ЗАКОН
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 20 марта 2002 года N 9-ЗО
Об областной целевой программе Неотложные меры по совершенствованию онкологической помощи населению Тверской области на 2002-2006 годы
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 28 февраля 2002 года
(Утратил силу:
закон Тверской области от 14.07.2003 г. N 50-зо )
(Изменения:
закон Тверской области от 03.10.2002 г. N 64-зо
закон Тверской области от 13.05.2003 г. N 36-зо )
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Неотложные меры по совершенствованию онкологической помощи населению Тверской области на 2002-2006 годы".
Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Тверской области В.И. Платов
Тверь
20 марта 2002 г.
N 9-30
АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2006 ГОДЫ".
ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"Неотложные меры по совершенствованию онкологической помощи населению Тверской области на 2002 - 2006 годы".
Наименование Программы | - областная целевая программа ''Неотложные меры по совершенствованию онкологической помощи населению Тверской области на 2002-2006 годы" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - Распоряжение Губернатора области от 04.10.2001 N 1482-р. |
Государственный заказчик Программы | - Департамент здравоохранения Тверской области. |
Основные разработчики Программы | - Департамент здравоохранения Тверской области, государственное учреждение здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер". |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | Цель: снижение инвалидности и смертности населения области от онкологических заболеваний на 2 % Задачи: развитие материально-технической базы, совершенствование организации онкологической службы, повышение эффективности мероприятий по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний, обеспечение современного уровня лечения и реабилитации онкологических больных посредством внедрения новейших медицинских технологий. |
Сроки реализации Программы | - 2002 - 2006 годы |
Перечень основных мероприятий | - укрепление материально-технической базы онкологической службы; |
Исполнители основных мероприятий программы | - Департамент здравоохранения Тверской области. |
Объемы и источники финансирования | - общий объём финансирования Программы: 118,93775 млн. руб. в т. ч : |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, оценка эффективности и социальных последствий реализации программы | - снижение инвалидности и смертности населения от онкологических заболеваний на 2%; |
Система организации контр оля за исполнением программы | - непосредственный контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик-департамент здравоохранения Тверской области, которым в установленном порядке подготавливается информация о ходе её выполнения, использовании финансовых средств. |
{Паспорт в редакции:
закона Тверской области от 03.10.2002 г. N 64-зо
закона Тверской области от 13.05.2003 г. N 36-зо}
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.
Областная целевая Программа "Неотложные меры по совершенствованию онкологической помощи населению Тверской области на 2002-2006 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.97 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.07.01 г. N 946-р "О подготовке федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)"
Злокачественные новообразования остаются одной из сложнейших проблем медицины и здоровья населения. Ежегодно в Тверской области заболевает более 5000 человек и умирает от рака около 3600 человек. Число потерянных лет жизни в активном возрасте в результате заболевания раком составляет в среднем 8 лет у мужчин и 10 лет у женщин.
Онкологическая заболеваемость в Тверской области, как и в целом в России, неуклонно растёт и в 2000 г. её уровень составил 317.8 на 100 тыс. населения против 309.9 в 1991 году.
Наиболее значительный рост заболеваемости отмечается при следующих формах злокачественных новообразований: рак молочной железы на 37.1%, рак почки на 44.3%, рак ободочной кишки на 12.1%, рак прямой кишки на 24.2%, рак предстательной железы на 57.8%.
Несмотря на некоторое снижение заболеваемости раком лёгкого, он занимает первое место среди всех форм злокачественных новообразований и остаётся ведущей формой рака у мужчин.
Злокачественные новообразования являются причиной временной нетрудоспособности в 0,3 случаев на каждые 100 человек работающего населения, производственные потери от которых составили 11,7 дней временной нетрудоспособности на каждые 100 человек работающего населения
В структуре причин инвалидности злокачественные новообразования занимают второе место после болезней системы кровообращения и составляют 11.6%.
Среди групп инвалидности по причине злокачественных новообразований наибольшую долю составляет II группа - 64.8%, I группа - 32.8%, III группа - 2.3%.
Удельный вес онкологических заболеваний, выявленных в поздних стадиях, остаётся достаточно высоким (21.9% в 2000 г.), а при раке пищевода IV стадии составила - 28.6%, желудка - 49.8%, лёгкого - 33.5%, ободочной кишки - 36.2%, прямой кишки - 33.6%, яичников - 13.5%.
Этим обусловлен и высокий уровень летальности больных в течение первого года с момента установления диагноза 48% в 2000 г.
В целом смертность населения Тверской области от злокачественных новообразований занимает третье место в структуре её причин и составляет 223.7 на 100 тыс. населения.
Существенными причинами увеличения числа злокачественных новообразовании являются, с одной стороны, ухудшение социально-экономических условии, снижение жизненного уровня населения, распространение табакокурения, алкоголизма, загрязнение окружающей среды, с другой - недостаточный уровень профилактических мероприятии в сфере онкологии, и в том числе пропаганды среди населения знании по профилактике злокачественных новообразований, а также по соблюдению здорового образа жизни, недостатки в организации и качестве медицинской помощи больным.
Эффективная первичная профилактика онкологических заболевании возможна при наличии полного учёта и государственной регистрации канцерогеноопасных производств и канцерогеноопасных веществ, находящихся в России, путём создания соответствующих банков данных, выявления, накопления и обработки информации о их количестве, свойствах, способах производства, применения и т д.
Одной из главных проблем остаётся позднее выявление злокачественных новообразовании в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Так, в результате снижения объёма профилактических массовых осмотров населения на выявление опухолевых и предопухолевых заболевании, удельный вес больных, активно выявленных при профосмотрах, сократился почти вдвое. Особую тревогу вызывает позднее выявление тех нозологических форм новообразовании, которые в основном определяют уровень заболеваемости (рак лёгкого, желудка, шейки и тела матки, молочной железы).
