Недействующий

ЗАКОН

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 20 марта 2002 года N 9-ЗО

Об областной целевой программе Неотложные меры по совершенствованию онкологической помощи населению Тверской области на 2002-2006 годы

Принят Законодательным Собранием

Тверской области 28 февраля 2002 года

(Утратил силу:
закон Тверской области от 14.07.2003 г. N 50-зо )

(Изменения:
закон Тверской области от 03.10.2002 г. N 64-зо
закон Тверской области от 13.05.2003 г. N 36-зо )

Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Неотложные меры по совершенствованию онкологической помощи населению Тверской области на 2002-2006 годы".

Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Тверской области В.И. Платов

Тверь

20 марта 2002 г.

N 9-30

АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2006 ГОДЫ".

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"Неотложные меры по совершенствованию онкологической помощи населению Тверской области на 2002 - 2006 годы".

Наименование Программы

- областная целевая программа ''Неотложные меры по совершенствованию онкологической помощи населению Тверской области на 2002-2006 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы

- Распоряжение Губернатора области от 04.10.2001 N 1482-р.

Государственный заказчик Программы

- Департамент здравоохранения Тверской области.

Основные разработчики Программы

- Департамент здравоохранения Тверской области, государственное учреждение здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер".

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

Цель: снижение инвалидности и смертности населения области от онкологических заболеваний на 2 % Задачи: развитие материально-технической базы, совершенствование организации онкологической службы, повышение эффективности мероприятий по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний, обеспечение современного уровня лечения и реабилитации онкологических больных посредством внедрения новейших медицинских технологий.

Сроки реализации Программы

- 2002 - 2006 годы

Перечень основных мероприятий

- укрепление материально-технической базы онкологической службы;

 - подготовка специалистов, оказывающих онкологическую помощь;

 - профилактика, раннее выявление, лечение и реабилитация онкологических больных;

 - информатизация онкологической службы;

 - мероприятия по реализации предложений избирателей депутатам Законодательного Собрания Тверской области

Исполнители основных мероприятий программы

- Департамент здравоохранения Тверской области.
 - государственное учреждение здравоохранения Тверской областной клинический онкологический диспансер,
 - исполнители отдельных мероприятий, определяемые на конкурсной основе в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд";

 - Тверской территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

 - Тверская государственная медицинская академия;

 - Администрации муниципальных образований.

Объемы и источники финансирования

- общий объём финансирования Программы: 118,93775 млн. руб. в т. ч :
 федеральный бюджет- 38,9 млн. руб.
 областной бюджет- 79,23775 млн. руб.
 местные бюджеты- 0,8 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, оценка эффективности и социальных последствий реализации программы

- снижение инвалидности и смертности населения от онкологических заболеваний на 2%;

 - стабилизация основных показателей по онкологии:
 повышение до 11 /о выявления онкозаболеваний при профилактических осмотрах, увеличение числа выявленных больных с 1-11 стадией заболевания до 40%,
 снижение летальности на первом году с момента установления диагноза на 3 /о;

 - обеспечение комплексного лечения у 50% впервые выявленных больных.

Система организации контр оля за исполнением программы

- непосредственный контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик-департамент здравоохранения Тверской области, которым в установленном порядке подготавливается информация о ходе её выполнения, использовании финансовых средств.
 Департаментом осуществляется поэтапная оценка производимых мероприятий и их корректировка.

{Паспорт в редакции:

закона Тверской области от 03.10.2002 г. N 64-зо

закона Тверской области от 13.05.2003 г. N 36-зо}

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

Областная целевая Программа "Неотложные меры по совершенствованию онкологической помощи населению Тверской области на 2002-2006 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.97 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.07.01 г. N 946-р "О подготовке федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)"

Злокачественные новообразования остаются одной из сложнейших проблем медицины и здоровья населения. Ежегодно в Тверской области заболевает более 5000 человек и умирает от рака около 3600 человек. Число потерянных лет жизни в активном возрасте в результате заболевания раком составляет в среднем 8 лет у мужчин и 10 лет у женщин.

Онкологическая заболеваемость в Тверской области, как и в целом в России, неуклонно растёт и в 2000 г. её уровень составил 317.8 на 100 тыс. населения против 309.9 в 1991 году.

