитие здравоохранения Тверской области на период 2004-2008 годы" (прилагается).

Статья 2. Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2004 года.

Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившими силу:

закон Тверской области от 20.03.2002 N 7-ЗО "Об областной целевой программе "Совершенствование дезинфекционных мероприятий для профилактики внутрибольничных инфекций" на 2003-2005 годы";

закон Тверской области от 20.03.2002 N 9-ЗО "Об областной целевой программе "Неотложные меры по совершенствованию онкологической помощи населению Тверской области на 2002-2006 годы";

статьи 1, 11, 14 закона Тверской области от 03.10.2002 N 64-ЗО "О внесении изменений и дополнений в областные целевые программы социально-экономического развития Тверской области на 2002 год";

закон Тверской области от 10.01.2003 N 06-ЗО "О внесении дополнений в региональную целевую программу "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Тверской области на 2001-2006 г.г.";

статьи 1, 5, 7, 8 закона Тверской области от 13.05.2003 N 36-ЗО "О внесении изменений и дополнений в областные целевые программы социально-экономического развития Тверской области на 2003 год".

Губернатор Тверской области В.И.Платов

Тверь

14 июля 2003 г.

N 50-ЗО

Областная целевая программа "Развитие здравоохранения Тверской области на период 2004 - 2008 годы" г. Тверь 2003 год

ПАСПОРТ областной целевой программы "Развитие здравоохранения Тверской области на период 2004-2008 годы"


Наименование Программы

Областная целевая программа "Развитие здравоохранения Тверской области на период 2004 - 2008 годы".

Дата принятия решения о разработке Программы

Распоряжение Губернатора Тверской области___________ от 06.02.2002 г. N 36-ра.

Государственный заказчик

Департамент здравоохранения Тверской области

Основные разработчики Программы

- Департамент здравоохранения Тверской области;

 - Тверская государственная медицинская академия;

 - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Тверской области;

 - Тверской территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

- Цель : сохранение и улучшение здоровья граждан путем сокращения прямых и косвенных потерь за счет снижения заболеваемости и смертности, формирования здорового образа жизни. Улучшение качества, доступности и эффективности медицинской помощи путем реализации намеченных мероприятий.
 - Задачи: создание единого механизма реализации конституционных прав населения Тверской области на получение медицинской помощи за счет организации единой системы планирования здравоохранения Тверской области, обеспечение соответствия обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи с выделяемыми финансовыми ресурсами и повышения эффективности использования государственных средств.

Сроки реализации Программы

2004-2008 годы

Перечень основных мероприятий

- Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Тверской области;

 - подготовка специалистов, оказывающих медицинскую помощь населению Тверской области;

 - развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Тверской области;

 -развитие информатизации в учреждениях здравоохранения Тверской области;

 - мероприятия по реализации предложений избирателей в части программ социально-экономического развития Тверской области.

Исполнители основных мероприятий

- Департамент здравоохранения Тверской области;

 - Тверской территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

 - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Тверской области;

 - Департамент образования Тверской области;

 - Департамент социальной защиты населения Тверской области;

 -Тверская государственная медицинская академия,
 -Учреждения здравоохранения Тверской области;

 -ГУП "Реформа здравоохранения";

 -Исполнители отдельных мероприятий, определяемые на конкурсной основе в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Объёмы и источники финансирования____

Общий объём финансирования Программы: 4772293 тыс. рублей, в том числе:
 -федеральный бюджет - 455334 тыс. рублей;

 -областной бюджет - 4180232 тыс. рублей;

 -муниципальный бюджет - 350 тыс. рублей;

 -внебюджетные источники - 96448 тыс. рублей;

 -средства ЦГСЭН - 145 тыс. рублей;

 -кредит Всемирного Банка - 39784 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, оценка эффективности и социальных последствий реализации Программы