Из числа больных злокачественными новообразованиями, взятых под наблюдение областным онкологическим диспансером только 30.9% имели 1-11 стадии заболевания, при которых достигаются наилучшие результаты лечения (в 80%-90% случаев 5-10 летняя выживаемость).
Недостаточное финансирование онкологической службы не позволяет обеспечить в необходимом объёме комплексное лечение больных злокачественными новообразованиями. Потребность в современных химиотерапевтических препаратах удовлетворяется только на 20%.
Низкий уровень технического оснащения единственного в области отделения лучевой терапии не обеспечивает качественное лучевое лечение и его объёмы в соответствии с потребностью.
Тверской областной онкологический диспансер не имеет высокотехнологичного линейного ускорителя. Имеющаяся гамма-терапевтическая аппаратура 1985, 1989 годов выпуска морально и физически устарела. Имеющееся радиологическое отделение нуждается в реконструкции.
Высокий уровень инвалидности и смертности населения области от злокачественных новообразований ставит онкологию в ряд социально-значимых проблем, решение которых возможно только при государственной поддержке.
II. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы.
Основной целью Программы является снижение инвалидности и смертности населения области от онкологических заболеваний на 2%, стабилизация и улучшение основных показателей по онкологии: повышение до 11% выявляемости онкозаболеваний при профилактических осмотрах, увеличение числа впервые выявленных больных с 1-IIстадией заболевания до 40% о, снижение показателя летальности на первом году с момента установления диагноза на 3%, обеспечение комплексного лечения у 50% впервые выявленных больных.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач, развитие материально-технической базы, дальнейшее совершенствование организации онкологической службы, повышение эффективности мероприятий по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний, обеспечение современного уровня лечения и реабилитации онкологических больных посредством внедрения новейших медицинских технологий.
Сроки реализации программы: 2002 - 2006 годы.
III.Система программных мероприятий.
Перечень мероприятий Программы (приложение N 1) предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям. Программа мероприятий содержит 5 разделов:
1. Укрепление материально-технической базы онкологической службы.
Для реализации данного направления в Программе предусматривается реконструкция радиологического отделения областного онкологического диспансера, дооснащение диспансера современными аппаратами диагностики, лучевой терапии.
В целях ранней диагностики предопухолевых и опухолевых заболеваний у жителей районов области предполагается создание межрайонных онкологических центров и оснащение их современными эндоскопами и аппаратами ультразвуковой диагностики.
2. Профилактика, раннее выявление, лечение и реабилитация онкологических больных.
В целях ранней диагностики новообразований репродуктивной системы у женщин планируется дальнейшее углубленное обследование женского населения области путём создания кабинетов цитологической диагностики и маммологических кабинетов.
В связи с крайне неудовлетворительным материально - техническим состоянием патолого - анатомических отделений ЛПУ области предполагается их дооснащение современным диагностическим оборудованием (приобретение микроскопов типа Бимам р-13, микротомов, компьютеров с программным обеспечением).
Население Тверской области отличает низкая санитарная грамотность. Удельный вес несвоевременного обращения больных за медицинской помощью составляет около 25%. Предусмотрено изготовление буклетов.
3. Подготовка специалистов, оказывающих онкологическую помощь.
Современные требования, предъявляемые к онкологическим диспансерам включают лицензирование учреждения 1 раз в 4 года, наличие сертификатов у 100% врачей и среднего медперсонала. Для повышения онкологической подготовки и квалификации специалистов каждые 4-5 лет необходимы циклы усовершенствования на базах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга. Ежегодно 18 врачей нуждаются в учёбе для сохранения и повышения квалификации.
4 Информатизация онкологической службы.
Организационно-методический центр диспансера располагает данными о 24472 больных раком различных локализаций, ежегодно на учёт поступают около 5000 больных, необходимость создания единого территориального ракового регистра очевидна. С помощью его будут достигнуты и учёт пациентов, и информационное обеспечение врачей, научных сотрудников, статистики.
5. Мероприятия по реализации предложений избирателей депутатам Законодательного Собрания Тверской области.
{Раздел III в редакции закона Тверской области от 13.05.2003 г. N 36-зо}
IV. Ресурсное обеспечение Программы.
Для реализации Программы, выполнения всего комплекса поставленных задач требуется общий объём финансирования за счёт всех источников 118,93775 млн. рублей. Помимо средств федерального, областного и местного бюджетов (основные источники финансирования) возможно привлечение внебюджетных финансовых средств, средств Тверского территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Потребность в финансовых ресурсах в разрезе источников финансирования и по годам реализации Программы представлена в следующей таблице:
( в млн. руб.)
Источники финансирования | Всего за 2002-2006 г. г. | в том числе по годам: | |||
2002 г. | 2003 г. | 2004-2005 г. | 2006 г. | ||
ВСЕГО | 118,93775 | 5,54775 | 43,99 | 57,2 | 12,2 |
в том числе: Федеральный бюджет | 38,9 | 0,5 | 28,9 | 9,0 | 0,5 |
Областной бюджет | 79,23775 | 4,84775 | 14,89 | 47,9 | 11,6 |
Средства местных бюджетов | 0,8 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,1 |
Примечание: объём необходимых ассигнований рассчитан в ценах 2001 г.
Объёмы финансирования мероприятий Программы ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджетов всех уровней на соответствующий год
Федеральные средства предусмотрены на приобретение современных аппаратов лучевой терапии.
Средства областного бюджета направлены на решение главных задач Программы