Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 августа 2013 года N 220

Об утверждении методических рекомендаций для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению учета и классификации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также по составу сведений, размещаемых в системе учета информационных систем

(с изменениями на 27 марта 2014 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минкомсвязи России от 27 марта 2014 года N 63.

____________________________________________________________________


В соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 года N 644 "О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст.3753; 2013, N 5, ст.402)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению учета и классификации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также по составу сведений, размещаемых в федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (далее - система учета информационных систем).

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минкомсвязи России от 27 марта 2014 года N 63. - См. предыдущую редакцию)

2. Органам субъектов Российской Федерации рекомендуется размещать в системе учета информационных систем сведения об информационных системах и компонентах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - объекты учета), путем загрузки из заранее подготовленного файла в формате xls, в соответствии с размещенным в системе учета информационных систем шаблоном.

С 1 марта 2015 года размещение сведений об объектах учета может осуществляться с использованием интерфейса системы учета информационных систем.

(Пункт дополнительно включен приказом Минкомсвязи России от 27 марта 2014 года N 63)

Врио Министра
А.К.Волин

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства связи и
массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 22 августа 2013 года N 220

     

Методические рекомендации для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также по составу сведений, размещаемых в системе учета информационных систем

(с изменениями на 27 марта 2014 года)

     

     

I. Общие положения

1. Методические рекомендации для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы субъектов) по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также по составу сведений, размещаемых в системе учета информационных систем (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 года N 644 "О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст.3753; 2013, N 5, ст.402) (далее - постановление N 644).

2. Учет информационных систем (далее - ИС) и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее компоненты - ИТКИ) рекомендуется осуществлять в целях:

обеспечения единства принципов создания, развития, модернизации и эксплуатации ИС и компонентов ИТКИ на всех уровнях государственного управления;

повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) органами субъектов;

раскрытия информации об использовании ИС и компонентов ИТКИ органами субъектов.

II. Рекомендуемые принципы осуществления учета ИС и компонентов ИТКИ

3. В целях обеспечения единства применяемых принципов учета и его полноты в субъекте Российской Федерации, порядок учета ИС и компонентов ИТКИ рекомендуется устанавливать правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - правовой акт органа субъекта о порядке учета).

4. Учет ИС и компонентов ИТКИ рекомендуется осуществлять в виде электронных паспортов объектов учета, содержащих совокупность сведений об объекте учета, с использованием специализированной информационной системы (далее - учетная система), обеспечивающей хранение и ведение электронных паспортов объектов учета в электронном виде.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минкомсвязи России от 27 марта 2014 года N 63. - См. предыдущую редакцию)

5. Органу субъекта предоставляется два способа размещения в системе учета информационных систем сведений об объектах учета: путем загрузки из заранее подготовленного файла в формате xls, в соответствии с размещенным в системе учета информационных систем шаблоном или с использованием интерфейса системы учета информационных систем.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минкомсвязи России от 27 марта 2014 года N 63. - См. предыдущую редакцию)

6. Ответственность за ведение электронных паспортов объектов учета рекомендуется возложить на орган субъекта, уполномоченный от имени субъекта Российской Федерации на создание, развитие, модернизацию объектов учета.

7. Электронные паспорта объектов учета рекомендуется создавать в порядке и в сроки, установленные правовым актом органа субъекта о порядке учета:

для объектов учета, создаваемых после вступления в силу в субъекте Российской Федерации правового акта органа субъекта о порядке учета - на основании принятого решения о создании соответствующего объекта учета, оформленного правовым актом;

для объектов учета, созданных до введения в силу в субъекте Российской Федерации правового акта органа субъекта о порядке учета - на основании правовых актов, данных бюджетного учета, государственных контрактов, актов сдачи-приемки работ и иной документации, содержащей сведения об объектах учета.

8. Рекомендуется проверку сведений об объектах учета на соответствие требованиям правового акта органа субъекта о порядке учета поручить органу субъекта, ответственному за осуществление региональной политики в области информатизации (далее - ответственный орган субъекта).

9. Уникальный идентификационный номер присваивается объекту учета Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в случае использования органом субъекта системы учета информационных систем. В ином случае - уникальный идентификационный номер присваивается объекту учета ответственным органом субъекта.

10. Сведения об уникальном идентификационном номере объекта учета в дальнейшем рекомендуется использовать при планировании мероприятий по информатизации, осуществлении государственных закупок в сфере информационных технологий, при составлении и рассмотрении проектов бюджета субъекта Российской Федерации в части ИКТ.