-Улучшение демографической ситуации в Тверской области и формирование предпосылки к последующему демографическому росту.
 -Обеспечение охвата и эффективности проводимой Всероссийской диспансеризации детей не менее 95%.
 -Снижение показателя младенческой смертности до уровня среднероссийского (13,3 - 14,0).
 -Улучшение планирования семьи и репродуктивного здоровья населения.
 -Улучшение "качества жизни" хронических больных и больных пожилого возраста.
 -Улучшение выявляемости и лечения социально-значимых заболеваний.
 -Снижение заболеваемости населения мозговыми инсультами на 10-12%, смертности от мозговых инсультов на 12-14%, от ишемической болезни сердца на 8-10%.
 -Снижение инвалидности и смертности от онкологических заболеваний на 2% .
 -Снижение частоты случаев осложнений при сахарном диабете на 25%.
 -Снижение показателя заболеваемости туберкулезом до 37,0 на 100000 населения, первичного выхода на инвалидность в 1,5 раза. Показателя смертности от туберкулёза до 10,0 на 100000 населения.
 -Замедление темпов дальнейшего развития ВИЧ-инфекции.

Система организации контроля за исполнением Программы

Непосредственный контроль за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик - департамент здравоохранения Тверской области, который, в установленном порядке, подготавливает информацию о ходе её выполнения, использовании финансовых средств.
 Департаментом здравоохранения Тверской области осуществляется поэтапная оценка производимых мероприятий и их корректировка.. Отчет о реализации Программы представляется для утверждения в Законодательное Собрание Тверской области ежегодно.
 В части мероприятий по предложениям избирателей, включенных в данную программу, контроль за их осуществлением производится в порядке, определенном Положением о формировании и реализации предложений избирателей в части программ социально-экономического развития Тверской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 26.11.2003 N 750-П-3.

{Паспорт в редакции закона Тверской области от 18.05.2004 г. N 32-зо}

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

Здравоохранение является особой сферой деятельности, обеспечивающей право граждан на жизнь и здоровье, и выполняет одну из наиболее приоритетных функций в политической, экономической и социальной жизни государства и общества.

Здоровье - важнейшее право человека. Этим объясняется необходимость разработки перспективной политики совершенствования здравоохранения Тверской области.

Охрана здоровья населения представляет собой совокупность мер правового, культурного научного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его активной продолжительной жизни.

Географической особенностью расположения Тверской области, является её нахождение в Верхне-Волжском водном регионе. При обилии рек, озер и запасов подземных вод, обеспечение населения качественной питьевой водой является большой проблемой. Водопотребление на одного жителя составляет от 20 до 125 литров в сутки.

В области эксплуатируется 2242 водопровода, из них 2227 питаются из подземных источников и 15 из поверхностных водоисточников. Централизованным водоснабжением охвачено 80 процентов жителей Тверской области, а 20 процентов пользуются водой из рек, озер и шахтных колодцев.

Качество питьевой воды, подаваемой населению, не в полной мере соответствует санитарным нормам и правилам: 38,2 процента не соответствует гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям и 11 процентов по микробиологическим.

Загрязнение почв возникает вследствие складирования промышленных и твердых бытовых отходов, применения ядохимикатов, загрязнения воздуха на промышленных территориях. В течение года на предприятиях Тверской области образуется более 102 тыс. тонн промышленных отходов. Промышленные отходы размещены в накопителях, отвалах на свалках твердых бытовых отходов, накапливаются на территории предприятий. Объекты для размещения отходов не отвечают санитарным требованиям, отсутствует система наблюдения за поступлением загрязняющих веществ в окружающую среду. В области отсутствует полигон для промышленных отходов. От деятельности предприятий на территории Тверской области скопилось около 430 тонн пестицидов требующих утилизации, в том числе сильно действующие ядовитые вещества (СДЯВ) и токсические, химические вещества I-II класса опасности, химические вещества более 42 наименований. Объем твердых бытовых отходов составляет 2028 тыс. кубометров. Весь объем твердых бытовых отходов вывозится на 52 полигона, которые эксплуатируются с нарушением санитарно-гигиенических требований. На территории Тверской области ежегодно образуется до 200 несанкционированных свалок, которые представляют собой опасность для окружающей среды и здоровья населения. Из 17 разработанных проектов полигонов по утилизации твердых бытовых отходов ни один не реализован ввиду отсутствия финансирования.