Наиболее значительный рост заболеваемости отмечается при следующих формах злокачественных новообразований: рак молочной железы на 37.1%, рак почки на 44.3%, рак ободочной кишки на 12.1%, рак прямой кишки на 24.2%, рак предстательной железы на 57.8%.

Несмотря на некоторое снижение заболеваемости раком лёгкого, он занимает первое место среди всех форм злокачественных новообразований и остаётся ведущей формой рака у мужчин.

Злокачественные новообразования являются причиной временной нетрудоспособности в 0,3 случаев на каждые 100 человек работающего населения, производственные потери от которых составили 11,7 дней временной нетрудоспособности на каждые 100 человек работающего населения

В структуре причин инвалидности злокачественные новообразования занимают второе место после болезней системы кровообращения и составляют 11.6%.

Среди групп инвалидности по причине злокачественных новообразований наибольшую долю составляет II группа - 64.8%, I группа - 32.8%, III группа - 2.3%.

Удельный вес онкологических заболеваний, выявленных в поздних стадиях, остаётся достаточно высоким (21.9% в 2000 г.), а при раке пищевода IV стадии составила - 28.6%, желудка - 49.8%, лёгкого - 33.5%, ободочной кишки - 36.2%, прямой кишки - 33.6%, яичников - 13.5%.

Этим обусловлен и высокий уровень летальности больных в течение первого года с момента установления диагноза 48% в 2000 г.

В целом смертность населения Тверской области от злокачественных новообразований занимает третье место в структуре её причин и составляет 223.7 на 100 тыс. населения.

Существенными причинами увеличения числа злокачественных новообразовании являются, с одной стороны, ухудшение социально-экономических условии, снижение жизненного уровня населения, распространение табакокурения, алкоголизма, загрязнение окружающей среды, с другой - недостаточный уровень профилактических мероприятии в сфере онкологии, и в том числе пропаганды среди населения знании по профилактике злокачественных новообразований, а также по соблюдению здорового образа жизни, недостатки в организации и качестве медицинской помощи больным.

Эффективная первичная профилактика онкологических заболевании возможна при наличии полного учёта и государственной регистрации канцерогеноопасных производств и канцерогеноопасных веществ, находящихся в России, путём создания соответствующих банков данных, выявления, накопления и обработки информации о их количестве, свойствах, способах производства, применения и т д.

Одной из главных проблем остаётся позднее выявление злокачественных новообразовании в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Так, в результате снижения объёма профилактических массовых осмотров населения на выявление опухолевых и предопухолевых заболевании, удельный вес больных, активно выявленных при профосмотрах, сократился почти вдвое. Особую тревогу вызывает позднее выявление тех нозологических форм новообразовании, которые в основном определяют уровень заболеваемости (рак лёгкого, желудка, шейки и тела матки, молочной железы).

Из числа больных злокачественными новообразованиями, взятых под наблюдение областным онкологическим диспансером только 30.9% имели 1-11 стадии заболевания, при которых достигаются наилучшие результаты лечения (в 80%-90% случаев 5-10 летняя выживаемость).

Недостаточное финансирование онкологической службы не позволяет обеспечить в необходимом объёме комплексное лечение больных злокачественными новообразованиями. Потребность в современных химиотерапевтических препаратах удовлетворяется только на 20%.

Низкий уровень технического оснащения единственного в области отделения лучевой терапии не обеспечивает качественное лучевое лечение и его объёмы в соответствии с потребностью.

Тверской областной онкологический диспансер не имеет высокотехнологичного линейного ускорителя. Имеющаяся гамма-терапевтическая аппаратура 1985, 1989 годов выпуска морально и физически устарела. Имеющееся радиологическое отделение нуждается в реконструкции.

Высокий уровень инвалидности и смертности населения области от злокачественных новообразований ставит онкологию в ряд социально-значимых проблем, решение которых возможно только при государственной поддержке.

II. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы.