11. Идентификационный номер объекта учета не изменяется на всех этапах жизненного цикла объекта учета. Не рекомендуется повторное использование идентификационных номеров объектов учета для других объектов учета.

12. Рекомендуется при наступлении событий, перечисленных в пункте 15 Положения о федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденного постановлением N 644 (далее - Положение), актуализировать и дополнять электронные паспорта объектов учета сведениями, предусмотренными Положением и формой электронного паспорта объекта учета, установленной методическими указаниями по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

III. Рекомендации по классификации ИС и компонентов ИТКИ

13. При формировании сведений об ИС и компонентах ИТКИ рекомендуется использовать следующие классификационные категории объектов учета:

13.1. ИС обеспечения специальной деятельности (далее - ИС специальной деятельности) - ИС, предназначенные для автоматизации либо информационной поддержки предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, предусмотренных в федеральных законах, актах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, актах органов субъектов в качестве полномочий конкретного органа субъекта, а также исполняемых им функций по государственному контролю (надзору) (далее - специфические полномочия).

________________

В целях методических рекомендаций выделяются следующие типы полномочий органов субъектов: специфические полномочия, типовые полномочия, не относящиеся к специфическим полномочиям.

13.2. ИС обеспечения типовой деятельности (далее - ИС типовой деятельности) - ИС, предназначенные для автоматизации обеспечивающей деятельности органов субъектов в рамках исполнения ими типовых полномочий, предусмотренных актами органов субъектов, за исключением специфических полномочий, автоматизация или информационная поддержка которых предусмотрена ИС специальной деятельности.

13.3. Центр обработки данных (далее - ЦОД) - технологически и территориально обособленные серверные комплексы, включая рабочие станции, предназначенные для обслуживающего персонала, и технологическое оборудование, обеспечивающие функционирование серверов (стойки, источники бесперебойного питания, коммутационное оборудование и кабельные системы).

13.4. Типовые компоненты ИТКИ - программно-технические комплексы и средства, выполняющие общие технологические функции, и (или) совместно используемые ИС.

13.5. Компоненты инфраструктуры электронного правительства - инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие ИС, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее - компоненты инфраструктуры электронного правительства), формирование которой осуществляют органы субъектов Российской Федерации в соответствии с Положением об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 года N 451 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 24, ст.3503; N 44, ст.6274; N 49, ст.7284; 2012, N 39, ст.5269; N 53, ст.7938; 2013, N 27, ст.3612).

14. Рекомендуется выделять объекты учета таким образом, чтобы каждый объект учета соответствовал только одной классификационной категории. Классификатор ИС и компонентов ИТКИ и указания по классификации приведены в Приложении N 1 к методическим рекомендациям.

15. Сведения об объектах учета представляются в системе учета информационных систем в виде электронных паспортов. Электронные паспорта создаются:

для ИС специальной деятельности - один паспорт на каждую ИС, определяемую для каждого государственного органа;

для ИС типовой деятельности - один паспорт на обеспечивающую сферу деятельности государственного органа в рамках исполнения им типовых полномочий, определяемую для каждого государственного органа в соответствии с Приложением N 1 к методическим указаниям, или паспорт на каждую ИС типовой деятельности, предназначенную для автоматизации определенной обеспечивающей сферы деятельности государственного органа;

для ЦОД - один паспорт на каждый ЦОД, определяемый для каждого государственного органа;

для типовых компонентов ИТКИ - один паспорт на каждую классификационную категорию типовых компонентов ИТКИ, определяемую для каждого государственного органа в соответствии с Приложением N 1 к методическим указаниям;

для компонентов инфраструктуры электронного правительства - один паспорт на каждый компонент инфраструктуры электронного правительства, определяемый в соответствии с постановлением N 451.

16. Для ИС специальной деятельности в электронном паспорте рекомендуется указывать отрасли государственного управления, на автоматизацию (информационную поддержку) оказания государственных услуг (функций) в которых направлена ИС.

17. Сведения об объекте учета отражаются в электронном паспорте в детализации на программное, техническое обеспечение (далее - ПО, ТО) и иные виды обеспечения (далее - работы, услуги), непосредственно обеспечивающие автоматизацию либо информационную поддержку деятельности органов субъектов при реализации ими определенных полномочий.

18. Классификацию ПО и ТО, работ и услуг рекомендуется осуществлять в соответствии с классификаторами, приведенными в Приложении N 2 к методическим рекомендациям.