Указанные причины приводят к загрязнению почв, подземных водоносных горизонтов и атмосферного воздуха. Более 6 процентов проб почвы зоны имеют превышение уровня предельно допустимых концентраций по содержанию тяжелых металлов, 21,6 процента не соответствует требованиям по микробиологическим показателям и 1,2 процента по гельминтам.

Загрязнение атмосферного воздуха в целом по Тверском области складывается из выбросов вредных веществ от стационарных источников и автомобильного транспорта. В течение года общий выброс составляет более 42,3 тыс. тонн, из них 40 процентов от стационарных источников, 60 процентов от автотранспорта.

В сравнении с физиологическими нормативами питание жителей Тверской области имеет дефицит ценных пищевых продуктов, таких как мясо, молоко, овощи, фрукты, рыбопродукты. Складывается преимущественно углеводистая модель питания. Несбалансированность питания влечет за собой снижение неспецифической резистентности организма воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

В Тверской области, как и в Российской Федерации, на протяжении ряда лет сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со структурой населения, а именно уменьшением с 80-х годов 20 века удельного веса детей и подростков (в Тверской области -15,3%, в РФ-24,4%) и увеличением доли лиц пожилого возраста, старше 65 лет (в Тверской области -16,5%, в РФ-12,6%). Нарастает естественная убыль населения, так в 1990 г. она составляла (-3,3), в 2002 уже (-14,6). Сохраняются высокие показатели смертности - 22,9 и низкие рождаемости - 8,3, однако следует отметить, что уровень рождаемости несколько выше, чем в 2000 г.(7,2).

Структура основных причин смерти мало отличается от таковой по Российской Федерации. На первом месте болезни системы кровообращения (1367,3), на втором - несчастные случаи, отравления и травмы (329,6) и на третьем - новообразования (219,6) на 100 тысяч населения. В структуре травматизма производственная травма составляет 9%, непроизводственная (бытовая) 91%. В свою очередь в структуре бытовой травмы уличная травма составляет 27,2% , транспортная-1,8%, спортивная-1,1%, прочие- 6,3%. Отмечается рост бытового травматизма за последние годы. В сравнении с 1999 годом бытовая травма увеличилась на 1,9% , производственная травма уменьшилась на 15,9%.

Уровень заболеваемости по болезням кровообращения составил в 2001 г. 20130,4 на 100 тыс. населения, что на 69,9% выше в сравнении с 1991 годом.

Уровень травматизма составил - 8557,1 на 100 тыс. населения, что на 5,9% выше в сравнении с 1991 г.

Злокачественные новообразования остаются в Тверской области одной из сложнейших проблем медицины и здоровья населения. Онкологическая заболеваемость в Тверской области, как в целом в России, неуклонно растет и в 2002 г. ее уровень составил 343,6 на 100 тыс. населения. Но за последние 3 года отмечаются положительные тенденции, смертность снизилась на 1,8% и составила 220,5 на 100 тыс. населения.

Показатель младенческой смертности, при среднероссийском уровне 13,3 в Тверской области составляет 14,8, хотя имеет тенденцию к снижению.

Остается высоким уровень психических расстройств, особенно алкогольных психозов.

Серьезной проблемой для общества стали социально-обусловленные болезни - наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем, хотя темпы их распространения замедлились.

Показатель заболеваемости туберкулезом составил в 2002 г. 57,3 на 100 тыс. населения, в то время как доля впервые выявленных в структуре смертности уменьшилась на 9,2%.

