Разработка прибрежно-морского блока Стратегии приморского субъекта основывается на общих методических подходах, изложенных в проекте Методических рекомендаций по разработке Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. В то же время, для более полного учета системообразующих свойств морской деятельности и комплексного анализа процессов, происходящих на море и на суше, для разработки прибрежно-морского блока Стратегии приморского субъекта целесообразно использование ряда дополнительных инструментов. Сформулированные ниже методические подходы к разработке прибрежно-морского блока конкретизируют содержание его соответствующих разделов, содержат рекомендации по использованию некоторых специфических инструментов комплексного анализа морской деятельности, систематизации исходных данных и полученных результатов с учетом возможности их представления в виде, удобном для анализа, а также рекомендации по возможному использованию различных показателей в качестве целевых индикаторов реализации прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта.
Раздел "Комплексный анализ структуры, состояния и перспектив развития регионального морехозяйственного комплекса" в составе прибрежно-морского блока Стратегии приморского субъекта, в целом, должен отражать морскую специфику региона, взаимосвязи между различными видами морской деятельности с учетом действия естественных и антропогенных факторов и составлять основу для дальнейшего процесса планирования.
При разработке прибрежно-морского блока, как уже отмечалось, к рассмотрению принимаются следующие виды морской деятельности:
- морской транспорт, в составе которого выделяются морское судоходство и портовое хозяйство;
- рыбное хозяйство, включающее промышленное рыболовство, искусственное воспроизводство и переработку морских гидробионтов, а также вспомогательные и обслуживающие производства;
- добыча минеральных ресурсов и разведка недр морского дна;
- судостроительная промышленность;
- морская инженерия (гидротехническое строительство, прокладывание трубопроводов, кабелей, берегозащитные мероприятия);
- морская научно-исследовательская деятельность;
- морская туристско-рекреационная сфера, включающая морской туризм, оздоровительную и лечебную деятельность на морских побережьях;
- мероприятия по обеспечению безопасности морской деятельности;
- мероприятия по обеспечению безопасности населения приморских регионов и смягчению последствий от морских стихийных бедствий;
- мероприятия по сохранению морских природных систем и рациональному использованию их ресурсов, защите морской среды от загрязнения;
- подготовка кадров для сферы морской деятельности.
Специализация регионального морехозяйственного комплекса основывается на пространственной дифференциации природных и экономических условий, которые являются предпосылками для организации определенных видов морской деятельности.
Морская специализация приморского субъекта Российской Федерации определяется с учетом вклада регионального морехозяйственного комплекса в развитие морской деятельности Российской Федерации и его роли в реализации национальной морской политики. При этом необходимо учитывать не только текущий уровень состояния регионального морехозяйственного комплекса, но и перспективы его развития, определяемые общими целями и задачами социально-экономического развития Российской Федерации, а также национальной морской политикой. Анализ тенденций развития морской деятельности на соответствующем региональном направлении национальной морской политики проводится по видам морской деятельности и в комплексе, с учетом взаимодействия различных видов морской деятельности в рамках функционирования данного регионального морехозяйственного комплекса.
Важной характеристикой, определяющей приоритетность развития того или иного вида морской деятельности, является уровень концентрации трудовых и производственных ресурсов, создающий условия для формирования на территории соответствующего приморского субъекта Российской Федерации эффективного морехозяйственного кластера, в значительной степени определяющего его морскую региональную специализацию. Для выявления приоритетных видов морской деятельности на основе кластерного подхода может быть использован, так называемый, коэффициент локализации, рассчитываемый по занятости населения как:
IC= (Empgi/Empg)/(Empi/Emp),
где IC - коэффициент локализации;
Empgi - количество занятых в i-м виде экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;
Empg - общее количество занятых в субъекте Российской Федерации;
Empi - количество занятых в i-м виде экономической деятельности в Российской Федерации;
Emp - общее количество занятых в Российской Федерации.
Коэффициент локализации, рассчитанный таким способом, представляет собой отношение удельного веса занятых в i-м виде морской деятельности в общей структуре занятости субъекта Российской Федерации к удельному весу занятых в том же виде морской деятельности в целом по стране. В принципе, кроме численности занятого персонала для расчета коэффициента локализации могут быть использованы данные по валовой товарной продукции и основным промышленным фондам.
После определения приоритетных видов морской деятельности приморского субъекта Российской Федерации в рамках национального морехозяйственного комплекса целесообразно провести аналогичную оценку в разрезе муниципальных образований. Коэффициент локализации для i-го вида морской деятельности для муниципального образования рассчитывается с использованием той же формулы с учетом ее модификации применительно к системе "муниципальное образование - субъект Российской Федерации".
Сопоставление коэффициентов локализации, полученных для отдельных муниципальных образований и для региона в целом, позволяет оценить уровень вовлеченности (степень участия) отдельного муниципального образования в реализации i-го вида морской деятельности в составе регионального морехозяйственного комплекса (таблица 1).