19. К средствам ТО рекомендуется относить персональные компьютеры, серверы, вычислительные комплексы, иную аппаратуру и оборудование, необходимые для функционирования ИС. Встроенное ПО технических средств (программы, записанные в постоянное запоминающее устройство или в перезаписываемое постоянное запоминающее устройство оборудования и не предназначенные для исполнения отдельно от него) при этом отдельно не учитывается. Допускается учитывать как технические средства программно-аппаратные комплексы, если ПО, входящее в их состав, поставляется на условиях использования совместно с конкретной единицей технического средства.

20. К средствам ПО рекомендуется относить программы для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ), программные комплексы и компоненты, необходимые для обеспечения функционирования объектов учета. Указываемые в электронном паспорте объекта учета средства ПО рекомендуется характеризовать определенным объемом прав использования, передаваемых органу субъекта. В зависимости от принадлежащего органу субъекта объема прав использования ПО может учитываться как по числу экземпляров (в соответствии с условиями простой (неисключительной) лицензии), так и в качестве объекта исключительного права, при этом количество используемых органом субъекта экземпляров ПО не ограничено. Если в результате работ по созданию ПО, в том числе научно-исследовательских (далее - НИР) и опытно-конструкторских работ, орган субъекта приобретает права использования на программы для ЭВМ, то такие работы учитываются как средства ПО.

21. К прочим видам обеспечения рекомендуется относить работы, услуги, результатами которых не является передача органу субъекта средств ПО и ТО, в том числе проектирование ИС, обучение персонала, услуги по ремонту и регламентному обслуживанию ТО, ведению баз данных.

22. Если средства ПО и ТО используются одновременно несколькими ИС и не входят в состав ЦОД, то рекомендуется учитывать их в электронных паспортах типовых компонентов ИТКИ.

23. Если ИС вместо отдельных средств ПО и ТО использует компонент ИТКИ, то в электронном паспорте этой ИС должен указываться компонент ИТКИ, используемый данной ИС. Сведения об использовании ресурсов определенного компонента ИТКИ различными ИС вносятся в электронный паспорт этого компонента автоматически на основании данных, внесенных в электронные паспорта соответствующих ИС.

24. Автоматизированные рабочие места (далее - АРМ), не входящие в состав определенной ИС или не относящиеся к определенному ЦОД, рекомендуется относить к объекту учета соответствующей классификационной категории типовых компонентов ИТКИ. В электронный паспорт данного объекта учета рекомендуется включать сведения о входящих в состав АРМ средств ПО, ТО, а также связанных с их поставкой, модернизацией и эксплуатацией работ и услуг. Сведения о специализированных программных средствах - клиентских приложениях, используемых непосредственно на рабочих местах пользователей, рекомендуется указывать в составе соответствующей ИС, а не в составе АРМ. Сведения о каналах связи, локальных сетях, периферийном оборудовании коллективного использования (в том числе сетевых принтерах, сканерах), не входящие в состав ИС или не относящиеся к определенному ЦОД, рекомендуется относить к объекту учета соответствующей классификационной категории типовых компонентов ИТКИ.

IV. Состав сведений, рекомендуемых к размещению в системе учета информационных систем

25. В случае принятия решения высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации использовать в качестве учетной системы систему учета информационных систем рекомендуется размещать в системе учета информационных систем состав сведений, указанный в Приложении N 3 к методическим рекомендациям.

26. В случае принятия решения высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не использовать в качестве учетной системы систему учета информационных систем рекомендуется размещать в системе учета информационных систем состав сведений, указанный в Приложении N 4 к методическим рекомендациям.

V. Организация получения доступа к системе учета информационных систем

(Раздел дополнительно включен приказом Минкомсвязи России от 27 марта 2014 года N 63)

27. Для реализации органом субъекта любого из способов размещения сведений в системе учета информационных систем, указанных в пункте 5 методических рекомендаций, рекомендуется в правовом акте органа субъекта о порядке учета указать способ размещения сведений в системе учета информационных систем.

28. Копию правового акт органа субъекта о порядке учета рекомендуется направить в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вместе с официальным письмом о запросе доступа в систему учета информационных систем.

29. В официальном письме о запросе доступа в систему учета информационных систем необходимо указать должностное лицо органа субъекта, назначенное администратором системы, контактные данные вышеуказанного должностного лица (фамилия, имя, отчество, должность, телефон, адрес электронной почты).     

Приложение N 1
к методическим рекомендациям для
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
по осуществлению учета информационных
систем и компонентов информационно-
телекоммуникационной инфраструктуры,
создаваемых и приобретаемых за счет
средств бюджетов субъектов
Российской Федерации, а также по составу
сведений, размещаемых в системе
учета информационных систем,
утвержденным приказом Министерства
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 22 августа 2013 года N 220