В Тверской области выявлено на 01.01.2003 г. 3461 случая ВИЧ-инфекции. 57% заражений связано с инъекционным употреблением наркотиков, 43% - половой путь передачи.

По ряду показателей с 2001 г. произошли положительные изменения: снизилась смертность от новообразований, заболеваемость воздушно-капельной инфекцией, отмечается тенденция к снижению младенческой смертности ( в 2002 - 14,8, 2001-16,4, в 2000- 17,2), в 1,5 раза снизилась смертность от перинатальных причин. Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить социальные факторы - экологическую обстановку, хронические стрессы, несбалансированное питание, что во многом зависит от общего уровня санитарно-гигиенической культуры населения способствующему формированию нездорового образа жизни и распространению вредных привычек.

В области все более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70 процентов. Достаточно сказать, что на сегодня каждый десятый школьник зависит от табака, и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.

Распространенность в области только бытового пьянства составляет 20 процентов. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев.

Значительно увеличивается количество людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. В настоящее время, по экспертным оценкам, около 20 тысяч человек потребляет наркотики, более двух третей из них молодежь в возрасте до 30 лет, составляющая основную группу ВИЧ-инфицированных.

Около 70 процентов населения не занимается физкультурой, а распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 процентов, более 30 процентов населения имеют дефицит веса и столько же избыточный вес в результате неправильного и нерационального питания.

Система здравоохранения области представлена лечебно-профилактическими учреждениями, осуществляющими амбулаторно-поликлиническую, стационарную, скорую и неотложную медицинскую помощь; центрами санитарно-эпидемиологического контроля; санаторно-курортными учреждениями.

Медицинскую помощь населению области оказывают 884 фельдшерско-акушерских пункта, 49 участковых больниц, 66 врачебных амбулаторий, 36 центральных районных больниц, областные диспансеры, областная клиническая больница, областная клиническая детская больница городские и районные больницы.

Служба скорой медицинской помощи представлена 5 станциями в городах Тверь, Бежецк, Бологое, Вышний Волочек, Ржев и 32 отделениями скорой медицинской помощи при центральных районных больницах. В структуре Тверской станции скорой медицинской помощи - 6 подстанций, на которых работают 24 общепрофильные бригады и 8 специализированных бригад. С 1996 года на базе Тверской станции скорой медицинской помощи организован учебно-тренировочный центр неотложных состояний. За этот период в Центре проучено 108 медицинских сотрудников и 213 студентов Тверской государственной медицинской академии.

В настоящее время в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) области внедрены и используются высокотехнологичные виды медицинской помощи, в частности, на базе областной клинической больницы (ОКБ) проводятся лапароскопические операции в абдоминальной хирургии, эндоскопические в урологии, гинекологии, лор-отделении., осуществляется эндопротезирование суставов. Однако, данных видов медицинской помощи недостаточно, так как ежегодно, из областного бюджета расходуется на лечение больных - жителей области в федеральных медицинских центрах около 10 млн. рублей.

Эндоскопические операции за последние годы внедрены в г.Твери и в районах области (Торжокском, В.Волоцком, Удомельском., Рамешковском и др.)

Особая роль отводится развитию института врача общей практики. В данный момент созданы и полностью укомплектованы 49 офисов общей врачебной практики, осуществляется профессиональная постоянная подготовка и переподготовка врачебных кадров и штат медицинских сестер. За период с 1998 года по настоящее время в рамках реализации пилотного проекта "Реформа здравоохранения" проделана большая работа по укреплению материально-технической базы ЛПУ области и города Твери. Специализированные отделения оснащены дефибрилляторами аппаратами ИВЛ, эндоскопической аппаратурой, мониторами, стационарными УЗИ аппаратами, велоэргометрами, пульсоксиметрами, глюкометрами. Для ЛПУ области и города приобретена компьютерная техника. Кабинеты врачей общей практики оснащены портативными УЗИ аппаратами, современным диагностическим оборудованием, медицинским инструментарием. Для родильных домов и детских больниц приобретены реанимобили с кювезами, детские кроватки с обогревом, фетальные мониторы. Для службы скорой медицинской помощи закуплены специально оборудованные машины скорой помощи (54 единицы) и диагностическое оборудование (портативные кардиостимуляторы, УЗИ аппараты, электроэнцефалографы).