Основной целью Программы является снижение инвалидности и смертности населения области от онкологических заболеваний на 2%, стабилизация и улучшение основных показателей по онкологии: повышение до 11% выявляемости онкозаболеваний при профилактических осмотрах, увеличение числа впервые выявленных больных с 1-IIстадией заболевания до 40% о, снижение показателя летальности на первом году с момента установления диагноза на 3%, обеспечение комплексного лечения у 50% впервые выявленных больных.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач, развитие материально-технической базы, дальнейшее совершенствование организации онкологической службы, повышение эффективности мероприятий по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний, обеспечение современного уровня лечения и реабилитации онкологических больных посредством внедрения новейших медицинских технологий.

Сроки реализации программы: 2002 - 2006 годы.

III.Система программных мероприятий.

Перечень мероприятий Программы (приложение N 1) предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям. Программа мероприятий содержит 5 разделов:

1. Укрепление материально-технической базы онкологической службы.

Для реализации данного направления в Программе предусматривается реконструкция радиологического отделения областного онкологического диспансера, дооснащение диспансера современными аппаратами диагностики, лучевой терапии.

В целях ранней диагностики предопухолевых и опухолевых заболеваний у жителей районов области предполагается создание межрайонных онкологических центров и оснащение их современными эндоскопами и аппаратами ультразвуковой диагностики.

2. Профилактика, раннее выявление, лечение и реабилитация онкологических больных.

В целях ранней диагностики новообразований репродуктивной системы у женщин планируется дальнейшее углубленное обследование женского населения области путём создания кабинетов цитологической диагностики и маммологических кабинетов.

В связи с крайне неудовлетворительным материально - техническим состоянием патолого - анатомических отделений ЛПУ области предполагается их дооснащение современным диагностическим оборудованием (приобретение микроскопов типа Бимам р-13, микротомов, компьютеров с программным обеспечением).

Население Тверской области отличает низкая санитарная грамотность. Удельный вес несвоевременного обращения больных за медицинской помощью составляет около 25%. Предусмотрено изготовление буклетов.

3. Подготовка специалистов, оказывающих онкологическую помощь.

Современные требования, предъявляемые к онкологическим диспансерам включают лицензирование учреждения 1 раз в 4 года, наличие сертификатов у 100% врачей и среднего медперсонала. Для повышения онкологической подготовки и квалификации специалистов каждые 4-5 лет необходимы циклы усовершенствования на базах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга. Ежегодно 18 врачей нуждаются в учёбе для сохранения и повышения квалификации.

4 Информатизация онкологической службы.

Организационно-методический центр диспансера располагает данными о 24472 больных раком различных локализаций, ежегодно на учёт поступают около 5000 больных, необходимость создания единого территориального ракового регистра очевидна. С помощью его будут достигнуты и учёт пациентов, и информационное обеспечение врачей, научных сотрудников, статистики.

5. Мероприятия по реализации предложений избирателей депутатам Законодательного Собрания Тверской области.

{Раздел III в редакции закона Тверской области от 13.05.2003 г. N 36-зо}

IV. Ресурсное обеспечение Программы.

Для реализации Программы, выполнения всего комплекса поставленных задач требуется общий объём финансирования за счёт всех источников 118,93775 млн. рублей. Помимо средств федерального, областного и местного бюджетов (основные источники финансирования) возможно привлечение внебюджетных финансовых средств, средств Тверского территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Потребность в финансовых ресурсах в разрезе источников финансирования и по годам реализации Программы представлена в следующей таблице:

( в млн. руб.)

Источники финансирования

Всего за 2002-2006 г. г.

в том числе по годам:

2002 г.

2003 г.

2004-2005 г.

2006 г.

ВСЕГО

118,93775

5,54775

43,99

57,2

12,2

в том числе: Федеральный бюджет

38,9

0,5

28,9

9,0

0,5

Областной бюджет

79,23775

4,84775

14,89

47,9

11,6

Средства местных бюджетов

0,8

0,2

0,2

0,3

0,1

Примечание: объём необходимых ассигнований рассчитан в ценах 2001 г.

Объёмы финансирования мероприятий Программы ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджетов всех уровней на соответствующий год

Федеральные средства предусмотрены на приобретение современных аппаратов лучевой терапии.

Средства областного бюджета направлены на решение главных задач Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»