Проводится целенаправленная работа по реструктуризации коечной сети, направленная на оптимизацию стационарной помощи по количеству коек, дифференциация по интенсивности лечения, что приведет к некоторому сокращению длительности пребывания больного в стационаре.

Одной из актуальных тем в здравоохранении является проблема состояния материально-технической базы учреждений здравоохранения Тверской области.

Более 70% всех учреждений здравоохранения области размещены в приспособленных помещениях, не предназначенных для осуществления лечебных процессов, из них более половины имеют неудовлетворительное санитарно-техническое состояние. Многие из них размещаются в зданиях постройки конца XIX, начала XX веков. Все эти здания, а также инженерные системы требуют незамедлительного проведения ремонтно-строительных работ.

Обеспеченность медицинским оборудованием в учреждениях здравоохранения области составляет в среднем 50-60%. Более 50 % дорогостоящего оборудования имеет срок эксплуатации ориентировочно 6-8 лет. Значительное количество техники выработало свой ресурс в два и более раз.

Поэтому Программой предлагается проведение ряда организационных мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения, проведение ремонтно-строительных работ зданий и инженерных систем учреждений здравоохранения Тверской области, приобретение медицинского и технологического оборудования. Данные мероприятия включены в разделы Программы и, кроме того, выделены в отдельных таблицах (Приложения N N 16; 17).

За последний период несколько улучшилось лекарственное обеспечение стационарных больных. Однако, остаются проблемы в финансировании льготных категорий больных, так как каждый пятый житель области пользуется правом льготного лекарственного обеспечения, при этом отмечаются сохраняющиеся диспропорции в лекарственном обеспечении жителей городской и сельской местности и лиц с разными уровнями доходов из-за высокой стоимости лекарств.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) Тверской области сложилась неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в отношении ряда инфекционных и неинфекционных заболеваний. Так инфекционная заболеваемость среди лиц, находящихся в местах лишения свободы превышает областные показатели заболеваемости: по дизентерии в 4 раза, по вирусным гепатитам "В" в 3 раза, по вирусным гепатитам "С" в 1,2 раза, по туберкулезу в 28 раз, ОРЗ в 1,6 раз, гриппу в 1,2 раза. Остается на крайне высоком уровне показатель заболеваемости туберкулёзом в УИС (в 2001 году - 2517,5 на 100 тыс. осужденных) и превышает аналогичный показатель по Тверской области почти в 50 раз. В основном заболевшие являются лицами наиболее трудоспособного возраста (18-54 года) - 75%. Не менее актуальной остается проблема заболеваемости осужденных, подозреваемых и обвиняемых инфекциями, передаваемыми половым путем. В исправительных колониях в 2001 году было зарегистрировано 199 случаев заболеваний сифилисом (показатель на 100 тыс. - 1020,6) и 12 случаев гонореи (показатель на 100 тыс. - 61,5). Показатель заболеваемости сифилисом в учреждениях управления исполнения наказаний Минюста России по Тверской области (УИН) в 2001 году превысил областной показатель заболеваемости данной инфекцией в 8,3 раза. Кроме того, крайне необходима консультативная, лекарственная помощь больным сахарным диабетом и онкологическими заболеваниями из контингента УИС области. Учитывая, что значительная часть лиц, находящихся в местах лишения свободы, после освобождения из под стражи остаётся в Тверской области, безусловно, требуется включение в предлагаемую Программу мероприятий, направленных на профилактику и лечение данного контингента.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»